Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Типология законов социального существования




Трактат Монтескье «О духе законов» — самое значи­тельное социальное сочинение французского Просвеще­ния, создавшее научно-теоретические предпосылки для становления позитивной социологии. Произведение, со-


здававшееся на протяжении 20 лет, имеет энциклопеди­ческий характер и состоит из 31 книги.

Под «духом законов» Монтескье понимает интеграль­ное детерминирующее начало, вбирающее в себя множе­ство факторов естественного, климатически-географичес­кого, а также социально-исторического, хозяйственно-экономического, нравственно-политического характера, оказывающих многовекторное и вместе с тем совокуп­ное причинное воздействие на практику юридического нормотворчества, на особенности законодательств, су­ществующих в различных социальных системах.

Первые восемь книг трактата посвящены исследо­ванию природы законов и сути принципов правления. В 9—10 книгах законы исследуются в их отношении к оборонительной и наступательной силе государства; в 11-13 книгах идет речь о связях между законами и сво­бодой; в 14-18 книгах — об отношении законов к есте­ственным условиям, в которых пребывают государства; в 19—25 книгах — о главных особенностях отдельных народов; в 26 книге очерчиваются границы действия каждой разновидности законов; 27-31 книги характе­ризуют динамику генезиса законов в ее связи с конкрет­ными условиями развития государств.

Все сочинение пронизано стремлением выявить, как соотносятся между собой естественные законы бытия с законотворческой деятельностью людей и в какой мере нормы человеческого общежития соответствуют приро­де вещей.

Ж. Ж. РУССО:

ДОГОВОРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕЖИТИЯ

Жан Жак Руссо (1712-1778) — французский фило­соф, историк культуры, драматург, поэт. Родился в Же­неве, в семье часовщика. В 1741 г. приехал в Париж, где благодаря своим дарованиям, философскому и худо­жественному творчеству обрел известность, вошел в круг энциклопедистов.

Основные сочинения Руссо: «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми» (1755); «Об общественном

. 165 •


договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании» (1762); «Юлия, или Новая Элоиза» (1767); «Исповедь» (опубликована после смерти фило­софа) и др.

Антитеза «естественное—общественное»

Руссо выстраивает свою антропосоциологическую кон­цепцию на основе антитезы «естественное-общественное». Естественному состоянию и естественному человеку он противопоставляет социальность, цивилизацию, прогресс, оценивая отрицательно все, что составляет вторую сторо­ну антитезы. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства» Руссо описывает два состоя­ния, присущих человеческому роду — естественное и гражданское. Последнее он, в отличие от многих предше­ственников и современников, характеризует скорее нега­тивно, чем положительно, поскольку его развитие вместе с совершенствованием искусств и наук способствовало не улучшению нравов, а их ухудшению, распространению пороков, деградации человека. Все естественное, положи­тельное, благое в человеке подвергается порче. Общество в гражданском состоянии стало скопищем искусствен­ных людей и притворных страстей, создало атмосферу неравенства, взаимного презрения, преобладающего ин­тереса ко всему внешнему и безразличия к добру.

Цивилизация до такой степени разрушила прежние гармоничные отношения человека с естественной средой, что теперь ни культура, ни мораль, ни право не в состоя­нии удержать в равновесии и упорядоченности социальную реальность. И поскольку вернуться в прежнее естествен­ное состояние обществу невозможно, остается двигаться вперед. Но что недоступно обществу в целом, вполне воз­можно для отдельного человека, и Руссо прилагает значи­тельные усилия для того, чтобы обосновать правомерность жизненной позиции «естественного человека». Согласно его взглядам, человек — самодостаточное, целостное су­щество, щедро одаренное природой прекрасными каче­ствами — добротой, способностью любить справедливость, красоту, истину. И поскольку цивилизация портит его, вовлекая в атмосферу неравенства, несправедливости, алч­ности, то ему ничего не остается, как отвергнуть ее раз-

• 166*


вратительные, гибельные искушения и вернуться назад к природе, к простоте естественных чувств и отношений.

Антропология и социология Руссо органично взаимо­проникают друг в друга. Согласно его концепции, чело­век способен раскрыть свою сущность и реализовать соб­ственную свободу только в той среде, которая по своему характеру максимально приближена к естественной. В ней не должно быть ничего такого, что бы грубо, насиль­ственно, разрушительно воздействовало на природу чело­века, деформировало его дух, искажало добрые наклон­ности сердца, склоняло к порокам и преступлениям. По­добная среда не тождественна миру дикой природы, как нередко ее представляли оппоненты Руссо. Это цивилизо­ванный синтез социального и естественного, отвечающий самым высоким критериям культуры, морали, права, равенства и братства. Путь к созданию такого социально­го мира пролегает через реформирование существующих общественных структур и институтов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 361 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2312 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.