Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Свт. Фи­ла­рет Мос­ков­ский. «Рас­сма­т­ри­вая не­ко­то­рые при­клю­че­ния Иа­ко­ва в Ме­со­по­та­мии, Бла­жен­ный Ав­гу­с­тин за­ме­ча­ет




«Рас­сма­т­ри­вая не­ко­то­рые при­клю­че­ния Иа­ко­ва в Ме­со­по­та­мии, Бла­жен­ный Ав­гу­с­тин за­ме­ча­ет, что св. Пи­са­ние не вхо­ди­ло бы в столь мел­кие, по-ви­ди­мо­му, по­дроб­но­с­ти, ес­ли бы не за­клю­ча­лось в них не­что ве­ли­кое и та­ин­ст­вен­ное, со­от­вет­ст­вен­но об­ще­му пра­ви­лу ве­ры, от­кры­то­му Апо­с­то­лом Пав­лом, по ко­то­ро­му всю Ис­то­рию От­цов Вет­хо­го За­ве­та со­став­ля­ют об­ра­зы (1 Кор. 10:6, 11).

К ура­зу­ме­нию та­ин­ст­ва, за­клю­ча­ю­ще­го­ся в ис­то­рии пу­те­ше­ст­вия Иа­ков­ле­ва, про­ла­га­ет путь тот же Апо­с­тол, ког­да трем стран­ст­во­ва­ни­ям Па­т­ри­ар­хов: Ав­ра­а­ма, Иса­а­ка и Иа­ко­ва со­во­куп­но да­ет од­но зна­ме­но­ва­ние – стран­ст­во­ва­ние к оте­че­ст­ву не­бес­но­му (Евр. 11:9–16).

Глав­ная раз­ность меж­ду стран­ст­во­ва­ни­ем Ав­ра­а­ма и стран­ст­во­ва­ни­ем Иа­ко­ва со­сто­ит в том, что пер­вое на­чи­на­ет­ся от зем­ли Хал­дей­ской и Ме­со­по­та­мии, а окан­чи­ва­ет­ся в зем­ле обе­то­ван­ной; на­про­тив, по­след­нее на­чи­на­ет­ся от зем­ли обе­то­ван­ной, про­дол­жа­ет­ся в Ме­со­по­та­мии, но так­же име­ет це­лью обе­то­ван­ную зем­лю. Итак, ес­ли стран­ст­во­ва­ние Ав­ра­а­ма зна­ме­ну­ет ше­ст­вие от со­сто­я­ния при­ро­ды к со­сто­я­нию бла­го­да­ти, от ро­да зем­но­го к рож­де­нию не­бес­но­му, от плот­ско­го со­ю­за с ми­ром к ду­хов­но­му об­ще­нию с Бо­гом; то стран­ст­во­ва­нию Иа­ко­ва со­от­вет­ст­ву­ет хож­де­ние сы­на бла­го­да­ти меж­ду сы­на­ми при­ро­ды, че­ло­ве­ка ду­хов­но­го и вну­т­рен­не­го в об­ла­с­ти ми­ра и пло­ти, ку­да он по не­об­хо­ди­мо­с­ти дол­жен ис­хо­дить, не те­ряя, впро­чем, из ви­ду оте­че­ст­ва не­бес­но­го.

Иа­ков, уг­ро­жа­е­мый Иса­вом, уе­ди­нен и нищ ис­хо­дит из зем­ли обе­то­ван­ной, да­бы вне ее не­уто­ми­мым тру­дом при­об­ре­с­ти и пло­ды обе­то­ва­ния, и бе­зо­пас­ность от раз­дра­жен­но­го бра­та; по­доб­но се­му об­нов­ля­е­мый во Хри­с­те че­ло­век, во вну­т­рен­но­с­ти бо­ри­мый че­ло­ве­ком вет­хим, же­ла­ю­щим удер­жать свое пер­вен­ст­во, да ис­хо­дит во внеш­нюю жизнь труд­ни­че­с­кую; пре­да­ни­ем сво­ей пло­ти по­сто­ян­но­му по­дви­гу он при­ве­дет се­бя в бе­зо­пас­ность от стра­с­тей и по­хо­тей во­ю­ю­щих на ду­шу и уг­ро­жа­ю­щих ей ду­хов­ной смер­тью, и тер­пе­ни­ем стя­жа­ет со­кро­ви­ще упо­ва­ния.

Иа­ков ис­хо­дит из зем­ли обе­то­ва­ния в вет­хое оте­че­ст­во пред­ков сво­их для пре­хо­дя­ще­го по­дви­га, но не воз­вра­ща­ет­ся в оное для пре­бы­ва­ния: так ис­крен­но еди­нож­ды от­ре­шив­ший­ся от ми­ра, ис­хо­дит в не­го сво­ею де­я­тель­но­с­тью, но не воз­вра­ща­ет­ся при­ст­ра­с­ти­ем.

Сон Иа­ко­ва в Ве­фи­ле, по изъ­яс­не­нию Гри­го­рия Ве­ли­ко­го, есть об­раз да­ру­е­мо­го Бо­гом ми­ра, в ко­то­ром ду­ша, уп­ра­зд­ня­ясь от смя­те­ний стра­с­тей, по­чи­ет так, что мо­жет ска­зать с оною не­ве­с­тою: «я сплю, а серд­це мое бдит» (Песн. 5:2). Я сплю вне, и все зем­ное, ме­ня ок­ру­жа­ю­щее, вме­няю за при­зрак и меч­ту, но бодр­ст­вую вну­т­ри и бе­ре­гусь, что­бы не воз­дре­мать пред ли­цем Бо­жи­им». По­ло­жить ка­мень на воз­гла­вие, про­дол­жа­ет тот же учи­тель, зна­чит, ут­вер­дить­ся во Хри­с­те. Меж­ду тем, как по­ла­га­ю­щие гла­ву на зем­ле блуж­да­ют в тем­ных и су­ет­ных меч­та­ни­ях, ут­верж­ден­ный во Хри­с­те по­ла­га­ет, как го­во­рит Про­рок, в серд­це сво­ем вос­хож­де­ния (Пс. 83:6), или сте­пе­ни до­б­ро­де­те­лей, по ко­то­рым его по­мыс­лы и чув­ст­во­ва­ния не­пре­стан­но вос­хо­дят в люб­ви Бо­же­ст­вен­ной, и не­пре­стан­но нис­хо­дят в сми­ре­нии.

Иа­ков встре­тил­ся с Ра­хи­лью на том же ме­с­те, где преж­де раб Ав­ра­а­ма с Ре­век­кою, но Ре­век­ка по­да­ла ра­бу во­ду, а Ра­хиль по­лу­чи­ла ее от Иа­ко­ва. Раз­ность сия со­от­вет­ст­ву­ет то­му, что Ре­век­ка и Иа­ков име­ли в се­бе дар Бо­жий, во­ду жи­вую (Ин. 4:10), ибо име­ли в се­бе Хри­с­та, дол­жен­ст­во­вав­ше­го ро­дить­ся от них, и по­то­му мог­ли от­вер­зать ис­точ­ник бла­го­да­ти и дру­гим жаж­ду­щим прав­ды и спа­се­ния.

В Лии, бо­лез­нен­ной оча­ми, страж­ду­щей сре­ди са­мых бла­го­сло­ве­ний су­пру­же­ст­ва, са­мо имя ко­то­рой оз­на­ча­ет труд или ут­руж­де­ние те­ле­сное или ду­шев­ное, пред­став­ле­ны труд­но­с­ти ду­хов­ной жиз­ни, или сло­вом, крест. В Ра­хи­ли, до­б­роз­рач­ной и воз­люб­лен­ной, изо­б­ра­же­ны сла­до­сти вну­т­рен­не­го со­сто­я­ния: теп­лая мо­лит­ва, со­зер­ца­ние, вос­хи­ще­ния, ви­де­ния. И сие мож­но рас­сма­т­ри­вать ча­с­тью в са­мих ли­цах Лии и Ра­хи­ли, ча­с­тью в от­но­ше­нии их к Иа­ко­ву.

Об­ру­че­ние и су­пру­же­ст­во ино­гда изо­б­ра­жа­ет со­юз ду­хов­но­го че­ло­ве­ка с ду­хов­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, на­при­мер, с пре­му­д­ро­с­тью (Притч. 6:4; Прем. 8:2). По­се­му Лия и Ра­хиль в су­пру­же­ст­ве Иа­ко­ва изо­б­ра­жа­ют со­бою крест и ус­лаж­де­ния ду­хов­ные, по­сколь­ку они со­во­куп­но или по от­дель­но­с­ти по­се­ща­ют че­ло­ве­ка ду­хов­но­го в ми­ре, и с ним со­че­та­ют­ся в серд­це и люб­ви его.

Иа­ков пред­по­чи­та­ет Лии Ра­хиль, и за нее со­гла­ша­ет­ся быть ра­бом в до­ме Ла­ва­на. Так че­ло­век, еще не ис­ку­сив­ший­ся, пред­по­чи­та­ет кре­с­ту сла­до­сти ду­хов­ные, и тог­да толь­ко на­хо­дит лег­ки­ми по­дви­ги и са­мо­уни­чи­же­ние, ког­да име­ет в ви­ду сию на­гра­ду. Но Лия есть стар­шая се­с­т­ра Ра­хи­ли, и крест в ду­хов­ном воз­ра­с­те вы­ше ус­лаж­де­ний со­зер­ца­ния.

Вме­с­то Ра­хи­ли, при­ст­ра­ст­но вож­де­лен­ной, Иа­ков по­лу­ча­ет Лию; так бла­го­дат­ное Про­ви­де­ние под­вер­га­ет ис­ку­ша­е­мо­го че­ло­ве­ка го­ре­ст­ной, но спа­си­тель­ной не­ча­ян­но­с­ти. Ког­да он чрез­мер­но при­леп­ля­ет­ся ко вну­т­рен­ним ус­лаж­де­ни­ям, ища в них не Бо­га, но се­бя, они взем­лют­ся не­при­мет­но, и крест яв­ля­ет­ся на их ме­с­те.

Иа­ков ду­мал, что со­че­тал­ся с Ра­хи­лью, но на­ста­ло ут­ро, и ока­за­лось, что это Лия. Так в день оза­ре­ния ума, по боль­шей ча­с­ти, лю­бят Ра­хиль, – ищут ду­хов­ных уте­ше­ний, в но­щи пре­дан­ной Бо­гу ве­ры не от­вер­га­ют­ся кре­с­та, ус­по­ка­и­ва­ют­ся с ним, и да­же не уз­на­ют его.

Лия не крас­на, но мно­го­чад­на; Ра­хиль до­б­роз­рач­на, но не­плод­на. Крест го­рек, но пи­та­ет ду­шу и обо­га­ща­ет ее пло­да­ми ду­хов­ны­ми. Ус­лаж­де­ние при­хо­дит и про­хо­дит, ос­тав­ляя толь­ко чув­ст­во ли­ше­ния.

Но, на­ко­нец, и Ра­хиль рож­да­ет Ио­си­фа. И неж­ные ду­ши в кон­це сво­е­го те­че­ния при­но­сят плод во свя­ты­ню, сла­до­ст­ный, но не столь обиль­ный, как те, ко­то­рые бо­лее ве­дут­ся кре­ст­ным пу­тем.

Впро­чем, Ра­хиль пло­до­нос­на лишь тог­да, ког­да чув­ст­ву­ет нуж­ду в Лии, при­ми­рясь с нею и по­жерт­во­вав ей сво­им пре­иму­ще­ст­вом. Так и со­зер­ца­тель­ная жизнь при­но­сит плод не ина­че, как, по­знав це­ну кре­с­та и всту­пив с ним в со­юз, в го­тов­но­с­ти по­жерт­во­вать ему сво­и­ми сла­до­стя­ми.

Чем бо­лее Иа­ков слу­жит Ла­ва­ну, тем бо­лее страж­дет от его ко­ры­с­то­лю­бия и за­ви­с­ти. Так и че­ло­век Бо­жий, бла­го­де­тель­ст­ву­ю­щий ми­ру.

Де­сять крат Ла­ван из­ме­ня­ет и по­хи­ща­ет на­гра­ду Иа­ко­ва, но столь­ко же крат Бог Сам воз­да­ет ему. Так ви­ди­мые по­те­ри в ми­ре не­ви­ди­мо воз­вра­ща­ют­ся в Бо­ге, ес­ли Ему еди­но­му, как Иа­ков, по­ру­ча­ем мы на­шу прав­ду.

Но един­ст­вен­ное ре­ши­тель­ное сред­ст­во бе­зо­пас­но­с­ти Иа­ко­ва от Ла­ва­на – есть бег­ст­во. Так и от ми­ра.

Од­на­ко Иа­ков не сов­сем сра­зу ос­тав­ля­ет Ла­ва­на, как по вну­ше­нию от Бо­га. Так и те, ко­то­рые не суть от ми­ра, суть в ми­ре, до­ко­ле не уз­рят ма­но­ве­ния Бо­жия, по­ве­ле­ва­ю­ще­го со­вер­шен­но рас­торг­нуть все узы его.

Ра­хиль и Лия по­сле­ду­ют Иа­ко­ву в бег­ст­ве от Ла­ва­на и в воз­вра­ще­нии в стра­ну обе­то­ва­ния. Так и дей­ст­вуя в ми­ре, и уда­ля­ясь от не­го, и ис­хо­дя во внеш­нее, и воз­вра­ща­ясь во вну­т­рен­нее, – че­ло­век все­гда име­ет близ се­бя и скор­би кре­с­та, и сла­до­сти со­зер­ца­ния; или еще бли­же во вре­мя бег­ст­ва и уда­ле­ния. Ибо долж­но опа­сать­ся, что­бы Ла­ван не раз­лу­чил Иа­ко­ва от Лии и от Ра­хи­ли, то есть мир пре­пят­ст­ву­ет и пло­дам кре­с­та, и уте­ше­ни­ям со­зер­ца­ния.

Ла­ван пре­сле­ду­ет Иа­ко­ва и раз­дра­жа­ет­ся на не­го за по­хи­ще­ние сво­их идо­лов. Так и мир го­нит сво­их бег­ле­цов за по­хи­ще­ние сво­их идо­лов, за бо­го­тво­ри­мые в нем стра­с­ти, ко­то­рые они низ­ла­га­ют и по­пи­ра­ют.

Иа­ков обе­зо­ру­жи­ва­ет Ла­ва­на тем, что тот не об­ре­та­ет у не­го сво­их идо­лов. Так бе­гу­щий от ми­ра бе­зо­па­сен от коз­ней его сво­им бес­ст­ра­с­ти­ем.

Про­стив­шись с Ла­ва­ном, Иа­ков ви­дит Ан­ге­лов. Ос­та­вив­ший мир всту­па­ет в со­юз с ми­ром вы­шним.

При­бли­жа­ясь к оте­че­ст­ву, Иа­ков стра­шит­ся, как опас­ней­ше­го вра­га, сво­е­го бра­та, но сво­ею ос­то­рож­но­с­тью, мо­лит­вою, по­жерт­во­ва­ни­я­ми, сми­ре­ни­ем, и про­зор­ли­вым от об­ще­ния его ук­ло­не­ни­ем, без бра­ни ос­та­ет­ся его по­бе­ди­те­лем. Та­ко­вы­ми же ору­жи­я­ми, осо­бен­но креп­кою, до из­не­мо­же­ния пло­ти, мо­лит­вою ду­ха, вну­т­рен­не воз­мо­га­ет че­ло­век но­вый над вет­хим и не­по­ко­ле­би­мо ут­верж­да­ет­ся в бла­го­да­ти и обе­то­ва­нии» [81, ч. 3, с.73].

«В при­клю­че­ни­ях Ио­си­фа есть та­кие сход­ст­ва с со­сто­я­ни­ем уни­чи­же­ния и про­слав­ле­ния Ии­су­са Хри­с­та, что мно­гие при­ни­ма­ют их за об­раз этих со­сто­я­ний.

Ио­сиф пер­ве­нец Ра­хи­ли воз­люб­лен­ной; Ии­сус пер­ве­нец Ма­рии бла­го­дат­ныя (Лук. 1:28).

Ио­сиф, сын лю­би­мый Иа­ко­вом, па­че всех сы­нов его (Быт. 37:3). Ии­сус Сын Бо­жий воз­люб­лен­ный, в ко­ем все бла­го­во­ле­ние Бо­га От­ца (Мф. 3:17).

Ио­сиф по­сы­ла­ет­ся к бра­ть­ям сво­им и ов­цам Иа­ко­ва (Быт. 37:14). Ии­сус к ов­цам по­гиб­шим до­му Из­ра­и­ле­ва (Мф. 15:24).

Ио­сиф при­хо­дит к сво­им бра­ть­ям и на­хо­дит в них вра­гов сво­их. Ии­сус при­шел к сво­им, но свои Его не при­ня­ли (Ин. 1:11).

От за­ви­с­ти под­вер­га­ет­ся бед­ст­вию Ио­сиф. Из за­ви­с­ти пре­да­ет­ся Ии­сус (Мф. 26:18).

Ио­сиф про­да­ет­ся ино­пле­мен­ни­кам. Ии­сус так­же пре­да­ет­ся языч­ни­кам (Мф. 20:19) за трид­цать сре­б­ре­ни­ков (Мф. 26:15).

Кро­ме се­го, в при­клю­че­ни­ях Ио­си­фа мож­но на­хо­дить во­об­ще об­раз ду­ши, из­бран­ной Бо­гом, и по пре­ду­с­та­нов­ле­нию ве­до­мой к ве­ли­ко­му пред­наз­на­че­нию.

Как Ио­сиф, ду­ши пре­ду­с­та­нов­лен­ные от юно­с­ти но­сят на се­бе зна­ме­ния осо­бен­ной люб­ви Бо­жи­ей, име­ют не­кие пред­ве­с­тия и пред­чув­ст­вия сво­е­го на­зна­че­ния, и не скры­ва­ют их. Че­рез сие они воз­буж­да­ют за­висть в со­бра­ть­ях, и та­ким об­ра­зом по­вер­га­ют­ся в ог­нен­ное ис­пы­та­ние, ко­то­рое долж­но их очи­с­тить и ут­вер­дить» [81, ч. 3, с.103].

«По про­об­ра­зо­ва­нию, при­ме­чен­но­му в ис­то­рии Ио­си­фа От­ца­ми Церк­ви, стра­да­ния его в Егип­те со­от­вет­ст­ву­ют стра­да­ни­ям Ии­су­са Хри­с­та в ру­ках языч­ни­ков, а ос­во­бож­де­ние и воз­вы­ше­ние Ио­си­фа – дей­ст­вию и со­сто­я­нию пре­воз­не­се­ния Хри­с­то­ва.

Ио­сиф осуж­да­ет­ся, как не­вер­ный раб, хо­тя Фо­ти­фар чув­ст­во­вал не­спра­вед­ли­вость при­не­сен­ной на не­го жа­ло­бы; Ии­сус так­же осуж­да­ет­ся, как воз­му­ти­тель­ный раб Ке­са­ря, хо­тя Пи­лат ни­ка­кой ви­ны не на­шел в Нем (Ин. 18:38).

Хо­тя вре­мя пре­бы­ва­ния Ио­си­фа в тем­ни­це точ­но не оп­ре­де­ле­но в св. Пи­са­нии, од­на­ко яс­но ука­за­ны три го­да се­го вре­ме­ни (Быт. 40:4; 41:1). В этом есть не­ко­то­рое по­до­бие пре­бы­ва­ния Ии­су­са Хри­с­та в серд­це зем­ли, (Мф. 12:40) или в со­сто­я­нии смер­ти, ко­то­рое не в стро­гой пол­но­те чис­ла на­зы­ва­ет­ся трид­нев­ным.

Ио­сиф, за­клю­чен­ный в тем­ни­це, воз­ве­ща­ет уз­ни­кам, од­но­му по­ми­ло­ва­ние, а дру­го­му ко­неч­ное осуж­де­ние. Ии­сус, еще на кре­с­те воз­ве­с­тив од­но­му из двух раз­бой­ни­ков спа­се­ние, по­том, со­шед­ши про­по­ве­ду­ет и су­щим в тем­ни­це ду­хам (1 Петр. 3:19).

Вы­шед из тем­ни­цы, Ио­сиф по­став­ля­ет­ся над до­мом и це­лым цар­ст­вом Фа­ра­о­на, при­ем­лет от не­го но­вую одеж­ду, цар­скую ко­лес­ни­цу, по­честь ко­ле­но­пре­кло­не­ния, имя тай­но­ис­тол­ко­ва­те­ля, и всту­пив в дан­ные ему пра­ва, де­ла­ет­ся спа­си­те­лем Егип­тян и Ев­ре­ев. Ии­су­су, по вос­ста­нию от гро­ба, да­ет­ся вся­кая власть на не­бе­си и на зем­ли (Мф. 28:18), сми­рен­ная одеж­да пло­ти его из­ме­ня­ет­ся в про­слав­лен­ную; по­кор­ная Ему Цер­ковь бы­с­т­ро про­но­сит Его имя от стра­ны в стра­ну, упо­доб­ля­ясь ко­ням в ко­лес­ни­цах Фа­ра­о­но­вых (Песн. 1:8). Пре­кло­ня­ет­ся пред име­нем Его вся­кое ко­ле­но не­бес­ных, зем­ных и пре­ис­под­них (Флп. 2:10). В Нем от­кры­ва­ет­ся свет, в Нем ут­верж­да­ет­ся вза­им­ный со­юз, Им со­вер­ша­ет­ся спа­се­ние Иу­де­ев и языч­ни­ков.

Ио­сиф, пи­тая хле­бом, по­ра­бо­тил Фа­ра­о­ну весь Еги­пет (Быт. 47:21). Ии­сус, пи­тая сло­вом жи­во­та, по­ко­ря­ет всех От­цу Сво­е­му (1 Кор. 15:28)» [81, ч. 3, с.129].

К гла­ве 5





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 352 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.