Для Ясперса бытие выступает в трех видах — как предметность, экзистенция и трансценденция. Человек, обладая необъективируемой «самостью» или экзистенцией, представляет собой уникальную целостность, чьей сущностью является свобода. Перед лицом социальной нормативности, стандартизирующей индивидуальное поведение, личности крайне трудно уберечь свою «самость» от унифицирующих воздействий и оставаться свободной. И все же ее высший долг заключается в том, чтобы сохранять верность самой себе и быть готовой восстать против любых форм нормативности, если они угрожают ее экзистенции. Это означает способность к выбору, бесстрашие перед неизвестностью, готовность к любым последствиям. За все совершаемое, за результаты своего свободного выбора человек несет ответственность только перед своим «я».
Кроме практической формы свободы, существует другая, имеющая преимущественно духовный характер. В критические моменты жизни, когда ее драматизм достигает предела, у человека открываются глаза и действительность предстает в ином свете. Болезнь, страдания, угроза смерти, переживания чувств страха, вины позволяют освободиться от ценностно-нормативных стереотипов суетной повседневности и ощутить внутреннюю свободу и свою причастность к абсолютам трансцендентной реальности. И хотя их истинная суть человеку не открывается, но устремленность к ним позволяет ему возвыситься над банальностью обезличенных поведенческих штампов.
Концепция «осевого времени»
Широкую известность обрел разработанный Яспер-сом концепт «осевого времени». Он ввел его для обозначения исторического периода с VIII по II вв. до н. э. как наиболее важного, по его мнению, для развития мировой цивилизации.
• 287
Ясперс исходил из существующей в христианском мире традиции разделять мировой исторический процесс на два крупных периода: первый — до Рождества Христова, второй — после него. Этой традиции соответствуют принципы летоисчисления, принятые в большинстве современных стран. Гегель назвал время жизни Христа «осью мировой истории». Ясперс, оттолкнувшийся от гегелевского высказывания, построил оригинальную историко-цивилизационную концепцию, согласно которой подлинной «осью мировой истории» является не время жизни Иисуса Христа, а V в. до Р. X. В этом его стремлении отчетливо проступил дух секулярности и культуры модерна с его стремлением откреститься от христианских традиций, вывести исследовательское сознание во внехристианское (в данном случае, в дохристианское) ментальное измерение.
Ясперс утверждал, что наиболее важные для мировой цивилизации и культуры события имели место именно в пятом столетии, а также на протяжении трех веков до него и на протяжении еще трех веков после него. Человечество долго готовилось, копило силы, чтобы, подойдя к решающему моменту, совершить великий прорыв по всем направлениям культурного развития. В результате родились такие цивилизационные формы, сложились столь продуктивные и перспективные культурные реалии, идеи, концепты, образы, которые задали тон и направленность духовно-практической жизни мирового сообщества на последующие тысячелетия.
В эпоху «осевого времени» возникли великие куль
турные миры, чьи ценности по настоящее время игра
ют определяющую роль в формировании духовного мира
современного человека. В Древней Греции «осевое вре
мя» получило название эпохи «греческого чуда», про
должавшейся от Гомера до Аристотеля и давшей миру
небывалое по яркости созвездие гениев во всех облас
тях культуры, в том числе в философии, драматургии,
архитектуре, скульптуре. На Ближнем Востоке усилия
ми израильских пророков были созданы основные кни
ги Библии, сложились основы религии зороастризма,
связанной с именем тельностыо легендарного про-
• 288-
рока Заратуштры (Зарастустры). В Китае сформировались главные философские школы, появились учения великих мыслителей Лао Цзы и Конфуция, чьи идеи сохранили свою значимость по сей день. В Древней Индии это было время жизни Будды и возникновения буддизма.
Если «доосевое время» мировой предыстории, глубокой архаики — это пора «внутриутробного» развития культуры, когда зреющий плод копил силы и формировались лишь предпосылки для блистательного рывка, то «осевое время» — пора ее настоящего рождения и первоначального детства. В условиях грандиозного исторического перехода к новым нормативно-ценностным системам с множеством сопутствующих этому процессу противоречий и проблем совершались напряженные религиозные, этические, философские искания. Поэты, драматурги, пророки, мыслители искали ответы на вопросы о том, как жить человеку в изменившемся и продолжающем меняться мире. В «Илиаде», «Одиссее», Ветхом Завете, «Авесте», «Дао дэ цзин», «Махабхарате», в умозрениях выдающихся философов и откровениях великих пророков «осевые народы», к которым относятся древние греки, китайцы, индийцы, евреи, заложили основы мировых религий, выступили создателями грандиозных философских и морально-этических систем.
А. ТОЙНБИ: СОЦИОДИНАМИКА ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) — английский социальный мыслитель, историк, культуролог, общественный деятель. Преподавал в университетах Великобритании. Служил в министерстве иностранных дел. Основные сочинения: «Греческая историческая мысль» (1924); «Исследование истории» в 12 т. (1934-1961); «Христианство и цивилизация» (1946); «Цивилизация перед лицом испытания» (1948); «Мир и Запад» (1953); «Америка и мировая революция» (1962); «Изменение и обычай» (1966); «Города в движении» (1970); «Человечество и колыбель-земля. Нарративная история мира» (1976) и др.