Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-нормативная основа христианского мировоззрения




Гностик Птолемей, размышляя о нормах Ветхого и Нового Заветов, выделял три вида библейских запове­дей: 1) заповеди, соблюдаемые Христом и ставшие впо­следствии обязательными для всех христиан; 2) нормы, упраздненные Христом, среди которых на первом месте предписания в духе талиона; 3) заповеди в виде различ­ных символических и аллегорических предписаний.

Иисус Христос, а вслед за ним и апостолы сформули­ровали новую концепцию человека и общества. Христос дал миру принципы новой организации духовной и со­циальной жизни, предложил новую шкалу социально-этических ценностей. Эти принципы легли впоследствии в основание новообразующихся мировоззренческих, тео­логических, метафизических, социально-философских, этико-психологических, естественно-правовых построе­ний богословов, философов, моралистов последующих веков.

Утверждая принципы всеохватной любви, всепроще­ния и непротивления, Христос, вместе с тем, говорил, что пришел не нарушать Закон, а исполнить его. Это значило, что предлагаемые им нормативно-ценностные принципы не отвергали тех положительных начал нрав­ственности и правопорядка, которые уже существовали в человеческом обществе.

В проповедях и притчах Христа, переданных еванге­листами, сформулированы важнейшие принципы ново­го законоучения. В них не отсергается моральный опыт Ветхого Завета, а напротив, требуется неукоснительное выполнение заповедей Моисея: «Не подумайте, что Я пришел упразднить Закон или Пророков» (Мф. 5, 17). Но декалог и моисеево право фиксировали лишь необхо­димый нормативный минимум нравственно-правовой культуры человеческих отношений. Это была система запретов и повелений, которые препятствовали наибо­лее опасным порокам и преступлениям, но не давали человеку необходимых духовно-нравственных сил для победы над злом внутри себя. Христос поставил перед людьми новые этические «сверхзадачи», обозначил прин­ципиально важные ценностные перспективы. Христиан-

• 122»


екая этика имеет двоякую ориентированность — на идеа­лы личного совершенства («Будьте совершенны, как со­вершенен Отец ваш небесный» (Мф. 5, 48) и идеалы соци­альной справедливости («Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Он часто начинал свои проповеди словами «Сказано древними...», а затем, изло­жив ветхозаветную заповедь, продолжал: «А Я говорю вам...» И далее следовала формулировка нравственных требований, значительно более трудных для выполнения, чем заповеди Моисея. Так, требуя от людей любви друг к другу, даже если они враги, Христос не желал слушать никаких рассудочных возражений о невозможности та­кой любви. Свою задачу он видел в том, чтобы обозна­чить наиважнейший нравственный ориентир, на кото­рый каждому человеку можно было бы в любой момент обратить взор, как на Полярную звезду, и тем самым определить верность своего жизненного пути.

Заповедь «не убий» Христос дополняет требованием, запрещающим покушаться не только на жизнь, но даже на достоинство другого человека: «Кто скажет брату сво­ему „пустая голова", подлежит суду». Ветхозаветному талиону, требующему равного воздаяния за нанесенный ущерб («око за око, зуб за зуб...»), противопоставляется призыв стоически сносить зло, не противиться ему на­силием, проявлять терпение и смирение: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Это означает: будь выше зла и тех, кто зол и несправедлив, не опускайся до их уровня, не удостаивай их аналогичными ответными действиями и тем самым не приумножай массу зла на земле.

Важнейшие из заповедей Христа сосредоточены в его Нагорной проповеди, в которой он говорит о препят­ствиях на пути к совершению дел любви и добра. Хрис­тос призывает не проявлять излишней тяги к матери­альным ценностям, не заботиться о завтрашнем дне, ибо довольно для каждого дня своей заботы. В пику склон­ности людей судить ближних лицемерно и жестокосерд­но звучит призыв быть сдержанными в своих суждени­ях и в первую очередь строго судить самих себя.

Для человеческого существа, склонного к трансгрес­сии и агрессии, эти требования и призывы звучали крайне


непривычно. Чтобы принять их, необходимо многое из­менить в себе и по-новому взглянуть на окружающий мир и на самого себя. Требовались метанойя (пере­стройка ума) и дианойя (перестройка души), опираю­щиеся не на уверенность в достаточности собственных сил для подобного внутреннего переворота, но на веру в Иисуса Христа.

АВГУСТИН: ХРИСТИАНСКАЯ КАРТИНА СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

Августин Блаженный (Augustinus Sanctus) (354— 430) — христианский теолог, философ, один из «отцов церкви». Он родился в североафриканской провинции Римской империи в семье государственного чиновника, где традиционно поклонялись языческим богам. Обу­чался риторике в Карфагене. Увлечение Цицероном про­будило в нем интерес к философии. Некоторое время жил в Риме и там преподавал риторику. В тридцать три года принял христианство. Впоследствии стал выдаю­щимся богословом, церковным деятелем, епископом. Его основные сочинения: «О величии души», «О свободной воле», «Исповедь», «О благодати и свободной воле», «О граде Божием».

Время жизни Августина совпало с последним актом драматической борьбы христианства с римским языче­ством. В «Исповеди» мыслитель оставил потомкам «днев­ник» своего духовного перерождения, превращения из язычника в христианина. Склонность к самоанализу, незаурядный литературный талант позволили Августи­ну воссоздать многогранный, противоречивый, динамич­ный образ своего духовного «я». Стремясь преодолеть духовную разбросанность, отыскать опору для своей внут­ренней жизни, он в итоге устремился к христианству и нашел ее в «любви к Богу». Обратившись в новую веру, он одновременно попытался нейтрализовать для себя цен­ность всех прежних жизненных и культурных привя­занностей. Но, не способный сразу отрешиться от них, мучился и молил Бога о нравственной «чистоте»: «Да­руй мне чистоту сердца и непорочность воздержания, но не спеши». В этом характерном «но не спеши» харак-

• 124*


терным образом отразилась не только переходность внут­реннего состояния Августина, но и переходность его эпохи с мощным влиянием античных традиций и властным зовом христианского духа.

Социально-философские воззрения Августина наи­более полно представлены в его трактате «О граде Бо-жием» (427). В нем мыслитель утверждает, что челове­чество знает не одну, а две истории двух разных миров («двух градов»). Первая — это социальная история свет­ских государств, являющихся царствами зла и неспра­ведливости, находящихся во власти дьявольских сил. Вторая — история христианской церкви, которую Ав­густин называет «царством Божьим на земле». Он ха­рактеризует церковь как особый социальный институт, играющий принципиально важную роль в обществен­ной жизни. При этом в христианской ценностной иерар­хии социальных институтов столь важный макроин­ститут, как государство, оказывается стоящим гораздо ниже церкви.

В предложенной Августином трактовке социально-исторического процесса отчетливо проступает влияние библейской традиции. Он утверждает, что подобно тому, как в человеческой жизни есть шесть основных перио­дов — младенчество, детство, отрочество, юность, зре­лость и старость, так и в истории двух «градов» имеется тоже шесть эпох. Первая простиралась от Адама до Ве­ликого Потопа, вторая — от Ноя до Авраама, третья — от Авраама до Давида, четвертая — от Давида до Вави­лонского пленения, пятая — от Вавилонского пленения до Иисуса Христа и шестая — от Христа до грядущего Страшного суда.

С тех пор, как появились государства, они ведут по­стоянную борьбу с защитниками истинной веры. Цер­ковь вынуждена защищаться и проявлять воинствен­ность. Но несомненно, что рано или поздно «церковь воинствующая» уступит место «церкви торжествующей». Если светские государства подчинятся церкви, то их судьба будет благоприятной. Но если этого не произой­дет, то обитатели «града Божьего» обретут вечное бла­женство, а население «земного града» будет обречено на вечные муки.

• 125 •


Социальная история подчиняется трем одновремен­но действующим принципам:

1) принцип линейности исторического времени, зас­
тавляющий причинно-следственную связь событий со­
циальной жизни не скручиваться в кольцо или спираль,
а располагаться в виде отрезка прямой линии, имеюще­
го начало и конец;

2) принцип целевой детерминации (телеологический
принцип), заставляющий земную историю стремиться к
манящей цели Царства Божьего;

3) эсхатологический принцип, предполагающий вне­
запный, катастрофический обрыв истории, в результате
которого одна часть человеческого рода низвергнется в
преисподнюю, а перед другой откроются врата Царства
Небесного.

Согласно Августину, христианский мир в духовном отношении несравнимо богаче мира античного. Если язычники знали только четыре добродетели — мудрость, мужество, умеренность и справедливость, — то христи­анство добавляет к ним новую духовную доблесть — веру. Именно вера как любовь к Богу — основа и опора всего, чем живет христианин.

ФОМА АКВИНСКИЙ:

СУММА ХРИСТИАНСКОГО

СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

Фома Аквинский (1225—1274) — крупнейший сред­невековый мыслитель-теолог, один из официально при­знанных Ватиканом «отцов церкви». Родился близ Неа­поля, в аристократическом семействе. Имея графский титул, Фома, однако, предпочел стать монахом-домини­канцем и посвятить себя религиозно-философскому твор­честву. Он учился у Альберта Великого, затем препода­вал теологические дисциплины в монастырских школах Италии и в Парижском университете. Своей яркой ода­ренностью снискал себе широкую известность, получил степень доктора богословия и титул «ангельского докто­ра». Спустя 50 лет после смерти был причислен католи­ческой церковью к лику святых. Начиная с XIV в., уче­ние Фомы Аквинского является официальной доктри­ной римско-католической церкви.


Основные сочинения Аквината: «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников» (1264) и неоконченный труд «Сумма теологии» (1273).

Главная книга Аквината, трактат «Сумма теологии», содержит, наряду с разнообразной религиозно-философ­ской проблематикой, учение об обществе и государстве. В отличие от Аристотеля, считавшего государство есте­ственной формой человеческого общежития, Фома ви­дел в нем создание человеческого гения, подобное про­изведению искусства. В его понимании процесс управле­ния обществом и государством аналогичен тому, как Бог правит миром, а душа руководит телом.

Главной объединяющей силой, без которой государ­ство распалось бы, является воля правителя. Начало, кон­солидирующее все усилия граждан государства, должно быть единым, поэтому наилучшей формой правления явля­ется монархия. Поскольку власть государя производна от божественной власти, то монархия — это высший тип го­сударственного устройства. Правитель, чья воля приводит в движение социальную жизнь, подобен Богу, творцу и миродержцу, представляя собой реальное олицетворение коллективной личности народа. Если главная задача госу­даря —• быть умелым кормчим, то главная добродетель народа состоит в том, чтобы повиноваться воле кормчего.

Однако, при всей социальной значимости светской власти, она стоит в христианской иерархии ниже власти церковной. Правители христианских государств обязаны подчиняться власти папы римского, который получил ее через посредство апостола Петра от самого Христа.

Рассуждая о социальном и правовом порядке, Акви-нат различает три разновидности права — вечное, есте­ственное и человеческое. Вечное право — это совокуп­ность принципов божественного руководства миропоряд­ком. Естественное право следует из законов вечного права, распространяется на всех живых существ, включая чело­века. Оно предписывает чтить Бога и осуществлять его волю в земных делах. Человеческое право изменчиво и отмечено печатью случайности и скоротечности, поскольку зависит от природы конкретного государства, характера правления и множества других самых разных, в том числе случайных, факторов.

• 127 •


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ

ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

НОВОГО ВРЕМЕНИ


М. ЛЮТЕР:

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ

РЕЛИГИОЗНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ

ЖИЗНИ

артин Лютер (1483—1546) — великий христиан­ский реформатор, инициатор движения Рефор­мации, крупнейший из основоположников про­тестантского вероучения, религиозный мысли­тель, доктор богословия, профессор Виттенбергского университета. Основные сочинения: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О свободе христианина», «О вавилонском пленении церкви» и др.

Реформаторскому подвигу Лютера предшествовала драматическая история его духовных исканий. В юнос­ти он чрезвычайно тяжело переживал идею грехопаде­ния и низости падшего человеческого существа. Раздав­ленный ощущением собственной греховности, он не знал, как ему вырваться из-под ее власти и спастись. Это со­стояние длилось до тех пор, пока Лютеру не открылось, что умерший за него на кресте Иисус Христос искупил Своей кровью его грехи. Отсюда последовали чрезвы­чайно важные религиозные выводы:

1) я спасен, потому что за меня умер Бог;

2) я духовно свободен, и мне не страшна власть като­
лической церкви и папы римского;

3) мой религиозно-нравственный долг заключается от­
ныне в том, чтобы нести эту свободу другим, творя добро.

В 1517 г. Лютер обнародовал 95 тезисов против като­лической церкви, развернувшей широкую торговлю ин­дульгенциями. В 1520 г. в ответ на получение папской буллы об отлучении его от церкви публично сжег ее.

• 128


В 1521 г. выступил на императорском рейхстаге в Вормсе с речью, направленной против принципа посредничества священнослужителей между прихожанином и Богом.

Теологические положения Лютера не противоречили сути христианства, но в ряде пунктов отличались от традиционного, католического вероучения. В них суще­ственно возросла степень рационалистического подхода к Библии и приуменьшилась роль мистического начала. Лютер приложил огромные усилия к тому, чтобы сде­лать текст Библии доступным для простых прихожан. В течение 15 лет он переводил ее с латинского языка на немецкий. Догматическая суть учения Лютера своди­лась к следующим основным положениям:

1) за основу вероучения берется Священное Писание
как его необходимое и достаточное основание, а Свя­
щенное Предание отвергается;

2) церковная община не нуждается в священниках,
заменяя их «священством всех верных» и уповая на Бога,
который лишь один может прощать людям их грехи;

3) падший после грехопадения прародителей и пре­
бывающий в грехе человек может спастись только через
веру в Христа;

4) миряне имеют такое же право толковать текст Свя­
щенного Писания, как и духовенство;

5) монастыри и монашество не могут служить образ­
цами религиозного служения; человек должен в миру
служить Богу, честно исполняя свой долг труженика —
ремесленника, земледельца, учителя, министра, монар­
ха и т. п.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 388 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2260 - | 2183 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.