Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Страсти и социальное поведение




Будучи интегрированы в устойчивую структуру лич­ности, страсти могут быть либо рациональными, либо иррациональными. Рациональные страсти, такие, как, например, любовь к другому человеку, к живым суще­ствам, усиливают ощущение радости и полноты жизни, придают ей смысл. Иррациональные страсти — нена­висть, жадность, ревность, зависть, тщеславие — вно­сят в человеческое существование драматический эле­мент и являются скорее жизнеразрушающим, чем жиз-нетворящим фактором. Те и другие придают жизни заинтересованный характер, насыщают ее то восторга­ми, то страхами, питают мечты и сновидения, обогаща­ют сюжетами мифы, поэзию, романы, пьесы. Не желая существовать подобно вещи, растению или автоматичес­кому механизму, человек преодолевает при помощи стра­стей банальность своего существования, придает своей жизни остроту и смысл. Одной из ведущих страстей Фромм считает наклонность человека к деструктивному поведению, полагая, что многим людям свойственно вре­мя от времени искать возможности и поводы для раз­рядки деструктивной энергии, накопившейся в глуби­нах психики.


Психосоциология садизма

Самой тяжелой разновидностью деструктивного пове­дения является садизм, сущность которого состоит в жажде неограниченной, абсолютной власти над живыми суще­ствами, будь то животное, ребенок, женщина или мужчи­на. Цель садиста состоит в том, чтобы заставить это суще­ство испытывать унижение, боль, муку, стать его повели­телем, господином, богом, превратить его в подобие вещи, позволяющей хозяину делать с ней все, что угодно.

Садизм — злокачественное образование внутри че­ловеческой психики, которое калечит личность садис­та, делает его моральным уродом и, зачастую, преступ­ником. Если человек не видит для себя положительных путей самореализации и социального самоутверждения, если в его жизни нет радости и творчества, то садизм выступает для него как средство, позволяющее почув­ствовать свою значительность. Через ощущение абсо­лютной власти над другим существом его социальная ничтожность заслоняется иллюзией всемогущества. Са­дист далеко не всегда стремится к убийствам; ему гораз­до важнее, чтобы его жертва была живым, слабым, дро­жащим от ужаса объектом обладания, пульсирующим всей своей вздрагивающей от боли и страха плотью.

Соответственно психологическому диагнозу Фромма, садист — это, как правило, одинокое, полное страхов, несчастное создание, страдающее от сознания своей че­ловеческой несостоятельности. Насилие над еще более слабыми существами позволяет ему компенсировать свое ничтожество, но не избавляет от личной трусости и го­товности подчиниться тем, кто сильнее и агрессивнее. Во всех существующих социальных системах имеются необходимые предпосылки для проявления у людей са­дистских наклонностей.

Иерархически организованные общественные струк­туры всегда дают возможность вышестоящим властвовать над подчиненными. Даже у тех, кто пребывает на низших ступенях социальной лестницы, находятся под рукой еще более беззащитные существа: для тюремщика это заклю­ченные, для санитарки — больные, для злой учительни­цы — малыши-школьники, для мелкого чиновника — посетители, для отца-деспота — жена, дети, собака и т. д.


Существуют не только садистские личности, но и садистские цивилизации, практикующие системное на­силие и активно плодящие преступников. Садистские эксцессы чаще встречаются в социальных слоях, пред­ставители которых имеют мало истинных радостей жиз­ни. В первую очередь они характерны для угнетенных общественных групп, жаждущих мести и перераспреде­ления власти. Не найдя возможностей для развития выс­ших способностей, они с готовностью отдаются во власть деструктивных аффектов, выказывают предрасположен­ность к преступлениям.

Некрофильский характер

Особое внимание Фромм уделил такому проявлению деструктивных наклонностей как некрофилия. Под ней он понимал влечение человека к мертвой материи, жаж­ду разрушения ради разрушения, страстное желание пре­вращать живое в неживое, насильственно прерывая жи­вые связи. Отличительная особенность некрофильского характера — убежденность в том, что насилие — самый подходящий случай для разрешения абсолютного боль­шинства проблем и конфликтов.

Целиком некрофильские характеры встречаются срав­нительно редко и представляют собой сугубо патологи­ческие явления. Чаще всего бывают случаи смешения биофильских и некрофильских наклонностей с домини­рованием последних. Именно к таким случаям примени­ма дефиниция «некрофильская личность». Возможность определяющих воздействий некрофильских наклоннос­тей на психику и поведение индивида зависит от целого ряда психологических и социокультурных факторов. Сре­ди них Фромм называл наличие определенных социальных обстоятельств, способных стимулировать некрофильскую ориентацию, в том числе событий частной жизни, кото­рые могут либо погасить некрофильские импульсы еще в зародыше, либо же, напротив, стимулировать их гиперт­рофию. Он писал: «Вряд ли нужно особо напоминать, что патологически некрофильские личности представляют серьезную опасность для окружающих. Это человеконе­навистники, расисты, поджигатели войны, убийцы, по­трошители и т. д. И они опасны, не только занимая по-

302'


сты политических лидеров, но и как потенциальная ко­горта будущих диктаторов. Из их рядов выходят палачи и убийцы, террористы и заплечных дел мастера. Без них не могла бы возникнуть ни одна террористическая систе­ма. Однако и менее ярко выраженные некрофилы также играют свою роль в политике. Возможно, они не относят­ся к главным адептам террористического режима, но они обязательно выступают за его сохранение, даже когда они не в большинстве (обычно они и не составляют большинства, все же они достаточно сильны, чтобы прий­ти к власти и ее удерживать)» (Фромм Э. Анатомия чело­веческой деструктивности. М., 1994. С. 318).

Внутренний запрет на насилие

Согласно Фромму, в человеческом существе присут­ствует внутренний запрет на насилие и убийство, чему имеется множество свидетельств и доказательств. Так, люди способны привязываться к животным, в результате чего между человеком и животным возникает некое подо­бие личной связи, так что впоследствии этот человек зача­стую не может убить и употребить в пищу домашнее жи­вотное, к которому успел привязаться. У людей нередко возникает чувство вины из-за того, что они приняли уча­стие в разрушении, уничтожении чьей-либо жизни. Это происходит из-за того, что любое убийство нарушает це­лостность мирового единства всего живого. Не случайно в индуизме издревле главной заповедью считается запрет на убийство живых существ. Внутренний запрет на убий­ство восходит, во-первых, к чувству общности человека со всем живым, а во-вторых, к его ощущению глубинных связей с другими людьми, к способности испытывать со­чувствие к ним. Прямым доказательством существования такого запрета являются угрызения и муки совести.

М. ФУКО:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Мишель Фуко (1926-1984) — французский социолог, историк, философ, криминолог. Преподавал в университе­тах Франции, Германии, Польши. В 1971 г. во Франции по его инициативе была создана «Группа информации


о тюрьмах», в чью задачу входило изучение условий со­держания заключенных и информирование обществен­ности о состоянии пенитенциарной системы. Работа в этой группе позволила Фуко создать объемное исследо­вание «Надзирать и карать: рождение тюрьмы» (1975), основные положения которого явились развитием его концепции отношений между властью и насилием, пре­ступлением и наказанием.

Основные сочинения: «Безумие и неразумие. Исто­рия безумия в классический век» (1961); «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» (1966); «Археология знания» (1969); «История сексуальности. Воля к зна­нию» (1976); «История сексуальности. Пользование на­слаждениями» (1984) и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 313 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2307 - | 2123 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.