Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Влияние христианства на западную цивилизацию и культуру




Христианство — планетарная религия, возникшая в I в. и придавшая общую характерную ценностно-норма­тивную направленность целому ряду локальных циви­лизаций и культур западного и славянского миров. Хри­стианство вышло из античного мира, явившись одновре­менно и его порождением, и его отрицанием. Оно стало одним из духовных средств преодоления кризисного со­стояния античной, эллинско-римской цивилизации. Па­дение нравов, распространение зла, несправедливости, насилия, преступлений, а также сознание бессилия пе­ред угрозой некой грядущей тьмы, надвигающейся на мир, заставляли людей искать средства спасения от гро­зящей гибели. Рассудочно-прагматическая идеология официального Рима, господствовавшая в гигантской им­перии, не могла выразить в адекватных понятиях всю трагическую сложность тех метаморфоз, которые проис­ходили внутри социальной реальности. В этой противо­речивой, переходной духовной атмосфере перерождаю­щегося социального мира возникло новое религиозное

• 114*


направление, у истоков которого стоял Иисус Христос. Деятельность одного из величайших реформаторов в ис­тории человечества, духовный труд его учеников и пос­ледователей привели к тому, что к концу первого столе­тия новой эры христианство перестало быть исключи­тельно еврейским вероисповеданием.

Христианство указало значительной части челове­ческого рода путь выхода из состояния духовного упад­ка, морального декаданса. Оно дало не только шанс на духовное возрождение, но и сообщило мощный импульс духовной жизни ряда народов. С возникновением и ут­верждением христианства связан характерный парадокс, на который обратил внимание Э. Ренан, писавший: «При всех своих громадных недостатках еврейский народ — суровый, эгоист, пересмешник, жестокий, узкий и тон­кий софист — создал тем не менее самое дивное движе­ние бескорыстного энтузиазма, о каком говорит исто­рия» {Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991. С. 96).

Недоверие, поначалу испытываемое по отношению к христианству большинством жителей Римской империи, а также преследования официальными властями стали постепенно сменяться признанием. Обнаружилось, что идея единого Бога созвучна официальной идеологии це­заризма и в гораздо большей степени способствует цент­рализованному управлению Римской империей, чем тра­диционное многобожие. Новое вероучение все шире рас­пространялось среди многонационального населения, став впоследствии официальной религией. Так, внутри уми­рающего социального тела языческой империи зароди­лось ядро новой духовной жизни, новой культуры.

Христианство явилось духовным звеном, связующим два исторических мира, две цивилизации, античную и средневековую, сообщив мощный импульс для небыва­лого взлета человеческого духа. На протяжении пяти столетий, с I по V в., шли процессы формирования и канонизации его идейного содержания. Распространив­шись поначалу в восточных, малоазийских провинциях империи, оно постепенно проникло и на запад. По сви­детельству историков, в III в. в Риме, населенном полу­тора миллионами жителей, было от 30 до 50 тысяч хри­стиан. В таких крупных городах, как Александрия

• 115 •


и Карфаген, их число не превышало 5-10 тысяч в каж­дом. В 312 г. император Константин придал христиан­ству статус официальной государственной религии.

Важнейшим текстом, в котором сосредоточились глав­ные идеи и принципы христианского миросозерцания, стал Новый Завет. В него вошли 27 произведений — че­тыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), книга «Деяния святых Апостолов», двадцать одно послание апостолов и «Откровение Иоанна Богослова», или Апо­калипсис. Появившиеся за период с 50 по 120 г., они были впоследствии канонизированы и обрели статус свя­щенных книг христианства.

В отличие от Ветхого Завета, Новый Завет предста­вил принципиально иную систему норм и ценностей, составившую религиозно-нравственное основание бу­дущих концепций естественного права европейских мыслителей. В евангельских текстах, в притчах Хрис­та и сентенциях апостолов предстают смысловые, цен­ностные и нормативные очертания нового миросозер­цания.

Создатели Нового Завета высказываются по всем важ­нейшим социально-философским, этико-правовым и ре­лигиозно-экзистенциальным вопросам, волновавшим культурное, нравственное, правовое сознание людей пе­реходной исторической эпохи. Они говорят о добре и зле, власти и подчинении, государстве и личности, наси­лии и воспитании, долге и ответственности, пороке и злодеяниях.

Ведущая социально-религиозная идея Нового Завета имеет вид констатации, характерной своей категорично­стью: «Мир лежит во зле». В ней — неприятие этого мира и мечта о мире ином, где царили бы добро и спра­ведливость. Значительная часть зла проистекает от го­сударства и его неправедной власти над людьми. Для творцов Нового Завета это в первую очередь римское государство. Жестокое и бесчеловечное, погрязшее в раз­врате и преступлениях, казнившее Христа, оно вызыва­ет у них неприязнь и отвращение. В Апокалипсисе язы­ческий Рим именуется «Вавилонской блудницей». Иоанн Богослов пишет, что этот современный ему «Вавилон» «сделался жилищем бесов и пристанищем всякому не-

• 116 •


чистому духу», что он «яростным вином блудодеяния своего напоил все народы». Под властью такого государ­ства мир обречен «лежать во зле», но Господь осудил Рим за его преступления, и он обречен.

Наряду с негативным отношением к государству в Новом Завете присутствует и другой мотив. Так, апос­тол Петр в своем Первом послании настаивает на необ­ходимости быть покорным властям: «Итак, будьте по­корны всякому человеческому начальству для Госпо­да: царю ли как духовной власти, правителям ли как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия... Всех почитайте, братство любите, Бога бой­тесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуй­тесь господам, не только добрым и кротким, но и су­ровым».

К повиновению государству призывает апостол Па­вел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога...» Долг христианина —- под­чиняться, а не противиться власть предержащим. «Хо­чешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга тебе на добро. Если же желаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмстит в наказание делаю­щему зло».

Эти две модели отношений человека и государства дополняются в Новом Завете еще одной, третьей. Образу Рима, погрязшего во зле, противостоит образ идеально­го государства, обозначаемого словами «Царство Божие», «Град Божий», «Новый Иерусалим». Своеобразным за­родышем этого идеального будущего государства явля­лась, по убеждению первых христиан, церковная общи­на с присущим ей особым складом нравственных отно­шений. Внутри нее нет места антагонизмам, насилию, преступлениям, поэтому она не нуждается во вмеша­тельствах полиции и судей. Аналогичным образом и в идеальном государстве не будет в них нужды, поскольку там станут безраздельно господствовать правда и спра­ведливость. Мир, где «не о себе только каждый заботит­ся, но каждый о других», будет царством безупречного правопорядка и социальной гармонии.

• 117 •


Из исходной евангельской посылки «мир лежит во зле» вытекает еще одно важное этическое следствие, суть которого в том, что человек, живя в немилосердном к нему мире, отнюдь не обречен на прозябание во тьме и ничтожестве. У него есть шанс вырваться из плена зла и возродиться к истинной, нравственной жизни. Этот шанс ему дает учение Христа: если твердо следовать заветам Сына Божьего, возможность духовно-нравственного воз­рождения становится реальностью.

Христианство предложило новую шкалу социально-этических ценностей, утверждая принципы всеохватной любви, всепрощения и непротивления. Вместе с тем, Хри­стос говорил, что он пришел не нарушать Закон, а испол­нить его. Это значило, что предлагаемые им нормативно-ценностные принципы не отвергали тех положительных начал нравственности и правопорядка, которые уже су­ществовали в человеческом обществе. Экономика, тор­говля, судопроизводство, при всех сопутствующих им не­достатках и издержках, не подлежали ни разрушению, ни отмене. Христос призывал лишь к тому, чтобы суще­ствующие социальные отношения между людьми в мак­симальной степени подчинялись религиозно-нравствен­ным началам. Христианское сознание не допускает со­мнений в правильности новозаветной иерархии критериев и оценок. Во взглядах на социальную жизнь оно теокра-тично: для него наилучшая форма социального устрой­ства — это государство, признающее духовный приори­тет церкви и подчиняющее ее требованиям всю свою практическую деятельность. Его нормы и принципы но­сят абсолютный характер, указывая на незыблемые зап­реты и безусловные ценности. Они свидетельствуют о том, что человек не может жить в мире, где все относи­тельно, и опираться лишь на договорные основания, сфор­мулированные самими людьми. Так, право заимствует принцип абсолютности из сфер религии и нравственнос­ти, с которыми оно тесно связано и которые издавна культивируют область духовно-практических отношений человека с абсолютными ценностями и нормами. Когда естественно-правовым императивам сообщается абсолют­ный характер, это означает, что они перестают нуждать­ся в доказательствах, обретают догматический статус.

• 118 •


Систему таких абсолютных естественно-правовых цен­ностей, как жизнь, личность, свобода, достоинство, вен­чает сверхабсолют — Бог. Без Него они утрачивают в человеческом сознании свою абсолютность и становятся относительными, а значит беззащитными перед крити­ческими и скептическими выпадами.

На протяжении последующих веков христианство благодаря миссионерской активности его апологетов рас­пространилось на север Европы, пришло в жизнь гер­манских племен. Нордическая мифология воинствен­ных германцев с присущим ей внутренним динамиз­мом и трансгрессивными порывами к безграничному обнаружила способность сопрягаться с христианскими идеями и образами. Как отмечал Р. Гвардини, норди­ческий фермент, успевший в средние века пропитать все европейское социальное пространство, соединился с христианской устремленностью к беспредельности. Так возник особый тип западной, романо-германской ду­ховности.

В последующие века христианство обрело огромное число интерпретаций и ответвлений. Некоторым из них удалось организационно оформиться в самостоятельные направления. В результате образовались три его наибо­лее крупные ветви. Романское понимание учения Хри­ста обрело вид католицизма. Его греко-славянское толко­вание оформилось как православие. А северогерманское понимание обернулось утверждением и распространени­ем протестантизма.

Исходные идеи и образы христианского вероучения проходили через разные социокультурные фильтры. Шел нескончаемый процесс раскрытия неисчерпаемой мно­гозначности его базовых, основополагающих смыслов. Изначально полифоничные, открытые и предрасполо­женные к различным интерпретациям, они иницииро­вали и по сей день продолжают стимулировать духовно-интеллектуальные искания и наполнять жизнь христи­анского духа множеством драматических коллизий. Несмотря на то, что в этой жизни светлое переплелось с темным, что «на каждую мать Терезу находился свой Великий Инквизитор» (М. Рьюз), что миллионы людей спаслись именем Христа, а многие были погублены во


имя его, христианство не угасло. И причина этого в том, что христианство не является рядовой системой воззре­ний, стоящей в одном ряду с другими религиями. Его место совершенно особое: это вершина религиозности, открывшаяся человеческому духу. К ней он долго про­бирался сквозь различные формы верований. Это похо­дило на восхождение по склону горы. Потребовалось пройти длинный путь, преодолеть множество препят­ствий, накопить значительный религиозный опыт, преж­де чем человеку открылся тот особый мир откровений, который ярким светом озарил его душу. Долго грезив­ший о бессмертии, жаждавший его, робко пытавшийся постичь его суть при помощи различных дохристиан­ских идей и образов, предчувствовавший его возмож­ность, но не знавший пути, ведущего к нему, человек в итоге получил возможность сказать: «Свершилось!» Дух обрел то, что искал. То, что дотоле представлялось в метафизическом мареве смутным, искаженным, прибли­зительным, засияло светом абсолютной истины с прихо­дом Сына Божьего. Отпала необходимость во многих смысловых туманностях дохристианского религиозного опыта и в дальнейших мучительных исканиях.

Христианство позволило множеству людей увидеть то, чего не замечала античная культура, — уходящую ввысь духовно-нравственную перспективу человеческой истории. Христианство одарило человеческий дух нео­бычайной, невиданной дотоле свободой. Прикованный, привязанный естественными узами к миру земной сти­хийности, рабски покорный зову почвы, внутри которой «все полно демонов», дух узрел перед собой возмож­ность освобождения и спасения от ига материальной отя-гощенности и от связанных с нею скорбями и страдания­ми. Естественный миропорядок предстал не как един­ственный оплот людей, являющийся одновременно их колыбелью и могилой, но как стартовая площадка, с которой человеческий дух способен воспарить в ослепи­тельную высь, где царит Сын Божий, готовый утереть всякую слезу и претворить всякое страдание в бесконеч­ную радость.

Христианство предполагает, что история движется к единой, общей цели — превращению человечества в еди-


ного субъекта, в совершенную общину, всечеловеческую христианскую церковь как социальную целостность («тело Христово»). Это превращение должно происхо­дить в историческом промежутке между распятием Хри­ста и общим искуплением, имея вид неуклонного возра­стания общего духовно-нравственного потенциала, зна­чимости начал любви. В итоге церковь должна предстать как живой организм, наделенный жизненными силами и духовным совершенством, способным обеспечить проч­ные связи между индивидами, наивысшую полноту их земного существования и его прочную привязанность к целям спасения.

Предельно отчетливо сущностные особенности за­падного христианского сознания проявились в протес­тантизме. В отличие от католиков, считавших, что выс­шая истина заключена в церковных догматах, протес­танты полагали, что христианская истина еще далеко не полностью открылась людям и потому следует про­должать ее поиск. Но для этого необходимо обширное пространство духовной свободы, т. е. свобода совести, мысли и слова.

Другая важная идея, принадлежавшая протестан­там, — это требование признать естественные права лич­ности прирожденными и неотчуждаемыми. Во время Реформации, в 1525 г. в Германии вышли в свет «Две­надцать статей», в которых утверждалось, что крестья­не рождаются от природы свободными. Идеи видных английских протестантов Р. Вильямса и Дж. Лилльбор-на, ратовавших за свободу личности, совести, печати, позднее вошли в американскую «Декларацию независи­мости», а затем во французскую «Декларацию прав че­ловека и гражданина».

В XIX в. П. Я. Чаадаев скажет, что призвание Церк­ви в веках состояло в том, чтобы дать миру христиан­скую цивилизацию. Конкретизируя эту мысль, следует добавить, что христианская церковь дала миру и хри­стианскую культуру, в том числе и социальную филосо­фию, в лоне которой сформировалась западная социоло­гия, обретшая дисциплинарную самостоятельность в тру­дах О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера и других европейских мыслителей.

121 •






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1637 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2332 - | 2011 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.