Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Когнитивные основания человеческого номоса




Сократ полагал, что божественный номос не может утвердиться в межчеловеческих отношениях сам со­бой. Нравственности и праву необходимы надежные ос­нования, которые пребывали бы в самом человеке, во внутренних структурах его духа. Индивид обязан про­являть встречную активность, иметь волю, желание и мужество двигаться по направлению к добру и справед­ливости. Для этого императивы божественного номоса должны пройти сквозь контролирующую инстанцию критической рефлексии, принять в индивидуальном сознании форму личных убеждений, обладающих не­преложной достоверностью. Человек должен быть уве­рен, что для него в жизни не существует иных путей, кроме того, чтобы всегда, при любых обстоятельствах следовать требованиям божественного номоса. Для Со­крата начальным пунктом, с которого открывался бы путь к подобному принятию, выступало знание. Он счи­тал, что, поскольку объективные, абсолютные и всеоб­щие нормы Су ществуют, то долг человека заключается в том, чтобы знать, во-первых, об их существовании, а во-вторых, о содержании заключенных в них требова­ний. Только тот, кто знает, что такое добродетель, за-конопослушание и справедливость, может быть в пол­ном смысле этих слов добродетельным, законопослуш­ным и справедливым. Знания такого рода представляют собой главное условие цивилизованного поведения. И на­против, незнание этих простых, но очень важных ве­щей чревато опасными проступками, пороками и пре­ступлениями.

Зло гораздо чаще заявляет о себе в среде тех, кто не знает сути добра и справедливости, чем в среде знающих ее. Тирания, дисномия, вседозволенность гораздо быст­рее утверждаются среди темноты и невежества, чем в просвещенной среде. Сократ был убежден в том, что люди в своем большинстве не обладают врожденной пред­расположенностью к злу. А если они и творят его, то это происходит чаще всего по неведению. Кто невежествен, тот не в состоянии сделать правильный выбор в слож­ной жизненной ситуации. За неразумным выбором могут

81 •


носледовать другие ошибочные шаги с роковыми, не­поправимыми последствиями.

Тезис о том, что знание ведет к добродетели, а незна­ние ведет к порокам и преступлениям — образчик за­падной, европейской мудрости. Он не вписывается в биб­лейскую формулу ветхозаветного Екклезиаста, утверж­давшего, что во многом знании много печали. Сократ в данном случае выступает единомышленником Софокла, который в трагедии «Царь Эдип» высвечивает ту же идею о непосредственной связи между знанием (незна­нием) и добром (злом). Для обоих, драматурга и филосо­фа, преступник — человек, пребывающий в состоянии непонимания глубинных первооснов бытия, погружен­ный во тьму незнания. С ними солидарен Платон, утвер­ждавший, что знание прекрасно и способно управлять человеком. Все вместе они убеждены, что того, кто по­знал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание. Мыслящий дух испытывает потребность знать глубинную суть тех норм,1 ценностей и смыслов, что составляют содержание нравственности и права. Задаваясь вопросами об их истинности, он скло­нен проверять их на достоверность и действенность. Проверки такого рода могут иметь как позитивно-кон­структивные цели, так и откровенно деструктивные, включая расшатывание и даже ниспровержение норм и законов. В этом, втором, направлении действовали со­фисты и киники, чьи интеллектуальные и практические усилия создавали в морально-правовом пространстве го­сударств-полисов очаги дисномии, распространяли на­строения неверия в целесообразность цивилизованного правопорядка.

Интеллектуально-поисковая активность Сократа была направлена на иные предметы, чем у софистов и кини­ков. Он исследовал нравственно-правовые предписания, руководствуясь как познавательным интересом, так и стремлением доказать всем и каждому недопустимость отрыва единичного от всеобщего, частных интересов от интересов государственного целого. Гегель писал: «Со­крат выступает теперь с убеждением, что в настоящее время каждый должен сам заботиться о своей нравствен­ности; так он, Сократ, заботился о своей нравственности


с помощью сознания и размышления о себе, ища в своем сознании исчезнувшего в действительности всеобщего духа; так он помогал другим заботиться о своей нрав­ственности, пробуждая в них сознание, что они облада­ют в своих мыслях добром и истиною, то есть тем, что в действовании и знании есть само по себе сущее. Теперь люди больше уже не обладают последним непосредствен­но, а должны запасаться им, подобно тому как корабль должен делать запасы пресной воды, когда он направля­ется в такие места, где ее нет. Непосредственное больше уже не имеет силы, а должно оправдать себя пред мыс­лью» (Гегель Г. В. Лекции по истории философии. Кн. 2. Л., 1932. С. 55).

Восстановление прочности нравственных устоев оз­начало для Сократа обращение к духовным резервам личности, к ее познавательным способностям, к социали­зирующему, культуросозидающему потенциалу знания как такового. Все человеческие знания Сократ подразде­лял на два типа. Первый — знания, которые позволяют человеку верно прогнозировать и удачно осуществлять житейски выгодные шаги. Из знаний такого рода скла­дывается индивидуальная рассудительность. Именно ею обладали софисты, пытавшиеся и в других развивать это свойство. Второй вид — знания, дающие человеку понимание высших жизненных ценностей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 410 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2339 - | 2065 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.