Макиавелли говорил о себе и своем стиле, что ему свойственно смело и открыто высказывать все, что он знает о древних и новых временах. В его стиле обнаруживается нечто, сближающее его с анатомической вивисекцией. С аналитическим хладнокровием он обнажает и вскрывает то, что другие мыслители до него не пытались выставлять на всеобщее обозрение. В трактате «Государь» Макиавелли создает собирательный образ, отвечающий его представлениям о том, каким должен быть современный политик. Одновременно он обнажает нормативно-ценностные структуры практического сознания своего героя. В результате в образе политика оказывается представленным многое из того, что позволяет отнести его к разряду веберовских «идеальных типов».
Взяв за основу эмпирическую социальную реальность, Макиавелли конструирует на ее основе умозрительный образ политика, соединяющего в себе реальные черты и желаемые качества. Согласовав различные формы сущего и потребного, он конструирует идеально-типическую модель, в которой достигнуты пределы возможного как в логическом, так и в практически-прикладном значениях. Она-то и сделала возможным появление понятия макиавеллизма. И хотя обозначаемый этим понятием тип политического поведения существовал и до Макиавелли, но обобщение и оформление его как «смыслооб-раза», концептуального конструкта, «идеального типа» следует считать заслугой мыслителя.
«Идеально-типическая» модель криминально-политического сознания деятеля-узурпатора, прокладывающего себе путь к власти через хитроумные интриги, всевозможные преступления, предстает как фрагмент более объемной модели аномийно-пермиссивной, доправовой социальной реальности. Целое и его часть соотносятся как порождающая причина и рожденное следствие: умозрительный образ Государя предстает как плоть от плоти смутного времени, как существо, чувствующее себя в условиях аномии как рыба в воде. Между его личностью и аномийной действительностью нет никаких противоречий. Его устраивает тот набор возможностей по решению политических проблем, который предоставляет доправовое состояние.
• 134'
Общий метод Макиавелли можно считать номотети-ческим, поскольку он стремится отыскать общие принципы политической деятельности и государственного строительства, исследуя данную социальную реальность и видя в ней лишь частный случай, дающий возможность понимания типологических свойств политической практики. Он движется преимущественно путем индуктивных умозаключений, слагая из выбранного материала умозрительные конструкции. Создавая «идеальный тип» государя, Макиавелли добывал знание, которое, по его предположениям, само Затем могло бы воздействовать на социальную реальность, поскольку давало бы политикам инструментарий по существенному усилению их власти над обстоятельствами.
«Рассуждение на первое десятикнижие Тита Ливия»
Русский мыслитель П. И. Новгородцев считал, что в «Рассуждении» содержится наиболее полное выражение философско-политических взглядов Макиавелли и что это сочинение служит ключом к пониманию концепции трактата «Государь». Макиавелли, убежденный в том, что для лучшего понимания острых проблем современности необходимо обращение к их истокам, направляет внимание на вопросы происхождения государства и законов. Логика его рассуждений выстраивается в соответствии с позицией, напоминающей теорию общественного договора. Он пишет о том, что еще в древности люди, вынужденные постоянно общаться между собой, обрели способность различать добро и зло. Понимая, что любому из них в отдельности может быть нанесен вред, они стали объединяться и устанавливать законы, предназначенные защищать от несправедливости и насилия, грозящих наказаниями тем, кто нарушает общий порядок. Для поддержания устойчивого законопорядка стали выбирать наиболее сильных, храбрых и разумных, чтобы подчиняться им как правителям. Так стали возникать государства, образовывавшиеся либо по инициативе туземцев, либо пришельцами завоевателями.
В свете этого исторического экскурса Макиавелли особо отмечает политический гений древних римлян. В его
• 135 •
глазах их стратегические и тактические таланты, обнаружившиеся при создании Римской республики, и плоды их усилий в деле государственного строительства — собрание непревзойденных образцов для подражания. Самое лучшее, что могут сделать политические деятели современной Италии, — это учиться у древних римлян. Макиавелли стремится доказать, что для его родной Флоренции наилучшая форма правления — республиканская, позволяющая народу активно участвовать в управлении государством и способная обеспечить общее процветание. Но установить ее непросто из-за того катастрофического состояния, в котором пребывает вся Италия и вина за которую в огромной степени ложится на католическую церковь.
Поляризованность оценок стала неотъемлемым атрибутом отношения общественного сознания к наследию Макиавелли. Резкая критика его идей разворачивалась по религиозному, этическому и естественно-правовому направлениям. И с ней соседствовало вполне толерантное и даже поощрительное отношение к тем же идеям, оцениваемым с позиций юридического позитивизма и политической прагматики.
Сам Макиавелли —убежденный прагматик, а не моралист. Его логика реалистична и потому окрашена в мрачные тона. Он убежден в том, что бывают исторические моменты, когда необходимо во имя благой цели использовать все доступные средства, в том числе аморальные и противоправные. Зло необходимо использовать и применять ради того, чтобы избежать еще больших зол. То, что неприемлемо в обычных условиях ровно текущей, цивилизованной жизни и стабильного социального порядка, в критических условиях национального бедствия становится допустимым.
Морализирующая критика, упрекающая Макиавелли за его имморализм, как правило, не разграничивала этих реалий — стабильных эпох и эпох переходных, кризисных, катастрофических. То, что недопустимо в обычных условиях, для нее оставалось недопустимым и в условиях чрезвычайных. А между тем, понять и оправдать Макиавелли можно лишь в том случае, если квалифицировать его доктрину как апологию чрезвычайных средств в чрезвычайных социальных обстоятельствах.
ДЖ. ВИКО: ЦИКЛИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Джамбаттиста Вико (1668—1744) — итальянский социальный мыслитель. Был профессором риторики в университете Неаполя, королевским историографом Неаполитанского дома Бурбонов. Автор книг «О едином начале и конце всеобщего права» (1720); «Основания новой науки об общей природе наций» (1725).
Вико — создатель основ социально-исторической компаративистики и исторической типологии цивилизаций. Барочный характер социально-философского мышления Вико проявился в его скептическом отношении к ренес-сансному антропоцентризму. По его мнению, только человек, лишенный способности к познанию высших истин, склонен воображать себя центром Вселенной, средоточием первопринципов мироздания.
Теория Вико опирается на концепцию Марка Терен-ция Варрона, делившего все время мировой истории на три основных периода — Темное Время (век богов), Баснословное Время (век героев) и Историческое Время (век людей). Вико сохранил это деление, считая его характерным для большинства народов древнего мира и в первую очередь для египтян, греков и римлян. На его основе он построил концепцию существования «Вечной Идеальной Истории» или типовой универсальной модели социально-исторического развития, общей для всех государств и народов.
Существуют три основных этапа, составляющих детство, юность и зрелость цивилизации. Каждому из них соответствует свое, особое состояние нравов и свой уровень развитости сознания людей и отношений между ними. В русле этой логики происходит передача эстафеты от «Божественного Авторитета» к «Человеческому Авторитету» и затем к «Авторитету Естественного Права». Пройдя через все три эпохи и исчерпав тем самым все существующие возможности и ресурсы развития, цивилизация начинает клониться к закату.
Подчеркивая различия отдельных периодов в развитии цивилизации, Вико стремился увидеть сквозную логику исторических метаморфоз, связывающую воедино все разнообразие эпох и форм. Ею оказалась логика
• 137 •
вечной повторяемости, логика круговорота, напоминающая естественную цикличность смены времен года и подтвердившая старую философскую истину о единстве мироздания и о подчиненности всех естественных, социальных и духовных форм бытия единым ритмам и общим законам.
Т. ГОББС: