Главный предмет социально-исторического знания — не эволюция национальных государств и смена социально-политических систем, а жизнь локальных цивилизаций как общностей, более масштабных, чем нации, но меньших, чем все человечество. Каждая цивилизация — это живая целостность, способная к самоопределению в социально-историческом времени и пространстве, проходящая несколько основных фаз в своем развитии, обретающая свой неповторимый облик, достигающая разнообразия, богатства своего внутреннего содержания, затем переживающая фазу надлома и последующего умирания. Локальные цивилизации приходят и уходят, а мировая Цивилизация остается. Динамика развития конкретной цивилизации определяется в первую очередь творческими усилиями людей, живущих внутри ее культурного пространства.
Существует несколько типов цивилизаций:
1) первичные или древнейшие, возникшие в III тыс.
до н. э. непосредственно из первобытной архаики и обо
сновавшиеся на берегах Нила, Ефрата, Тигра;
2) цивилизации второго поколения;
3) цивилизации третьего поколения.
Цивилизация и религия
Человеческие представления о единстве мироздания издавна опираются на две константы — представления о едином, всемогущем Боге и вездесущем Законе. При этом одни религиозные доктрины ставили Закон над Богом (буддизм), а в других Бог стоял выше Закона (иудаизм, ислам). В социальной жизни также различались две позиции: правящее меньшинство ценило силу Закона выше, а «внутренний пролетариат» (так Тойнби называл религиозных подвижников и тех, кто шел за ними) верил в безраздельное могущество Бога.
«В системах, где „Закон — царь всего", личность Бога меркнет по мере того, как Закон, управляющий Вселенной, принимает все более отчетливые очертания. В западном мире, например, вот уже триста лет Триединый Бог постепенно утрачивает свое влияние на сознание все большего числа людей, тогда как естествознание продолжает
•290*
свой непрерывный триумфальный рост, распространяя границы своей интеллектуальной империи на все новые сферы бытия. Уже в наши дни наука претендует на весь духовный, равно как и материальный, мир, и мы видим, как Бог-Математика претворяется в Бога-Вакуум».
Для Тойнби определяющую роль в выстраивании его концепции играли библейские тексты и труды христианских отцов церкви. Для него первозначима способность религии соединять, духовно сплачивать людей. Религия позволяет им испытывать чувство единения перед картинами грезящегося финала мировой истории. Она наделяет наиболее одухотворенных представителей творческой элиты харизматическим ореолом, мистической энергией, пророческим даром, способностью внушать массам возвышенную веру в силу Провидения, которому подчинена логика исторического процесса.
Важнейшая отличительная особенность религиозной системы — ее целостность, позволяющая ей сохранять единую магистральную направленность своих духовно-практических усилий. Это свойство особенно важно в условиях поливариантности исторических путей и плюрализма движущих людьми идеологий. Другая важная черта религии — это ее способность помогать преодолению политических барьеров, отделяющих государства друг от друга, и культурные границы, разделяющие локальные цивилизации.
При переходах от второго поколения цивилизаций к третьему определяющую роль играет церковь. Так происходило во время распада «универсального государства» — Римской империи. Существующий в этом гибнущем социальном организме «внутренний пролетариат», т. е. первые христиане, сумели творческими усилиями своего духа и своей воли создать христианскую (вселенскую) церковь, ставшую ядром многих будущих государств и цивилизаций. Из процесса гибели универсальных государств вселенская церковь извлекает наибольшую выгоду: если государство умаляется, то церковь возрастает. Она выступает в роли «полезного и скромного слуги», помогающего в недрах гибнущего социально-политического тела родиться новой цивилизации. Для этого она обладает достаточной внутренней силой.
Роль религии особенно возрастает в те периоды, когда цивилизации начинает грозить гибель. Именно так обстоит дело с современной западной цивилизацией. Для Тойнби представляется очевидным, что спасти ее смогут два фактора — апелляция к христианским ценностям и стремление христианства преодолеть «западоцентризм» и гармонизировать свои отношения с другими мировыми религиями.
Экзистенциальная ритмика «вызовов» и «ответов»
История — это экзистенциальная драма, в которой разыгрываются сцены всевозможных испытаний, обрушиваемых на человека высшими силами. Испытания могут выступать в виде естественных катаклизмов, внешних нашествий и завоеваний, возникновения опасных очагов социального возмущения внутри локальных цивилизаций и т. д. Так мир бросает свой вызов человеку, который обязан достойным образом ответить на него. Ответ предполагает энергичные творческие усилия, позволяющие справиться с обстоятельствами, разрешить обнаружившиеся противоречия. Затем следуют новый «вызов» и новый «ответ», не позволяющие цивилизации впасть в состояние дремоты и самодовольства. Ритмические чередования «вызовов» и «ответов» составляют пульс существования локальной цивилизации от рождения до ее угасания.