Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принципы социального общежития




Гоббс предпринял попытку сформулировать базовые нормативные принципы социального поведения, назвав их естественными законами и наделив статусом универ­сальных, абсолютных, безапелляционных предписаний, и которых сведены воедино бесчисленные нормативно-ценностные факторы, регулирующие социальное бытие. Для всех естественных законов, которые Гоббс назвал неизменными и вечными, базовой максимой явилась древ­няя, универсальная социально-этическая формула, часто называемая «золотым правилом». Вот эти законы.

1. Следует искать мира и следовать ему, защищая
себя при этом всеми возможными средствами.

2. В случае готовности других к миру человек обязан,
если этого требуют интересы мира и самозащиты, доволь­
ствоваться такой степенью свободы по отношению к дру­
гим, какую он допустил у других по отношению к себе.

3. Люди должны выполнять заключенные ими со­
глашения.

4. Человек, получивший благодеяние от другого лишь
из милости, должен стремиться к тому, чтобы тот, кто
оказал это благодеяние, не имел разумного основания
раскаиваться в своей доброте.

5. Каждый человек должен приноравливаться ко всем
остальным.

6. Человек должен прощать прошлые обиды тем, кто,
проявляя раскаяние, желает этого.

7. При отмщении люди должны сообразовываться не
с размерами совершенного зла, а с размерами того бла­
га, которое должно последовать за отмщением.

8. Ни один человек не должен делом, словом, выраже­
нием лица или жестом выказывать неприязнь к другому.

9. Каждый человек должен признавать других рав­
ными себе от природы.

 

10. При вступлении в договор ни один человек не
должен требовать себе предоставления какого-либо преи­
мущественного права, на предоставление которого дру­
гому человеку он не согласился бы.

11. Если человек уполномочен быть судьей в споре
между двумя другими, то естественный закон предпи­
сывает ему беспристрастно их рассудить.

141 •


12. Неделимые вещи должны использоваться, ее
это возможно, сообща, при этом, если количество вещей
позволяет, то без ограничений, а в противном случае —
пропорционально числу тех, кто имеет на них право.

13. При равном праве владения либо устанавливает­
ся поочередное пользование, либо же первоочередное вла­
дение и пользование предоставляется по жребию.

14. Жребий может быть двоякого рода. Первый — ус­
тановленный, то есть тот, который устанавливается согла­
шением сторон. Второй — неустановленный, или естествен­
ный, возникающий в результате, например, первородства.

15. Тем, кто является посредниками мира, должны
быть даны гарантии неприкосновенности.

16. Никто не может быть судьей самого себя.

17. В случае спора стороны должны подчиниться ре­
шению арбитра.

18. Никто не имеет права быть судьей в деле, в кото­
ром в силу естественных причин он имеет пристрастие.

19. В спорах о факте судья не должен доверять од­
ной стороне больше, чем другой (при отсутствии иных
аргументов); он обязан доверять третьим лицам.

Обращают на себя внимание несколько характерных особенностей этих естественных законов. Во-первых, все они носят не описательный, а долженствовательный, обя­зывающий характер. Это не констатация сущего, не фик­сация социальных реалий, а нормативные модели желае­мого. Их «законность» заключается в том, что они со­ставляют необходимое нормативно-ценностное основание, без которого цивилизованное общество не может суще­ствовать в качестве такового. Это обстоятельство прида­ет им статус чрезвычайной значимости, что и позволяет Гоббсу именовать их не иначе как «законами».

Во-вторых, несмотря на естественно-правовой харак­тер этих законов, в них слабо ощущается присутствие религиозной нормативности, но зато в значительной сте­пени представлена нравственно-этическая нормативность. В этом несомненно проявилась одна из существенных тенденций нового времени, состоявшая в постепенном уменьшении доли религиозной мотивации в нормативно-ценностном совнании. В контексте общей тенденции се­куляризации естественно-правовому мышлению удава-

• 142*


сь сохранить пафос абсолютности и универсальности счет обращения к всеобщим требованиям естествен­ен нравственности.

В-третьих, естественные законы Гоббса позволяют го-порить о них как о нравственно-правовом феномене хрис-i панской цивилизации. Несмотря на кажущуюся светскость, < скулярность формулировок, в «снятом», трансформиро-нанном виде в них присутствуют многие христианские.«шоведи. При этом в них практически отсутствует дух древнего талиона и ветхозаветного «Моисеева права» и, напротив, отчетливо представлены императивы, восходя­щие к призыву Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

В-четвертых, эти законы можно считать естественны­ми в том смысле, что они открываются людям не через рациональное знание, а через глубинные склонности, ко­ренящиеся в самой сути человеческой природы и позво­ляющие людям, несмотря ни на что, строить нравственно-правовой мир цивилизованности и культуры. Долг госу­дарства — обеспечивать соблюдение всех этих законов, помогать их превращению из естественно-правовых в граж­данские, т. е. в законы и нормы позитивного права.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 764 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2575 - | 2263 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.