Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психолог, социолог, культуролог. Он начинал как психиатр в клинике Цюриха, затем был профессором университетов Цюриха, Базеля. Испытал влияние учения 3. Фрейда, стал президентом Международного психоаналитического общества. В 1920-1930 гг. отошел от классического фрейдизма и принципов пансексуализма. Подобно Аристотелю, ставшему из ученика Платона его оппонентом, Юнг оказался в таком же положении по отношению
• 293 •
к Фрейду, создав собственное направление, названное им «аналитической», «глубинной» психологией и имеющее большое значение для исследования бессознательных оснований нормативной и, в частности, морально-правовой регуляции социального поведения индивидов и масс. Юнг увлекался китайской и индийской религией и философией, совершал экспедиции в Африку, где изучал обычаи и нравы племен, ведущих первобытный образ жизни. Основные сочинения: «Метаморфозы и символы либидо» (1912); «Трансцендентная функция» (1916); «Об энергетике души» (1928); «Проблемы души в наше время» (1931); «Действительность души» (1934); «Психология и религия» (1940); «О психологии бессознательного» (1943); «Психология и алхимия», «Психология и воспитание» (1944); «Символика духа» (1948); «Символы трансформации», «Ответ Иову» (1952); «Окорнях сознания» (1954); «Современный миф» (1958); «Подход к бессознательному» (1961) и др.
Коллективное бессознательное
Понятие коллективного бессознательного, занимающее главное место в теории Юнга, означает сверхличную память рода, коллективную душу, являющуюся продуктом психической наследственности, свидетельством исторически-генетической преемственности поколений, связывающим современного человека с его предками. Коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует нечто вроде общей, единой корневой системы, питающей психическую, духовную жизнь индивидов. Его бесконечно богатое содержание лишь частично зафиксировано мифами, религиозными преданиями, искусством древних и современных народов. Регулятивные начала, содержащиеся на уровне коллективного бессознательного, предопределяли особенности возникавших на их основе норм нравственности, обычного и естественного права. Несмотря на то, что современное право, как унифицированная знаковая система с однозначными требованиями к индивиду, и архаичный миф далеко не всегда пересекаются своими нормативными предписаниями и смысловыми сюжетами, у них можно обнаружить общую генетическую платформу — коллективное бессознательное.
•294*
Сущность архетипа
Психическое существование человека — сложный, противоречивый процесс, динамика которого предопределяется комплексами бессознательных переживаний — архетипами. Как общие «модели поведения», универсальные первообразы, архетипы укоренились в человеческой психике в глубокой древности. Они обнаруживают себя в качестве сквозных мотивов, общепринятых символов мировой культуры, постигаемых при помощи религиозной, метафизической, художественной и нравственной интуиции. Последнее обстоятельство позволило Юнгу сформулировать мысль о том, что природу архетипов легче понять, исходя из целей, которым они служат.
Каждый архетип способен сочетаться с личным опытом человека, вытесненным из сознания и сосредоточившимся в пределах индивидуального подсознания. На уровне архетипов реальность не подразделяется на природную, социальную и духовную. В них все слито в синкретичные целостности всеобъемлющих универсалий, каждая из которых способна порождать бесконечное множество разнообразных культурных форм.
Юнг сравнивал коллективное бессознательное с грибницей, а индивидуальную психику и ее архетипы с отдельным грибом. В одних случаях архетипы интегрируются в сознание, а в других нет, и тогда они способны своим воздействием оказывать разрушительное воздействие на личность и ее поведение. Они не поддаются прямому контролю со стороны сознания, их содержание не подчиняется попыткам прямого нормативного регламентирования средствами моральных и правовых предписаний. Это, однако, не означает, что бессознательные начала ориентируют человека только лишь на нарушение социальных норм.
Виды архетипов
Существует значительное количество разнообразных архетипов. Сам Юнг обозначил и охарактеризовал лишь некоторые из них.
1. «Тень» — генетически унаследованное человеком от архаического прошлого докультурное, темное содержание опыта, отвергнутое индивидуальным «я» и оттесненное в область бессознательного, где оно оформляется
• 295 •
в «анти-я», «не-я» или «тень», как темного двойника сознательного «я». «Тень» — та часть психики, которую невозможно устранить и которая постоянно сопровождает человека во всех его действиях. Данный архетип наиболее важен для понимания природы различий между нормативным и анормативным поведением. Это своеобразный резервуар всего докультурного, «зверочеловеческо-го», угрожающего основам духовности, нравственности и правопорядка, проявляющегося как тяготение человека к запретному, преступному. Традиционное религиозное сознание издавна приравнивало его действие к дьявольскому наваждению.
В работе «Борьба с тенью» Юнг попытался взглянуть в свете данного архетипа на личность Гитлера. В результате диктатор предстал как чудовищная персонификация всех низменных человеческих проявлений, как «неадаптивная психопатическая, безответственная личность, наделенная острой интуицией беспризорника или крысы».
Для Юнга Гитлер — это тень или низшая сторона личности каждого человека, представленная в ошеломляющих масштабах. То обстоятельство, что большинству немцев удалось увидеть в Гитлере своего темного двойника, заставило их последовать за ним. Юнг, однако, находит способ обратить яд в противоядие: он призывает каждого, увидевшего в диктаторе свою тень, уметь оценить ее как страшное зло, как наибольшую опасность для себя и научиться бороться против нее. Цивилизованный человек должен уметь направлять собственную разрушительную агрессивность внутрь своей же психики, на борьбу со своей «тенью».
2. Архетип «маски» представляет собой средство при
крытия, позволяющее спрятать за покровом приобре
тенной социальности индивидуальное, сокровенное «я».
Благодаря «маске» человек пытается выглядеть так, как
того требует общественное мнение. Защищая внутрен
нее «я» личности, «маска» может в конечном счете стать
причиной ее духовной деградации и обезличивания.
3. Архетип «анимы» имеет двойной смысл: во-пер
вых, это образ души, символизирующий глубинную, бес
сознательную мудрость, во-вторых, это образ женщины
в подсознании мужчины.
4. Архетип «анимуса» — это образ мужчины в пси
хике женщины.
5. Архетип «самости» ведает индивидуацией челове-
ка, обеспечивает способность ощущать не только отдель-
ность, обособленность своего существа и существования,
но и его соотнесенность с мировым целым.
Кроме указанных, существуют архетипы бога, зло- го духа, мудреца, героя, дитяти, чуда, тайны, автори- тета, порядка, хаоса, аполлонического и дионисийного начал и др.
Проблема мотивации
Концепция Юнга предлагает более сложную, чем у Фрейда, картину мотивационных процессов, протекающих внутри индивидуальной психики. Если у Фрейда происходит смешение, взаимодействие и противоборство трех типов мотивов, исходящих от «Id», «Ego» и «Super-Ego», то у Юнга мотивационные инициативы исходят от множества различных архетипов. Сталкиваясь между собой, противореча друг другу, они порождают чрезвычайно сложную и драматическую картину психической жизни человека.
Нормативное сознание современных людей пребывает в различной степени зависимости от коллективного бессознательного. На нижнем уровне пребывают те, кто живет преимущественно в дорефлексивном состоянии, мало чем отличающемся от первобытной бессознательности. Выше стоят индивиды, чья психическая жизнь соответствует критериям начального этапа развития мировой цивилизации. Еще выше находятся те, чье сознание соответствует современным критериям цивилизованности и культуры.
Индивидуальные «я» людей существуют как бы между двумя огромными сферами: с одной стороны — внешний нормативный мир современной цивилизации, а с другой — императивы коллективного бессознательного. Человеческое «я» воспринимает идущие от них требования и вынуждено постоянно отыскивать способы согласования возникающих между ними противоречий. Архетипы обозначают векторы требующихся от человека духовно-практических усилий и тем самым либо помогают, либо мешают индивиду адаптироваться к внешней социальной реальности.
• 297 •