Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социологемы номоса и дисномоса




Для Сократа серьезная расшатанность общественных нравов была несомненной очевидностью. Распадалась былая всеобщность коллективно-родового духа, оседали и рушились устои прежнего, унаследованного от патри­архальной эпохи единения. То, что некогда было родо­вым «мы», теперь рассыпалось на множественность от­дельных «я». И чтобы удержать их в прежнем состоя­нии общей целостности, было уже недостаточно ни реликтовых психических формообразований, основан­ных на коллективном бессознательном, ни духовного потенциала общей для всех эллинов олимпийской мифо­логии и столь же общего гомеровского эпоса. Даже про­цессы активного законотворчества в греческих полисах не могли приостановить угасание духа солидарности,


поскольку апеллировали прежде всего к внешним соци­альным факторам, слабо затрагивая внутренние, мотива-ционные структуры индивидуального сознания. Для еди­ничного рассудка утратила прежнюю значимость всеобщ­ность божественного Закона. Роль ведущей движущей силы стала переходить к принципам частного интереса и субъективного разумения, прославляемым софистами.

Для Сократа номос — это упорядоченность, соразмер­ность, законосообразность, способность к рациональной саморегуляции. Это мир, в котором индивидуальности обладают самосознанием, умеют владеть собой и способ­ны заблаговременно гасить опасные всплески разруши­тельных страстей. За номосом Сократу виделся светлый лик бога Аполлона, оберегающего мир гармонии, меры, порядка, морали и эвномии-благозакония. Номос и дис-номос были непосредственно связаны между собой, по­скольку номос возникал из архаического дисномоса. С утверждением законопорядка дисномос не исчезал на­совсем, а продолжал существовать в качестве возможно­сти, в виде грозящей опасности, подстерегающей мир и порядок. Эта подвижная антитеза составила пульсирую­щее начало морально-правовой мысли Сократа.

ПЛАТОН: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА КАК ИДЕАЛ

Платон (427-347 до н. э.) — крупнейший мыслитель античного мира. Уроженец Афин, он происходил из древ­него аристократического рода. Со стороны матери его предком был великий реформатор Солон. Одаренный от природы многими талантами, писал стихи и драмы, за­нимался музыкой и живописью, участвовал в Олимпий­ских играх и добивался побед. В 20-летнем возрасте ув­лекся философией и стал учеником Сократа. После суда и казни учителя покинул Афины на долгие годы. Вер­нувшись после странствий, открыл собственную школу. Расположенная в роще, посвященной мифическому ге­рою Академу, она получила название Академии и про­существовала почти тысячу лет, до 529 г., когда она была ликвидирована императором Юстинианом в разгар его гонений на язычество.

84 •


Эпоха и личная судьба

«Осевое время» позволило развернуться дарованиям Платона в полной мере. Ему удалось реализоваться как мыслителю, имевшему яркое метафизическое и социо­логическое воображение, обладавшему талантами ми-фотворца и поэта-драматурга. Из учения Платона, по сути, вышла вся последующая западная метафизика. В этом отношении симптоматично высказывание А. Уайт-хеда о том, что европейскую философию последующих веков можно рассматривать как подстрочный коммента­рий к Платону.

Для Платона главной темой его размышлений выс­тупала жизнь человеческого духа в смутную переход­ную эпоху, когда совершался болезненный отрыв от ста­рых родовых корней, патриархальных традиций, распа­далась «связь времен» и требовались немалые духовные усилия для ее восстановления. Переходность его эпохи состояла еще и в том, что это был канун грядущих соци­ально-исторических потрясений: едва успевшая сложить­ся и укрепиться полисная система незаметно для себя входила в предкризисное состояние. Не за горами было македонское завоевание, а за ним и постепенный закат греческой цивилизации. Выступления софистов и кини­ков нагнетали предкатастрофические умонастроения и знаменовали «начало конца» целого культурного мира.

На авансцену общественной жизни выдвинулся но­вый тип личности, обладающий ярко выраженной транс-грессивностью в виде бесцеремонной и неукротимой на­клонности к преодолению существующих нормативных ограничений как в практической, так и в духовной сфе­рах. Стремящаяся к свободному самоопределению, не страшащаяся никаких преград, имеющая развитую мо-тивационную сферу, склонная к независимому мышле­нию, трансгрессивная личность предпочитала самостоя­тельно решать, считаться ли ей с существующими тра­дициями, нормами, законами или же нет. Присущее ей страстное желание новизны обнаруживалось в готовнос­ти к мотивированным «переступаниям» границ допус­тимого и дозволенного, в необычайной дерзости творчес­ких порывов духа, а также в податливости влияниям «развратительных идей» софистов и циников.


Первичная нормативная реальность, сложившаяся ко времени Платона вместе с греческой полисной государ­ственностью, не замедлила обнаружить свои несовершен­ства. На фоне многих драматических социальных мета­морфоз и коллизий с особой остротой заявила о себе необ­ходимость в более эффективной регулятивной системе, которая смогла бы удерживать трансгрессивную личность от опасных шагов и противодействовать интеллектуаль­ному бесстыдству софистически-кинического характера. Это потребовало от Платона освоения огромного массива морально-правовой проблематики. И он, прямой потомок законодателя Солона, активно повел «мозговой штурм» корпуса этических и философско-правовых вопросов в своих грандиозных творениях «Государство» и «Законы».

Йпечатляет своеобразие экзистенциального рисунка судьбы философа. На самом взлете жизни его поджидала личная трагедия, сопровождавшаяся судом, тюрьмой, каз­нью и тяжелейшими душевными потрясениями. Это были суд, тюремное заключение и смертная казнь его учителя Сократа, ставшего для него духовным отцом, которому впоследствии была уготована роль платоновского «alter ego» в диалогах ученика. После казни учителя Платон на длительное время покинул Афины, чтобы, спустя годы, вернуться в родной город фактически уже другим челове­ком с новыми взглядами, внутренне готовым к открытию «второй навигации», позволившей ему направить все силы духа на доказательство существования сверхчувственного мира бессмертных идей и, в первую очередь, идеи высшей справедливости. Сократ, видевший в своей смерти уход в другой мир, в иную жизнь, помог ученику в дальнейшем утвердиться в мысли, что лишь тот мир, в котором чело­век живет не телом, а духом, является главным, а та реальность, где приговаривают к смертной казни безвин­ных мудрецов, не может быть истинной, главенствую­щей, единственной. Потому непременно должен существо­вать иной, высший, идеальный мир, где справедливость не попирается, а господствует.

Эту коллизию платоновской судьбы глубоко прочув­ствовал и объяснил Вл. Соловьев в своем очерке «Жиз­ненная драма Платона». Принцип двоемирия стал веду­щим в метафизике Платона. Его идеи-эйдосы предстали


как высшие ценности бытия, в которых сконцентриро­вано все лучшее, что имеет шанс осуществиться в бытии природы, человека, государства и цивилизации. Идеалы порядка, меры, гармонии, совершенства, наивысшего бла­га, всеобщей справедливости оказались сфокусированы в платоновских эйдосах в предельной степени, а исходя­щие от них формообразующие первопринципы обнару­жили способность служить источниками надежд на то, что у земного мира имеется возможность быть не самым несовершенным. Более того, идеи у Платона выступили своеобразным метафизическим гарантом того, что злу никогда не удастся целиком подчинить себе мир и пре­вратить его в беспросветное гнездилище пороков, пре­ступлений и страданий.

Платону удалось органично соединить предельную от­влеченность его исходных метафизических первопринци-пов с глубокой личной окрашенностью своих философ­ских построений благодаря в первую очередь фигуре Со­крата, которая оказалась в центре всего последующего платоновского творчества. У философа были основания воспринимать казнь учителя как смерть одной из важней­ших ипостасей собственного духовного «я», и эта утрата породила желание воскресить Сократа, сделав его своим философским двойником. Под сенью воспоминаний о смерт­ной казни, совершенной почти что над ним самим, про­шла вся последующая жизнь Платона. Отождествив себя со своим главным героем, Платон оставил миру сдвоенное литературно-философское целое учителя и ученика. Мож­но, вероятно, говорить о том, что через сочинения велико­го метафизика потомкам стало известно учение одного мыслителя с двойным именем Сократа-Платона.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 439 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2230 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.