Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Прп. Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов. «1. Бог в на­ча­ле, преж­де чем на­са­дил рай и от­дал его пер­во­здан­ным, в пять дней ус­т­ро­ил зем­лю и что на ней




«1. Бог в на­ча­ле, преж­де чем на­са­дил рай и от­дал его пер­во­здан­ным, в пять дней ус­т­ро­ил зем­лю и что на ней, и не­бо и что в нем, а в ше­с­той со­здал Ада­ма и по­ста­вил его гос­по­ди­ном и ца­рем все­го ви­ди­ма­го тво­ре­ния. Рая тог­да еще не бы­ло. Но этот мир бысть от Бо­га, как бы рай не­кий, хо­тя ве­ще­ст­вен­ный и чув­ст­вен­ный. Его и от­дал Бог во власть Ада­му и всем по­том­кам его, как го­во­рит Бо­же­ст­вен­ное Пи­са­ние. И ре­че Бог: со­тво­рим че­ло­ве­ка по об­ра­зу На­ше­му и по по­до­бию: и да об­ла­да­ет ры­ба­ми мор­ски­ми и пти­ца­ми не­бес­ны­ми, и звер­ми, и ско­та­ми, и всею зем­лею, и все­ми га­да­ми пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся по зем­ли. И со­тво­ри Бог че­ло­ве­ка, по об­ра­зу Бо­жию со­тво­ри его: му­жа и же­ну со­тво­ри их. Бла­го­сло­ви их Бог, гла­го­ля: рас­ти­те­ся и мно­жи­те­ся, на­пол­ни­те зем­лю, и гос­под­ст­вуй­те ею, и об­ла­дай­те ры­ба­ми мор­ски­ми и пти­ца­ми не­бес­ны­ми, и все­ми ско­та­ми, и всею зем­лею. Ви­дишь, как Бог от­дал че­ло­ве­ку в на­ча­ле весь этот мир, как рай ка­кой; по­че­му вслед за сим и го­во­рит: се дах вам вся­кую тра­ву сель­ную се­ю­щ­ую се­мя, еже есть по­верх зем­ли, и вся­кое дре­во, еже имать в се­бе плод се­ме­не се­мен­на­го, вам бу­дет в снедь; и всем зве­рем зем­ным, и всем пти­цам не­бес­ным, и вся­ко­му га­ду пре­смы­ка­ю­ще­му­ся по зем­ли, вся­кую тра­ву зе­ле­ную в снедь (Быт. 1, 26–30). Ви­дишь ли, как все ви­ди­мое, что есть на зем­ле и что есть в мо­ре, все то от­дал Бог во власть Ада­му и по­том­кам его? Ибо что ска­зал Он Ада­му, что ска­зал всем нам, по­доб­но то­му, как и Апо­с­то­лам ска­зал: а яже вам гла­го­лю, всем гла­го­лю (Мр. 13, 37), – так как ве­дал, что род наш имел раз­мно­жить­ся и лю­дей име­ло быть без­чис­лен­ное мно­же­ст­во. Ес­ли те­перь, по­сле то­го как пре­сту­пи­ли мы за­по­ведь и осуж­де­ны уми­рать, лю­ди столь мно­го раз­мно­жи­лись; то во­об­ра­зи, сколь­ко бы их бы­ло, ес­ли б не уми­ра­ли все рож­ден­ные от со­тво­ре­ния ми­ра? И ка­кою жи­ли бы они жиз­нию, бу­ду­чи без­смерт­ны и не­тлен­ны, чуж­ды гре­ха, пе­ча­лей, за­бот и тя­же­лых нужд?! И как, пре­ус­пев в хра­не­нии за­по­ве­дей и в бла­го­ус­т­ро­е­нии сер­деч­ных рас­по­ло­же­ний, по вре­ме­ни, вос­те­ка­ли бы они к со­вер­шен­ней­шей сла­ве, и из­ме­нив­шись, при­бли­жа­лись бы к Бо­гу, и ду­ша каж­да­го де­ла­лась бы свет­ло­си­ян­ною, по при­чи­не оси­я­ний, ка­кия из­ли­ва­лись бы на нее от Бо­же­ст­ва! И это чув­ст­вен­ное и гру­бо-ве­ще­ст­вен­ное те­ло де­ла­лось бы буд­то не­ве­ще­ст­вен­ным и ду­хов­ным, выс­шим вся­ка­го чув­ст­ва; а ра­дость и ве­се­лие, ка­ки­ми ис­пол­ня­лись бы мы тог­да от вза­им­на­го друг с дру­гом об­ра­ще­ния, во­ис­ти­ну бы­ли бы не­из­гла­го­лан­ны и не­вме­с­ти­мы для по­мыс­ла че­ло­ве­че­с­ко­го. Но воз­вра­тим­ся опять к на­ше­му пред­ме­ту.

Итак, от­дал Бог Ада­му весь этот мир, со­тво­рен­ный Им в шесть дней, – о ка­ко­вом со­тво­ре­нии слу­шай что го­во­рит Бо­же­ст­вен­ное Пи­са­ние: И ви­де Бог вся, ели­ка со­тво­ри: и се до­б­ра зе­ло. И со­вер­ши Бог в день ше­с­тый де­ла Своя, яже со­тво­ри, и по­чи в день сед­мый от всех дел Сво­их, яже со­тво­ри (Быт. 1, 31; 2, 2). А да­лее то­же Пи­са­ние, же­лая на­учить нас, как Бог со­тво­рил че­ло­ве­ка, го­во­рит: И со­зда Бог че­ло­ве­ка, персть взем от зем­ли, и вду­ну в ли­це его ды­ха­ние жиз­ни, и бысть че­ло­век в ду­шу жи­ву (Быт. 2, 7). Тог­да уже, как иной царь, или князь, или бо­гач, вла­де­ю­щий ка­кою-либо ме­ст­но­с­тию, не всю ее оп­ре­де­ля­ет на од­но что-ни­будь, а раз­де­ля­ет на мно­гия ча­с­ти, и од­ну оп­ре­де­ля­ет под по­се­вы, на дру­гой раз­во­дит ви­но­град­ни­ки, а иную ос­тав­ля­ет не­воз­де­лан­ною, чтоб за­рос­ла тра­вою и да­ва­ла паст­би­ще; са­мую же луч­шую и кра­си­вей­шую часть из­би­ра­ет для по­ст­ро­е­ния па­лат сво­их, при ко­то­рых раз­во­дит цвет­ни­ки и са­ды, и дру­гое мно­гое при­ду­мы­ва­ет и ус­т­ро­я­ет, что мо­жет до­став­лять удо­воль­ст­вие; и па­ла­ты свои и все по­ме­ще­ния в них ус­т­ро­я­ет на­и­луч­шим об­ра­зом, чтоб они от­ли­ча­лись от жи­лищ дру­гих лю­дей; все это ого­ра­жи­ва­ет сте­ною с во­ро­та­ми и за­по­ра­ми, при ко­то­рых ста­вит стра­жей, чтоб не про­пу­с­ка­ли злых лю­дей и да­ва­ли вход толь­ко лю­дям до­б­рым, зна­е­мым и дру­зь­ям: так и Бог по­доб­ное се­му ус­т­ро­ил для пер­во­здан­но­го. Ибо по­сле то­го, как со­здал все дру­гое, со­тво­рил че­ло­ве­ка, и по­чил в день седь­мый от всех дел, ко­то­рыя на­чал тво­рить, – на­са­дил рай во Еде­ме на вос­то­цех, как цар­ское жи­ли­ще, и ввел в не­го че­ло­ве­ка, ко­то­ра­го со­здал, как ца­ря.

Но по­че­му Бог не ус­т­ро­ил рая в седь­мой день, а на­са­дил его на вос­то­цех уже по­сле то­го, как кон­чил вся­кое дру­гое тво­ре­ние? По­то­му, что Он, как про­ве­дец вся­че­с­ких, все тво­ре­ние ус­т­ро­ил в по­ряд­ке и бла­го­чин­ном по­сле­до­ва­нии; и семь дней оп­ре­де­лил, да бу­дут во об­раз ве­ков, имев­ших прой­ти впос­лед­ст­вии, во вре­ме­ни, а рай на­са­дил по­сле тех се­ми дней, да бу­дет во об­раз бу­ду­ща­го ве­ка. По­че­му же Дух Свя­тый не по­ста­вил в счет ось­ма­го дня вме­с­те с сед­мию? По­то­му, что не­со­об­раз­но бы­ло ста­вить в счет и его вме­с­те с сед­мию, ко­то­рые, кру­го­вра­ща­ясь, про­из­во­дят столь­ко и столь­ко не­дель, го­дов и ве­ков; но над­ле­жа­ло ось­мой день по­ста­вить вне седь­ми, так как он не име­ет кру­го­вра­ще­ния.

Смо­т­ри еще, – Бо­же­ст­вен­ное Пи­са­ние не го­во­рит, что Бог со­здал рай, ни то­го, чтоб Он ска­зал: да бу­дет, но – что на­са­дил его. И на­са­ди Бог рай во Еде­ме на вос­то­цех. И про­зя­бе Бог еще от зем­ли вся­кое дре­во крас­ное в ви­де­ние и до­б­рое в снедь (Быт. 2, 9), с раз­ны­ми пло­да­ми, ко­то­рые ни­ког­да не пор­ти­лись и ни­ког­да не пре­кра­ща­лись, но все­гда бы­ли све­жи и слад­ки и до­став­ля­ли пер­во­здан­ным ве­ли­кое удо­воль­ст­вие и при­ят­ность. Ибо над­ле­жа­ло до­став­лять и на­слаж­де­ние не­тлен­ное оным те­лам пер­во­здан­ных, ко­то­рыя бы­ли не­тлен­ны. По­че­му и жизнь их в раю бы­ла не об­ре­ме­не­на тру­да­ми и не отя­же­ле­на не­сча­с­ти­я­ми. Адам был со­здан с те­лом не­тлен­ным, од­на­кож ве­ще­ст­вен­ным, а не ду­хов­ным еще, и был по­став­лен Твор­цем Бо­гом, как царь без­смерт­ный над не­тлен­ным ми­ром, не толь­ко над ра­ем, но и над всем тво­ре­ни­ем, су­щим под не­бе­са­ми.

2. Но по­ели­ку Бог дал пер­во­здан­ным за­по­ведь и по­ве­лел им не вку­шать от од­но­го дре­ва по­зна­ния, а Адам пре­зрел сию за­по­ведь Бо­жию, не по­ве­рив сло­вам Твор­ца Вла­ды­ки, Ко­то­рый ска­зал: в онь­же аще день сне­с­те от не­го, смер­тию ум­ре­те, но по­чет­ши бо­лее вер­ным сло­во лу­ка­ва­го ди­а­во­ла, ска­зав­ша­го: не смер­тию ум­ре­те но в онь­же аще день сне­с­те от не­го… бу­де­те яко бо­зи, ве­дя­ще до­б­рое и лу­ка­вое, вку­сил от дре­ва то­го: то тот­час об­на­жил­ся от не­тлен­на­го она­го оде­я­ния и сла­вы, и об­лек­ся в на­го­ту тле­ния, и ви­дя се­бя на­гим, скрыл­ся, и сшив ли­ст­вие смо­ков­нич­ное, пре­по­я­сал­ся, что­бы при­крыть сра­мо­ту свою. По­че­му, ког­да Бог воз­звал к не­му: Адам, где еси? от­ве­чал: глас Твой ус­лы­шал, и ви­дя, что наг, убо­ял­ся и скрыл­ся. Бог, при­зы­вая его к по­ка­я­нию, ска­зал ему: кто воз­ве­с­ти те­бе, яко наг еси, аще не бы от дре­ва, его­же за­по­ве­дах те­бе се­го еди­на­го не яс­ти, от ­не­го ял еси? – Но Адам не за­хо­тел ска­зать: со­гре­шил, а ска­зал па­че про­тив­ное то­му, и по­ста­вил ви­нов­ни­ком пре­ступ­ле­ния сво­е­го Бо­га, Ко­то­рый со­здал вся до­б­ра зе­ло, го­во­ря Ему: же­на, юже дал еси мне, та ми да­де, и ядох; а за ним и она сло­жи­ла ви­ну на змия; и не вос­хо­те­ли они сов­сем рас­ка­ять­ся и, пад­ши пред Гос­по­дом Бо­гом, про­сить у Не­го про­ще­ния. За это Бог вы­гнал их из рая, как из цар­ских па­лат, жить в ми­ре сем, как из­гнан­ни­кам, тог­да же оп­ре­де­лив, что­бы пла­мен­ное ору­жие об­ра­ща­е­мое хра­ни­ло вход в рай. И не про­клял Бог рая, так как он был об­ра­зом бу­ду­щей не­скон­ча­е­мой жиз­ни веч­на­го цар­ст­ва не­бес­на­го. Ес­ли б не эта при­чи­на, над­ле­жа­ло бы про­клясть его на­и­па­че, так как вну­т­ри его со­вер­ши­лось пре­ступ­ле­ние Ада­мо­во. Но Бог не сде­лал это­го, а про­клял лишь всю про­чую зем­лю, ко­то­рая то­же бы­ла не­тлен­на и все про­из­ра­ща­ла са­ма со­бою, что­бы Ада­му не иметь бо­лее жиз­ни сво­бод­ной от уто­ми­тель­ных тру­дов и по­тов. Про­кля­та зем­ля в де­лех тво­их, ска­зал Гос­подь Ада­му, в пе­ча­лех сне­си тую вся дни жи­во­та тво­е­го: тер­ния и волч­цы воз­ра­с­тит те­бе и сне­си тра­ву сель­ную. В по­те ли­ца тво­е­го сне­си хлеб твой, дон­де­же воз­вра­ти­ши­ся в зем­лю, от не­яже взят еси: яко зем­ля еси, и в зем­лю пой­де­ши (Быт. 3, 17–19).

Итак, то­му, кто сде­лал­ся тлен­ным и смерт­ным по при­чи­не пре­ступ­ле­ния за­по­ве­ди, по всей спра­вед­ли­во­с­ти над­ле­жа­ло и жить на зем­ле тлен­ной и пи­тать­ся пи­щею тлен­ною; ибо, как без­труд­ная жизнь и обиль­ная пи­ща (са­мо­род­ная) сде­ла­ли то, что он за­был Бо­га и бла­га, ко­то­рыя Он да­ро­вал ему, и пре­зрел за­по­ведь Его, то спра­вед­ли­во осуж­ден с по­то­вым тру­дом об­ра­ба­ты­вать зем­лю и та­ким об­ра­зом от нея по­лу­чать ма­ло-по-ма­лу пи­щу, как от ка­ко­го эко­но­ма. Ви­дишь, как тог­да при­ня­ла пре­ступ­ни­ка зем­ля, по­сле то­го как бы­ла проклята и ли­ши­лась пер­во­на­чаль­ной про­из­во­ди­тель­но­с­ти, по ко­то­рой пло­ды по­раж­да­лись из ней са­ми со­бой без тру­да? И для че­го? Для то­го, что­бы быть обра­ба­ты­ва­е­мою им в по­тах и тру­дах, и так да­вать ему то не­мно­гое, что про­из­ра­ща­ет на по­тре­бу его, для под­дер­жа­ния жиз­ни, а ес­ли не бу­дет об­ра­ба­ты­ва­е­ма, ос­та­вать­ся бес­пло­дною, и про­из­ра­щать лишь тер­ния и волч­цы. За­тем и все тва­ри, ког­да уви­де­ли, что Адам из­гнан из рая, не хо­те­ли бо­лее по­ви­но­вать­ся ему, пре­ступ­ни­ку: солн­це не хо­те­ло све­тить ему, ни лу­на, и про­чия звез­ды не хо­те­ли по­ка­зы­вать­ся ему; ис­точ­ни­ки не хо­те­ли ис­то­чать во­ду, и ре­ки про­дол­жать те­че­ние свое; воз­дух ду­мал не дуть бо­лее, что­бы не да­вать ды­шать Ада­му, со­гре­шив­ше­му; зве­ри и все жи­вот­ныя зем­ныя, ког­да уви­де­ли, что он об­на­жил­ся от пер­вой сла­вы, ста­ли пре­зи­рать его, и все тот­час го­то­вы бы­ли на­пасть на не­го; не­бо, не­ко­то­рым об­ра­зом, ус­т­рем­ля­лось бы­ло пасть на не­го, и зем­ля не хо­те­ла но­сить его бо­лее. Но Бог, со­тво­рив­ший вся­че­с­кая и че­ло­ве­ка со­здав­ший – что сде­лал? Зная преж­де со­зда­ния ми­ра, что Адам имел пре­сту­пить за­по­ведь Его, и имея пре­до­пре­де­лен­ную для не­го но­вую жизнь и воз­соз­да­ние, ка­кия имел он по­лу­чить чрез воз­рож­де­ние во свя­том кре­ще­нии, в си­лу во­пло­щен­на­го до­мо­ст­ро­и­тель­ст­ва еди­но­род­на­го Сы­на Сво­е­го и Бо­га на­ше­го, – Он со­дер­жал все эти тва­ри си­лою Сво­ею, и по бла­го­ут­ро­бию и бла­го­сти Сво­ей не дал им тот­час ус­т­ре­мить­ся про­тив че­ло­ве­ка и по­ве­лел, что­бы тварь ос­та­ва­лась в под­чи­не­нии ему, и сде­лав­шись тлен­ною, слу­жи­ла тлен­но­му че­ло­ве­ку, для ко­то­ра­го со­зда­на, с тем, чтоб ког­да че­ло­век опять об­но­вит­ся и сде­ла­ет­ся ду­хов­ным, не­тлен­ным и без­смерт­ным, и вся тварь, под­чи­нен­ная Бо­гом че­ло­ве­ку в ра­бо­ту ему, ос­во­бо­ди­лась от сей ра­бо­ты, об­но­ви­лась вме­с­те с ним и сде­ла­лась не­тлен­ною и как бы ду­хов­ною. Все сие пре­до­пре­де­лил все­ще­д­рый Бог преж­де сло­же­ния ми­ра.

Итак, ког­да все бы­ло ус­та­нов­ле­но Бо­гом, как ска­за­но, – из­гнан был Адам из рая, по­жил, по­ро­дил чад и умер; по­доб­ным об­ра­зом и все те, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли от не­го. Лю­ди то­го вре­ме­ни, уз­нав от Ада­ма и Евы о всем слу­чив­шем­ся, по­мни­ли па­де­ние Ада­мо­во, и по­кла­ня­лись Бо­гу и по­чи­та­ли Его, как Вла­ды­ку сво­е­го. По­че­му Авель вме­с­те с Ка­и­ном при­но­си­ли Бо­гу жерт­вы, каж­дый от име­ния сво­е­го. И Пи­са­ние го­во­рит, что Бог при­нял при­но­ше­ние и жерт­ву Аве­ля, а жерт­ву Ка­и­на не при­нял, что уви­дев Ка­ин, опе­ча­лил­ся до смер­ти, стал за­ви­до­вать бра­ту сво­е­му Аве­лю и убил его. Но по­сле се­го Енох, уго­див Бо­гу, пре­ло­жил­ся (Быт. 5, 24), как и Илия, по­том взят был на не­бо на ог­нен­ной ко­лес­ни­це. Этим Бог хо­тел по­ка­зать, что ес­ли по­сле при­го­во­ра, про­из­не­сен­на­го над Ада­мом и над по­том­ст­вом его, и по­сле из­гна­ния его, Он бла­го­во­лил Ено­ха и Илию, по­том­ков Ада­мо­вых, уго­див­ших Ему, поч­тить та­ки об­ра­зом – пре­ло­же­ни­ем и дол­го­жи­во­ти­ем, и ос­во­бо­дить от смер­ти и по­ступ­ле­ния в ад, – не тем ли па­че, са­мо­го пер­во­здан­на­го Ада­ма, ес­ли ­бы он не пре­сту­пил дан­ной ему за­по­ве­ди, или по пре­ступ­ле­нии по­ка­ял­ся, про­сла­вил Он и поч­тил, или по­ми­ло­вал и ос­та­вил жить в раю?

Так древ­ние лю­ди, в про­дол­же­ние мно­гих лет, учи­лись один от дру­га­го по пре­да­нию, и по­зна­ва­ли Твор­ца сво­е­го и Бо­га. По­сле, впро­чем, ког­да раз­мно­жи­лись и ста­ли пре­да­вать ум свой от юно­с­ти сво­ей в по­мы­ш­ле­ния злая, за­бы­ли они Бо­га и не по­зна­ва­ли бо­лее Твор­ца сво­е­го, и ста­ли не толь­ко де­мо­нам по­кла­нять­ся, но обо­го­тво­ри­ли да­же та­кие тва­ри, ко­то­рые да­ны бы­ли им от Бо­га в ус­лу­же­ние. От­то­го пре­да­лись во вся­кую не­чи­с­то­ту и оск­вер­ни­ли не­по­треб­ны­ми де­ла­ми сво­и­ми зем­лю, воз­дух, не­бо и все су­щее под не­бом. Ибо ни­что так не оск­вер­ня­ет и не де­ла­ет не­чи­с­тым чи­с­тое де­ло рук Бо­жи­их, как то, ес­ли кто ста­нет бо­го­тво­рить его и кла­нять­ся ему, как Бо­гу, со­здав­ше­му вся­че­с­кая. Ког­да же, на­ко­нец, вся тварь, бы­вая обо­го­тво­рен­ною, сде­ла­лась не­чи­с­тою, и все лю­ди низ­па­ли в край­нюю глу­би­ну зла; тог­да сниз­шел на зем­лю Сын Бо­жий и Бог, чтоб воз­соз­дать че­ло­ве­ка, столь уни­же­на­го, ожи­во­тво­рить его, умерщв­лен­на­го, и воз­звать от пре­ле­с­ти и за­блуж­де­ния.

3. Но про­шу вни­мать сло­ву мо­е­му, по­то­му что оно на­чи­на­ет ка­сать­ся ве­ли­чай­ша­го та­ин­ст­ва, изъ­яс­не­ние ко­то­ра­го ду­ше­с­па­си­тель­но и для нас и для име­ю­щих жить по­сле нас. Над­ле­жит нам вос­хо­дить к со­зер­ца­нию во­пло­ще­ния Сы­на и Сло­ва Бо­жия и не­из­гла­го­лан­на­го рож­де­ния Его от При­сно­де­вы Бо­го­ро­ди­цы Ма­рии, при по­со­бии ка­ко­го-ли­бо об­ра­за и по­сред­ст­вом его при­бли­жать к ура­зу­ме­нию со­кро­вен­ное от век та­ин­ст­во во­пло­щен­на­го до­мо­ст­ро­и­тель­ст­ва, во спа­се­ние на­ше­го ро­да. Как тог­да, при со­тво­ре­нии пра­ма­те­ри на­шей Евы, взял Бог ре­б­ро Ада­мо­во и со­здал из не­го же­ну: та­ким же об­ра­зом и те­перь взял Со­зда­тель наш и Тво­рец Бог, от Бо­го­ро­ди­цы и При­сно­де­вы Ма­рии, плоть, как-бы за­ква­с­ку не­кую и не­кий на­ча­ток от за­ме­си ес­те­ст­ва на­ше­го, и со­еди­нив ее с Сво­им Бо­же­ст­вом, не­по­сти­жи­мым и не­при­ступ­ным или, луч­ше ска­зать, всю Бо­же­ст­вен­ную ипо­с­тась Свою со­еди­нил су­ще­ст­вен­но с на­шим ес­те­ст­вом, и это че­ло­ве­че­с­кое ес­те­ст­во не­смес­но со­че­тал с Сво­им су­ще­ст­вом, и сде­лал его Сво­им соб­ст­вен­ным, так что Сам Тво­рец Ада­ма не­пре­лож­но и не­из­мен­но стал со­вер­шен­ным че­ло­ве­ком. Ибо как из ре­б­ра Ада­мо­ва со­здал Он же­ну, так из дще­ри Ада­мо­вой, При­сно­де­вы и Бо­го­ро­ди­цы Ма­рии, за­им­ст­во­вал дев­ст­вен­ную плоть без­се­мен­но и в нее об­лек­шись, стал че­ло­ве­ком по­доб­ным пер­во­здан­но­му Ада­му, что­бы со­вер­шить та­кое де­ло, имен­но: как Адам чрез пре­ступ­ле­ние за­по­ве­ди Бо­жи­ей был при­чи­ною то­го, что все лю­ди ста­ли тлен­ны и смерт­ны, так чтоб и Хри­с­тос, но­вый Адам, чрез ис­пол­не­ние вся­кой прав­ды стал на­чат­ком воз­рож­де­ния на­ше­го к не­тле­нию и без­смер­тию. Сие изъ­яс­ня­ет бо­же­ст­вен­ный Па­вел там, где го­во­рит: пер­вый че­ло­век от зем­ли пер­стен: вто­рый че­ло­век Гос­подь с не­бе­се. Яков пер­ст­ный, та­ко­ви и пер­ст­нии: и яков не­бес­ный, та­цы же и не­бес­нии (1 Кор. 15, 47. 48). И по­ели­ку Гос­подь наш Ии­сус Хри­с­тос со­де­лал­ся со­вер­шен­ным че­ло­ве­ком по ду­ше и по те­лу, по­доб­ным нам по все­му, кро­ме гре­ха; то и нам, ко­то­рые ве­ру­ем в Не­го, по­да­ет Он от Сво­е­го Бо­же­ст­ва, и нас со­де­лы­ва­ет срод­ны­ми Се­бе по ес­те­ст­ву и су­ще­ст­ву Бо­же­ст­ва Сво­е­го. По­мыс­ли о пре­див­ном сем та­ин­ст­ве. При­ял Сын Бо­жий от нас плоть, ко­то­рой не имел по ес­те­ст­ву, и со­де­лал­ся че­ло­ве­ком, ко­то­рым не был, тем, кои ве­ру­ют в Не­го, со­об­ща­ет от Бо­же­ст­ва Сво­е­го, ко­то­ра­го ни­ког­да ни­ка­кой не имел че­ло­век, и – ве­ру­ю­щие сии бы­ва­ют бо­га­ми по бла­го­да­ти. Ибо Хри­с­тос да­ет им об­ласть ча­да­ми Бо­жи­и­ми бы­ти, как го­во­рит Ио­анн Бо­го­слов. Вслед­ст­вие се­го они со­де­лы­ва­ют­ся и на­всег­да по­том пре­бы­ва­ют бо­га­ми по бла­го­да­ти, и ни­ког­да уже не пре­ста­нут быть та­ко­вы­ми. По­слу­шай, как вну­ша­ет нам сие св. Па­вел, го­во­ря: яко­же об­ле­ко­хом­ся во об­раз пер­ст­на­го, да об­ле­чем­ся и во об­раз Не­бес­на­го (1 Кор. 15, 49). Ска­зан­на­го на­ми о сем до­ста­точ­но. Те­перь воз­вра­тим­ся опять к на­ше­му пред­ме­ту.

По­ели­ку Бог все­го су­ща­го, Гос­подь ­наш Ии­сус Хри­с­тос со­шел на зем­лю и со­де­лал­ся че­ло­ве­ком, для то­го, что­бы воз­соз­дать и об­но­вить че­ло­ве­ка, и низ­весть бла­го­сло­ве­ние на всю тварь, под­верг­шу­ю­ся про­кля­тию за че­ло­ве­ка; то, во-пер­вых, ожи­во­тво­рил Он вос­при­ня­тую Им ду­шу, и обо­жил ее, пре­чи­с­тое же и бо­же­ст­вен­ное те­ло Свое, хо­тя и со­де­лал бо­же­с­ким, но но­сил его тлен­ным и гру­бо ве­ще­ст­вен­ным. Ибо то те­ло, ко­то­рое вку­ша­ет пи­щу, пьет, ут­руж­да­ет­ся, ис­пу­ща­ет пот, свя­зу­ет­ся, за­уша­ет­ся, при­гвож­да­ет­ся ко кре­с­ту, оче­вид­но, тлен­но есть и ве­ще­ст­вен­но; по­то­му что все ска­зан­ное есть при­над­леж­ность те­ла тлен­на­го. По­че­му оно и умер­ло, и по­ло­же­но во гроб мерт­вым; по­сле же трид­нев­на­го вос­кре­се­ния Гос­под­ня, и те­ло Его вос­крес­ло не­тлен­ным и бо­же­ст­вен­ным. По­че­му, ког­да из­шел Он из гро­ба, не раз­ру­шил пе­ча­тей, быв­ших на гро­бе, и по­сле вхо­дил и вы­хо­дил две­рем за­клю­чен­ным. Но по­че­му вме­с­те с ду­шею тот­час же и те­ла Сво­е­го не сде­лал Он не­тлен­ным и та­ким ду­хов­ным? По­то­му, что Адам, пре­сту­пив за­по­ведь Бо­жию, ду­шею тот­час умер, а те­лом умер уже спу­с­тя столь­ко лет. В со­от­вет­ст­вие это­му и Гос­подь Спа­си­тель преж­де вос­кре­сил, ожи­во­тво­рил и обо­жил ду­шу, ко­то­рая тот­час по пре­ступ­ле­нии за­по­ве­ди по­нес­ла эпи­ти­мию смер­ти, а по­сле бла­го­во­лил Бог ус­т­ро­ить, чтоб и те­ло Его вос­при­я­ло не­тле­ние вос­кре­се­ния, как и во Ада­ме оно спу­с­тя мно­го­ лет по­нес­ло эпи­ти­мию смер­ти. Но не это толь­ко сде­лал Хри­с­тос, но со­шел и во ад, ос­во­бо­дил от веч­ных уз и ожи­во­тво­рил ду­ши свя­тых, ко­то­рыя там со­дер­жи­мы бы­ли, но тел их не вос­кре­сил тог­да же, а ос­та­вил их в гро­бах до об­ща­го вос­кре­се­ния всех.

И та­ин­ст­во сие, яв­но для все­го ми­ра, ска­зан­ным на­ми об­ра­зом, быв­шее во вре­мя во­пло­щен­на­го до­мо­ст­ро­и­тель­ст­ва Хри­с­то­ва, та­ким же об­ра­зом и по­сле то­го со­вер­ша­лось и со­вер­ша­ет­ся в каж­дом хри­с­ти­а­ни­не. Ибо ког­да мы при­ем­лем бла­го­дать Ии­су­са Хри­с­та, Бо­га на­ше­го, то со­де­лы­ва­ем­ся при­ча­ст­ни­ка­ми Бо­же­ст­ва Его (2 Петр. 1, 4), и ког­да вку­ша­ем пре­чи­с­тое те­ло Его, т. е., ког­да при­ча­ща­ем­ся Св. Та­ин, то бы­ва­ем со­те­лес­ни­ка­ми Ему и срод­ни­ка­ми во­ис­ти­ну, как го­во­рит и бо­же­ст­вен­ный Па­вел: за­не уди ес­мы те­ла Его, от пло­ти Его, и от ко­с­тей Его (Еф. 5, 30), и как опять го­во­рит еван­ге­лист Ио­анн, что от ис­пол­не­ния Его мы вси при­яхом и бла­го­дать воз­бла­го­дать (Ио­ан. 1, 16). Так по бла­го­да­ти со­де­лы­ва­ем­ся мы по­доб­ны­ми Ему, че­ло­ве­ко­лю­би­во­му Бо­гу на­ше­му и Гос­по­ду, и яв­ля­ем­ся по ду­ше об­нов­лен­ны­ми из вет­хих, и ожи­во­тво­ря­е­мы­ми из мерт­вых, ка­ки­ми бы­ли.

Так вся­кий свя­тый бы­ва­ет та­ким, как мы ска­за­ли; те­ло же их не де­ла­ет­ся тот­час не­тлен­ным и ду­хов­ным. Но как же­ле­зо, раз­жен­ное ог­нем, де­ла­ет­ся при­ча­ст­ным свет­ло­с­ти ог­ня, от­ла­гая при­род­ную свою чер­но­ту, и как толь­ко вый­дет из не­го огонь, и оно ос­ты­нет, яв­ля­ет­ся опять чер­ным; так бы­ва­ет и с те­ла­ми свя­тых, что, ког­да бы­ва­ю­т о­ни при­ча­ст­ны­ми бо­же­ст­вен­на­го она­го ог­ня, т. е. бла­го­да­ти Свя­та­го Ду­ха, ис­пол­ня­ю­ща­го ду­ши их, то ос­вя­ща­ют­ся и, бу­ду­чи про­ни­ца­е­мы бо­же­ст­вен­ным оным ог­нем, бы­ва­ют свет­лы­ми, осо­бен­ны­ми от всех дру­гих тел и че­ст­ней­ши­ми их; но ког­да ду­ша вы­хо­дит из те­ла, тог­да те­ла их пре­да­ют­ся тле­нию, и иныя ма­ло-по-ма­лу раз­ла­га­ют­ся и бы­ва­ют пра­хом, а дру­гия не раз­ла­га­ют­ся в про­дол­же­ние мно­гих лет, и ни не­тлен­ны­ми со­вер­шен­но не бы­ва­ют, ни опять со­вер­шен­но тлен­ны­ми, а со­хра­ня­ют в се­бе при­зна­ки и тле­ния и не­тле­ния, по­ка не вос­при­и­мут со­вер­шен­на­го не­тле­ния и не об­но­вят­ся со­вер­шен­ным вос­кре­се­ни­ем, во вре­мя об­ща­го вос­кре­се­ния мерт­вых. И по ка­кой это при­чи­не? По той, что не по­до­ба­ет те­лам лю­дей об­ле­кать­ся в сла­ву вос­кре­се­ния и де­лать­ся не­тлен­ны­ми, преж­де об­нов­ле­ния всех тва­рей. Но как в на­ча­ле, преж­де вся тварь со­тво­ре­на не­тлен­ною, а по­том из нея взят и со­здан че­ло­век, так над­ле­жит и опять преж­де всей тва­ри сде­лать­ся не­тлен­ною, а по­том об­но­вить­ся и стать не­тлен­ны­ми и тлен­ным те­лам лю­дей, да бу­дет сно­ва весь че­ло­век не­тле­нен и ду­хо­вен и да оби­та­ет в не­тлен­ном, веч­ном и ду­хов­ном жи­ли­ще. А что это ис­тин­но, по­слу­шай, что го­во­рит Апо­с­тол Петр: при­идет день Гос­по­день, яко тать в но­щи, в онь­же не­бе­са убо с шу­мом ми­мо­и­дут, сти­хии же сжи­га­е­мы ра­зо­рят­ся, зем­ля же, и яже на ней де­ла сго­рят (2 Петр. 3, 10). Не то сие зна­чит, что не­бе­са и сти­хии ис­чез­нут, но что они возъ­у­с­т­ро­е­ны и об­нов­ле­ны бу­дут, и при­идут в луч­шее и не­тлен­ное со­сто­я­ние. И это, что го­во­рю я, яв­но опять из слов то­го ­же Апо­с­то­ла Пе­т­ра, ко­то­рый го­во­рит: но­ва не­бе­се и но­вы зем­ли по обе­то­ва­нию Его ча­ем (13), т. е. по обе­то­ва­нию Хри­с­та и Бо­га на­ше­го, Ко­то­рый ска­зал: не­бо и зем­ля ми­мо­и­дут, сло­ве­са же Моя не ми­мо­и­дут (Мф. 24, 35), – ми­мо­ше­ст­ви­ем не­ба на­зы­вая из­ме­не­ние его, т. е., не­бо из­ме­нит­ся, а сло­ве­са Мои не из­ме­нят­ся, а пре­бу­дут на­всег­да не­из­мен­ны­ми. И св. про­рок Да­вид пред­ска­зал то­же там, где го­во­рит: и яко одеж­ду сви­е­ши я, и из­ме­нят­ся. Ты же тойжде еси и ле­та Твоя не ос­ку­де­ют (Псал. 101, 27). Из та­ких слов, что дру­гое яв­ст­ву­ет, как не то, что я ска­зал?

4. Но по­смо­т­рим, как тварь име­ет во­зоб­но­вить­ся, и прид­ти опять в со­сто­я­ние пер­во­на­чаль­ной кра­со­ты? По­ла­гаю, что ни один хри­с­ти­а­нин не по­ду­ма­ет не по­ве­рить сло­вам Гос­по­да, дав­ша­го обе­то­ва­ние, сде­лать не­бо но­вым и зем­лю но­вою, т. е., то как соб­ст­вен­ныя на­ши те­ла, раз­ре­ша­ю­щи­я­ся те­перь на сти­хии и од­на­кож в ни­что не­об­ра­ща­ю­щи­я­ся, опять во­зоб­нов­ле­ны бу­дут чрез вос­кре­се­ние, – так и не­бо и зем­ля со всем, что на ней, т. е. вся тварь име­ет во­зоб­нов­ле­на быть и ос­во­бож­де­на от ра­бо­ты тле­нию, и эти сти­хии вме­с­те с на­ми сде­ла­ют­ся при­ча­ст­ны­ми свет­ло­с­ти, про­ис­хо­дя­щей от Бо­же­ст­вен­на­го ог­ня. Как ка­кой-ни­будь со­суд мед­ный, об­вет­шав­ший и сде­лав­ший­ся не­го­жим, ког­да мед­ник, рас­то­пив на ог­не, пе­ре­льет его, де­ла­ет­ся опять но­вым: та­ким же об­ра­зом и тварь, об­вет­шав­шая и став­шая не­по­треб­ною по гре­хам на­шим, бу­дет Бо­гом Твор­цем как-бы рас­топ­ле­на в ог­не и пе­ре­ли­та, и явит­ся но­вою, не­срав­нен­но свет­лей­шею, не­же­ли как она те­перь есть. Ви­дишь, как все тва­ри име­ют об­но­вить­ся ог­нем. По­че­му бо­же­ст­вен­ный Петр и го­во­рит: сим убо всем ра­зо­ря­е­мым, ка­цем по­до­ба­ет бы­ти вам во свя­тых пре­бы­ва­ни­их и бла­го­че­с­ти­их? И не­мно­го ни­же: тем­же воз­люб­лен­нии сих ча­ю­ще, по­тщи­те­ся не­ск­вер­ни и не­по­роч­ни То­му об­ре­с­ти­ся в ми­ре, и Гос­по­да на­ше­го дол­го­тер­пе­ние спа­се­ние неп­щуй­те: яко­же и воз­люб­лен­ный брат наш Па­вел по дан­ней ему бла­го­да­ти на­пи­са вам, яко­же и во всех сво­их по­сла­ни­ях, гла­го­ля в них о сих: в них­же суть не­удобь ра­зум­на не­кая, яже не­на­уче­ни и не­ут­верж­де­ни раз­вра­ща­ют­ся, яко­же и про­чая пи­са­ния к сво­ей их по­ги­бе­ли (2 Петр. 3, 11. 14–16). И это не тог­да толь­ко де­ла­лось, но и в на­сто­я­щее вре­мя очень мно­гие, или и все поч­ти мы де­ла­ем, по не­ве­же­ст­ву сво­е­му все из­вра­щая и пе­ре­тол­ко­вы­вая сло­ва Бо­же­ст­вен­но­го Пи­са­ния, и всяче­с­ки ста­ра­ясь сде­лать их спо­с­пеш­ни­ка­ми се­бе в стра­с­тях и па­губ­ных по­хо­те­ни­ях сво­их. Но по­смо­т­рим, что го­во­рит и бо­же­ст­вен­ный Па­вел о тво­ре­нии и об­нов­ле­нии его. Ска­зав, что не­до­стой­ны стра­с­ти ны­неш­ня­го вре­ме­ни к хо­тя­щей сла­ве яви­ти­ся в нас, вслед за сим го­во­рит он: ча­я­ние бо тва­ри от­кро­ве­ния сы­нов Бо­жи­их ча­ет (Рим. 8, 18. 19). Ча­я­ни­ем на­зы­ва­ет он силь­ное же­ла­ние тва­ри, чтоб по­ско­рее сбы­лось от­кро­ве­ние, или яв­ле­ние во сла­ве сы­нов Бо­жи­их, ка­кое име­ет со­вер­шить­ся во все­об­щее вос­кре­се­ние. Ибо тог­да, во все­об­щее вос­кре­се­ние, с при­ше­ст­ви­ем Сы­на Бо­жия, об­на­ру­жат­ся сы­ны Бо­жии, про­явит­ся кра­со­та их и сла­ва, и они все­це­ло, т. е. и ду­шею и те­лом сде­ла­ют­ся свет­ло­си­ян­ны­ми и пре­про­слав­лен­ны­ми, как на­пи­са­но: тог­да пра­вед­ни­цы, т. е. сы­ны пра­вед­на­го Бо­га, про­све­тят­ся яко солн­це (Матф. 13, 43). Но что­бы не по­ду­мал кто, что ска­зан­ное Апо­с­то­лом от­но­сит­ся к дру­гой ка­кой-ли­бо тва­ри – он при­ба­вил: су­е­те бо тварь по­ви­ну­ся не во­лею, но за по­ви­нув­ша­го ю на упо­ва­нии (20). Ви­дишь, что тварь не хо­те­ла по­ви­но­вать­ся и слу­жить Ада­му, по­сле то­го как он пре­сту­пил за­по­ведь Бо­жию, по­то­му что ви­де­ла, что он нис­пал от бо­же­ст­вен­ной славы? Для се­го-то Бог, преж­де со­тво­ре­ния ми­ра, пре­до­пре­де­лил быть спа­се­нию че­ло­ве­ка чрез воз­рож­де­ние, ка­кое имел он по­лу­чить в си­лу во­пло­щен­на­го до­мо­ст­ро­и­тель­ст­ва Хри­с­то­ва, и на сем ос­но­ва­нии под­чи­нил ему тварь и по­ко­рил ее тле­нию, так как тлен­ным сде­лал­ся че­ло­век, для ко­то­ра­го она со­зда­на – чтоб она каж­до­год­но до­став­ля­ла ему тлен­ную пи­щу, – по­ло­жив, ког­да об­но­вит че­ло­ве­ка и сде­ла­ет его не­тлен­ным, без­смерт­ным и ду­хов­ным, тог­да вме­с­те с ним об­но­вить и всю тварь и сде­лать ее веч­ною и не­тлен­ною. Вот что от­крыл Апо­с­тол при­ве­ден­ны­ми сло­ва­ми: су­е­те тварь по­ви­ну­ся не во­лею, но за по­ви­нув­ша­го ю на упов­нии, т. е. тварь по­ви­ну­лась лю­дям не са­ма по се­бе, и не по сво­ей во­ле сде­ла­лась тлен­ною, да­ет пло­ды тлен­ные, и про­из­ра­ща­ет тер­ния и волч­цы; но по­ко­ри­лась по­ве­ле­нию Бо­га, Ко­то­рый оп­ре­де­лил сие для нея на упо­ва­нии, что опять об­но­вит ее. Чтоб пол­нее удо­с­то­ве­рить в этом, Апо­с­тол го­во­рит на­ко­нец: яко и са­ма тварь сво­бо­дит­ся от ра­бо­ты ис­тле­ния в сво­бо­ду сла­вы чад Бо­жи­их (21). Ви­дишь, что вся эта тварь в на­ча­ле бы­ла не­тлен­ною и со­зда­на Бо­гом в чи­не рая? Но по­сле Бо­гом под­чи­не­на тле­нию, и по­ко­ри­лась су­е­те че­ло­ве­ков.

5. По­знай так­же и то, что это за про­слав­ле­ние и све­то­си­ян­ность тва­ри бу­дет в бу­ду­щем ве­ке? Ибо ког­да она об­но­вит­ся, то не бу­дет опять та­кою же, ка­кою бы­ла, ког­да бы­ла со­зда­на в на­ча­ле. Но бу­дет та­кою, ка­ким, по сло­ву бо­же­ст­вен­на­го Пав­ла, бу­дет на­ше те­ло. О те­ле на­шем го­во­рит Апо­с­тол: се­ет­ся те­ло ду­шев­ное, воста­ет не та­ким, ка­ким бы­ло те­ло пер­во­здан­на­го преж­де пре­ступ­ле­ния за­по­ве­ди, т. е. ве­ще­ст­вен­ным, чув­ст­вен­ным, пре­лож­ным, име­ю­щим нуж­ду в чув­ст­вен­ной пи­ще, – но восста­ет те­ло ду­хов­ное (1 Кор. 15, 44), и не­пре­лож­ное, та­кое, ка­ким по вос­кре­се­нии бы­ло те­ло Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­с­та, вто­ра­го Ада­ма, пер­во­рож­ден­на­го из мерт­вых, ка­ко­вое не­срав­нен­но пре­вос­ход­нее те­ла пер­во­здан­на­го Ада­ма. Та­ким же об­ра­зом и вся тварь по по­ве­ле­нию Бо­жию име­ет быть, по все­об­щем вос­кре­се­нии, не та­кою, ка­кою бы­ла со­зда­на – ве­ще­ст­вен­ною и чув­ст­вен­ною, но име­ет быть пе­ре­соз­да­на и со­де­лать­ся не­ки­им не­ве­ще­ст­вен­ным и ду­хов­ным оби­та­ли­щем, пре­выс­шим вся­ка­го чув­ст­ва, и как о нас го­во­рит Апо­с­тол: вси же не успнем, вси же из­ме­ним­ся, вско­ре, во мгно­ве­нии ока (1 Кор. 15, 51), так и вся тварь, по­сле то­го, как пе­ре­го­рит в Бо­же­ст­вен­ном ог­не, име­ет из­ме­нить­ся, да ис­пол­нит­ся и про­ро­че­ст­во Да­ви­да, ко­то­рый го­во­рит, что пра­вед­ни­цы на­сле­дят зем­лю (Пс. 36, 29), – ко­неч­но, не чув­ст­вен­ную. Ибо как воз­мож­но, что­бы те, ко­то­рые сде­ла­лись ду­хов­ны­ми, на­сле­до­ва­ли зем­лю чув­ст­вен­ную? Нет; они на­сле­дят зем­лю ду­хов­ную и не­ве­ще­ст­вен­ную, что­бы иметь на ней до­стой­ное сла­вы своей жи­ли­ще, по­сле то­го, как спо­до­бят­ся по­лу­чить те­ла свои без­те­лес­ны­ми, выс­ши­ми вся­ка­го чув­ст­ва.

Так вся тварь пос­ле то­го, как об­но­вит­ся и сде­ла­ет­ся ду­хов­ною, ста­нет оби­та­ли­щем не­ве­ще­ст­вен­ным, не­тлен­ным, не­из­мен­ным и веч­ным. Не­бо ста­нет не­срав­нен­но бо­лее бле­с­тя­щим и свет­лым, чем оно те­перь ви­дит­ся, ста­нет сов­сем но­вым; зем­ля вос­при­и­мет но­вую не­из­ре­чен­ную кра­со­ту, одев­шись в мно­го­об­раз­ные не­увя­да­е­мые цве­ты, свет­лые и ду­хов­ные. Солн­це бу­дет си­ять в семь раз силь­нее, чем те­перь, и весь мир сде­ла­ет­ся со­вер­шен­ней­шим па­че вся­ко­го сло­ва. Сде­лав­шись ду­хов­ным и бо­же­ст­вен­ным, со­еди­нит­ся он с ум­ным ми­ром, явит­ся не­ки­им мыс­лен­ным ра­ем, Ие­ру­са­ли­мом не­бес­ным, не­кра­до­мым на­сле­ди­ем сы­нов Бо­жи­их. Этой зем­ли не на­сле­до­вал еще ни один че­ло­век; все мы стран­ни­ки и при­шель­цы. Ког­да же зем­ное со­еди­нит­ся с не­бес­ным, тог­да и пра­вед­ни­ки на­сле­дят ту зем­лю, об­нов­лен­ную уже, ко­то­рой на­след­ни­ка­ми име­ют быть те крот­кие, кои уб­ла­жа­ют­ся от Гос­по­да. Те­перь по­ка иное из зем­на­го со­еди­ня­ет­ся с не­бес­ным, а иное име­ет еще со­еди­нить­ся с ним. Ду­ши свя­тых, как мы ска­за­ли, при всем том, что со­еди­не­ны еще с те­лом в ми­ре сем, со­еди­ня­ют­ся с бла­го­да­тию Свя­та­го Ду­ха, – об­нов­ля­ют­ся, из­ме­ня­ют­ся на луч­шее и вос­кре­са­ют от мыс­лен­ной смер­ти; по­том, по раз­лу­че­нии с те­лом, от­хо­дят в сла­ву и свет­ло­си­ян­ный свет не­ве­чер­ний; те­ла же их не спо­доб­ля­ют­ся еще се­го, но ос­та­ют­ся во гро­бах и в тле­нии. Име­ют и они сде­лать­ся не­тлен­ны­ми, во вре­мя об­ща­го вос­кре­се­ния, ког­да и вся эта ви­ди­мая и чув­ст­вен­ная тварь сде­ла­ет­ся не­тлен­ною и со­еди­нит­ся с не­бес­ным и не­ви­ди­мым. Это­му над­ле­жит со­вер­шить­ся преж­де, – и тог­да при­идет с си­лою и сла­вою мно­гою пре­вож­де­лен­ный и слад­чай­ший Ии­сус Хри­с­тос, Царь и Бог наш, су­дить мир и воз­дать каж­до­му по де­лам его. Для се­го раз­де­лит Он об­нов­лен­ную тварь на мно­гия оби­те­ли и по­ко­и­ща, как-бы дом ка­кой ве­ли­кий, или ка­кия цар­ския па­ла­ты, со мно­же­ст­вом раз­ных по­ме­ще­ний, и даст каж­до­му часть его, ка­кая ко­му по­до­ба­ет со­от­вет­ст­вен­но свет­ло­с­ти и сла­ве, стя­жан­ной до­б­ро­де­те­ля­ми. Так цар­ст­во не­бес­ное бу­дет еди­ное, и иметь еди­на­го Ца­ря вся­че­с­ких, Ко­то­рый от­всю­ду бу­дет ви­ден всем пра­вед­ным; бу­дет Он спре­бы­вать с каж­дым пра­вед­ным, и вся­кий пра­вед­ный бу­дет спре­бы­вать с Ним; бу­дет свет­ло си­ять в каж­дом, и каж­дый бу­дет свет­ло си­ять в Нем. – Но го­ре тем, ко­то­рые окажут­ся тог­да су­щи­ми вне она­го не­бес­на­го оби­та­ли­ща!» [66, т. 1, с. 367– 383].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2214 - | 2158 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.