Гоббс указал на существование трех источников нарушений социального порядка:
1) недостаток понимания и незнание (незнание зако
на, незнание приказа суверена, незнание о существова
нии наказания за данное деяние), которое не может слу
жить оправданием;
2) ошибочное рассуждение или ложное мнение;
3) неожиданное проявление силы страстей.
Все нарушения Гоббс различал, во-первых, по характеру причин, во-вторых, по способности оказывать заразительное воздействие на других людей, в-третьих, по опасности порождаемых ими последствий и, в-четвертых, по особенностям места, времени совершения и лиц, совершавших их.
Гоббс считал, что все эти факторы необходимо учитывать при назначении наказания нарушителю. Тот, кто
проявляет открытое презрение к закону, заслуживав большего наказания, чем те, кому это не свойственно.] Тот, чье преступление явилось следствием ложной убеж-1 денности в законности совершаемых действий, заслужи-] вает более снисходительного отношения со стороны судей, чем тот, кто действовал с ясным сознанием проти-1 воправности совершаемого им. Те, чьи правонарушения] проистекали из слепого доверия некоему авторитету, за-1 служивают более мягких наказаний, чем те, кто дей-1 ствовал, руководствуясь лишь собственным мнением. Для преступлений, рожденных внезапными взрывами страс-! ти, смягчающим обстоятельством служит общее несо-, вершенство человеческой природы. И напротив, заранее обдуманное намерение совершить противозаконное дей-; ствие усугубляет вину преступника.
При совершении преступлений пострадавшей стороной может выступать либо частное лицо, либо государство. Там| где обвинение возбуждается от имени частного лица, пре-* ступление именуется частным, но когда обвинение возбуж-| дено от имени государства, преступление квалифицирует-f ся как уголовное. Наказание за совершение уголовног преступления является злом, но это зло вынужденное, при-; чиняемое с одной лишь целью — принудить человеческую^ волю к повиновению и законопослушанию.
Когда Гоббс задается вопросом о том, откуда берется право наказывать тех, кто совершил преступления, то ответ его звучит так: уже у истоков государства, при его образовании каждый человек сознательно отказался от права защищать других людей, передав это право суверену; одновременно он обязался оказывать содействие суверену при наказании виновных. Так возникло право властей наказывать преступников.
Ж. БОДЭН: АНАЛИЗ СУВЕРЕННОЙ ВЛАСТИ
Жан Бодэн (1530-1596) — французский мыслитель, публицист, общественный деятель, идеолог абсолютизма, создатель учения о суверенитете. Был профессиональным юристом, адвокатом при парижском парламенте, прокурором, депутатом. В своем главном труде «Шесть
. 144
книг о республике» (1576) Бодэн определял государство как орган управления «множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву».
Согласно Бодэну, государство отличается от всех иных союзов тем, что руководствуется в своей деятельности юридическими законами. Его цель состоит в том, чтобы развивать в гражданах благоразумие, законопослушание и трудолюбие. Государству, его суверенной власти подчиняется сфера хозяйственно-экономической жизни общества.
Суверенитет представляет собой абсолютную, постоянно действующую власть над всей государственной целостностью. Тот правитель, который управляет государством на временной основе, не обладает суверенитетом. Суверенная власть подчиняется законам Бога и свободы. На суверена не распространяются законы позитивного права.
Суверенная власть как таковая обладает следующими правами: 1) право издания и обнародования общих и частных законов; 2) право объявления войны другим государствам и право установления мира; 3) право назначать по своему усмотрению соответствующих лиц на высшие государственные посты; 4) право пересматривать и утверждать судебные решения, в том числе право помилования приговоренных к смертной казни; 5) право чеканить монету.
Суверенитет может быть: а) принадлежностью одного лица (в условиях монархии); б) атрибутом определенной категории лиц (в условиях аристократической формы правления); в) достоянием всего народа (при демократическом правлении).
Г. ГРОЦИЙ: ДОГОВОРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ
Гуго Гроций (1583-1645) — голландский социальный мыслитель, теоретик права. Родился в Дельфте. Одаренный выдающимися способностями вундеркинда, сумел в 11 лет поступить в Лейденский университет. В 15 лет защитил в Орлеанском университете диссертацию и стал обладателем степени доктора права. В 24-летнем возрасте назначен генеральным адвокатом Голландии. Бурные
• 145 •
политические события в стране, связанные с борьбой против владычества Испании, привели к тому, что Гро-ций был приговорен к пожизненному заключению, а затем, после побега, оказался в эмиграции во Франции. Король Людовик XIII назначил Гроцию пенсию, а Гро-ций в ответ посвятил королю свой главный труд «О праве войны и мира» (1625).
Научно-теоретическая деятельность Гроция ознаменовала начало нового этапа в европейской социальной мысли, связанного с активной разработкой идей общественного договора и рационального юридического мировоззрения. Гроций предложил новый, в противоположность традиционному, теологическому, подход к обоснованию права как естественного, так и положительного (волеустановленного), господствующего в государстве в форме гражданских законов. Последние представляют собой обязательства, принятые людьми по взаимному соглашению. Это договорное основание имеет прочность только потому, что волеустановленное право опирается на универсальные принципы естественного права, требующие от людей выполнения принятых обязательств.
Общее благо и выгода всех людей состоят в том, чтобы жить в государстве под защитой и покровительством надежных законов. Естественное право опирается не на божественную волю, а на предписания здравого человеческого разума, отчетливо видящего разницу между благом и злом, истиной и ложью. Оно выступает для волеустановленного, государственного права в качестве основания. Соответствующее природе вещей, естественное право способно сохранять свою значимость для разных государств в разные периоды истории и не может быть изменено даже волею всемогущего божества. Гроций предложил два способа доказательства существования естественного права. Первый, априорный, предполагает его соответствие изначальным требованиям разумности и потребностям человеческого общения. Второе доказательство, апостериорное, обусловлено наличием его элементов у всех цивилизованных народов, что позволяет прийти к заключению о его всеобщей природе. Естественное право не противоречит принципу справедливости, составляя с ним фактически единое целое.
• 146 •