Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Модель идеального государства как плод мысленного эксперимента




Эйдосы Платона, находясь в иерархической соподчи-ненности, имеют над собой самые главные и высшие из всех — идеи блага и справедливости, заставляющие все в мире стремиться к ним. Если это государство, то оно обязано так организовать свою деятельность, чтобы весь строй жизни его граждан был подчинен нормам и прин­ципам, вытекающим из идей блага и справедливости. Мудрым и справедливым является такое государственное устройство, при котором присутствует строгое разделе­ние труда, каждый занимается своим делом и во всем дает о себе знать твердый и надежный правопорядок.

Мыслитель приложил немало интеллектуальных уси­лий, чтобы найти способ соединения «естественной» спра­ведливости идеального космоса с «искусственным» про­дуктом человеческих усилий — государством с его зако­нами и правосудием. Средство такого соединения он нашел в иерархической структуре человеческой души, имеющей три основные части — разумную, волевую и чувственную. Каждой из трех имеющихся у человека высших способностей — разуму, воле и чувствам — со­ответствует своя добродетель: разуму — мудрость, воле — мужество, чувствам — умеренность. Этот принцип трой­ственного разделения Платон перенес на социальную структуру государственного организма, где должны быть три главных сословия: 1) философы-правители, обладаю­щие мудростью и руководящие государством; 2) воины, обладающие сильной волей и мужеством, позволяющим им успешно защищать государство; 3) ремесленники

•92»


с земледельцами и прочие простые труженики, ведущие умеренный образ жизни и занятые тем, чтобы обеспечи­вать государство продуктами, необходимыми для нор­мального существования.

Такое разделение обязанностей представлялось Пла­тону естественным, целесообразным, разумным. Подоб­но тому как единство мудрости, мужества и умереннос­ти дает четвертую, наивысшую добродетель — справед­ливость, так единение трех сословий в общей заботе о благе государства дает справедливое общественное уст­ройство. Взаимное сосуществование сословий и их есте­ственное сотрудничество обеспечивает стабильный пра­вопорядок в государстве и позволяет ему достигать сво­ей высшей цели — справедливости. Такое государство представляет собой продолжение идеального Космоса, земное воплощение строгих требований Логоса, микро­модель Космополиса, т. е. не просто институт, обеспечи­вающий элементарные физические и материальные нуж­ды людей, а естественную и вместе с тем божественную по своей сути форму общежития, необходимую для раз­вития и совершенствования человеческой цивилизации. Система правосудия в таком государстве является не чем иным, как конкретной трансформацией законов Космополиса, и потому она — образчик естественного права. Платон уверенно использовал ее как эталон и критерий для критических оценок существующих в его время законопорядков. В ней же он видел перспектив­ную программу будущих социальных преобразований.

Согласно платоновской традиции, у права имеются две главные ипостаси — метафизическая и эмпиричес­кая. В первом случае это идеальное «метаправо», как возможность существования совершенного законодатель­ства и оптимального правопорядка, во втором — живое право, пребывающее в природно-социальной реальнос­ти и включающее в себя как естественное, так и поло­жительное право. Между ними существует причинная связь, которая не должна рваться, чтобы не нанести вреда государствам и народам. Идеального права нет в реальной жизни, а что касается естественного и пози­тивного права, то они — всего лишь бледные тени иде­ального права как совокупности исходных императивов,

. 93 •


соответствующих высшему предназначению человечес­ких существ и создаваемых ими социальных институ­тов. То, о чем говорил Платон, представляло собой, в сущности, идеальное право, т. е. умозрительную конст­рукцию, дающую ответы на вопросы о том, каким долж­но быть право, какова его наиболее безупречная модель. При этом мысль и воображение Платона неизменно уст­ремлялись в метафизическую сферу, в мир идей как идеальных образцов для подражания, в мир должного в его чистом виде. Земному праву людей следует из этого мира черпать эталоны и критерии. На него должны ори­ентироваться нормы, которые позднее получат название естественно-правовых и позитивно-правовых. Идеальное право, связанное с первоначалами, от которых произо­шел природно-социальный мир, позволяет людям созна­вать свою связь с высшей реальностью и рассматривать все относительное в его причастности к абсолютному.

Метафизика идеального права свидетельствует о том, что цепь все более глубоких сущностей правовых явле­ний не является бесконечной, а имеет опору в некой пре­дельной абсолютной основе, выступающей для себя и при­чиной, и следствием. Платон не стремился помыслить бесконечный ряд причин-сущностей. Скорее всего, им руководили соображения не столько логического, сколь­ко эстетического характера, обнаруживающие, что без замыкавшей все сущее основы в картине бытия словно чего-то недоставало и вся масса существующих вещей и явлений как бы «проваливалась» в некую бездну, что выглядело эстетически «некрасиво» (С. С. Аверинцев). Во избежание такого неблагообразия и эстетического бес­чинства множественные ряды феноменов сущего должны были обрести свое завершение в едином Первоначале.

Социальная статика жесткой нормативности (диалог «Законы»)

В диалоге «Государство» Платон попытался найти способ соединения естественной справедливости Космо­са с искусственным продуктом человеческих усилий — государством, его законами и правосудием. В «Законах» он продолжил эти попытки. «Законы» отличаются от диалога «Государство» большей детализацией воображае-

94*


мой модели и более резко выраженным духом норма­тивной регламентации всех сторон социальной жизни. В этом сочинении Платон, при всей его любви к мифам и привычке давать волю воображению, проявил себя довольно трезвым реалистом, сознающим несовершен­ство человеческой природы, заставляющей людей вести себя неблагоразумно и излишне агрессивно. Сколь бы совершенным, продуманным, детализированным ни был план идеального общественного устройства, не следует упускать из виду постоянно существующую угрозу вспы­шек человеческой ярости и гнева и заботиться о надеж­ных средствах общественной безопасности. В противном случае естественные наклонности людей к эгоизму, по­искам удовольствий, своекорыстию разрушат любое, даже самое совершенное государство.

Наилучшее законодательство должно быть ориенти­ровано на требования высшего абсолютного Первонача­ла и соответствовать трем главным критериям: 1) ори­ентироваться не на войну и захват добычи, а на всеоб­щий мир и справедливость; 2) всемерно способствовать здоровью, силе и красоте граждан как главным челове­ческим благам; 3) иметь своей целью важнейшие боже­ственные блага — здравое, разумное и мужественное со­стояние каждой человеческой души. Необходимым усло­вием этого является продуманное воспитание граждан. Платоновская теория воспитания предполагает, что люди находятся во власти богов и являются чем-то вроде игру­шек, кукол-марионеток, дергаемых за ниточки божествен­ной волей. Среди этих нитей существует наиглавнейшая «золотая нить», ведущая к благу, — человеческий рас­судок. Поэтому главная цель воспитания заключается в том, чтобы развивать у граждан в первую очередь рассу­дительность, которая включает в себя способность к со­блюдению трех важнейших требований: 1) почитание богов и героев; 2) почитание родителей, как живых, так и умерших; 3) почитание всех своих сограждан. У тех, кто соблюдает их, складывается рассудительное, зако­нопослушное правосознание.

Существует устойчивое мнение, будто Платоном в «Государстве» и «Законах» владело стремление обосно­вать необходимость неизменности, вечной незыблемости

. 95 •


описываемого им социального порядка. При этом забы­вают, что Платон пытался изобразить не земной поря­док, а идею социального порядка, которая неизменна уже по своему определению. Однако Платону не удалось провести свой принцип с достаточной последовательнос­тью и необходимой строгостью: в те картины, которые он рисовал, постоянно вторгалась земная, знакомая ему реальность. Временами он, увлекаясь, сам забывал, что описывает — то ли идею совершенного государства, то ли ее земное воплощение. Все земное, сколь бы стабиль­ным и прочным оно ни было, не может быть вечно неиз­менным, и диалектик Платон, хорошо усвоивший уроки Гераклита о текучести сущего, прекрасно это понимал. Поэтому претензии к нему как чудовищному консерва­тору не основательны.

ПРИНЦИПЫ ПОДДЕРЖАНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА (НОРМАТИВНАЯ ПЕНОЛОГИЯ).

В «Законах» Платон представляет основные черты своей социологии наказаний. В основе его пенологии (науки о наказаниях) лежит антропологическая посыл­ка, согласно которой люди по своей природе слабы, податливы на искушения, злы и порочны. Именно по­этому государству следует иметь эффективное, деталь­но разработанное законодательство, которое регламен­тировало бы все стороны человеческого существования. Законы призваны нейтрализовать несовершенство че­ловеческой природы и подстраховывать, оберегать об­щество от их разрушительных проявлений. Они долж­ны предостерегать против возможных преступлений и грозить суровыми карами тем, кто вздумает их нару­шать. Среди таких нарушителей могут оказаться не только граждане с грубой природой, не поддающейся воспитательным воздействиям, но и слуги, рабы или приезжие чужеземцы. Исходный принцип платоновской пенологии звучит твердо и однозначно: закон безмолв­ствует перед невиновным, но для провинившегося он громко глаголет. Наказание по закону не имеет своей целью причинение зла; его задача — делать виновного менее испорченным. Никто из совершивших те или иные



преступления не должен нигде и никогда оставаться безнаказанным. Наказания же могут быть разными — денежная пеня, палочные удары, тюремное заключе­ние и смертная казнь.

Решение о наказании за совершенное преступление выносят судьи открытым голосованием. Они располага­ются напротив обвиняемого и истца. Вначале слово пре­доставляется истцу, а затем ответчику. После их речей старейший из судей начинает допрос. Его вопросы до­полняются вопросами других судей к обвиняемому и свидетелям. После трехдневного заседания судьи выно­сят свой приговор. Самого сурового наказания в госу­дарстве Платона заслуживают преступления против бо­гов. Виновный наказывается смертью, а труп его выбра­сывается за пределы страны. Далее следуют преступления против существующего государственного строя. Платон называет врагами государства тех, кто участвует в заго­ворах, разжигает восстания, прибегает к насилию, отка­зывается защищать отечество. Таких граждан судьи при­говаривают к смерти.

Говоря об убийствах, Платон разделил их на неволь­ные и насильственные. Если убийство совершено во вре­мя спортивных игр или военных упражнений, то винов­ный не несет уголовного наказания, а лишь проходит через обряд религиозного очищения. При намеренном, сознательном убийстве наказания подразделяются на сле­дующие: за убийство чужого раба хозяину возмещается убыток, если же убит собственный раб, то господину достаточно одного лишь религиозного обряда очищения. Если происходит невольное убийство свободнорожден­ного человека, виновный должен очиститься и удалить­ся из отечества сроком на один год. Если же убийство совершено в приступе гнева и ярости, то убийца отправ­ляется в изгнание на два года. Всякий убийца, не подчи­нившийся закону, не прошедший через очищение и оск­вернивший своим присутствием общественные места — рынки, площади, игрища, храмы, — может быть привле­чен к суду любым из граждан и подвергнут более сурово­му наказанию. Если раб убьет своего господина или лю­бого свободнорожденного, то близкие вправе сделать с убийцей все, что угодно, но ни в коем случае не оставлять

• 97 •


его в живых. Когда один из супругов в припадке гнева убивает другого, то наказанием служит изгнание из стра­ны на три года. Эта же мера применяется в случае дра­матического конфликта между братом и сестрой. Если кто-то в припадке гнева убивает одного из своих родите­лей, то он подвергается суду по самым тяжким обвине­ниям в оскорблении действием, нечестии и святотатстве и заслуживает многократной смертной казни, если бы это только было возможно.

Говоря о мотивах самых тяжелых преступлений, Пла­тон утверждал, что причиной тому часто служит наи­большее из зол — господство страсти, заставляющее душу дичать от вожделения, устремляться к ненасытному стя­жанию и насилию. Яростное начало начинает господ­ствовать в душе человека, переворачивает все в ней вверх дном и толкает на преступление с тиранической силой, которой невозможно противостоять. Признавая неодо­лимость этой силы для многих людей, Платон склонен к тому, чтобы в его государстве за преступления, совер­шенные в состоянии аффекта, карали сравнительно мяг­ко. Самым нечестивым из всех преступлений Платон считал предумышленное убийство кровного родственни­ка. Кроме страшного божественного возмездия убийцу ожидает суровая кара государства: его предают смерти, а обнаженное тело выбрасывают за пределы страны на отведенный для этого перекресток. Затем все должност­ные лица, ради очищения всего государства, должны принести по камню и бросить в голову трупа. Платон говорил и о тех, кто насильно лишает жизни себя, творя над собой неправедный суд. Государство их осуждает и не удостаивает обычной погребальной церемонии. Их хоронят отдельно от других, на пустырях, не отмечая могил ни надгробными плитами, ни надписями. В слу­чаях, когда люди гибнут из-за каких-нибудь животных, то последних убивают и выбрасывают за пределы госу­дарства. Если же чья-то душа расстается с телом из-за неодушевленного предмета, то с последним поступают так же, как и с животным. Невиновным в убийстве следует считать того, кто ночью защищался от грабите­ля, старался избежать изнасилования или защищал сво­их ни в чем не повинных родственников.

•98*


Столь же детально, как и убийства, Платон рас­сматривал телесные повреждения вместе с соответствую­щими формами реагирования на них государства в лице судей. Наказанием в большинстве случаев становится денежный штраф различных размеров. Исключение со­ставляет применение насилия, побои, оскорбления по отношению к отцу или матери. Такие преступления приравниваются к святотатству, и виновные осужда­ются на смерть. Свидетель побоев, наносимых сыном кому-либо из родителей, не пришедший на помощь, приговаривается судом к изгнанию из страны. Если же оказавший помощь был рабом, то он становится сво­бодным. Тот, кто уличен в жестоком обращении с ро­дителями, изгоняется из государства. Если же он, во­преки запрету, возвращается, то его приговаривают к смерти.

Рассуждая об этих и других законах, Платон подчер­кивает, что они устанавливаются в первую очередь для людей с тем, чтобы научить их жить в мире друг с другом. Те же, кто обладает неподатливой, злонравной природой и не получил воспитания, должны помнить о грозящем им суровом воздаянии, если они осмелятся нарушать законы государства.

АРИСТОТЕЛЬ: РАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА

Аристотель (384-322 до н. э.) — великий древнегре­ческий мыслитель, стоявший у истоков европейского, сугубо рационалистического стиля философствования. Он был сыном придворного врача македонского царя Филиппа. В 17 лет Аристотель поехал в Афины, где стал учеником Платона, проникся духом тех проблем, которые волновали его учителя. Спустя годы, когда он сам обрел известность как философ, его пригласили стать учителем Александра, сына македонского царя, буду­щего великого завоевателя. В течение четырех лет Ари­стотель обучал Александра риторике, поэтике, филосо­фии и другим наукам. Когда возмужавший Александр отправился в завоевательные походы, Аристотель вер­нулся в Афины, где основал свою философскую школу,


получившую название Лицея. Он автор таких сочине­ний, как «Метафизика», «О душе», «Категории», «По­этика», «Риторика», «О софистических опровержени­ях», «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика», «Политика», «Афинская полития» и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 410 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2187 - | 2073 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.