Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Борьба общества и государства с угрозой саморазрушения




 

Гоббс указал на существование трех источников на­рушений социального порядка:

1) недостаток понимания и незнание (незнание зако­
на, незнание приказа суверена, незнание о существова­
нии наказания за данное деяние), которое не может слу­
жить оправданием;

2) ошибочное рассуждение или ложное мнение;

3) неожиданное проявление силы страстей.

 

Все нарушения Гоббс различал, во-первых, по харак­теру причин, во-вторых, по способности оказывать зара­зительное воздействие на других людей, в-третьих, по опасности порождаемых ими последствий и, в-четвер­тых, по особенностям места, времени совершения и лиц, совершавших их.

 

Гоббс считал, что все эти факторы необходимо учи­тывать при назначении наказания нарушителю. Тот, кто


проявляет открытое презрение к закону, заслуживав большего наказания, чем те, кому это не свойственно.] Тот, чье преступление явилось следствием ложной убеж-1 денности в законности совершаемых действий, заслужи-] вает более снисходительного отношения со стороны су­дей, чем тот, кто действовал с ясным сознанием проти-1 воправности совершаемого им. Те, чьи правонарушения] проистекали из слепого доверия некоему авторитету, за-1 служивают более мягких наказаний, чем те, кто дей-1 ствовал, руководствуясь лишь собственным мнением. Для преступлений, рожденных внезапными взрывами страс-! ти, смягчающим обстоятельством служит общее несо-, вершенство человеческой природы. И напротив, заранее обдуманное намерение совершить противозаконное дей-; ствие усугубляет вину преступника.

При совершении преступлений пострадавшей стороной может выступать либо частное лицо, либо государство. Там| где обвинение возбуждается от имени частного лица, пре-* ступление именуется частным, но когда обвинение возбуж-| дено от имени государства, преступление квалифицирует-f ся как уголовное. Наказание за совершение уголовног преступления является злом, но это зло вынужденное, при-; чиняемое с одной лишь целью — принудить человеческую^ волю к повиновению и законопослушанию.

Когда Гоббс задается вопросом о том, откуда берется право наказывать тех, кто совершил преступления, то ответ его звучит так: уже у истоков государства, при его образовании каждый человек сознательно отказался от права защищать других людей, передав это право суве­рену; одновременно он обязался оказывать содействие суверену при наказании виновных. Так возникло право властей наказывать преступников.

Ж. БОДЭН: АНАЛИЗ СУВЕРЕННОЙ ВЛАСТИ

Жан Бодэн (1530-1596) — французский мыслитель, публицист, общественный деятель, идеолог абсолютиз­ма, создатель учения о суверенитете. Был профессио­нальным юристом, адвокатом при парижском парламен­те, прокурором, депутатом. В своем главном труде «Шесть

. 144


книг о республике» (1576) Бодэн определял государство как орган управления «множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву».

Согласно Бодэну, государство отличается от всех иных союзов тем, что руководствуется в своей деятельности юри­дическими законами. Его цель состоит в том, чтобы разви­вать в гражданах благоразумие, законопослушание и тру­долюбие. Государству, его суверенной власти подчиняется сфера хозяйственно-экономической жизни общества.

Суверенитет представляет собой абсолютную, постоян­но действующую власть над всей государственной целост­ностью. Тот правитель, который управляет государством на временной основе, не обладает суверенитетом. Суверен­ная власть подчиняется законам Бога и свободы. На суве­рена не распространяются законы позитивного права.

Суверенная власть как таковая обладает следующи­ми правами: 1) право издания и обнародования общих и частных законов; 2) право объявления войны другим го­сударствам и право установления мира; 3) право назна­чать по своему усмотрению соответствующих лиц на выс­шие государственные посты; 4) право пересматривать и утверждать судебные решения, в том числе право поми­лования приговоренных к смертной казни; 5) право че­канить монету.

Суверенитет может быть: а) принадлежностью одно­го лица (в условиях монархии); б) атрибутом определен­ной категории лиц (в условиях аристократической фор­мы правления); в) достоянием всего народа (при демо­кратическом правлении).

Г. ГРОЦИЙ: ДОГОВОРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ

Гуго Гроций (1583-1645) — голландский социальный мыслитель, теоретик права. Родился в Дельфте. Одарен­ный выдающимися способностями вундеркинда, сумел в 11 лет поступить в Лейденский университет. В 15 лет защитил в Орлеанском университете диссертацию и стал обладателем степени доктора права. В 24-летнем возрас­те назначен генеральным адвокатом Голландии. Бурные

• 145 •


политические события в стране, связанные с борьбой против владычества Испании, привели к тому, что Гро-ций был приговорен к пожизненному заключению, а затем, после побега, оказался в эмиграции во Франции. Король Людовик XIII назначил Гроцию пенсию, а Гро-ций в ответ посвятил королю свой главный труд «О пра­ве войны и мира» (1625).

Научно-теоретическая деятельность Гроция ознаме­новала начало нового этапа в европейской социальной мысли, связанного с активной разработкой идей обще­ственного договора и рационального юридического ми­ровоззрения. Гроций предложил новый, в противопо­ложность традиционному, теологическому, подход к обо­снованию права как естественного, так и положительного (волеустановленного), господствующего в государстве в форме гражданских законов. Последние представляют собой обязательства, принятые людьми по взаимному соглашению. Это договорное основание имеет прочность только потому, что волеустановленное право опирается на универсальные принципы естественного права, тре­бующие от людей выполнения принятых обязательств.

Общее благо и выгода всех людей состоят в том, что­бы жить в государстве под защитой и покровительством надежных законов. Естественное право опирается не на божественную волю, а на предписания здравого челове­ческого разума, отчетливо видящего разницу между бла­гом и злом, истиной и ложью. Оно выступает для воле­установленного, государственного права в качестве ос­нования. Соответствующее природе вещей, естественное право способно сохранять свою значимость для разных государств в разные периоды истории и не может быть изменено даже волею всемогущего божества. Гроций предложил два способа доказательства существования естественного права. Первый, априорный, предполагает его соответствие изначальным требованиям разумности и потребностям человеческого общения. Второе доказа­тельство, апостериорное, обусловлено наличием его эле­ментов у всех цивилизованных народов, что позволяет прийти к заключению о его всеобщей природе. Есте­ственное право не противоречит принципу справедливо­сти, составляя с ним фактически единое целое.

• 146 •






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2230 - | 2116 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.