Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Л. Козер: социология конфликтов




Льюис Козер (р. 1913) — американский социолог, конфликтолог. Основные сочинения: «Функции соци­ального конфликта» (1956); «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956); «Этапы изуче­ния социального конфликта» (1967) и др.

Козер опирается на традиционное для западной социо­логии положение о неустранимости конфликтов из со­циальной жизни людей, а также на тезис о способности межсубъектных столкновений выполнять интегрирующие и стабилизирующие функции. Для него конфликты — не социальные аномалии, а необходимые, нормальные, естественные формы существования и развития соци­альной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Ко­зер определяет конфликт как противоборство социаль­ных субъектов (индивидов, групп), возникающее из-за


 


дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предпо­лагающее нейтрализацию, ущемление или уничтоже­ние (символическое, идеологическое, практическое) про­тивника.

Предметом, из-за которого возникает абсолютное большинство конфликтов, являются реальные социальные блага, признаваемые обеими сторонами в качестве тако­вых. К основным причинам конфликтов относятся дефи­цит ресурсов и нарушение принципов социальной спра­ведливости при их распределении. Конкретными ини­циаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представите­ли тех общественных групп, которые считают себя со­циально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильствен­ные формы.

Козер выделяет два типа социальных систем, разли­чающихся между собой характером отношения к обще­ственным конфликтам. Первый тип — твердые или же­сткие системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминания о существовании внутренних кон­фликтов. В таких государственных системах отсутству­ют институциальные политико-юридические механиз­мы разрешения социальных конфликтов, отвечающие естественно-правовым критериям цивилизованности. Реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных отношений имеет жесткий, реп­рессивный характер. Внутри таких социальных систем у индивидов и групп не вырабатываются навыки конст­руктивного поведения в условиях конфликтов, а у са­мих конфликтов нет возможности играть конструктив­ную роль в жизни общества и государства. В соци­альных системах второго типа, называемых Козером гибкими, существуют официально признанные, актив­но практикуемые институциальные и внеинституциаль-ные средства урегулирования конфликтов. Это позво­ляет социальному мышлению совершенствовать навы­ки их разрешения, разрабатывать и предлагать сторонам

264'


большой спектр компромиссных выходов, выявлять в самих конфликтах конструктивные элементы.

Расхождения социальных систем во взглядах на кон­фликты неизменно сказывается на судьбах этих систем. Твердо-жесткие системы, не адаптированные к объектив­ной логике неизбежного существования конфликтов, по­степенно разрушаются от идущих изнутри возмущений социальной материи. Там, где нет разработанных, эффек­тивных и уже апробированных экономических, полити­ческих и правовых средств по предупреждению и нейтра­лизации конфликтов, возникновение последних дает мак­симально деструктивный эффект. На социодинамике конфликтов отрицательно сказывается негибкость пози­ции государства, не имеющего в своем распоряжении аль­тернативных средств и методов по урегулированию конф­ликтных ситуаций. И напротив, гибкие социальные мак­росистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям, оказываются более долговечными. Они воспринимают серии типовых конфликтов как сигналы о необходимости саморегуляции, коррекции собственных стратегий в виде определенных внутренних перестроек и внешних маневров, чтобы привести свои структуры в со­ответствие с изменившимися социальными условиями.

Козер подразделяет социальные конфликты на реа­листические и нереалистические. К первым он относит те из них, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки. Нереалистическими ока­зываются те коллизии, где участники оказались в плену антагонизированных эмоций и страстей и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.

Если социальная система не отличается чрезмерной жесткостью своих структур, то протекающие внутри нее не слишком острые и достаточно реалистические меж­групповые конфликты повышают ее адаптивность, при­водят к положительным переменам интегративного ха­рактера. Для тех, кто находится во главе таких систем, социальные конфликты являются индикаторами, свиде­тельствующими о слабой приспособленности обществен­ных структур к требованиям действительности и о необ­ходимости их реформирования.

• 265 •


 

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Чарльз Райт Миллс (1916-1962) — один из крупней­ших американских социологов XX в., талантливый пуб­лицист. Уроженец Техаса, где окончил университет по специальности философия и социология. Его теорети­ческая позиция сложилась под влиянием идей М. Вебе-ра и К. Манхейма.

Основные сочинения: «Малый бизнес и гражданское благосостояние» (1946); «Властвующая элита» (1956); «Бе­лый воротничок. Американский средний класс», «Причи­ны третьей мировой войны», «Социологическое воображе­ние» (1959); «Марксисты» (1962); «Социология и прагма­тизм» (1964); «Власть, политика и народ» (1967) и др.

В своих работах, посвященных исследованию соци­альной структуры американского общества Миллс особое внимание уделил анализу социальной группы лидеров, занимающих ключевые посты в политических, промыш­ленных и военных сферах. Для деятельности представи­телей этой «властвующей элиты» характерен особый, рационально-иррациональный стиль. Суть его в том, что субъекты склонны постоянно использовать рациональ­ные средства для достижения иррациональных целей. Это делает их действия чрезвычайно опасными, несущи­ми угрозу основам цивилизации и культуры.

ПОИСК НОВЫХ ЭВРИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Миллс выступил теоретическим оппозиционером гос­подствующих в американской социологии направлений абстрактного теоретизма и приземленного эмпиризма. Он считал, что «большая теория» в духе построений Т. Пар-сонса и эмпирическая социология в стиле Лазарсфельда не оправдывают возлагаемых на них надежд, поскольку либо задыхаются в абстракциях, либо захлебываются в фактах. Их самоограничительный рационализм сковыва­ет научные искания и превращает последние из поиска истины в продуцирование трюизмов. Миллс предложил вернуться к методологическим традициям социологиче­ской классики времен Конта, Спенсера и Вебера, позво­ляющим воспринимать и объяснять социальную жизнь

266'


и социального человека как целостности. В своих стрем­лениях возродить в социологии дух высокой классики и дать социологической теории возможность опереться на фундаментальные, универсальные духовные ценности Миллс выступил как предтеча постмодернизма. Огром­ный социально-исторический опыт, которым располага­ет социальная мысль, должен войти в современную со­циологическую теорию в виде установки на глубинное историческое видение каждой конкретной проблемы. Но главное, что предлагает Миллс, — это постоянно привле кать в научно-теоретических исследованиях резервы со циологического воображения. Это необходимо для того, чтобы научная деятельность не походила на труд ремес ленников, выполняющих рутинную работу.

В социологии уже на уровне исходной методологи ческой установки должен присутствовать дух подлинно го творчества. Дюркгейму, Марксу, Веберу удавалос! избегать крайностей как эмпиризма, так и излишней абстрактности рассуждений за счет того, что они умели связывать исследования острых проблем повседневнос­ти с анализом базовых социально-исторических струк­тур. Более того, им всегда удавалось соединять личные заботы с общественными проблемами. Для Миллса имен­но заботы, осознаваемые и контролируемые людьми, со­ставляют основное содержание повседневной жизни. Для того чтобы мелкое, малое, повседневное понимать в его тесной связи с большим, общезначимым, необходимо иметь и развивать социологическое воображение. Клас­сики социологии, обладавшие им, умели органично свя­зывать эти две социальные сферы — микромир и макро­мир, что давало в результате ценный познавательный эффект, суть которого Миллс демонстрировал на приме­ре Вебера, чья книга «Протестантская этика и дух капи­тализма» рассказывает об особенностях пуританского сознания гораздо больше того, что мог бы рассказать о себе сам протестант того времени. Исследователи не дол­жны заменять профессиональное социологическое вооб­ражение статистическими выкладками и абстрактными схемами, в противном случае будет страдать качество научных работ. Особенно важно помнить об этом тогда, когда предметом исследования является личность.


Адекватное социологическое понимание человека предполагает, что исходными точками отсчета в его изу­чении служат три базовых фактора — индивидуальная биография, общая история и социум как целостность. Человек предстает как социальный тип, чья биография должна рассматриваться сквозь призму воздействия на нее социальных институтов и общественных структур. Пребывая с самого начала внутри этих структур, чело-| век растет в семье, получает образование в школе университете, работает в коллективе, и везде он вынуж-! ден играть те или иные социальные роли. Моменты сме­ны этих ролей выступают для него как переходы на новые уровни социальной, личностной зрелости, а инди­видуальная биография принимает вид социальной био­графии, включенной в обширнейший социально-истори­ческий контекст. Это проливает дополнительный свет на суть социологического воображения как методологи­ческого инструмента познавательной деятельности. Че­ловек только тогда и может достаточно адекватно ос­мыслить свой жизненный путь и в полной мере оценить масштабы достигнутого, когда ему удается поместить себя в рамки своего времени и своего общества. Здесь Миллс оказывается фактически на пороге введения в свой научный аппарат такого концепта, как единство социаль­ного времени и социального пространства (хронотопа). Социологическое воображение для него не просто умение проводить сравнения и обнаруживать связи между раз­личными вещами и сферами, но и способность включить малое время-пространство индивидуальной судьбы в боль­шое время-пространство всеобщей социальной истории.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1423 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2475 - | 2271 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.