Одна из главных задач социологии, по Миллсу, — это нахождение ответов на три вопроса:
1) из каких элементов и структур состоит современ
ное общество;
2) каково место данного социума в мировой истории;
3) какие типы мужчин и женщин преобладают в дан
ном обществе в данный исторический Момент.
В поисках ответов на них ведущую роль должно играть социологическое воображение. Выступая одновре-
268'
менно в качестве типового познавательного метода и индивидуальной творческой способности, социологическое воображение несет на себе печати и общего, и особенного характера. У каждого исследователя имеются свои, сугубо характерные, специфические черты его имагина-тивной способности. Данное обстоятельство позволяет Миллсу утверждать, что каждый исследователь выступает для себя своим собственным методологом. Эту же мысль он затем поворачивает несколько иначе, говоря о том, будто бы не существует метода вообще, а есть всегда лишь конкретный метод, применимый только к конкретному объекту. Чтобы отыскать такой метод, социолог не должен сдерживать свое профессиональное воображение. Согласно Миллсу, наилучшими социологами являются те, кто наделен наиболее ярким и сильным воображением. А поскольку такое воображение чаще всего обнаруживается у лиц с явно выраженными художе- ственными способностями, то в число наиболее крупных социологов должны быть включены писатели, предрас- положенные к тонкой, рафинированной аналитической деятельности, сопровождающейся глубокими рассуждениями и широкими обобщениями.
Для самого Миллса, обладавшего ярким талантом писателя-публициста, социологическое воображение было неиссякаемым источником продуктивных идей и творческих находок. Оно позволяло ему переключать внимание с одной перспективы на другую, комбинировать идеи, составлять мыслительные рисунки, сочинять интеллектуальные фигуры. Социологическое воображение успешно развивается при составлении различных типологий и классификаций, при поисках общих черт, сходных свойств, новых типов, критериев и т. п. В результате занятий такого рода социолог не только отыскивает новые связи и скрытые от большинства смысловые структуры, но и как профессионал начинает мыслить точнее и четче. Миллс рекомендовал социологам для развития творческого воображения думать о противоположностях, стараться отыскивать их и даже придумывать. Если теоретик размышляет о природе социального развития, то ему при этом весьма полезно поразмыслить и о сущности социальной стагнации. В результате его мысль полнее
• 269 •
охватит проблему и ее материал, поскольку между полюсами противоположностей всегда сосредоточено много важных для понимания сути вопроса явлений и фактов, из которых всегда можно выбрать нужное для более полного освещения предмета исследования. Социологическое воображение развивается и при намеренных сменах углов зрения на исследуемую проблему и весь интересующий социолога объект.
Миллс не стесняется давать прямые рецепты по развитию социологического воображения. Вот некоторые из них: а) энергичнее «рыться» в исторических подробностях проблемы и активнее пользоваться трансисторическими конструкциями; б) шире практиковать построение разнообразных теоретических моделей; в) углубляться в детали, связи и взаимозависимости, соотнося их с социально-исторической реальностью; г) связывать личные заботы с общественными проблемами, индивидуальные биографии с социальной историей; д) помнить о главной задаче социолога — сравнивать нынешние социальные структуры с социальными структурами, когда-либо существовавшими в мировой истории; е) практиковать предельно широкий взгляд на социально-исторические проблемы; ж) использовать все имеющиеся в наличии знания как ключ к изучению человеческой природы.
Когда Миллс пишет о том, как полезно исследователю формулировать свои размышления в виде диалогов, сталкивающих противоположные теоретические позиции, то невозможно не вспомнить Платона, работавшего именно в этом жанре. Конечно, для античного мыслителя это не был только лишь художественный прием: диалоги позволяли ему группировать, типологизировать, систематизировать и разводить в разные стороны многообразные точки зрения, позиции, подходы. В итоге на месте пестрого хаоса взглядов появлялась отчетливая бинарная оппозиция, типовая социальная антитеза с характерной для каждой из сторон системой аргументов.
Для Миллса социологическое воображение — чрезвычайно емкая категория, вмещающая в себя практически все аспекты творческой работы исследователя. Оно помогает ученому соединить тему с замыслом, предмет анализа с ключевой, центральной идеей поисковой про-
270'
граммы. Это важно, поскольку нередко встречаются доклады, статьи и даже книги, лишенные идеи и просто излагающие все то, что авторам известно о предмете. Социологическое воображение — это и умение просто и ясно излагать свои мысли. Если в социологическом тексте не присутствуют интонации живой человеческой речи, свидетельствующие о том, что у автора есть воображение, это плохой текст. Социальные науки не должны имитировать стиль математических и естественных наук.