усское необарокко, сочетающее идеи либерализма, гражданского общества, правового государства с принципами духовности, подчиненной высшим религиозным абсолютам, несло в себе возможность спасения российской цивилизации от революционной катастрофы. Но безудержная экспансия се-кулярности обернулась историческим парадоксом — уничтожением не только религиозных основ духовности, нравственности, законопослушания, но и почвы для развития начал свободы, гражданского общества и правового государства.
Серебряный век, давший миру мыслителей и художников первой величины, неоднократно пытался в лице многих из них осознать свою истинную культурно-историческую природу. Так, среди попыток его культурологического самоопределения наиболее заметной стала трактовка его как Ренессанса. Кризисные явления общественной жизни второй половины XIX в., резкое увеличение массы морально-правовых противоречий, их качественное усложнение и усугубление поставили перед культурным сознанием — нравственным, художественным, философским, правовым — задачу самоопределения в контексте радикально изменяющейся социальной реальности. Это существенно интенсифицировало развитие социально-философской мысли, привело к появлению крупных мыслителей и выдающихся трудов по социальной философии. Многие социальные противоречия, пребы-
•330*
вавшие дотоле в свернутом виде и напоминавшие «вещи-в-себе», стали объектом разносторонних аналитических исследований при помощи различных гуманитарных средств.
Глубинное неблагополучие общей социальной ситуации заставляло российскую научную и художественную интеллигенцию упорно искать ответы на «проклятые вопросы» бытия.
Эта эпоха соединила и переплела в себе две социально-исторические тенденции — кризисную и возрожденческую. После реформ 1861 г. Россия переживала, по существу, свой первый настоящий культурный ренессанс. Но природа ренессанса, как известно, всегда двойственна: генезис новых духовных, социальных форм непременно сопровождается распадом и гибелью устаревших. Ситуация осложнялась еще и тем, что ренессанс пришел в Россию сравнительно поздно. В это время в Европе уже полным ходом шли процессы, связанные с развитием новой технотронной цивилизации. Россия, не успевшая последовательно пережить все естественные фазы своего духовного возрождения, оказалась втянута в общеевропейский социально-политический кризис, обернувшийся катаклизмом Первой мировой войны и дальнейшими, еще более страшными потрясениями. Ренессанс-ные начала культуры оказались обречены на то, чтобы быть снятыми и уничтоженными серией жестоких политических ураганов.
Попытка взглянуть на эпоху рубежа веков как на период русского ренессанса опиралась на два основных аргумента. Первый заключался в констатации присущего русской культуре этого периода яркого и сильного всплеска духовной активности, превратившей данное время в эпоху, необыкновенную по своей творческой отдаче. Второй аргумент констатировал наличие духа антропоцентризма и антроподицеи в творчестве крупнейших деятелей культуры, энергично защищавших естественные права, свободы и достоинство человека.
Российская модификация антропоцентризма предстала поначалу в форме гуманизма, но вскоре не замедлила обнаружить свою двойственность. Наряду с апологией всего «человеческого, слишком человеческого», она несла в себе
• 331 >
зерна мифологии иллюзорного всемогущества человека, которые вскоре начали давать всходы в виде философем абсолютной свободы, вседозволенности, губительных для культуры и вскоре приведших российскую цивилизацию к катастрофе.
В XX в. под влиянием идей западного неопозитивизма в работах К. М. Тахтарева, П. А. Сорокина, Г. Д. Гур-вича, Н. С. Тимашева социальное поведение индивидов и масс, функционирование социальных институтов рассматривалось сквозь призму эпистемологических конструкций сциентистско-бихевиористского характера с нередким использованием методов количественных измерений.
ЕВРАЗИЙЦЫ:
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Создателями макросоциологической концепции евразийства, сложившейся в 1920-1930-егг., стали русские интеллектуалы-эмигранты. Евразийство представляло собой одну из развернутых, теоретически обоснованных версий русской идеи. Оно было нацелено на объяснение особенностей исторической судьбы российской цивилизации, ее взаимодействий с другими цивилизациями Европы и Азии.
Наибольший вклад в разработку теории евразийства внесли экономист-географ П. Н. Савицкий, этнограф-лингвист Н. С. Трубецкой, богослов Г. В. Флоровский, философ Л. П. Карсавин, правовед Н. Н. Алексеев, историки М. В. Шахматов, Г. В. Вернадский, культуролог П. М. Бицилли, литературовед Д. П. Святополк-Мирский, искусствовед П. П. Сувчинский, писатели А. В. Кожевников, Р. П. Иванов и др.
Недавняя гибель целого культурного мира, катастрофическая трансформация огромной империи в кровавый большевистский режим заставили задуматься о глубинных причинах происшедшей трагедии, интенсифицировали научный поиск, придали чрезвычайную остроту теоретическим изысканиям, духовно объединили более ста человек в рамках общего исследовательского направления.
332»
Еврааийскому движению предшествовала публикация книги Н. С. Трубецкого «Европа и Человечество» (1920). Само же оно возникло в 1921 г. вместе с выходом в Софии первого сборника статей «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев».
Становление евразийства прошло через три этапа: софийский (1921-1925), парижский (1926-1929) и пражский (1930-1939). На протяжении всего этого времени выходили в свет периодические издания «Евразийская хроника» и газета «Евразия», а также сборники статей «На путях. Утверждение евразийцев» (1922); «Россия и латинство» (1923); «Евразийство: Опыт систематического изложения» (1926); «Евразийство: Формулировка 1927 г.» (1927) и др. В них получили развитие исторические, географические, социологические идеи Н. Я. Данилевского, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева.
Евразийская модификациия русской идеи
Русская идея, ставшая уже традиционной принадлежностью геополитического самосознания российской интеллигенции, приобрела в евразийской концепции некоторые дополнительные особенности. При этом сохранились ее отдельные, ставшие уже традиционными компоненты. Так, явственно присутствующий антизападнический фермент дал Ф. А. Степуну основание назвать евразийцев «славянофилами эпохи футуризма».
Стихийно сложившиеся предпосылки для комплексного подхода, многопрофильного анализа, системного исследования оказались необходимым и достаточным условием получения продуктивных научно-теоретических результатов историко-этнографического, социально-политологического, культурологического характера.
Основные концептуальные тезисы евразийства:
1) между Европой и Азией сложился маргинальный
социокультурный мир, одновременно и разделяющий и
соединяющий их, — Евразия;
2) Россия — это евразийская цивилизация со своей
исторической судьбой, отличающейся от судеб европей
ских и азиатских локальных цивилизаций; континент
Евразии сыграл определяющую роль в исторической судьбе населяющих его народов;
3) о самобытности, уникальности евразийского мира
свидетельствуют его географические, хозяйственно-эко
номические, этнические, культурно-исторические осо
бенности;
4) этнические истоки своеобразия российской циви
лизации и культуры объясняются ее интегральным ха
рактером, тем, что она вобрала в себя витальную, соци
альную, духовную энергетику большого числа этносов и
народов туранского, угро-финского, монгольского, арий
ского происхождения и превратилась хотя и в «преем
ницу наследия Чингисхана», но характеризующуюся уже
не деструктивным, а, напротив, созидательным, высо
копродуктивным потенциалом;
5) отрицание европоцентристской парадигмы линей
ного культурно-исторического развития, рассматриваю
щей в качестве венца романо-германскую культуру; опо
ра на парадигму множественности культур, признание
за каждой культурой статуса абсолютной полноценно
сти, уникальности ее жизненного пути, непостижимой
иррациональности ее сути; провозглашение запрета на
оценочные суждения по отношению к любой из куль
тур; отказ европейской культуре в праве на исключи
тельность;
6) неприемлемость для России чисто западной мо
дели социального, политического, культурного разви
тия, в которой не учитывается специфика русской
национальной психологии и ментальности; идея необ
ходимости социального лечения больной, «европеизи
рованной» России, страдающей недугом романо-герма-
низма;
7) добавление к традиционной социально-политичес
кой формуле-триаде российской цивилизации («право
славие — самодержавие — народность») новой, более
рациональной и прагматичной версии, отвечающей кри
териям XX в.: «централизация — дисциплина — само
пожертвование»;
8) оценка революции как социальной катастрофы,
порожденной западными влияниями, процессом двух
сотлетней европеизации российского мира, разрушив-
• 334*
шей базовые психологические и ментальные структуры коллективной души русского народа;
9) духовной основой будущего возрождения российской государственности и культуры может быть только христианство в его православной версии.
Н. С. Трубецкой
Один из инициаторов и ведущих теоретиков евразийского движения, Николай Сергеевич Трубецкой (1890— 1938) — культуролог, языковед, социолог. Получил образование в Московском университете, где позднее, после его окончания, занимал должность приват-доцента. Преподавал в Ростове. После захвата власти большевиками и -вынужденной эмиграции стал профессором университетов Софии, Вены.
Его основные сочинения: «Европа и человечество» (1920); «Верхи и низы русской культуры (Этническая база русской культуры)» (1921); «Русская проблема» (1922); «Наследие Чингисхана. Взгляд не с Запада, а с Востока» (1925); «О туранском элементе в русской культуре» (1925); «К украинской проблеме» (1927); «Общеевразийский национализм» (1927); «Основы фонологии» (1938).
Для культурсоциологической концепции Трубецкого характерна направленность на поиск начал, которые позволяли бы народам не только сохранять свою национальную идентичность, но и позволяли бы интегрироваться в более обширные культурные сообщества. В особой степени его волновала судьба восточнославянских народов, рассредоточившихся на пространствах Евразии и вынужденных ассимилировать в своем сознании, мировоззрении, образе жизни множественность разнородных внешних социокультурных влияний.
По мнению Трубецкого, далеко не случайно именно в Евразии возник особый тип личности, который он, вслед за Л. П. Карсавиным, называл «симфонической личностью», т. е. культурным субъектом, умеющим приводить в гармоническое соответствие действия противоположных сил. Трубецкой был уверен, что этому типу, пока еще слабо представленному в настоящем, принадлежит будущее.
• 335 •
П. Н. Савицкий
Петр Николаевич Савицкий (1895—1968) — русский социолог, историк, культуролог, один из создателей концепции евразийства. Окончил Петербургский политехнический институт (1917). После октябрьского переворота эмигрировал в Европу. Преподавал в Праге на Русском юридическом факультете, затем в Берлине в Русском научном институте. С 1925 г. профессор и заведующий кафедрой экономики Русского аграрного института в Праге, затем профессор Карлова университета. В период фашистской оккупации был по распоряжению гестапо отстранен от преподавательской деятельности. В 1945 г. арестован советскими чекистами и отправлен на десятилетний срок в концлагерь. В 1956 г. после реабилитации уехал в Прагу.
Основные работы: «Миграция культуры» (1921); «Степь и оседлость» (1922); «О задачах кочевниковеде-ния» (1925); «Россия — особый географический мир» (1927); «Месторазвитие русской промышленности» (1932); «Разрушающие свою Родину» (1935) и др.
Савицкий развивал концепцию существования особого, соединяющего Европу и Азию материка — Евразии как самостоятельного географического мира. Россия, занимающая основную часть Евразии, рассматривалась им как самостоятельная цивилизация, обладающая своеобразными чертами, которых не было у цивилизаций Запада и Востока. Одна из определяющих причин неповторимости ее исторической судьбы, политико-правовой системы и духовно-нравственного облика состояла в особенностях того географического пространства, на просторах которого Россия раскинулась и которое играло роль системообразующего фактора. Масштабы евразийского мира требовали подходить к его изучению с методологических позиций геополитики, геоэкономики, геоэтнографии и т. д. Будущее России связано с ее огромной территорией, неисчислимыми природными ресурсами и географическими препятствиями, мешающими ей использовать океанские пути в мировой торговле. Оно связано с развитием государственно-частной экономики, сочетающей плановое государственное регулирование с частной инициативой и способной привести к появлению единого
и сравнительно автономного материкового сверххозяи-ства. Путь экономической автаркии представлялся неизбежным в условиях здравого реагирования субъектов политического управления на специфические особенности российской цивилизации. Россия, как самобытный социокультурный организм не в состоянии двинуться по пути, предписываемому стереотипами традиционного европейского политико-экономического рационализма. Ей ближе политическая метафизика динамичного равновесия материально-экономических и духовно-религиозных начал. Российская ментальность требует, чтобы право подчинялось религии, а государственность склоняла голову перед откровением. Концепция «подчиненного права» в большей мере отвечает русской духовной традиции.
Л. П. Карсавин
Лев Платонович Карсавин (1882-1952) — русский мыслитель. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1913 г. защитил магистерскую диссертацию «Очерки религиозной жизни в Италии в XII—XIII веках». В 1916 г. состоялась защита докторской диссертации «Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ веках, преимущественно в Италии». В 1918 г. стал профессором Петроградского университета. Принимал активное участие в работе Вольной философской ассоциации. В 1922 г. был выслан властями из России. В 1926-1928 гг. жил в Париже, где активно участвовал в научно-издательской деятельности «Евразийского семинара». С 1928 г. профессор кафедры всеобщей истории Каунасского университета. В 1949 г. был арестован и отправлен в концлагерь на север республики Коми, где и умер.
Его основные сочинения: «Католичество» (1918); «Восток, Запад и русская идея» (1922); «Джиордано Бруно» (1923); «Философия истории» (1923); «О началах (Опыт христианской метафизики)» (1925); «Святые отцы и учители. Раскрытие православия в их теориях» (1926); «Церковь, личность и государство» (1927); «О личности» (1928) и др.
В контексте евразийской культурсоциологии важное место занимает концепт Карсавина, обозначенный им
• 337 •
словосочетанием «симфоническая личность». Так он называл отдельное, конкретное человеческое сообщество — семью, социальную группу, церковную общину, народ, нацию, государство, вселенскую церковь, человечество. Такое сообщество обладает характерными признаками, которые вбирают, интегрируют, фокусируют в себе множество черт, особенностей и функций тех индивидов, которые входят в него.
В «симфонической личности» множество отдельных «я» превратились в единое, соборное «мы», а общее «мы» представляет собой уникальное по свойствам, масштабное, корпоративное «сверх-я», органично контекстуали-зированное в онтологию сотворенного Богом мира. Отдельная, индивидуальная личность не только входит всеми своими определениями в формулу «симфонической личности», но и противостоит ей, обнаруживает способность вступать с ней в противоречивые отношения.
Существует иерархия «симфонических личностей», которая, если брать ее в целом, сливается во всеединую мировую личность, обладающую абсолютной полнотой бытия.
«Симфоническая личность» имеет как духовную, так и телесную структуры, которые развернуты в пространственно-временных координатах. Это хорошо видно на примере такой «симфонической личности», как церковь. Как самостоятельный субъект, она обладает единством стремлений и помыслов, владеющих ею. Входящие в ее состав индивиды в каждый конкретный исторический момент придают ее духовному облику своеобразие и неповторимость.
Н. Н. Алексеев
Николай Николаевич Алексеев (1879-1964) — русский правовед, философ, социолог права. Родился в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета. Проходил стажировку в университетах Германии и Франции. Был учеником П. И. Новгородце-ва. Значительное влияние на формирование его мировоззрения и научно-теоретической позиции оказали идеи естественного права, принципы неокантианства и феноменологии. В 1911 г. защитил магистерскую диссерта-
•338
цию «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов». Встретил октябрьский переворот 1917 г. экстраординарным профессором кафедры философии права Московского университета. Гражданская война заставила его эмигрировать из России. В Европе он становится приверженцем идей «евразийства», одним из авторитетных лидеров этого интеллектуального направления. Занимает должности профессора Русского университета в Праге, затем Русских юридических курсов в Сорбонне. Последние годы жизни провел в Швейцарии.
Основные работы: «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов» (1912); «Введение в изучение права» (1918); «Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки» (1919); «Общее учение о праве» (1919); «Основы философии права» (1924).
Алексеев рассматривал социальные отношения не как однообразный конгломерат связей, но как ряд отдельных взаимопроникающих и взаимообусловленных сфер, составляющих перекрещивающуюся систему межсубъектных взаимодействий. Общество выглядит у него состоящим из трех основных стихий отношений: 1) механическая стихия, то есть общественное целое в его подчиненности физическим законам и фактору вероятности; 2) витальная стихия — сфера действия общего жизненного порыва с его первоначальными эмоциями любви и ненависти, симпатии и антипатии. Здесь действуют те же зачаточные нравственные силы, что и среди животных, еще не обретшие самостоятельного значения; 3) духовная стихия — мир ценностей, святынь, идеалов, совершенствования личности и учреждений. Право относится к этой третьей сфере и выступает как необходимая ступень развития идеи духовности, как один из моментов духовного отношения к миру.
Существуют два исторически сложившихся пути изучения права. На первом из них люди изучают то, что считается правом, а на втором изучается уже право само по себе. Считая второй путь более предпочтительным, Алексеев полагал, что теоретическому сознанию необходима познавательная сосредоточенность на предмете в надежде
• 339 •
выявить в нем безусловные элементы и связи. Это стремление вывело ученого на позиции феноменологии.
Алексеев выдвинул ряд положений, которые в определенной степени предваряли концепцию будущей синергетики. Так, он полагал, что понятие хаоса несет в себе не только отрицательное содержание, что к нему вполне приложимо понятие ценности. Сам не будучи самодовлеющей ценностью, хаос, однако, является путем, через который необходимо пройти, чтобы выйти к ценностям высшего рода. Боязнь хаоса — это свидетельство духовной ограниченности и слепоты. В хаосе присутствует неопределенная полнота будущих возможностей, и в этом его ценность.
П. Б. СТРУВЕ:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ СВОБОДЫ
Петр Бернгардович Струве (1870-1944) — российский социолог, философ, правовед, экономист'. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, был преподавателем Петербургского политехнического института, читал курс политической экономии. Проходил стажировку у Л. Гумпловича в Граце (Австрия). В 1917 г. защитил докторскую диссертацию «Хозяйство и цена». Был депутатом Второй Государственной думы, членом ЦК партии кадетов, организатором Добровольческой армии, членом правительства П. Врангеля. В 1920 г. эмигрировал из России. Преподавал социологию в Белградском университете. Последние годы жизни провел в Париже.
Основные сочинения: «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894); «Свобода и историческая необходимость» (1897); «Марксовс-кая теория социального развития» (1900); «К характеристике нашего философского развития» (1902); «Идеи и политика в современной России» (1907); «Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. Сборник статей за пять лет (1905-1910)» (1911); «Заметки о плюрализме» (1923); «Метафизика и социология. Универсализм и сингуляризм в античной философии» (1935) и др.
Струве прошел сложный путь идейно-теоретических исканий от легального марксизма к идеализму, от пози-
'340
тивизма к естественно-правовой социальной теории. Один из центральных вопросов его исследований — это вопрос естественных прав и свобод личности. Активно участвуя в политических и философских дискуссиях своего времени, он на первое место ставил свободу убеждений, совести, слова и печати, придавал им абсолютный характер и считал, что никакая социальная сила, вплоть до государства, не вправе ущемлять их. В случае же каких-либо организованных посягательств на эти свободы произойдет трансформация права в неправо.
Особый интерес представляла для Струве проблема правового государства, которую он рассматривал не только как теоретическую, но и как практическую, имея в виду бурные политические преобразования, происходящий в российской действительности. Только в условиях правовой государственности свобода личности может иметь законные гарантии.
Три базовых принципа должны лежать в основе практической деятельности по строительству правового государства: 1) взаимосвязь прав и обязанностей личности;
2) равенство возможностей для всех граждан в хозяй
ственно-экономической деятельности, предполагающее
равные права получения образования, профессии и т. д.;
3) признание важности духовных, нравственных и рели
гиозных, начал в государственном строительстве и функ
ционировании властных структур.
Вслед за Гегелем Струве наделял государство признаками земного божества, обладающего космичностью, надвременностью, способного порождать у граждан особое «чувство государственности», основанное на глубинном бессознательном ощущении мощи этой надклассовой силы, являющей собой непререкаемую ценность.