Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Модернистский нигилизм versus классическая метафизика




Рорти присуще нигилистическое и прагматически ориентированное стремление освободиться от инерцион­ного воздействия интеллектуальных традиций классичес­кой метафизики, всегда претендовавшей на построение всеобъемлющих картин миропорядка. Равным образом необходимо отказаться от традиционного смыслообраза человеческого разума как зеркала, отображающего реа­лии действительности, и того духовного опыта, который накоплен на этом пути и обременяет современное фи­лософское сознание устаревшими и непродуктивными стереотипами. Современному человеку, рационалисту и прагматику, чтобы быть творцом, созидателем, не нуж­ны ни метафизические абсолюты, ни метафизические системы. Ему необходимы позитивные знания антропо­логического и социологического характера, а также адекватные представления о конструктивных возмож­ностях языка как средства социогуманитарного мыш­ления и орудия освоения мира. Следует отказаться от наследия европейского рационализма, пронизанного уве­ренностью в разумность сущего, всемогущество разу­ма, доступность и аутентичность реалистических ото­бражений действительности при помощи рационалис­тической схематики. Это наследие дискредитировало себя тем, что служило в XX в. идейно-философской опорой для целого ряда авторитарных и тоталитарных политических режимов. Оно внушало иллюзию, будто бы абсолютное большинство морально-политических проблем разрешимо сугубо рациональными методами и что среди многообразия возможных решений всегда име­ется единственное, являющееся в свете рациональных критериев наилучшим.


 


Концепция солидарности

Для Рорти характерна своеобразная гуманитарная праг­матика в подходе к науке, знанию, истине, заставляющая считать истиной все то, что позволяет людям успешно существовать в социальном мире. Человеку важнее всего не объективность имеющихся знаний, а солидарность как возможность поместить свое социальное существование в широкий общественный, культурный контекст, состоя­щий из коммуникативного опыта нынешних и прошлых поколений, ощутить прочность связей с ним и тем самым обрести смысл своего присутствия в мире.

Рассудочный прагматизм Рорти окрашивается в эти­ческие тона: в его рассуждения входят темы всеобщей связи всех людей, коммуникативных диалогов, взаимо­понимания, духовного преображения. Ему ближе всего герменевтическая функция философии, позволяющая направлять информацию в логическое русло социогума-нитарного дискурса и интерпретировать смыслы в соот­ветствии с практическими коммуникативными интере­сами людей, нуждающихся в атмосфере солидарности.

Ценность неклассического, «иронического» либерализма

На вершине ценностной иерархии пребывают либе­рально-демократические идеалы, противостоящие моде­лям авторитарной власти и стереотипам социальной уни­фицированности личностных качеств. Рорти признает лишь одну модель сосуществования государства и граж­данского общества, которая ставит во главу угла солидар­ность ненасильственных соглашений между равноправ­ными субъектами-собеседниками. Утверждению граждан­ского согласия не препятствуют ни религиозный, ни культурный, ни идеологический плюрализм. Только на­сильственная унификация воззрений и позиций может воздвигнуть труднопреодолимые барьеры у него на пути.

Пестрота духовно-практической жизни гражданского общества, бесчисленное множество разнообразных, часто случайных комбинаций из ценностно-нормативных фи­гур служат доказательством того, что невозможно создать универсальную теорию либерализма, пригодную для всех времен и всех типов общества. Семантическая жесткость

' 284'


такой теории будет идти вразрез с исходными принципа­ми либерализма, ставящими во главу угла свободу инди­видуального самоопределения. Компромиссной формой, смягчающей диктат общей теории и соединяющей ее с неповторимым росчерком индивидуальной духовной жиз­ни, может служить концепция «иронического либера­лизма». Она позволяет уравновесить идеалы цивилизо­ванной коммунитарности и личностной автономии, цен­ности солидарности и самоуважения, нормы взаимной адаптации и потребность в самосовершенствовании, склон­ности к публичной и приватной жизни.

Особенность такого либерализма состоит в том, что он позволяет сохранять самокритичную открытость для всего, что исходит от противоположных ценностных по­люсов, пребывать в состоянии колеблющегося внутрен­него равновесия, быть всегда готовым к взвешенным избирательным предпочтениям, избегать оков догматиз­ма, ригоризма, максимализма. Ирония (самоирония) ин­теллигента-либерала становится действенным духовно-практическим средством в социальном мире, являю­щимся свидетелем крушения бесчисленного множества идеалов, оказавшихся неосуществимыми утопиями и прожектами. Ирония позволяет противостоять демаго­гии государственной бюрократии, систематически исполь­зующей в своих целях лексику классического, т. е. серь­езного, неироничного либерализма.

О. ШПЕНГЛЕР:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 350 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2429 - | 2175 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.