Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Свт. Фи­ла­рет Мос­ков­ский. «Апо­с­тол Па­вел да­ет ис­то­рии стран­ст­ву­ю­щих Па­т­ри­ар­хов выс­ший вид и ра­зум, ког­да го­во­рит




«Апо­с­тол Па­вел да­ет ис­то­рии стран­ст­ву­ю­щих Па­т­ри­ар­хов выс­ший вид и ра­зум, ког­да го­во­рит, что сие стран­ст­во­ва­ние бы­ло хож­де­ние ве­рою, ожи­да­ние не­по­движ­ныя ос­но­ва­ния име­ю­ще­го гра­да, ко­то­ро­го зод­чий и ос­но­ва­тель есть Бог, ис­ка­ние оте­че­ст­ва не­бес­но­го (Евр. 11:8–16). Сие зна­чит, что внеш­ние и ви­ди­мые при­клю­че­ния Па­т­ри­ар­хов вы­ра­жа­ли ду­хов­ный и вну­т­рен­ний путь.

Ии­сус Хри­с­тос в по­сте­пен­ном дей­ст­вии Сво­е­го хо­да­тай­ст­ва меж­ду Бо­гом и че­ло­ве­ка­ми есть путь и ис­ти­на и жизнь (Ин. 14:6). В церк­ви па­т­ри­ар­халь­ной и вет­хо­за­вет­ной Он яв­лял­ся как еди­ный сре­ди мно­го­чис­лен­ных рас­пу­тий Путь, че­рез обе­то­ва­ния, про­об­ра­зо­ва­ния, очи­ще­ния, ве­ду­щий к Бо­же­ст­вен­ной ис­ти­не; в Но­вом За­ве­те Он от­кры­ва­ет­ся пре­иму­ще­ст­вен­но как все­об­щая Ис­ти­на всех вре­мен и всех на­ро­дов, ве­ще­ст­вен­ность об­ра­зов и се­ней, про­све­ще­ние си­дя­щих во тьме язы­че­ст­ва; во вто­ром, на­ко­нец, при­ше­ст­вии Сво­ем Он про­сла­вит­ся, как еди­ная все­об­щая веч­ная Жизнь, да и са­ма смерть по­жер­та бу­дет Его по­бе­дою. Две по­след­ние эпо­хи за­клю­ча­ют­ся в пер­вой как цвет и плод в се­ме­ни или но­во­саж­де­нии. И ес­ли ро­дом и об­ра­зом но­во­саж­де­ния пред­ве­ща­ет­ся цвет и плод: то уди­ви­тель­но ли, что вет­хи­ми дня­ми Церк­ви пре­до­б­ра­зу­ют­ся дни ее об­нов­ле­ния и сла­вы?

Но как во все­об­щей Церк­ви каж­дый че­ло­век, об­ра­ща­ю­щий­ся к Бо­гу, есть как бы ча­ст­ная цер­ковь Его, то не долж­но ка­зать­ся сме­ше­ни­ем по­ня­тий и то, ес­ли путь Про­ви­де­ния и ве­ры в церк­ви ви­ди­мой при­ем­лет за ука­за­ние на вну­т­рен­ний путь че­ло­ве­ка к со­еди­не­нию с Бо­гом.

Итак, в ли­це Ав­ра­ма мы мо­жем пред­став­лять се­бе дух ве­ры, пред­во­ди­мый Бо­гом, пред­во­дя­щий че­ло­ве­ка. Са­ра, не­плод­ная в сво­ем оте­че­ст­ве и в кре­по­с­ти воз­ра­с­та, но ко­то­рая со­де­ла­ет­ся бла­го­чад­ною в стра­не при­шель­ст­вия, в дни ста­ро­сти, есть об­раз ду­ши, ко­то­рая до­то­ле не мо­жет при­но­сить пло­дов ду­хов­ных, до­ко­ле на­хо­дит­ся в се­бе са­мой, и упо­ва­ет на си­лы ес­те­ст­вен­ные, но ко­то­рая под ру­ко­вод­ст­вом ве­ры, ис­хо­дя во сре­те­ние Бла­го­да­ти, уз­рит на­ко­нец си­лу Бо­жию, со­вер­ша­ю­щу­ю­ся в сво­их не­мо­щах. Фар­ра, не­при­зван­ный Бо­гом, с по­хва­льною, впро­чем, рев­но­с­тью со­пут­ст­ву­ет Ав­ра­му; но уми­ра­ет, не до­стиг­нув зем­ли обе­то­ва­ния: так на­прас­но вет­хий, плот­ский, не воз­рож­ден­ный че­ло­век ду­ма­ет ид­ти ду­хов­ным пу­тем, и при­ро­да си­лит­ся под­ра­жать Бла­го­да­ти; вет­хий Адам дол­жен уме­реть на пу­ти к со­вер­шен­ст­ву» [81, ч. 2, с. 48].

«Путь Ав­ра­ма из зем­ли рож­де­ния в зем­лю обе­то­ва­ния есть об­раз пу­ти са­мо­от­вер­же­ния, ко­то­рым че­ло­век из со­сто­я­ния по­вреж­ден­ной при­ро­ды пе­ре­хо­дить дол­жен в со­сто­я­ние Бла­го­да­ти.

Каж­дый ве­ру­ю­щий име­ет от Бо­га то же по­ве­ле­ние, как и отец ве­ру­ю­щих – ос­та­вить все и от­верг­нуть­ся се­бя са­мо­го. Лю­бя­щий от­ца или мать бо­лее не­же­ли Ме­ня, не до­сто­ин Ме­ня, гла­го­лет Гос­подь (Мат. 10:37).

Каж­до­му ве­ру­ю­ще­му обе­ща­но и бла­го­сло­ве­ние Ав­ра­мо­во в Ии­су­се Хри­с­те, (Гал. 3:14). Нет ни­ко­го, кто бы ос­та­вил дом, или бра­ть­ев, или се­с­тер, или от­ца, или мать, или же­ну, или де­тей, или зем­ли, ра­ди Ме­ня и Еван­ге­лия, и не по­лу­чил бы ны­не, во вре­мя сие и при го­не­ни­ях, во сто крат бо­лее до­мов и бра­ть­ев, и се­с­тер, и от­цев, и ма­те­рей и де­тей, и зе­мель, и ве­ке гря­ду­щем жиз­ни веч­ной (Мар. 10:29–30).

Ве­ру­ю­щий, ос­тав­ляя свою, тво­рит Бо­жию во­лю с та­ким же не­о­гра­ни­чен­ным по­слу­ша­ни­ем, с ка­ким Ав­рам по­шел, как ска­зал ему Ие­го­ва. Бог гла­го­лет нам в при­ро­де, в св. Пи­са­нии, в со­ве­с­ти, в при­клю­че­ни­ях жиз­ни уп­рав­ля­е­мых Его про­ви­де­ни­ем. Ид­ти, как ска­жет Ие­го­ва, есть пра­ви­ло, в ко­то­ром за­клю­ча­ет­ся весь путь взы­с­ку­ю­щих гря­ду­ще­го гра­да не­бес­но­го.

По­доб­но Ав­ра­му, ве­ру­ю­щий на­столь­ко при­бли­жа­ет­ся к Бо­гу, на­сколь­ко ос­тав­ля­ет се­бя са­мо­го; и по­доб­но Ав­ра­му, бла­го­да­рит Его за да­ры бла­го­дат­ные. Он при­ем­лет их толь­ко для то­го, что­бы с вер­но­с­тью воз­вра­щать к их На­ча­лу: и там же, и тог­да же, где и ког­да при­ем­лет, при­но­сит оные в жерт­ву Бо­гу» [81, ч. 2, с. 59].

«Пу­те­ше­ст­вие Ав­ра­ма в Еги­пет есть про­дол­же­ние очи­с­ти­тель­ных его ис­ку­ше­ний.

По­сле оби­та­ния в стра­не Хал­дей­ской, пло­до­нос­ной, и в Хар­ра­не, где он ум­но­жил свое иму­ще­ст­во, ед­ва всту­па­ет он в зем­лю обе­то­ва­ния, как из­го­ня­ет­ся из нее гла­дом. В ка­ком мра­ке в сие вре­мя долж­ны бы­ли пред­ста­вить­ся обе­то­ва­ния Бо­жии; и как труд­но бы­ло со­хра­нить­ся от пре­тк­но­ве­ния са­мой твер­дой ве­ре!

Ос­тав­ляя на вре­мя зем­лю, по­ра­жа­е­мую вы­шнею ру­кою, Ав­рам впа­да­ет в ру­ки че­ло­ве­че­с­кие. Опас­ность его ста­но­вит­ся час от ча­са ви­ди­мее; а из­бав­ле­ние пред­став­ля­ет­ся час от ча­са ме­нее удоб­ным. Уже су­пру­гу, от ко­то­рой дол­жен был на­де­ять­ся бла­го­сло­вен­но­го пло­да, он ви­дит в по­зор­ном пле­ну ино­пле­мен­ни­ка.

Ка­за­лось, что пред­во­див­шая и по­кры­вав­шая Ав­ра­ма ру­ка Гос­под­ня сов­сем от­сту­пи­ла от не­го; как вдруг она яв­ля­ет­ся в са­мом Фа­ра­о­не, и, по­ра­жая его, де­ла­ет его сво­им ору­ди­ем для бе­зо­пас­но­с­ти пра­вед­ни­ка.

По­доб­ное не­что слу­ча­ет­ся с че­ло­ве­ком на вну­т­рен­нем пу­ти ве­ры.

По­сле то­го, как, со­вер­шив часть се­го пу­ти, он уже при­ем­лет от Бо­га не­ко­то­рые бла­го­дат­ные да­ры, и на­чи­на­ет вку­шать, яко благ Гос­подь; по­сле то­го как Бла­го­дать как бы пер­стом по­ка­зу­ет ему зем­лю обе­то­ва­ния, – вну­т­рен­нее цар­ст­во Бо­жие, – она скры­ва­ет­ся па­ки, и он ос­та­ет­ся сух и бес­пло­ден, ал­чен и жаж­дущ.

Опас­ное для не­го со­сто­я­ние есть то, ког­да он же­ла­ет и ду­ма­ет най­ти для се­бя пи­щу в Егип­те, – в уп­раж­не­ни­ях ми­ра; ду­ша не­чув­ст­ви­тель­но де­ла­ет­ся плен­ни­цею его су­ет, и уг­ро­жа­ет­ся рас­тле­ни­ем от его пре­ле­с­тей.

В сих об­сто­я­тель­ст­вах ми­ло­серд­ный Про­мы­сел, ча­с­то не­ча­ян­ны­ми, и впро­чем, ино­гда тяж­ки­ми уда­ра­ми, со­кру­ша­ет узы, при­вя­зу­ю­щие че­ло­ве­ка к ми­ру, и воз­вра­ща­ет его в путь свой с но­вою рев­но­с­тью и в но­вой бе­зо­пас­но­с­ти» [81, ч. 2, с. 64].

«Ес­ли от ис­то­рии раз­лу­че­ния Ав­ра­ма и Ло­та от­де­лить мыс­лен­но ча­ст­ные об­сто­я­тель­ст­ва лиц: то в ос­но­ва­нии ее от­кро­ют­ся от­ли­чи­тель­ные свой­ст­ва и дей­ст­вия двух че­ло­ве­ков: од­но­го, по ве­ре, пре­дан­но­го во­ле Бо­жи­ей; дру­го­го, в при­ро­де, сле­ду­ю­ще­го соб­ст­вен­ной во­ле.

И тот, и дру­гой име­ют мно­гие об­щие бла­га, не толь­ко внеш­ние, но ино­гда и вну­т­рен­ние, как то: по­зна­ние глав­ных ис­тин ве­ры и до­б­рые де­ла за­ко­на. Но пре­да­ю­щий се­бя во­ле Бо­жи­ей, по ме­ре ус­пе­ха в умерщв­ле­нии сво­ей во­ли, чув­ст­ву­ет про­ти­во­ре­чие меж­ду сво­и­ми по­буж­де­ни­я­ми и дей­ст­ви­я­ми об­ра­ща­ю­ще­го­ся с ним в об­ще­жи­тии ес­те­ст­вен­но­го че­ло­ве­ка, и, бу­ду­чи впро­чем, при­вя­зан к не­му лю­бо­вью, яко к ближ­не­му и бра­ту, ищет не­ко­то­рым об­ра­зом уда­лить и со­крыть се­бя от не­го, для из­бе­жа­ния обо­юд­но­го со­блаз­на.

Пре­дан­ный во­ле Бо­жи­ей пре­до­став­ля­ет ближ­ним все бла­га, ко­то­ры­ми мо­жет и име­ет пра­во поль­зо­вать­ся, бу­ду­чи рас­по­ло­жен до­воль­ст­во­вать­ся, так ска­зать, ос­тан­ка­ми оных из рук Про­мыс­ла. Но чем бо­лее он со­кра­ща­ет и от­се­ка­ет соб­ст­вен­ные же­ла­ния, да­бы дать ме­с­то во­ле Бо­жи­ей: тем бо­лее ще­д­рит и обо­га­ща­ет его Бог Сво­и­ми да­ра­ми и обе­то­ва­ни­я­ми, со­де­лы­вая каж­дое дей­ст­вие его се­ме­нем жиз­ни веч­ной, и с каж­дым ша­гом пу­ти его при­бли­жая его к оте­че­ст­ву не­бес­но­му.

На­про­тив, ес­те­ст­вен­ный че­ло­век же­ла­ет, как соб­ст­вен­но­с­тью, об­ла­дать всем, что пре­ль­ща­ет очи его; и, по­став­ляя це­лью сво­ей де­я­тель­но­с­ти соб­ст­вен­ную вы­го­ду и ощу­ти­тель­ное удо­воль­ст­вие, меч­та­ет най­ти рай Бо­жий на зем­ле, ищет па­жи­ти при во­дах еги­пет­ских, ду­хов­ной ра­до­с­ти в упо­е­нии са­мо­лю­бия. В сем со­сто­я­нии он не да­лек от то­го, что­бы по­ста­вить в Со­до­ме свой дом и оте­че­ст­во» [81, ч. 2, с. 71].

Ар­хим. Та­в­ри­он Ба­тоз­ский:

«Что­бы яс­но нам пред­ста­вить, в ве­ре ли мы, долж­но про­ве­рить, пре­да­ны ли мы во­ле Бо­жи­ей? За об­ра­зец ве­ры Свя­щен­ное Пи­са­ние пред­ла­га­ет нам Ав­ра­а­ма. Суть его ве­ры в сле­ду­ю­щем. Ког­да един­ст­вен­но­му его сы­ну Иса­а­ку бы­ло 14 лет, Гос­подь яв­ля­ет­ся и го­во­рит: Ав­ра­ам, бе­ри от­ро­ка и на го­ре, ко­то­рую Я те­бе ука­жу, при­не­си его в жерт­ву (ср. Быт. 22:1–2). Ав­ра­ам не стал рас­суж­дать: «Что Ты тре­бу­ешь от от­ца, что­бы лю­би­мо­го, един­ст­вен­но­го сы­на, о ко­то­ром же Ты го­во­рил, что от не­го про­изой­дет на­род мно­го­чис­лен­ный, как пе­сок при бе­ре­ге мо­ря. И вот его соб­ст­вен­ны­ми сво­и­ми ру­ка­ми по­ло­жить на дро­ва, за­ко­лоть и сжечь! Это страш­но и по­ду­мать да­же». Ав­ра­ам об этом не ду­мал, по­то­му что он ве­рил в Бо­га, Ка­ков Он есть. Бог есть лю­бовь, Бог его Отец, Бог его Тво­рец, и он в Бо­ге не со­мне­вал­ся. А ес­ли бы так раз­мы­ш­лял, то он уже про­ве­рял бы Бо­га и на­хо­дил бы не­спра­вед­ли­вость. Но та­ко­го пред­став­ле­ния о Бо­ге не мо­жет быть! Ес­ли Он не лю­бовь, не Все­ве­дец, не Бла­го­стен – Он тог­да не Бог.

Возь­мем дру­го­го че­ло­ве­ка, Ада­ма. Свя­той, бес­смерт­ный, а что же? Гос­подь за­по­ве­дал ему от дре­ва по­зна­ния до­б­ра и зла не вку­шать, ина­че смер­тью ум­рет (Быт. 2:17). Ева пред­ла­га­ет ему плод. Вме­с­то то­го, что­бы ос­та­но­вить, ведь нель­зя, он вни­ма­ет сло­вам ее: «Это по за­ви­с­ти Бог за­пре­тил нам, а ес­ли по­ку­ша­ем, то бу­дем знать зло и до­б­ро» (ср. Быт. 3:4). У Гос­по­да, зна­чит, за­висть есть; ка­кой же Он Бог? Ева по­ве­ри­ла змию, и Адам не вос­про­ти­вил­ся.

По­че­му у лю­дей бы­ва­ет не­ве­рие? А по­то­му, что они сво­е­го бо­га вы­ду­мы­ва­ют. Ни­кто сво­им умом не из­ме­ряй Бо­га! Не бу­дем по­доб­ны Ада­му, а бу­дем по­доб­ны Ав­ра­а­му!» [13, с. 197–198].

К гла­ве 4

Прп. Иси­дор Пе­лу­си­от

«Мно­го­жен­ст­во двух па­т­ри­ар­хов, Ав­ра­а­ма и Иа­ко­ва (ибо Иса­ак жил с од­ною же­ною), про­ис­хо­ди­ло не от из­не­жен­но­с­ти или лю­бо­ст­ра­с­тия, но от сте­че­ния об­сто­я­тельств, а иной ска­жет, – от нуж­ды. По­то­му оно и бы­ло для них из­ви­ни­тель­но. Ибо, сле­дуя Бо­же­ст­вен­но­му Пи­са­нию, рас­смо­т­ри, как про­изо­ш­ло оно.

Ав­ра­ам, ес­ли бы са­мою су­пру­гою, ко­то­рой долж­но бы­ло бы рев­но­вать, не был уп­ро­шен сбли­зить­ся с ра­бою, не сбли­зил­ся бы с нею. Ибо не по сла­с­то­лю­бию (что до­ка­зы­ва­ет про­дол­жи­тель­ное про­шед­шее вре­мя), но из же­ла­ния иметь де­тей ос­та­вил са­мую бла­го­об­раз­ную и пре­крас­ную ли­цом же­ну, ко­то­рая весь Еги­пет вос­хи­ти­ла кра­со­тою, и при­нуж­ден был за­се­ять дру­гую ни­ву, и бе­зо­б­раз­ную, и ху­до­род­ную. При этом он был столь чист от вся­кой стра­с­ти, что по­сле то­го, как ра­бы­ня за­ча­ла и ста­ла, мо­жет быть, ока­зы­вать не­по­чте­ние цар­ст­вен­ной гос­по­же, ду­мая, что пра­во гос­под­ст­ва пе­рей­дет к мла­ден­цу, ко­то­рый от нее ро­дит­ся, из­гнал Агарь из до­ма. При­чем и уш­ла она в пу­с­ты­ню, имея пу­те­во­ди­те­лем нуж­ду. Ес­ли же Ав­ра­ам имел и Хет­ту­ру, то уже по кон­чи­не Ага­ри и Сар­ры.

А Иа­ков, ес­ли бы по­лу­чил ту, ко­то­рую лю­бил сна­ча­ла, то, мо­жет быть, и не кос­нул­ся бы дру­гой же­ны. А что ска­зан­ное – не од­на до­гад­ка, яв­ст­ву­ет из сле­ду­ю­ще­го. Хо­тя тесть вме­с­то млад­шей до­че­ри, об­ла­дав­шей чуд­ной кра­со­той, при­вел к не­му на ло­же стар­шую, ко­то­рая бы­ла бе­зо­б­раз­на, од­на­ко же он, по­зд­но уз­нав об­ман, воз­не­го­до­вал. Прав­да, не от­верг ее, по­чи­тая не­при­стой­ным ото­слать от се­бя ту, ко­то­рая, хоть и та­ким об­ра­зом, но ста­ла его же­ною. По­сле се­го тесть, об­ви­ня­е­мый в об­ма­не, до­б­ро­воль­но изъ­я­вил го­тов­ность вы­дать за не­го и дру­гую, без со­мне­ния, по­то­му, что сие бы­ло доз­во­ле­но и уза­ко­не­но древ­ним обы­ча­ем.

А ког­да Иа­ков со­гла­сил­ся, стар­шая, быв­шая, ему не по серд­цу, рож­да­ла, пле­нив­шая же его лю­бо­вью не име­ла на то и на­деж­ды. И она, объ­я­тая силь­ною пе­ча­лью, уг­ро­жа­ла ли­шить се­бя жиз­ни, ес­ли не ро­дит, ибо го­во­ри­ла: даждь ми ча­да; аще же ни, ум­ру аз (Быт. 30:1), то есть на­ло­жу на се­бя ру­ки.

И по­сколь­ку от­ча­и­ва­лась, то уп­ро­си­ла му­жа сбли­зить­ся со сво­ей слу­жан­кою, что­бы рож­ден­ных от нее де­тей счи­тать сво­и­ми и вме­нить се­бе это в не­кое уте­ше­ние в та­ком не­сча­с­тии, по­то­му что без­ча­дие при­зна­ва­лось тог­да са­мым ве­ли­ким злом. Иа­ков же слу­ша­ет­ся ее, не стра­с­ти по­ра­бо­тив­шись (он не пре­дал­ся бы слу­жан­ке, ос­та­вив ту, ко­то­рая име­ла не­вы­ра­зи­мую кра­со­ту), но же­лая из­ба­вить от пе­ча­ли су­пру­гу.

А ког­да слу­жан­ка ро­ди­ла, стар­шая так­же воз­рев­но­ва­ла, хо­тя име­ла мно­гих де­тей, и по­ну­ди­ла его вой­ти и к ее ра­бы­не. И он, же­лая унич­то­жить в доме вся­кий пред­лог к раз­до­ру и ссоре, слу­ша­ет­ся. И эта цепь со­вер­шив­ших­ся с ним со­бы­тий сви­та лю­бо­вью к Ра­хи­ли, ибо, ес­ли бы он по­лу­чил ее сна­ча­ла, то, мо­жет быть, ею бы и удо­воль­ст­во­вал­ся. По­сколь­ку же под­верг­ся об­ма­ну, то не по сла­до­ст­ра­с­тию, но ино­гда уп­ра­ши­ва­е­мый, а ино­гда по­нуж­да­е­мый са­ми­ми су­пру­га­ми, ко­то­рым долж­но бы­ло бы рев­но­вать, при­нуж­ден был дой­ти до се­го.

Итак, Иса­ак, как ска­за­но вы­ше, не под­верг­ся та­ко­вой нуж­де, и жил с од­ною су­пру­гою, и тем, что удов­ле­тво­рил­ся ею, по­слу­жил оп­рав­да­ни­ем Ав­ра­а­му и Иа­ко­ву. Но Апо­с­тол воз­во­дит все это в умо­зри­тель­ный смысл, при­ме­няя Агарь и Сар­ру к двум за­ве­там.

По­се­му, ни­кто из тех, ко­то­рые по­ра­бо­ти­лись не­воз­держ­но­с­ти и по­хот­ли­во­с­ти, ос­та­ви­ли сво­их жен, сквер­нят­ся в не­по­треб­ных до­мах, и в соб­ст­вен­ные до­ма вно­сят раз­до­ры и ссо­ры, пусть не при­во­дят в при­мер по­сле­до­вав­ших по при­чи­не об­сто­я­тельств не­до­стат­ков сих до­сто­слав­ных му­жей, ук­ра­шен­ных и вся­кою иною до­б­ро­де­те­лью. Да не ду­ма­ет ни­кто най­ти в этом из­ви­не­ние сво­е­му по­ро­ку и да не по­ку­ша­ет­ся жив­ших до за­ко­на срав­ни­вать с жи­ву­щи­ми по­сле за­ко­на и бла­го­да­ти.

Ибо они, с лю­бо­вью по­свя­тив се­бя до­б­ро­де­те­ли, ко­то­рой не зна­ли еще из­ло­жен­ной в пись­ме­нах, ес­ли бы на­уче­ны ей бы­ли и Пи­са­ни­ем, то, ко­неч­но, еще бо­лее про­си­я­ли бы в ней.

Кто был бы в со­сто­я­нии еди­но­род­но­го, рож­ден­но­го в ста­ро­сти сы­на, в са­мом цве­те воз­ра­с­та его, при­не­с­ти в жерт­ву, как Ав­ра­ам? Кто одер­жал бы та­кую по­бе­ду над ес­те­ст­вом? Кто столь стран­но­лю­бив, что, бу­ду­чи ок­ру­жен мно­же­ст­вом до­мо­чад­цев, по­же­лал бы сам вме­с­те с су­пру­гою ис­пол­нять обя­зан­но­с­ти слуг?

Кто столь­ко ис­пол­нен ве­ры, что­бы по обе­то­ва­ни­ям го­то­вясь быть об­ла­да­те­лем всей Па­ле­с­ти­ны, ког­да по­тре­бо­ва­лось бы ку­пить ме­с­то для по­гре­бе­ния ни­ма­ло не по­ко­ле­бал­ся, как Ав­ра­ам? Кто столь­ко вы­ше лю­бо­стя­жа­тель­но­с­ти, что­бы пре­не­бречь на­граб­лен­ным вар­ва­ра­ми и ве­ли­кой до­бы­чей Пер­сов?

Но не знаю, как до­шел я до то­го, что ос­кор­б­ляю се­го му­жа, срав­ни­вая его с дру­ги­ми? Да и не на­ме­рен я го­во­рить что–ли­бо не­при­ят­ное. Пре­кра­щу же речь, ска­зав толь­ко сле­ду­ю­щее. Ес­ли бы те, ко­то­рые име­ют и пре­иму­ще­ст­ва, и не­до­стат­ки па­т­ри­ар­хов, бу­ду­чи по­том об­ви­нен­ны­ми в не­до­стат­ках, ста­ли вы­став­лять в свое оп­рав­да­ние этих му­жей, то и в та­ком да­же слу­чае не име­ли бы спра­вед­ли­во­го из­ви­не­ния, по­то­му что не од­но и то же жить до за­ко­на и по за­ко­не и бла­го­да­ти, – од­на­ко мог­ли бы еще, мо­жет быть, иметь тень оп­рав­да­ния. А ес­ли не име­ю­щие пре­ус­пе­я­ний этих пра­вед­ни­ков, но под­вер­жен­ные их не­до­стат­кам, от­ло­жив в сто­ро­ну их пре­иму­ще­ст­ва, ста­нут ука­зы­вать на их не­до­стат­ки, то та­ко­вые до­стой­ны вся­ко­го осуж­де­ния» [35, ч. 2–3, с. 44 – 47].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 335 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2357 - | 2221 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.