Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема преступления и наказания как предмет социальной метафизики




Тема преступления и наказания привлекла Вольте­ра, когда он обратился к анализу трагических коллизий человеческой судьбы, изображаемых искусством. Выс­тупив в роли создателя нескольких драм для театра, Вольтер увидел в трагедии живую картину человечес­ких страстей, где обнажаются страшные стороны жиз­ни, изобилующие жестокими преступлениями.

В античной трагедии боги нередко требуют, чтобы герой ответил на преступление преступлением, и их не

154 '


смущает то обстоятельство, что тем самым лишь приум­ножается масса существующего зла. Трагический герой должен пойти на опасный шаг, чтобы выполнить волю богов и совершить то, что с позиций морали и права выглядит как преступление. Таковы протагонисты гре­ческих трагедий Орест, Электра, Антигона.

Другая категория преступников — это тираны, пре­датели, нарушающие законы высшей справедливости. Эсхил, Софокл и Еврипид учат зрителя не сокрушаться и не принимать близко к сердцу несчастья, обрушив­шиеся на них, ибо так их настигает возмездие. Особое место в размышлениях Вольтера заняла тема бессозна­тельного преступления. Анализируя эту проблему в свя­зи с трагедией Софокла «Царь Эдип», философ обраща­ет внимание на ряд нарушений законов логики и здра­вого смысла у античного драматурга. Более того, он создает свой вариант трагедии и излагает с позиций просветительского рационализма собственное понима­ние преступлений и судьбы Эдипа.

По мнению Вольтера, древние греки уже самой при­родой своего мироотношения были расположены к обо­стренному восприятию трагических граней человеческо­го существования. В античных драмах герои часто попи­рают божеские и человеческие законы, навлекая тем самым на себя суровые кары. Такова судьба Эдипа, на счету которого два страшных преступления — убийство своего отца и кровосмесительная связь с матерью. Вмес­те с тем, Эдип — не обычный преступник; по своим человеческим качествам он добродетелен, благороден и не склонен к нарушениям законов. Но обстоятельства сложились таким образом, что он, сам того не ведая, совершил тяжкие преступления. Возникла своеобразная морально-правовая антиномия. С одной стороны, в свете объективных, очевидных причинно-следственных свя­зей, Эдип — преступник, виновный в том, что убил царя Лая, являвшегося его отцом, и женился на его вдове Иокасте, оказавшейся, как выяснилось впоследствии, матерью своего второго мужа. Но с другой стороны, Эдип, субъективно, мотивационно не вынашивавший планов преступлений, не виновен и не может считаться пре­ступником в обычном понимании. Оба эти утверждения

• 155 •


верны в равной степени. Существует ли какое-либо при­емлемое разрешение данной антиномии? Вольтер нахо­дит его, утверждая, что Эдип — бессознательный пре­ступник, не ведавший, что творил, и, следовательно, трагическая личность. Пережив внутреннюю драму по­стижения истинной сути содеянного им, Эдип прошел путь от объективного состояния «беды» к субъективно­му состоянию «вины». Если над Софоклом еще довлела архаическая логика мифологического мышления с его представлениями о непреложности воли рока и предна­чертаний судьбы, то для Вольтера, мыслящего в ключе антропоцентрической парадигмы, на первом месте стоит логика индивидуального «просвещения», трагедия по­стижения бессознательным преступником собственной вины. В этом особенность позиции Вольтера, продикто­ванная духом нового времени.

Д. ДИДРО: ЧЕЛОВЕК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО

Дени Дидро (1713-1784) — французский философ, писатель, лидер когорты философов-энциклопедистов. Родился в семье ремесленника. После окончания кол­леджа д'Аркур работал помощником прокурора. Став известным философом, получил приглашение от Екате­рины II и посетил Россию.

Для Дидро человек — продукт природы, обладатель естественных потребностей, имеющий естественное пра­во на счастье. Сердце человека позволяет ему различать добро и зло, предписывает ему не делать другим того, чего он не желает себе, и дает понимание того, что ис­тинное счастье достижимо только в обществе. Объеди­няясь в сообщества, люди добровольно ограничивают свои притязания, чтобы избегать разрушительных столк­новений. Если же подобные конфликты возникают, то для их разрешения существуют специальные лица во главе с государем, который является общим центром единения всех отдельных воль.

Дидро исходит из этико-антропологической посыл­ки, отличающейся от позиции Гоббса, утверждая, что от природы люди расположены скорее к добру, чем к злу. Но и он признает необходимость государственности и

• 156 •


считает, что она является продуктом общественного до­говора, который «сближает, объединяет и связывает меж­ду собой множество до того изолированных существ».

Сопоставляя преимущества естественного и цивили­зованного состояний, Дидро приходит к выводу, что пос­леднее несет с собой гораздо больше отрицательных по­следствий, в том числе неизмеримо возрастающее коли­чество преступлений. Но у человечества нет выбора; люди не должны двигаться вспять, а обязаны совершенство­вать формы общественной жизни, цивилизованности и государственности.

К. ГЕЛЬВЕЦИИ:

ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) — французский философ-просветитель. Родился в семье придворного вра­ча, получил образование в иезуитском колледже. Слу­жил генеральным откупщиком. Основные сочинения: «Об уме» (1758); «О человеке, его умственных способно­стях и его воспитании» (1769).

Гельвеции обращался при рассмотрении социальных вопросов к проблеме оптимального общественного устрой­ства и идеального законодательства. Отталкиваясь от ге­донистического принципа, характерного для современной ему культуры рококо, он видел главную задачу государ­ственных мужей в том, чтобы те создавали законы, совме­стимые с идеей общего блага и обеспечивающие людям максимум счастья и удовольствий. Вторая задача заклю­чалась в отыскании средств, которые позволили бы выве­сти народ из нищеты и создать все необходимое для обре­тения счастья, которым люди могли бы наслаждаться.

Обе задачи предполагали, во-первых, участие гени­альных умов в их решении, а во-вторых, знание нравов и предрассудков народных масс. Наилучшим образом этому могли бы способствовать инициативы просвещен­ного монарха вместе с конституционным правительством.

Ценя традиционные формы государственной власти, Гельвеции, однако, считал идеальной ту форму, кото­рую он называл «правлением всей нации». В его пред­ставлении это равномерная распределенность верховной

• 157 •


власти между всеми сословиями граждан. Такая власть «подобна душе государства, которая, будучи разлита равным образом во всех его членах, животворит его, делает его крепким и здоровым». Здесь свободные и сча­стливые граждане будут охотно повиноваться законода­тельству, которое сами для себя установят. Возникнет равновесие физических, духовных, политических сил, над которым будут царить справедливость и закон.

Тон благодушного утопизма, преобладающий в сочи­нениях Гельвеция, способствовал распространению ил­люзий о безболезненности революционных перемен в жизни общества и государства.

П. ГОЛЬБАХ: ИДЕАЛ «ЭТОКРАТИИ»

Поль Гольбах (1723-1789) — французский философ-просветитель. Принадлежал к аристократическому роду немецких баронов. Окончил университет'в Лейдене (Гол­ландия). Участвовал в издании «Энциклопедии». Прини­мал в своем салоне выдающихся мыслителей современно­сти. Основные сочинения: «Разоблаченное христианство» (1761); «Карманное богословие» (1768); «Система приро­ды, или о Законах мира физического и мира духовного» (1770); «Здравый смысл» (1772); «Естественная полити­ка, или Беседы об истинных принципах управления» (1774).

Согласно учению Гольбаха, жизнь людей подчиня­ется естественным и гражданским законам. Первые, будучи вечными и неизменными, господствуют во всем мироздании. Вторые изменчивы и могут заменяться но­выми в зависимости от требований обстоятельств обще­ственно-исторической жизни. Гольбах определяет их как правила поведения, которые общество предписыва­ет своим членам для сохранения жизни и обеспечения счастья всех граждан.

Среди гражданских законов главенствуют законы, име­нуемые основными. Их предназначение состоит в точном определении прав правителя и подданных в отношениях господства и подчинения. Они выступают гарантами су­ществования свободы и справедливости в государстве.

• 158»


Наилучшей формой управления государством явля­ется та, в которой уравновешены властные функции мо­нарха, аристократов и народа. При ней народ изъявляет свою политическую волю через собственных представи­телей в правительстве, которые защищают его интересы перед лицом государственной власти. Эта форма правле­ния позволяет утверждаться законам, отвечающим кри­териям справедливости и гуманности.

Центральным морально-правовым понятием для Голь­баха является справедливость, под которой он понимал, во-первых, те действия, которые разрешены человеку естественными законами, а во-вторых, право каждого предпринимать ради своего счастья все то, что не вредит счастью его сограждан. Аналогичным, естественно-гедо­нистическим образом он определяет и свободу, видя в ней способность индивида совершать для своего счастья все то, что дозволено общественными законами.

В работе «Этократия, или Управление на основе мора­ли» (1776) Гольбах использовал понятие «этократия», обо­значающее власть морально-этических начал в деятельно­сти государства. Он считал, что реальная возможность господства этических принципов в общественно-полити­ческой, законодательной, исполнительной и судебной сфе­рах существует только в условиях демократического пра­вительства с сильным, авторитетным и влиятельным на­родным представительством. Избранники народа способны выработать и принять законы, которые обеспечат гражда­нам свободу и безопасность их жизни и собственности.

Гольбах достаточно подробно прорабатывает проблему структуры власти в условиях этократии. По его мнению, законодательной властью должно обладать национальное собрание. Избирательными правами следует наделить лишь тех, кто обладает собственностью. Все избранники народа должны в своей деятельности руководствоваться этичес­кими принципами, разработанными национальным собра­нием. Те из них, кто будет нарушать данные принципы, а значит изменять интересам народа, общества и государ­ства, могут быть в любой момент отозваны избирателя­ми. Важнейшей обязанностью государства является нрав­ственное и патриотическое воспитание. В свете его за­дач создаются специальные государственные структуры,


осуществляющие контроль за всеми учебными заведения­ми и за программами обучения молодежи на предмет их соответствия главной воспитательной задаче. Гольбах предлагает разработать общий для всех граждан мораль- i ный кодекс, нормы и принципы которого являлись бы обязательными для внутригосударственного и междуна­родного общения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 393 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2431 - | 2319 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.