Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема наилучшей формы социального порядка




Для Аристотеля несомненна связь социального по­рядка с мировым, космическим порядком. Мировое це­лое, состоящее из множества разнородных вещей, дос­тигает упорядоченности благодаря не единообразию этих вещей, а тому, что все они устремлены к одной общей цели. Высшее первоначало, мировой Ум преодолевает бес­смысленную стихийность материи и обеспечивает сла­женность всего сущего. Социальный порядок — важней­шее условие человеческого существования. Обеспечить его приемлемые и стабильные формы может только госу­дарство, само являющееся воплощенным принципом по­рядка. Как форма упорядоченного общежития граждан государство выросло естественным образом из патриар­хальной семьи и являет собой плод единства естествен­ного и искусственного, природы и цивилизации. Оно представляет собой наиболее совершенную из всех форм общежития, лучше которой люди ничего пока не смогли придумать.

Государственный строй — это порядок властвования при помощи законов и трех ветвей управления — зако­нодательной, административной и судебной. Властное регулирование социальной жизни предполагает, что го­сударство должно обеспечивать политическое общение свободных граждан и не допускать несправедливости ни в каких ее видах. Главная же цель, ради которой суще­ствует государство, — это создание условий для того, чтобы люди не просто жили, а жили счастливо. Именно поэтому в глазах Аристотеля особую важность имел воп­рос о наилучшем государственном устройстве, об опти­мальной форме социального порядка. По существу он продолжил философский поиск, начатый его учителем Платоном, создавшим грандиозные проекты идеальных государств в диалогах «Государство» и «Законы». Но у


него вызывали возражение те идеи учителя, в которых нарушалась мера целесообразности и разумности пред­лагаемых преобразований, как это было, например, в идеях ликвидации частной собственности и учреждения общности жен и детей. Аристотель понимал, что за этим стоит мечта о монолитности, несокрушимой целостнос­ти государства. Но ему виделись не только положитель­ные, но и негативные стороны этой мечты. Его взгляд простирался дальше платоновского. Он понимал, что с превышением меры упорядоченности, при постоянно уве­личивающейся степени единства и социальной монолит­ности здоровье общественного организма может обер­нуться болезнью, а желанный номос в губительную дис-номию. Социальному порядку пристало быть преддверием социальной гармонии, а не дисгармонии.

Для Аристотеля государство — это множественность входящих в его состав элементов, которые не могут и не должны быть одинаковыми. Единство государства должно складываться на основе разнокачественности и взаимо­дополняемости его элементов и частей. Государство с высокой степенью унифицированности составляющих его компонентов и имеющее тенденцию к дальнейшему ее наращиванию не сможет избежать подстерегающих его опасностей. Нарушение аполлонического принципа меры не проходит даром для людей. Человеку свойственно привязываться и дорожить тем, что является его соб­ственностью. Но в условиях, когда все является общим и вместе с тем ничьим конкретно, люди столкнутся с немалыми трудностями чисто психологического свой­ства. Аристотель пишет: «К тому, что составляет пред­мет владения большого числа людей, прилагается наи­меньшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им, менее заботятся они о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого. Помимо всего прочего люди проявля­ют небрежность в расчете на заботу со стороны другого, как это бывает с домашней прислугой: большое число слуг иной раз служит хуже, чем если бы слуг было мень­ше». Даже в условиях единообразия внешних условий жизни люди будут сохранять присущие им от рождения различия характеров, темпераментов, наклонностей.


Аристотель не проводит с такой настойчивостью, как это будут делать мыслители XIX в., идею о детермини­рующем воздействии социальной среды на индивиду­альное поведение. Для него совершенно очевидно, что при любой степени социально-политической монолитно­сти психологическое разнообразие индивидуальностей будет порождать массу всевозможных проблем, проти­воречий и конфликтов. Перебранки и оскорбления дей­ствием, драки и убийства вряд ли удастся устранить. Очаги аномии будут продолжать существовать в новооб­разовавшемся социальном пространстве.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2437 - | 2357 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.