Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) — российский социальный мыслитель, специалист по проблемам социологии и психологии права. Учился на медицинском и юридическом факультетах Киевского университета, слушал лекции в университетах Польши и Германии.
Преподавал в Петербургском университете. Его учениками в разные годы были Г. Д. Гурвич, П. А. Сорокин, Н. С. Тимашев, А. Полгурецкий. Избирался депутатом Первой Государственной Думы, был членом ЦК партии кадетов. После революции жил в Польше, возглавлял кафедру социологии Варшавского университета. Жизнь ученого оборвалась трагически в результате самоубийства. Опубликовал книги: «Очерки философии права» (1901); «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология» (1905); «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1910).
Петражицкого привлекала проблематика, связанная с психологической, мотивационной стороной социально-правовой регуляции. В то время среди правоведов мало было тех, кто всерьез интересовался достижениями психологии, и еще меньше тех, кто готов был использовать ее достижения применительно к проблемам права. В этом отношении Петражицкий выступил как новатор и лидер нового направления — психологической школы права, предприняв попытку использовать бихевиористскую методологию к анализу проблем социально-правовой регуляции и мотивации нормативного поведения индивидов.
Петражицкий полагал, что эмоциональные реакции и поведенческие акты представляют собой рефлекторные ответы на внешние стимулирующие воздействия окружающей социальной среды и обеспечивают адаптацию индивидов к внешним требованиям. Одновременно он утверждал, что существуют некоторые неразложимые, первоначальные эмоциональные акты, являющиеся основой всего того, что человеческое мнение определяет как право. Некоторые современники, в частности Н. Н. Алексеев (см. его «Основы философии права», 1924), усматривали в этих положениях элементы феноменологической методологии.
Для Петражицкого эмоции выступали как определяющие «перводвигатели» социально-правового поведения людей. Своеобразие правовых эмоций в том, что они носят императивно-атрибутивный характер и способны побуждать индивидов к законопослушному поведению. Они же служат имманентным психологическим основанием, позволяющим субъектам предъявлять юридичес-
■342
кие требования по отношению к другим лицам и тем самым принуждать их соблюдать правовые нормы, выполнять принятые обязательства, отвечать за свои действия согласно закону.
Позиция Петражицкого была направлена против распространенного убеждения, согласно которому право — это область исключительно внешнего социального поведения и что будто бы не следует принимать во внимание процессы и противоречия, составляющие содержание индивидуальной мотивационной сферы субъекта социально-правовых отношений. Он убедительно аргументировал позицию, которая сыграла определяющую роль в формировании психологической школы права и заключалась в том, чтобы рассматривать психологию мотивов и эмоций как ведущие конституирующие факторы в функционировании интуитивного права, опирающегося не на внешние нормативные источники, а являющегося результатом внутреннего интуитивного самоопределения личности в сфере правовой реальности.
Бихевиористская методология внесла, однако, существенные ограничения в понимание психологических механизмов деятельности правового сознания. Она заставила Петражицкого отрицательно отнестись к проблеме целевой детерминации социально-правового поведения и тем самым перечеркнуть традиционный для всей истории классической философско-правовой мысли вопрос о соотношении свободы и права.
Поскольку одним из главных вопросов правовой философии серебряного века был вопрос о взаимоотношениях права и нравственности, то в центре внимания Петражицкого не случайно оказалась проблема нравственно-психологических оснований правосознания, принявшая вид вопроса о природе этических и правовых эмоций. Он попытался доказать, что право обладает более высокой общественной ценностью, чем мораль, поскольку это более сложный и более эффективный социальный механизм. На фоне общепринятого преклонения российской интеллигенции перед нормами нравственности и пренебрежения нормами права, доходящего до открытого правового нигилизма, позиция Петражицкого способствовала повышению авторитета права.
• 343 •
Л. Д. ТРОЦКИЙ: