Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


К. Г. Юнг: психосоциология коллективного бессознательного




Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский пси­холог, социолог, культуролог. Он начинал как психиатр в клинике Цюриха, затем был профессором университе­тов Цюриха, Базеля. Испытал влияние учения 3. Фрей­да, стал президентом Международного психоаналитиче­ского общества. В 1920-1930 гг. отошел от классического фрейдизма и принципов пансексуализма. Подобно Ари­стотелю, ставшему из ученика Платона его оппонентом, Юнг оказался в таком же положении по отношению

• 293 •


к Фрейду, создав собственное направление, названное им «аналитической», «глубинной» психологией и имеющее большое значение для исследования бессознательных ос­нований нормативной и, в частности, морально-право­вой регуляции социального поведения индивидов и масс. Юнг увлекался китайской и индийской религией и фи­лософией, совершал экспедиции в Африку, где изучал обычаи и нравы племен, ведущих первобытный образ жизни. Основные сочинения: «Метаморфозы и символы либидо» (1912); «Трансцендентная функция» (1916); «Об энергетике души» (1928); «Проблемы души в наше вре­мя» (1931); «Действительность души» (1934); «Психо­логия и религия» (1940); «О психологии бессознательно­го» (1943); «Психология и алхимия», «Психология и воспитание» (1944); «Символика духа» (1948); «Симво­лы трансформации», «Ответ Иову» (1952); «Окорнях сознания» (1954); «Современный миф» (1958); «Подход к бессознательному» (1961) и др.

Коллективное бессознательное

Понятие коллективного бессознательного, занимаю­щее главное место в теории Юнга, означает сверхличную память рода, коллективную душу, являющуюся продук­том психической наследственности, свидетельством исто­рически-генетической преемственности поколений, свя­зывающим современного человека с его предками. Кол­лективное бессознательное идентично у всех людей и образует нечто вроде общей, единой корневой системы, питающей психическую, духовную жизнь индивидов. Его бесконечно богатое содержание лишь частично зафикси­ровано мифами, религиозными преданиями, искусством древних и современных народов. Регулятивные начала, содержащиеся на уровне коллективного бессознательно­го, предопределяли особенности возникавших на их осно­ве норм нравственности, обычного и естественного права. Несмотря на то, что современное право, как унифициро­ванная знаковая система с однозначными требованиями к индивиду, и архаичный миф далеко не всегда пересека­ются своими нормативными предписаниями и смысловы­ми сюжетами, у них можно обнаружить общую генети­ческую платформу — коллективное бессознательное.

•294*


Сущность архетипа

Психическое существование человека — сложный, противоречивый процесс, динамика которого предопре­деляется комплексами бессознательных переживаний — архетипами. Как общие «модели поведения», универсаль­ные первообразы, архетипы укоренились в человеческой психике в глубокой древности. Они обнаруживают себя в качестве сквозных мотивов, общепринятых символов мировой культуры, постигаемых при помощи религиоз­ной, метафизической, художественной и нравственной интуиции. Последнее обстоятельство позволило Юнгу сформулировать мысль о том, что природу архетипов лег­че понять, исходя из целей, которым они служат.

Каждый архетип способен сочетаться с личным опы­том человека, вытесненным из сознания и сосредоточив­шимся в пределах индивидуального подсознания. На уровне архетипов реальность не подразделяется на при­родную, социальную и духовную. В них все слито в синкретичные целостности всеобъемлющих универсалий, каждая из которых способна порождать бесконечное мно­жество разнообразных культурных форм.

Юнг сравнивал коллективное бессознательное с гриб­ницей, а индивидуальную психику и ее архетипы с отдель­ным грибом. В одних случаях архетипы интегрируются в сознание, а в других нет, и тогда они способны своим воз­действием оказывать разрушительное воздействие на лич­ность и ее поведение. Они не поддаются прямому контролю со стороны сознания, их содержание не подчиняется по­пыткам прямого нормативного регламентирования сред­ствами моральных и правовых предписаний. Это, однако, не означает, что бессознательные начала ориентируют че­ловека только лишь на нарушение социальных норм.

Виды архетипов

Существует значительное количество разнообразных архетипов. Сам Юнг обозначил и охарактеризовал лишь некоторые из них.

1. «Тень» — генетически унаследованное человеком от архаического прошлого докультурное, темное содер­жание опыта, отвергнутое индивидуальным «я» и оттес­ненное в область бессознательного, где оно оформляется

• 295 •


в «анти-я», «не-я» или «тень», как темного двойника сознательного «я». «Тень» — та часть психики, которую невозможно устранить и которая постоянно сопровождает человека во всех его действиях. Данный архетип наибо­лее важен для понимания природы различий между нор­мативным и анормативным поведением. Это своеобраз­ный резервуар всего докультурного, «зверочеловеческо-го», угрожающего основам духовности, нравственности и правопорядка, проявляющегося как тяготение челове­ка к запретному, преступному. Традиционное религиоз­ное сознание издавна приравнивало его действие к дья­вольскому наваждению.

В работе «Борьба с тенью» Юнг попытался взглянуть в свете данного архетипа на личность Гитлера. В резуль­тате диктатор предстал как чудовищная персонификация всех низменных человеческих проявлений, как «неадап­тивная психопатическая, безответственная личность, на­деленная острой интуицией беспризорника или крысы».

Для Юнга Гитлер — это тень или низшая сторона личности каждого человека, представленная в ошелом­ляющих масштабах. То обстоятельство, что большин­ству немцев удалось увидеть в Гитлере своего темного двойника, заставило их последовать за ним. Юнг, одна­ко, находит способ обратить яд в противоядие: он при­зывает каждого, увидевшего в диктаторе свою тень, уметь оценить ее как страшное зло, как наибольшую опас­ность для себя и научиться бороться против нее. Циви­лизованный человек должен уметь направлять собствен­ную разрушительную агрессивность внутрь своей же пси­хики, на борьбу со своей «тенью».

2. Архетип «маски» представляет собой средство при­
крытия, позволяющее спрятать за покровом приобре­
тенной социальности индивидуальное, сокровенное «я».
Благодаря «маске» человек пытается выглядеть так, как
того требует общественное мнение. Защищая внутрен­
нее «я» личности, «маска» может в конечном счете стать
причиной ее духовной деградации и обезличивания.

3. Архетип «анимы» имеет двойной смысл: во-пер­
вых, это образ души, символизирующий глубинную, бес­
сознательную мудрость, во-вторых, это образ женщины
в подсознании мужчины.


4. Архетип «анимуса» — это образ мужчины в пси­
хике женщины.

5. Архетип «самости» ведает индивидуацией челове-
ка, обеспечивает способность ощущать не только отдель-
ность, обособленность своего существа и существования,
но и его соотнесенность с мировым целым.

Кроме указанных, существуют архетипы бога, зло- го духа, мудреца, героя, дитяти, чуда, тайны, автори- тета, порядка, хаоса, аполлонического и дионисийного начал и др.

Проблема мотивации

Концепция Юнга предлагает более сложную, чем у Фрейда, картину мотивационных процессов, протекаю­щих внутри индивидуальной психики. Если у Фрейда происходит смешение, взаимодействие и противоборство трех типов мотивов, исходящих от «Id», «Ego» и «Super-Ego», то у Юнга мотивационные инициативы исходят от множества различных архетипов. Сталкиваясь между собой, противореча друг другу, они порождают чрезвы­чайно сложную и драматическую картину психической жизни человека.

Нормативное сознание современных людей пребывает в различной степени зависимости от коллективного бессоз­нательного. На нижнем уровне пребывают те, кто живет преимущественно в дорефлексивном состоянии, мало чем отличающемся от первобытной бессознательности. Выше стоят индивиды, чья психическая жизнь соответствует кри­териям начального этапа развития мировой цивилизации. Еще выше находятся те, чье сознание соответствует совре­менным критериям цивилизованности и культуры.

Индивидуальные «я» людей существуют как бы меж­ду двумя огромными сферами: с одной стороны — внеш­ний нормативный мир современной цивилизации, а с другой — императивы коллективного бессознательно­го. Человеческое «я» воспринимает идущие от них тре­бования и вынуждено постоянно отыскивать способы согласования возникающих между ними противоречий. Архетипы обозначают векторы требующихся от челове­ка духовно-практических усилий и тем самым либо по­могают, либо мешают индивиду адаптироваться к внеш­ней социальной реальности.

• 297 •






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 435 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2376 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.