Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Кни­га про­ро­ка За­ха­рии




Про­рок За­ха­рия в на­ча­ле кни­ги пред­став­ля­ет­ся нам как За­ха­рия, сын Ва­ра­хи­ин, сын Ад­дов (Зах. 1:1). Ад­до был гла­вой од­но­го из свя­щен­ни­че­с­ких ро­дов, воз­вра­тив­ших­ся из ва­ви­лон­ско­го пле­на вме­с­те с Зо­ро­ва­ве­лем. При пре­ем­ни­ке пер­во­свя­щен­ни­ка Ии­су­са Ио­а­ки­ме За­ха­рия сам был уже гла­вой свя­щен­ни­че­с­ко­го ро­да, об этом го­во­рит­ся в 12 гла­ве кни­ги Не­емии (Не­ем. 12:16). Там За­ха­рия на­зван сы­ном Ид­до. Воз­мож­но, что отец его Ва­ра­хия умер мо­ло­дым, так что внук фак­ти­че­с­ки на­сле­до­вал де­ду [89, с. 200]. Та­ким об­ра­зом, За­ха­рия был из свя­щен­ни­че­с­ко­го ро­да и, бо­лее то­го, был гла­вой это­го ро­да. О про­дол­жи­тель­но­с­ти его слу­же­ния оп­ре­де­лен­ных ука­за­ний в Свя­щен­ном Пи­са­нии не со­дер­жит­ся. В жи­тии го­во­рит­ся о со­ро­ка годах служения. Ряд про­ро­честв в кни­ге да­ти­ро­ва­ны. Пер­вое из них от­но­сит­ся к то­му же вто­ро­му го­ду Да­рия, ког­да про­ро­че­ст­во­вал и Аг­гей (За­ха­рия – на два ме­ся­ца поз­же), что так­же со­гла­су­ет­ся с ука­за­ни­я­ми пер­вой кни­ги Ез­д­ры. По­след­нее да­ти­ро­ван­ное про­ро­че­ст­во от­но­сит­ся к 4-му го­ду Да­рия, то есть, к 518 го­ду. По­сколь­ку оно на­хо­дит­ся в 1-м сти­хе 7-й гла­вы, по­сле­ду­ю­щие гла­вы со­дер­жат в се­бе про­ро­че­ст­ва бо­лее по­зд­не­го пе­ри­о­да.

Кни­га до­ста­точ­но боль­шая – 14 глав. В ней мож­но вы­де­лить два от­де­ла: ви­де­ний (1 – 6 глл.) и про­ро­честв (7 – 14 глл.). Пер­вый– это ви­де­ния и сно­ви­де­ния, быв­шие За­ха­рии, в ко­то­рых со­дер­жат­ся те или иные обе­то­ва­ния или от­кро­ве­ния. Вто­рой вклю­ча­ет в се­бя три про­ро­че­с­кие ре­чи: 7–8, 9–11 и 12–14 гла­вы.

Про­ро­че­с­кие ви­де­ния. По­сле пер­во­го об­ра­ще­ния (Зах. 1:4), ко­то­рое зву­чит у про­ро­ка За­ха­рии с при­зы­вом по­ка­ять­ся и не быть по­доб­ны­ми от­цам, ко­то­рые сво­и­ми гре­ха­ми на­влек­ли на се­бя плен ва­ви­лон­ский, на­чи­на­ет­ся опи­са­ние ви­де­ния. В про­ро­че­ст­вах до­плен­ных про­ро­ков вре­мя воз­вра­ще­ния из ва­ви­лон­ско­го пле­на сбли­жа­лось со вре­ме­нем мес­си­ан­ским, воз­вра­ще­ние из пле­на долж­но бы­ло со­про­вож­дать­ся ка­ки­ми-то слав­ны­ми и ве­ли­ки­ми со­бы­ти­я­ми, ко­то­рых на де­ле в ис­то­рии не было. И это, не­со­мнен­но, на­кла­ды­ва­ло свой от­пе­ча­ток на на­ст­ро­е­ние и со­сто­я­ние умов тог­даш­них из­ра­иль­тян. В кни­гах За­ха­рии и осо­бен­но Ма­ла­хии, са­мо­го по­след­не­го про­ро­ка, это очень чув­ст­ву­ет­ся. За­ме­тим еще, что по вре­ме­ни слу­же­ния про­рок За­ха­рия был млад­шим со­вре­мен­ни­ком Да­ни­и­ла, и есть параллели с его кни­гой: ви­де­ния, ко­то­рые ви­дит За­ха­рия, он не мо­жет разъ­яс­нить сам, и Ан­гел, по­слан­ный от Бо­га, да­ет ему объ­яс­не­ние.

Ос­нов­ной те­мой все­го цик­ла ви­де­ний яв­ля­ет­ся то, что Гос­подь есть хра­ни­тель и за­щит­ник Из­ра­и­ля. Внеш­ние об­сто­я­тель­ст­ва жиз­ни на­ро­да мо­гут быть не та­кие слав­ные и не та­кие на­деж­ные, как ожи­да­ет­ся, но тем не ме­нее Гос­подь о них по­мнит, Гос­подь их ви­дит, и Гос­подь их не даст ни­ко­му в оби­ду. Пер­вое ви­де­ние о че­ты­рех всад­ни­ках (ко­нях), ко­то­рые яв­ля­ют­ся, об­хо­дят зем­лю и да­ру­ют мир Ие­ру­са­ли­му: «По­се­му так го­во­рит Гос­подь: Я об­ра­ща­юсь к Ие­ру­са­ли­му с ми­ло­сер­ди­ем; в нем со­ору­дит­ся дом Мой, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф, и зем­ле­мер­ная вервь про­тя­нет­ся по Ие­ру­са­ли­му» (Зах. 1:16). Всад­ни­ки изо­б­ра­жа­ют со­бой бес­плот­ные ан­гель­ские си­лы, ко­то­рые про­ро­ки ви­де­ли по-раз­но­му. «Но не мно­го­лич­ны, а бес­плот­ны сии ум­ные ес­те­ст­ва; со­об­раз­но с по­треб­но­с­тию Вла­ды­ка да­ет нам их ви­ди­мые об­ра­зы» [74, т. 30, c. 71].

После этого про­рок ви­дит 4 ро­га, и по­сле это­го яв­ля­ют­ся ра­бо­чие, ко­то­рые при­хо­дят и сби­ва­ют эти ро­ги на­ро­дов, под­няв­ших свою ру­ку про­тив Иу­ды, что­бы рас­се­ять ее. В этом ви­де­нии – обе­то­ва­ние бе­зо­пас­но­с­ти. За­тем яв­ля­ет­ся че­ло­век с зем­ле­мер­ной ве­рев­кой, ко­то­рый из­ме­ря­ет Ие­ру­са­лим и го­во­рит о том, что он те­сен для всех, кто при­дет и по­же­ла­ет там жить и что все его ок­ре­ст­но­с­ти то­же на­се­лят­ся. При­чи­на это­му – пре­бы­ва­ние в нем Бо­га: «Ли­куй и ве­се­лись, дщерь Си­о­на! Ибо вот, Я при­ду и по­се­люсь по­сре­ди те­бя, <…> И при­бег­нут к Гос­по­ду мно­гие на­ро­ды в тот день, и бу­дут мо­им на­ро­дом; и Я по­се­люсь сре­ди те­бя, и уз­на­ешь, что Гос­подь Са­ва­оф по­слал Ме­ня к те­бе. <…> Да мол­чит вся­кая плоть пред ли­цем Гос­по­да! Ибо Он под­ни­ма­ет­ся от свя­то­го жи­ли­ща Сво­е­го» (Зах. 2:10–11, 13). То есть, ког­да Гос­подь при­дет и по­се­лит­ся в Ие­ру­са­ли­ме, то мно­гие на­ро­ды при­дут к Не­му и ста­нут Его на­ро­дом.

За­тем сле­ду­ю­щее ви­де­ние – это ви­де­ние пер­во­свя­щен­ни­ка Ии­су­са, ко­то­ро­му пред­сто­ит са­та­на и про­ти­во­дей­ст­ву­ет ему, что-то кле­ве­щет на не­го, хо­тя и не го­во­рит­ся что. Ии­сус сто­ит в за­пят­нан­ных одеж­дах, но Гос­подь за­пре­ща­ет са­та­не кле­ве­тать на не­го и ве­лит ему об­лечь­ся в одеж­ды свет­лые и го­во­рит ему, что он как го­ло­вня, ис­торг­ну­тая из ог­ня, что из всех скор­бей и ис­ку­ше­ний, ко­то­рые его по­стиг­ли, он вы­шел не­вре­ди­мым, хо­тя, мо­жет быть, и не без ка­ких-то пре­гре­ше­ний, ко­то­рые сим­во­ли­зи­ру­ет эта за­пят­нан­ная его одеж­да. Гос­подь по­ве­ле­ва­ет об­лечь его в тор­же­ст­вен­ные одеж­ды, го­во­ря, что ви­на его сни­ма­ет­ся: «И за­сви­де­тель­ст­во­вал Ан­гел Гос­по­день и ска­зал Ии­су­су: так го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф: ес­ли ты бу­дешь хо­дить по Мо­им пу­тям и ес­ли бу­дешь на стра­же Мо­ей, то бу­дешь су­дить дом Мой и на­блю­дать за дво­ра­ми Мо­и­ми. Я дам те­бе хо­дить меж­ду си­ми, сто­я­щи­ми здесь» (Зах. 3:6–7). Долж­ное ис­пол­не­ние сво­их пер­во­свя­щен­ни­че­с­ких обя­зан­но­с­тей га­ран­ти­ру­ет ему бе­зо­пас­ность и по­кро­ви­тель­ст­во со сто­ро­ны Бо­га.

Здесь от ви­де­ния пер­во­свя­щен­ни­ка Ии­су­са, сы­на Ио­се­де­ко­ва, пе­ре­хо­дит про­рок к ви­де­нию Са­мо­го Ии­су­са Хри­с­та, Ко­то­рый назван От­рас­лью[55]: «Вы­слу­шай же, Ии­сус, ие­рей ве­ли­кий, ты и со­бра­тия твои, си­дя­щие пе­ред то­бою, му­жи зна­ме­на­тель­ные: вот, Я при­во­жу ра­ба Мо­е­го, От­расль. Ибо вот тот ка­мень, ко­то­рый Я по­ла­гаю пе­ред Ии­су­сом; на этом од­ном кам­не семь очей; вот, Я вы­ре­жу на нем на­чер­та­ния его, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф, и из­гла­жу грех зем­ли сей в один день. В тот день, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф, бу­де­те друг дру­га при­гла­шать под ви­но­град и под смо­ков­ни­цу» (Зах. 3:8–10).

Сра­зу об­ра­тим вни­ма­ние на по­след­нюю фра­зу – так опи­сы­вал мес­си­ан­ское вре­мя и про­рок Ми­хей (Мих. 4:4). Ког­да бу­дет яв­лен ка­мень, име­ю­щий семь очей, тог­да из­гла­жен бу­дет грех зем­ли сей за один день. Под этим днем, ко­неч­но, сле­ду­ет по­ни­мать день при­не­се­ния жерт­вы Хри­с­то­вой на Гол­го­фе.

Сле­ду­ю­щее ви­де­ние от­кры­ва­ет со­бой как бы вто­рой ряд, в чем-то сим­ме­т­рич­ный пер­во­му.

Про­ро­ку яв­ля­ет­ся ви­де­ние зо­ло­то­го све­тиль­ни­ка и двух мас­лич­ных де­ре­вь­ев, с ко­то­рых те­чет елей и на­пол­ня­ет эти све­тиль­ни­ки, так что свя­щен­ни­ку не нуж­но уже са­мо­му на­пол­нять и по­прав­лять эти све­тиль­ни­ки. Под эти­ми дву­мя мас­ли­на­ми изо­б­ра­жа­ют­ся здесь Зо­ро­ва­вель и Ии­сус, ко­то­рые не­сут на се­бе ве­ли­кое слу­же­ние и глав­ный труд по воз­рож­де­нию на­ро­да Из­ра­иль­ско­го, по на­саж­де­нию в нем ду­ха ве­ры и бла­го­че­с­тия. Со­глас­ные их дей­ст­вия по обес­пе­че­нию го­ре­ния све­тиль­ни­ка изо­б­ра­жают пер­во­свя­щен­ни­че­с­кое и цар­ское слу­же­ние, ко­то­рые ис­пол­нит Гос­подь Ии­сус Хри­с­тос. Здесь го­во­рит­ся: «ру­ки Зо­ро­ва­ве­ля по­ло­жи­ли ос­но­ва­ние до­му се­му; его ру­ки и окон­чат его, и уз­на­ешь, что Гос­подь Са­ва­оф по­слал Ме­ня к вам» (Зах. 4:9). По сло­ву свя­ти­те­ля Ки­рил­ла Алек­сан­д­рий­ско­го, ес­ли «Бог го­во­рит <это> о Зо­ро­ва­ве­ле, то рас­сма­т­ри­вая ис­то­ри­че­с­ки, ты мо­жешь от­но­сить эти сло­ва к не­му, а в ду­хов­ном смыс­ле ты мо­жешь ра­зу­меть их о Хри­с­те; ибо Он сде­лал­ся на­шим ос­но­ва­ни­ем, и все мы ду­хов­но по­ст­ро­е­ны для Не­го в храм свя­тый» [69, т. 7, c. 398]. Пре­по­доб­ный Мак­сим Ис­по­вед­ник, ком­мен­ти­руя эти сло­ва Пи­са­ния, го­во­рит, что ес­ли Зо­ро­ва­вель про­об­ра­зу­ет здесь Сы­на Бо­жия, то храм – че­ло­ве­ка, со­тво­рен­но­го Бо­гом и вос­став­лен­но­го по­сле гре­хо­па­де­ния [48, кн. 2, с. 160].

«Кто ты, ве­ли­кая го­ра, пе­ред Зо­ро­ва­ве­лем? ты – рав­ни­на, и вы­не­сет он кра­е­уголь­ный ка­мень при шум­ных вос­кли­ца­ни­ях: “бла­го­дать, бла­го­дать на нем!”» (Зах. 4:7). «Но не долж­но, как под оча­ми ра­зу­меть очи, так и чис­ло семь при­ни­мать за чис­ло оп­ре­де­лен­ное, по­то­му что оча­ми на­рек дей­ст­вен­ность бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти, ска­зал же, что очей семь, оз­на­чая сим ея оби­лие и ве­ли­чие. … Кам­нем же на­зы­ва­ет про­рок Зо­ро­ва­ве­ля по его твер­до­с­ти и не­пре­одо­ли­мо­с­ти. А сверх то­го, Зо­ро­ва­вель был об­ра­зом Вла­ды­ки Хри­с­та, ко­то­рый во мно­гих ме­с­тах Свя­щен­но­го Пи­са­ния на­ре­чен кам­нем. … Сей-то ка­мень но­ся в се­бе, Зо­ро­ва­вель (по­то­му что от не­го про­изо­шел по пло­ти Спа­си­тель Все­лен­ной) по спра­вед­ли­во­с­ти и сам, си­яя мно­го­раз­лич­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми, име­ну­ет­ся кам­нем» [74, т. 30, c. 82 – 83].

Следующее видение – летящего свитка, по ко­то­ро­му про­рок За­ха­рия не­ред­ко на­зы­ва­ет­ся сер­по­вид­цем. «И опять под­нял я гла­за мои и уви­дел: вот, ле­тит сви­ток» (Зах. 5:1). Нуж­но за­ме­тить, что сло­ва «сви­ток» и «серп» по-ев­рей­ски пи­шут­ся оди­на­ко­во, и у 70-ти тол­ков­ни­ков в этом ме­с­те сто­ит как раз сло­во серп. Точ­но так ­же это сло­во пе­ре­ве­де­но на сла­вян­ский язык: про­рок уви­дел ле­тя­щий серп. Ино­гда это объ­яс­ня­ет­ся так, что сви­ток был изо­гнут в ви­де сер­па. Смысл от это­го принципиально не ме­ня­ет­ся. Даль­ше да­ет­ся объ­яс­не­ние: «Он ска­зал мне: это про­кля­тие, ис­хо­дя­щее на ли­це всей зем­ли; ибо вся­кий, кто кра­дет, бу­дет ис­треб­лен, как на­пи­са­но на од­ной сто­ро­не, и вся­кий, кля­ну­щий­ся лож­но, ис­треб­лен бу­дет, как на­пи­са­но на дру­гой сто­ро­не. Я на­вел его, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф, и оно вой­дет в дом та­тя и в дом кля­ну­ще­го­ся Мо­им име­нем лож­но, и пре­бу­дет в до­ме его, ис­тре­бит его и де­ре­ва его, и кам­ни его» (Зах. 5:3-4). Здесь мож­но про­чи­ты­вать и то, и дру­гое сло­во: как сви­ток, где на­пи­са­но про­кля­тие, и как серп, ко­то­рым бу­дет со­вер­ше­но ис­треб­ле­ние гре­ха.

Ви­де­ние ефы (Зах. 5:5–11), то есть мер­ной ем­ко­с­ти для сы­пу­чих ве­ществ, про­дол­жа­ет пре­ды­ду­щее ви­де­ние. Про­рок ви­дит в ней не­кую жен­щи­ну, оли­це­тво­ря­ю­щую не­че­с­тие. На от­вер­стие ефы кла­дет­ся ку­сок свин­ца, и она под­ни­ма­ет­ся и уно­сит­ся на се­вер, в Ва­ви­лон. Этим ви­де­ни­ем по­ка­зы­ва­ет­ся, что все те по­ро­ки, ко­то­рые свой­ст­вен­ны языческим на­ро­дам, воз­вра­ща­ю­щи­е­ся из­ра­иль­тя­не не долж­ны вно­сить в землю обетованную, что это долж­но быть ос­тав­ле­но в зем­ле пле­не­ния. Пре­по­доб­ный Иси­дор Пе­лу­си­от так ком­мен­ти­ру­ет это ме­с­то: «сви­нец да­ет ра­зу­меть тя­жесть гре­ха, ибо нет ни­че­го тя­же­лее и об­ре­ме­ни­тель­нее гре­ха, ко­то­рый пле­нен­ных им низ­вер­га­ет во дно адо­во. А ме­ра оз­на­ча­ет ко­нец дол­го­тер­пе­ния к со­гре­шив­шим и на­ча­ло на­ка­за­ния, по­то­му что не без ме­ры и не все­гда бу­дет по­пу­с­ка­е­мо гре­шить, но толь­ко до вре­ме­ни, по­ка со­гре­ша­ю­щие не по­не­сут са­мых тяж­ких на­ка­за­ний» [35, т. 2, c. 123].

Пред­по­след­нее ви­де­ние – это ви­де­ние че­ты­рех ко­лес­ниц (Зах. 6:1–8). Здесь есть оче­вид­ная связь с ви­де­ни­ем всад­ни­ков (че­рез иден­тич­ную ок­ра­с­ку ко­ней). Тог­да всад­ни­ки от­прав­ля­лись ос­мо­т­реть зем­лю, а те­перь че­ты­ре ко­лес­ни­цы при­хо­дят для то­го, что­бы ог­ра­дить Иу­дею от всех вра­гов и всех опас­но­с­тей, ко­то­рые с раз­ных сто­рон мо­гут ее по­стиг­нуть.

И на­ко­нец, по­след­нее ви­де­ние – это ви­де­ние пер­во­свя­щен­ни­ка Ии­су­са (Зах. 6:9–15), про­дол­жа­ю­щее со­бой те­му чет­вер­то­го ви­де­ния. Пророку поручается взять се­ре­б­ро и зо­ло­то, вы­не­сен­ные из Ва­ви­ло­на, сделать из них ве­нец и возложить его на го­ло­ву пер­во­свя­щен­ни­ка Ии­су­са. По­сле это­го про­рок дол­жен воз­ве­с­тить пер­во­свя­щен­ни­ку сле­ду­ю­щее: «Вот, муж, имя ему От­расль, Он про­из­ра­с­тет из Сво­е­го кор­ня и со­здаст храм Гос­по­день» (Зах. 6:12). Ка­жет­ся, что ска­зан­ное це­ли­ком и пол­но­стью от­но­сит­ся к Зо­ро­ва­ве­лю или к са­мо­му Ии­су­су. Но слова: «Он со­здаст храм Гос­по­день и при­мет сла­ву, и вос­ся­дет, и бу­дет вла­ды­че­ст­во­вать на пре­сто­ле Сво­ем; бу­дет и свя­щен­ни­ком на пре­сто­ле Сво­ем, и со­вет ми­ра бу­дет меж­ду тем и дру­гим» (Зах. 6:13), – толкователи относят ко Христу. За­ме­тим, что свя­щен­ни­ком Зо­ро­ва­вель не был, как и Ии­сус — кня­зем. Свя­ти­тель Ки­рилл Алек­сан­д­рий­ский, про­дол­жая уже при­во­див­ше­е­ся тол­ко­ва­ние, го­во­рит: «Мы с са­мо­го на­ча­ла ут­верж­да­ли, что в Зо­ро­ва­ве­ле и Ии­су­се изо­б­ра­жа­ет­ся Хри­с­тос, как в каж­дом от­дель­но, так и в обо­их вме­с­те, как еди­ная Лич­ность; ибо в Нем сов­ме­ща­ет­ся и Царь Из­ра­и­лев, и Пер­во­свя­щен­ник» [69, т. 7, c. 398]. Че­рез са­мо­го про­ро­ка За­ха­рию, ко­то­рый так­же своим служением прообразовал Хри­с­та, мы уви­дим и тре­тье Его слу­же­ние – про­ро­че­с­кое.

Та­ким об­ра­зом, в раз­лич­ных ви­де­ни­ях пророку Захарии дано еди­ное от­кро­ве­ние, име­ю­щее мес­си­ан­ский смысл. Пророк предвозвещает, что наступит время, когда «из­да­ли при­дут, и при­мут уча­с­тие в по­ст­ро­е­нии хра­ма Гос­под­ня, и вы уз­на­е­те, что Гос­подь Са­ва­оф по­слал ме­ня к вам, и это бу­дет, ес­ли вы усерд­но бу­де­те слу­шать­ся гла­са Гос­по­да Бо­га ва­ше­го» (Зах. 6:15). Можно понимать эти слова и как пророчество о создании второго храма, и как предсказание о построении Церк­ви, ко­то­рая есть дом Бо­жий и ко­то­рая со­зи­да­ет­ся мно­ги­ми людь­ми, да­же не жив­ши­ми в Ие­ру­са­ли­ме. Эта связь де­ла­ет­ся тем бо­лее проч­ной, что со­бы­тия, свя­зан­ные с воз­вра­ще­ни­ем из пле­на и воз­рож­де­ни­ем Иу­деи, о ко­то­рых идет речь, в про­ро­че­ст­вах до­плен­ных про­ро­ков слу­жи­ли про­об­ра­за­ми яв­ле­ния Хри­с­та.

Три про­ро­че­с­кие ре­чи. Про­ро­че­с­кие ре­чи, об­ра­щен­ные к из­ра­иль­тя­нам, сно­ва со­дер­жат мысль, что сам по се­бе факт пе­ре­се­ле­ния об­рат­но в Па­ле­с­ти­ну еще не де­ла­ет на­род пра­вед­ны­ми. Из то­го, что они уш­ли из Ва­ви­ло­на и при­шли в Па­ле­с­ти­ну, им еще не га­ран­ти­ро­ва­ны по-преж­не­му все ми­ло­с­ти Бо­жии вне за­ви­си­мо­с­ти от их нрав­ст­вен­но­го со­сто­я­ния.

Пер­вая про­ро­че­с­кая речь свя­за­на с тем, что на­род во­про­ша­ет Бо­га о по­сте. В свя­зи с ва­ви­лон­ским пле­ном бы­ли ус­та­нов­ле­ны че­ты­ре по­ста: в па­мять о дне на­ча­ла оса­ды Ие­ру­са­ли­ма На­ву­хо­до­но­со­ром, о дне на­ча­ла раз­ру­ше­ния стен Ие­ру­са­ли­ма (Иер. 52:4–5), о со­жже­нии го­ро­да и хра­ма (Иер. 52:13) и в па­мять об уби­е­нии иу­дей­ско­го на­ме­ст­ни­ка Го­до­лии (Иер. 41:1–2). Оче­вид­но, речь идет о тре­ть­ем из них – храм бли­зок к вос­ста­нов­ле­нию. Воз­мож­но, под­ра­зу­ме­ва­ют­ся и все вме­с­те. Сто­ит ли дер­жать эти по­сты сей­час, ког­да они уже вер­ну­лись? От­вет при­хо­дит до­воль­но слож­ный, он со­сто­ит из не­сколь­ких ча­с­тей. Гос­подь от­ве­ча­ет во­про­сом на во­прос: «Ска­жи все­му на­ро­ду зем­ли сей и свя­щен­ни­кам так: ког­да вы по­сти­лись и пла­ка­ли в 5 и 7 ме­ся­це, при­том уже 70 лет, для Ме­ня ли вы по­сти­лись? для Ме­ня ли? И ког­да вы еди­те и ког­да пье­те, не для се­бя ли вы еди­те, не для се­бя ли вы пье­те? Не те же ли сло­ва про­воз­гла­шал Гос­подь че­рез преж­них про­ро­ков, ког­да еще Ие­ру­са­лим был на­се­лен и по­ко­ен, и го­ро­да во­круг не­го, юж­ная стра­на и низ­мен­ность, бы­ли на­се­ле­ны? И бы­ло сло­во Гос­под­не к За­ха­рии: так го­во­рил тог­да Гос­подь Са­ва­оф: про­из­во­ди­те суд спра­вед­ли­вый и ока­зы­вай­те ми­лость и со­ст­ра­да­ние каж­дый бра­ту сво­е­му; вдо­вы и си­ро­ты, при­шель­ца и бед­но­го не при­тес­няй­те и зла друг про­тив дру­га не мыс­ли­те в серд­це ва­шем. Но они не хо­те­ли вни­мать» (Зах. 7:5–11). Гос­подь на­по­ми­на­ет, что за не­со­блю­де­ние по­след­не­го они и бы­ли рас­се­я­ны по всем на­ро­дам и по всем зем­лям и сей­час то­же де­ло не в по­сте. Пред­воз­ве­ща­ет­ся но­во­за­вет­ное от­кро­ве­ние о том, что «Цар­ст­вие Бо­жие не пи­ща и пи­тие, но пра­вед­ность и мир и ра­дость во Свя­том Ду­хе» (Рим. 14:17). Ес­ли иудеи бу­дут жить в Ие­ру­са­ли­ме так, как учили про­ро­ки, ес­ли их столица бу­дет го­ро­дом ис­ти­ны и свя­ты­ни, то эти по­сты бу­дут ве­ли­чай­шим пра­зд­ни­ком, и та­кое бу­дет ли­ко­ва­ние сре­ди них, что все на­ро­ды взы­щут Гос­по­да в Ие­ру­са­ли­ме. Все на­ро­ды при­дут и ска­жут один дру­го­му: «пой­дем мо­лить­ся ли­цу Гос­по­да и взы­щем Гос­по­да Са­ва­о­фа; <…> И будут приходить мно­гие пле­ме­на и силь­ные на­ро­ды, что­бы взы­с­кать Гос­по­да Са­ва­о­фа в Ие­ру­са­ли­ме и по­мо­лить­ся ли­цу Гос­по­да. Так го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф: бу­дет в те дни, возь­мут­ся де­сять че­ло­век из всех раз­но­языч­ных на­ро­дов, возь­мут­ся за по­лу Иу­дея и бу­дут го­во­рить: мы пой­дем с то­бою, ибо мы слы­ша­ли, что с ва­ми – Бог» (Зах. 8:21–23). Ес­ли мы по­смо­т­рим в кни­гу Де­я­ний апо­с­толь­ских, то уви­дим, что ров­но та­ким об­ра­зом это и про­изо­ш­ло. Апо­с­тол Па­вел про­по­ве­до­вал в язы­че­с­ких го­ро­дах, к не­му при­хо­ди­ли и про­си­ли прий­ти к ним и про­по­ве­до­вать имен­но по этой при­чи­не, ибо слы­ша­ли, что с ним Бог. Вспом­ни­те, в бе­се­де с са­ма­рян­кой Гос­подь го­во­рит: «ибо спа­се­ние от иу­де­ев» (Ин. 4:22). Здесь мы сно­ва встре­ча­ем про­ро­че­ст­во о вхож­де­нии в Цер­ковь языч­ни­ков.

В сле­ду­ю­щих гла­вах на­хо­дят­ся ре­чи, ко­то­рые бы­ли, оче­вид­но, про­из­не­се­ны по­сле по­ст­ро­е­ния хра­ма, по­то­му что эта те­ма в них бо­лее не за­тра­ги­ва­ет­ся. Не раз­би­рая их по­дроб­но, ог­ра­ни­чим­ся рас­смо­т­ре­ни­ем со­дер­жа­щих­ся в них мес­си­ан­ских про­ро­честв.

Вто­рая про­ро­че­с­кая речь со­дер­жит воз­ве­ще­ние бед­ст­вий язы­че­с­ким на­ро­дам и бе­зо­пас­но­с­ти Ие­ру­са­ли­му. Ие­ру­са­лим бу­дет спа­сен, по­то­му что в не­го вой­дет его Царь. «Ли­куй от ра­до­с­ти, дщерь Си­о­на, тор­же­ст­вуй, дщерь Ие­ру­са­ли­ма: се Царь твой гря­дет к те­бе, пра­вед­ный и спа­са­ю­щий, крот­кий, си­дя­щий на ос­ли­це и на мо­ло­дом ос­ле, сы­не подъ­я­рем­ной. Тог­да ис­треб­лю ко­лес­ни­цы у Еф­ре­ма и ко­ней в Ие­ру­са­ли­ме, и со­кру­шен бу­дет бран­ный лук; и Он воз­ве­с­тит мир на­ро­дам, и вла­ды­че­ст­во Его бу­дет от мо­ря до мо­ря и от ре­ки до кон­цов зем­ли» (Зах. 9:9–10). Мы уже име­ли воз­мож­ность вы­яс­нить, что со­кру­ше­ние ору­жия у из­ра­иль­тян не оз­на­ча­ет по­бе­ды над ни­ми, а оз­на­ча­ет то, что в этом ору­жии не бу­дет бо­лее не­об­хо­ди­мо­с­ти, по­сколь­ку Сам Гос­подь обес­пе­чит им мир. Но на этом это про­ро­че­ст­во не кон­ча­ет­ся. Даль­ше го­во­рит­ся: «Ра­ди кро­ви за­ве­та тво­е­го Я ос­во­бо­жу уз­ни­ков тво­их изо рва, в ко­то­ром нет во­ды. Воз­вра­щай­тесь на твер­ды­ню вы, плен­ни­ки на­де­ю­щи­е­ся!» (Зах. 9:11–12). Без­вод­ный ров сим­во­ли­зи­ру­ет ад. Это про­ро­че­ст­во чи­та­ет­ся за бо­го­слу­же­ни­ем не­де­ли Ва­ий, по­сколь­ку Хри­с­тос в Ие­ру­са­лим при­хо­дит как по­бе­ди­тель смер­ти и ада.

Пророческое служение Захарии также должно прообразовать земную жизнь Господа. Он по­став­ля­ет­ся как бы па­с­ту­хом над из­ра­иль­тя­на­ми, ко­то­ро­го они в кон­це кон­цов, от­вер­га­ют. Тог­да от­вер­жен­ный па­с­тырь про­сит от­дать ему пла­ту за тру­ды. «И ска­жу им: ес­ли угод­но вам, то дай­те Мне пла­ту Мою; ес­ли же нет – не да­вай­те; и они от­ве­сят в уп­ла­ту Мне 30 се­ре­б­рен­ни­ков. И ска­зал мне Гос­подь: брось их в цер­ков­ное хра­ни­ли­ще, – вы­со­кая це­на, ка­кою они оце­ни­ли Ме­ня! И взял я 30 се­ре­б­рен­ни­ков и бро­сил их в дом Гос­по­день для гор­шеч­ника» (Зах. 11:12–13). Это од­на из па­ре­мий Ве­ли­ко­го Пят­ка. Воз­мож­но, не­по­нят­ные для со­вре­мен­ни­ков сло­ва, ко­то­рые в точ­но­с­ти ис­пол­ни­лись на де­ле. И мы ви­дим, что 30 мо­нет не про­сто це­на пре­да­тель­ст­ва, но это пла­та на­ро­да Гос­по­ду за все Его бла­го­де­я­ния. Воз­мож­но, это то­же один из сим­во­лов, обо­зна­ча­ю­щих окон­ча­ние Вет­хо­го За­ве­та. Все рас­че­ты по ста­рым вза­и­мо­от­но­ше­ни­ям окон­че­ны. Даль­ше го­во­рит­ся сле­ду­ю­щее: «И от­вра­тит­ся ду­ша Моя от них, как и их ду­ша от­вра­ща­ет­ся от Ме­ня. <…> И возь­му жезл Мой – бла­го­во­ле­ния и пере­лом­лю его, что­бы унич­то­жить за­вет, ко­то­рый за­клю­чил Я со все­ми на­ро­да­ми. И он унич­то­жен бу­дет в тот день, и тог­да уз­на­ют бед­ные из овец, ожи­да­ю­щие Ме­ня, что это – сло­во Гос­по­да. <…> И пере­ло­мил Я дру­гой жезл Мой – “узы”, что­бы рас­торг­нуть брат­ст­во меж­ду Иу­дою и Из­ра­и­лем» (Зах. 11:8, 10–11, 14). Пре­лом­ле­ние пер­во­го жез­ла, ко­то­рым Гос­подь пас Сво­их овец, – это сим­вол то­го, что в день, ког­да бу­дут бро­ше­ны эти трид­цать се­ре­б­ре­нни­ков, уп­ра­зд­нит­ся Вет­хий За­вет [22, т. 6, с. 188]. Имен­но тог­да, ког­да бы­ли яв­ле­ны на свет эти се­ре­б­ренни­ки, Гос­подь ска­зал о Но­вом За­ве­те. Пре­лом­ле­ние же вто­ро­го жез­ла обо­зна­ча­ет окон­ча­тель­ное раз­де­ле­ние меж­ду пра­вед­ни­ка­ми и греш­ни­ка­ми, или меж­ду уве­ро­вав­ши­ми и не­уве­ро­вав­ши­ми [74, т. 30, с. 112].

В тре­ть­ей про­ро­че­с­кой ре­чи изо­б­ра­жа­ет­ся по­бе­да Из­ра­и­ля над все­ми вра­га­ми и во­ца­ре­ние от­вер­жен­но­го Пастыря. При этом го­во­рит­ся, что это во­ца­ре­ние со­вер­шит­ся следующим образом: «на дом Да­ви­да и на жи­те­лей Ие­ру­са­ли­ма изо­лью дух бла­го­да­ти и уми­ле­ния, и они воз­зрят на Не­го, Ко­то­ро­го прон­зи­ли, и бу­дут ры­дать о Нем, как ры­да­ют о еди­но­род­ном сы­не, и скор­беть, как скор­бят о пер­вен­це» (Зах. 12:10), то есть во­ца­ре­ние Хри­с­то­во про­изой­дет че­рез Крест Его. «Воз­зрят нань его­же про­бо­до­ша» – это про­ро­че­ст­во ци­ти­ру­ет­ся в Но­вом За­ве­те еван­ге­ли­с­том Ио­ан­ном (Ин. 19:37). В ре­зуль­та­те это­го про­бо­де­ния «в тот день от­кро­ет­ся ис­точ­ник до­му Да­ви­до­ву и жи­те­лям Ие­ру­са­ли­ма для омы­тия гре­ха и не­чи­с­то­ты» (Зах. 13:1). Дей­ст­ви­тель­но, че­рез про­бо­де­ние ре­б­ра, из ко­то­ро­го ис­тек­ли кровь и во­да, от­крыл­ся ис­точ­ник для омы­тия гре­ха и не­чи­с­то­ты.

И даль­ше идет про­ро­че­ст­во о поражении Пастыря: «О, меч! под­ни­мись на па­с­ты­ря Мо­е­го и на ближ­не­го Мо­е­го, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф: по­ра­зи па­с­ты­ря, и рас­се­ют­ся ов­цы!» (Зах. 13:7). Это про­ро­че­ст­во при­во­дит­ся еван­ге­ли­с­том Мат­фе­ем в свя­зи с тем мо­мен­том, ког­да все апо­с­то­лы в Геф­си­ма­нии раз­бе­жа­лись (Мф. 26:31).

Бла­жен­ный Фе­о­до­рит Кир­ский так ком­мен­ти­ру­ет его: «По­ели­ку ска­зал: воз­зрят на Ме­ня, Его­же про­бо­до­ша, то, что­бы не по­дать мыс­ли, буд­то бы про­тив во­ли пре­тер­пел Он спа­си­тель­ное стра­да­ние, на­уча­ет че­рез про­ро­ка, что до­б­ро­воль­но при­шел и «сми­рил Се­бе, по­слу­ш­лив быв да­же до смер­ти, смер­ти же кре­ст­ныя» (Флп. 2:8). По­се­му-то про­ро­че­с­кое сло­во изо­б­ра­жа­ет Бо­же­ст­вен­ное со­из­во­ле­ние и по­ка­зы­ва­ет, что меч слы­шит спер­ва доз­во­ле­ние От­ца, по­том ус­т­рем­ля­ет­ся на Па­с­ты­ря, а по­сле Не­го на граж­дан, или по пе­ре­во­ду Аки­лы, на соп­ле­мен­ни­ков Его; по­то­му что по­сле Вла­ды­ки ус­т­рем­лял­ся и на свя­щен­ных Апо­с­то­лов и пре­ем­ст­во­вав­ших им про­по­вед­ни­ков» [74, т. 30, с. 120].

За поражением Пастыря следует разделение людей: «И бу­дет на всей зем­ле, говорит Господь, две ча­с­ти на ней бу­дут ис­треб­ле­ны, вы­мрут, а тре­тья ос­та­нет­ся на ней. И вве­ду эту тре­тью часть в огонь, и рас­плав­лю их, как пла­вят се­ре­б­ро, и очи­щу их, как очи­ща­ют зо­ло­то: они бу­дут при­зы­вать имя Мое, и Я ус­лы­шу их и ска­жу: “это Мой на­род”, и они ска­жут: “Гос­подь – Бог мой!”» (Зах. 13:8–9). «Сие пред­рек Бог и ус­та­ми бо­го­му­д­ро­го За­ха­рии, а имен­но, что две ча­с­ти ис­треб­ле­ны бу­дут за не­ве­рие, тре­тья же, бу­ду­чи пе­ре­жже­на в ис­ку­ше­ни­ях и ока­зав­ша­я­ся до­б­рот­ною, на­и­ме­ну­ет­ся Его на­ро­дом, Его име­нуя Гос­по­дом и Бо­гом. Сие го­во­рит Бог и ус­та­ми дру­го­го про­ро­ка: «и аще» бу­дет чис­ло сы­нов Из­ра­и­ле­вых «яко пе­сок мор­ской, ос­та­нок их спа­сет­ся» (Ис. 10:22)», – пи­шет бла­жен­ный Фе­о­до­рит [74, т. 30, с. 121]. Ди­а­лог, ко­то­рый зву­чит в кон­це это­го про­ро­че­с­ко­го ре­че­ния, не­со­мнен­но, ука­зы­ва­ет нам на от­но­ше­ния За­ве­та (ср. Ос. 2:23).

Следующее про­ро­че­ст­во чи­та­ет­ся в ка­че­ст­ве па­ре­мии на пра­зд­ник Воз­не­се­ния Гос­под­ня: «И ста­нут но­ги Его в тот день на го­ре Еле­он­ской, ко­то­рая пред ли­цем Ие­ру­са­ли­ма к вос­то­ку» (Зах. 14:4).

Но этим пророчество не ограничивается. В кон­тек­с­те речь идет о Дне Гос­под­нем: «Тог­да вы­сту­пит Гос­подь и опол­чит­ся про­тив этих на­ро­дов, как опол­чил­ся в день бра­ни. И ста­нут но­ги Его в тот день на го­ре Еле­он­ской, ко­то­рая пе­ред ли­цем Ие­ру­са­ли­ма к вос­то­ку; и раз­дво­ит­ся го­ра Еле­он­ская от вос­то­ка к за­па­ду весь­ма боль­шою до­ли­ною, и по­ло­ви­на го­ры отой­дет к се­ве­ру, а по­ло­ви­на ее – к югу. И вы по­бе­жи­те в до­ли­ну гор Мо­их, <…>; и при­дет Гос­подь Бог мой и все свя­тые с Ним. И бу­дет в тот день: не ста­нет све­та, све­ти­ла уда­лят­ся. День этот бу­дет един­ст­вен­ный, ве­до­мый толь­ко Гос­по­ду: ни день, ни ночь; лишь в ве­чер­нее вре­мя явит­ся свет. И бу­дет в тот день, жи­вые во­ды по­те­кут из Ие­ру­са­ли­ма, по­ло­ви­на их к мо­рю вос­точ­но­му и по­ло­ви­на их к мо­рю за­пад­но­му: ле­том и зи­мой так бу­дет. И Гос­подь бу­дет Ца­рем над всею зем­лею; в тот день бу­дет Гос­подь един, и имя Его еди­но» (Зах. 14:3–9). Та­кое дей­ст­ви­тель­но бы­ло в Ве­ли­кую Пят­ни­цу, ког­да солн­це по­мра­чи­лось и боль­шую часть дня пре­бы­ва­ла тьма, и толь­ко к ве­че­ру эта тьма про­шла. Раз­де­ле­ние го­ры бла­жен­ный Фе­о­до­рит свя­зы­ва­ет с зем­ле­тря­се­ни­ем, быв­шем при смер­ти Спа­си­те­ля [74, т. 30, c. 122].

Многие пророчесткие об­ра­зы нам уже хо­ро­шо зна­ко­мы. По­сле этой по­бе­ды, по­сле во­ца­ре­ния Гос­по­да, по­сле да­ро­ва­ния жи­вой во­ды, истекающей из Ие­ру­са­ли­ма, бу­дет со­вер­шать­ся но­вое слу­же­ние Бо­гу: «За­тем все ос­таль­ные из всех на­ро­дов, при­хо­див­ших про­тив Ие­ру­са­ли­ма, бу­дут при­хо­дить из го­да в год для по­кло­не­ния Ца­рю, Гос­по­ду Са­ва­о­фу, и для пра­зд­но­ва­ния пра­зд­ни­ка ку­щей» (Зах. 14:16). Тех же, кто не бу­дет при­хо­дить на пра­зд­ник, по­стиг­нет на­ка­за­ние.

Мож­но ска­зать, что в кни­ге про­ро­ка За­ха­рии под­во­дит­ся не­ко­то­рый итог про­ро­че­с­кой про­по­ве­ди. Мно­гое из то­го, о чем здесь го­во­рит­ся, мы ви­де­ли у Ио­и­ля, Иса­ии, Ие­зе­ки­и­ля. По­бе­да и во­ца­ре­ние Гос­по­да, со­вер­шен­ная че­рез стра­да­ние, от­кро­ет изо­биль­ный ис­точ­ник бла­го­да­ти и по­вле­чет за со­бой при­ше­ст­вие всех на­ро­дов для пра­зд­но­ва­ния в Ие­ру­са­лим.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 552 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2395 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.