Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гла­ва 33. Кни­ги про­ро­ков Аг­гея, За­ха­рии и Ма­ла­хии




По­след­ние три про­ро­че­с­кие кни­ги – про­ро­ков Аг­гея, За­ха­рии и Ма­ла­хии от­но­сят­ся уже ко вре­ме­ни по­сле воз­вра­ще­ния из пле­на. В пер­вой кни­ге Ез­д­ры го­во­рит­ся о том, что «про­рок Аг­гей и про­рок За­ха­рия, сын Ад­ды, го­во­ри­ли Иу­де­ям, ко­то­рые в Иу­дее и Ие­ру­са­ли­ме, про­ро­че­с­кие ре­чи во имя Бо­га Из­ра­и­ле­ва» (1 Езд. 5:1), по­буж­дая на­род к то­му, что­бы за­вер­шить по­ст­рой­ку хра­ма.

Кни­га про­ро­ка Аг­гея

О са­мом про­ро­ке Аг­гее ни­ка­ких све­де­ний в его кни­ге не со­дер­жит­ся. Пре­да­ние до­но­сит до нас, что он ро­дил­ся в Ва­ви­ло­не, во вре­ме­на ва­ви­лон­ско­го пле­на, еще юно­шей при­шел в Иу­дею вме­с­те с пе­ре­се­лен­ца­ми Зо­ро­ва­ве­лем и Ии­су­сом, или да­же преж­де то­го, и встре­тил их уже в Иу­дее. Свя­тые Епи­фа­ний Кипрский и До­ро­фей Тир­ский го­во­рят о том, что по­сле сво­ей кон­чи­ны он был по­гре­бен там, где по­гре­ба­ли свя­щен­ни­ков, то есть мож­но пред­по­ло­жить, что сам он от­но­сил­ся к свя­щен­ни­че­с­ко­му ро­ду [89, с. 196].

Как известно из книги Ездры, ког­да по эдик­ту Ки­ра иу­деи вер­ну­лись в 538 – 537 го­ду об­рат­но в Па­ле­с­ти­ну, они воз­двиг­ли жерт­вен­ник на преж­нем ме­с­те и ста­ли вос­ста­нав­ли­вать храм. В вос­ста­нов­ле­нии хра­ма по­же­ла­ли при­нять уча­с­тие их но­вые со­се­ди, по­сколь­ку и они по­чи­та­ли Бо­га иу­де­ев. Но иу­деи им от­ка­за­ли, и тог­да по­сле ря­да ин­триг ца­рю по­сла­ли до­нос о том, что вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся мя­теж­ный го­род (1 Езд. 4:11–12). Вос­ста­нов­ле­ние хра­ма бы­ло пре­рва­но до вре­ме­ни ца­ря Да­рия, ко­то­рый сно­ва под­твер­дил эдикт Ки­ра, и сно­ва бы­ло во­зоб­нов­ле­но это стро­и­тель­ст­во.

Однако по кни­ге про­ро­ка Аг­гея мож­но за­клю­чить, что за­держ­ка в стро­и­тель­ст­ве бы­ла свя­за­на не толь­ко с внеш­ним про­ти­во­дей­ст­ви­ем, но и с духовным со­сто­я­ни­ем са­мих иу­де­ев. Де­ло в том, что стра­на, в ко­то­рую они вер­ну­лись, бы­ла ра­зо­ре­на, Ие­ру­са­лим пре­бы­вал в раз­ва­ли­нах, и по­это­му же­ла­ние са­мим как-то обу­с­т­ро­ить­ся бы­ло впол­не объ­яс­ни­мо. И вот как раз в этой свя­зи и об­ра­ща­ет свое сло­во к вер­нув­шим­ся иу­де­ям про­рок Аг­гей.

В его кни­ге со­дер­жит­ся 4 про­ро­че­с­кие ре­чи, каж­дая из ко­то­рых точ­но да­ти­ро­ва­на вплоть до дня. Все они от­но­сят­ся к 520 го­ду до Р. Х., ко вто­ро­му го­ду цар­ст­во­ва­ния Да­рия, и ук­ла­ды­ва­ют­ся в по­ло­ви­ну го­да с 7-го ме­ся­ца по 9-й ме­сяц (то есть примерно с августа по декабрь).

В пер­вой сво­ей ре­чи (Аг.1:2–11) пророк го­во­рит, что не­ус­пех в мир­ских де­лах, это не при­чи­на для то­го, чтобы мед­лить с по­ст­ро­е­ни­ем хра­ма, но на­обо­рот – пря­мое след­ст­вие это­го за­мед­ле­ния. От­сут­ст­вие долж­но­го бла­го­че­с­тия и бо­го­по­чи­та­ния, ко­то­рое бы вы­ра­жа­лось в стро­и­тель­ст­ве хра­ма, как раз и ве­дет к то­му, что го­лод, не­уда­чи во вся­ких на­чи­на­ни­ях пре­сле­ду­ют иудеев по­сто­ян­но: «Так ска­зал Гос­подь Са­ва­оф: на­род сей го­во­рит: “не при­шло еще вре­мя, не вре­мя стро­ить дом Гос­по­день”. <…> а вам са­мим вре­мя жить в до­мах ва­ших ук­ра­шен­ных, тог­да как дом сей в за­пу­с­те­нии?» (Агг. 1: 2, 4). Гос­подь го­во­рит: «а вам са­мим вре­мя жить в до­мах ва­ших ук­ра­шен­ных, в то вре­мя, как дом сей в за­пу­с­те­нии?» Ло­ги­ка иудеев не­вер­на: «вы се­е­те мно­го, а со­би­ра­е­те ма­ло; еди­те, но не в сы­тость; пье­те, но не на­пи­ва­е­тесь; оде­ва­е­тесь, а не со­гре­ва­е­тесь; за­ра­ба­ты­ва­ю­щий пла­ту за­ра­ба­ты­ва­ет для ды­ря­во­го ко­шель­ка» (Агг. 1:6).Они долж­ны стро­ить храм, и тог­да Гос­подь по­ш­лет на них бла­го­сло­ве­ние.

Эти сло­ва, воз­мож­но, по­слу­жи­ли од­ним из по­буж­де­ний к то­му, что­бы во­зоб­но­вить стро­и­тель­ст­во. Однако сре­ди иу­де­ев бы­ли и те, кто пе­ре­жил плен и по­мнил еще ста­рый храм, воз­двиг­ну­тый не­ког­да Со­ло­мо­ном. Воз­мож­но, они го­во­ри­ли, что нет смыс­ла на­чи­нать сей­час стро­ить храм, ког­да все рав­но нет воз­мож­но­с­ти от­ст­ро­ить его та­ким, ка­ким он был в преж­ние вре­ме­на, по­сколь­ку средств та­ких нет и не пред­ви­дит­ся. А бу­дет ли Бо­гу угод­на их скром­ная по­ст­рой­ка?

В от­вет про­рок Аг­гей го­во­рит, что стро­и­тель­ст­во име­ет весь­ма боль­шое зна­че­ние: «Не бой­тесь! ибо так го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф: еще раз, и это бу­дет ско­ро, Я по­тря­су не­бо и зем­лю, мо­ре и су­шу, и по­тря­су все на­ро­ды, и при­дет Же­ла­е­мый все­ми на­ро­да­ми, и на­пол­ню дом сей сла­вою, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф. Мое се­ре­б­ро и Мое зо­ло­то, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф. Сла­ва се­го по­след­не­го хра­ма бу­дет боль­ше, не­же­ли преж­не­го, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф; и на ме­с­те сем Я дам мир, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф» (Агг. 2:5–9). Имен­но в этот храм, ко­то­рый вос­ста­нав­ли­ва­ет Зо­ро­ва­вель, пу­с­кай он и не та­кой бо­га­тый, не та­кой боль­шой, явит­ся Же­ла­е­мый все­ми на­ро­да­ми, то есть Хри­с­тос. И че­рез это сла­ва вто­ро­го хра­ма бу­дет боль­ше сла­вы хра­ма Со­ло­мо­но­ва. Ког­да ос­вя­щал­ся храм Со­ло­мо­нов, со­шел огонь и по­па­лил жерт­вы, об­ла­ко по­кры­ло его, так что не мог­ли ту­да вхо­дить свя­щен­ни­ки для слу­же­ния (3 Цар. 8:11). Но то бы­ло сим­во­лом. А здесь храм на­пол­нит­ся сла­вой, по­то­му что там явит­ся Хри­с­тос, Сам Бог (вспом­ним ви­де­ние про­ро­ка Ие­зе­ки­и­ля о воз­вра­ще­нии в храм сла­вы Бо­жи­ей (Иез. 44 гл.)).

Это про­ро­че­ст­во для нас важ­но тем, что вто­рой храм уже раз­ру­шен (70 г.). И тог­да од­но из двух: ли­бо не ис­пол­ни­лось про­ро­че­ст­во Аг­гея, ли­бо, ес­ли оно ис­пол­ни­лось, тог­да уже нель­зя ждать Мес­сию, по­то­му что Он уже при­шел до то­го, как в 70-м го­ду храм был раз­ру­шен.

В тре­ть­ей ре­чи (Аг. 2:11–19) Аг­гей го­во­рит, что до то­го, как они вос­ста­но­вят храм, они не­чи­с­ты. Все за­ко­ны ри­ту­аль­ной чи­с­то­ты и очи­ще­ния бы­ли свя­за­ны с те­ми или ины­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми. Очи­ще­ние, в ча­ст­но­с­ти, очи­ще­ние от гре­ха, бы­ло на­пря­мую свя­за­но с хра­мо­вым куль­том. Ес­ли не бы­ло хра­ма и не бы­ло пол­но­ты бо­го­слу­же­ния, на­при­мер, об­ря­дов суд­но­го дня, то со­от­вет­ст­вен­но не бы­ло воз­мож­но­с­ти очи­с­тить­ся и в чи­с­то­те при­сту­пить к Бо­гу. И по­это­му этим оп­ре­де­ля­лась прак­ти­че­с­кая и ско­рей­шая не­об­хо­ди­мость воз­рож­де­ния хра­ма: очи­с­тив­шись, они по­лу­чат бла­го­сло­ве­ние на все свои тру­ды.

Этот под­ход очень об­раз­но рас­про­ст­ра­нен здесь на нрав­ст­вен­ное со­сто­я­ние на­ро­да: «Так го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф: спро­си свя­щен­ни­ков о за­ко­не и ска­жи: ес­ли бы кто нес ос­вя­щен­ное мя­со в по­ле одеж­ды сво­ей и по­лою сво­ею кос­нул­ся хле­ба, или че­го-ли­бо ва­ре­но­го, или ви­на, или елея, или ка­кой-ни­будь пи­щи: сде­ла­ет­ся ли это свя­щен­ным? И от­ве­ча­ли свя­щен­ни­ки и ска­за­ли: нет. По­том ска­зал Аг­гей: а ес­ли при­кос­нет­ся ко все­му это­му кто-ли­бо, оск­вер­нив­ший­ся от при­кос­но­ве­ния к мерт­ве­цу: сде­ла­ет­ся ли это не­чи­с­тым? И от­ве­ча­ли свя­щен­ни­ки и ска­за­ли: бу­дет не­чи­с­тым. Тог­да от­ве­чал Аг­гей и ска­зал: та­ков этот на­род, та­ко­во это пле­мя пре­до Мною, го­во­рит Гос­подь, и та­ко­вы все де­ла рук их! И что они при­но­сят там, все не­чи­с­то» (Агг. 2:11–14).

На­род Из­ра­иль­ский дол­жен был быть об­раз­цом и ис­точ­ни­ком ос­вя­ще­ния для всех на­ро­дов (Исх. 19:6). Вме­с­то это­го он сам по­сто­ян­но оск­вер­ня­ет­ся при со­при­кос­но­ве­нии с ок­ру­жа­ю­щей язы­че­с­кой сквер­ной.

Чет­вер­тое и по­след­нее сло­во (Аг. 2:21–23) об­ра­ще­но к Зо­ро­ва­ве­лю, пра­ви­те­лю Иу­деи. Ему обе­ща­но осо­бое не­бес­ное по­кро­ви­тель­ст­во и осо­бое за­ступ­ле­ние: «ска­жи Зо­ро­ва­ве­лю, пра­ви­те­лю Иу­деи: по­тря­су Я не­бо и зем­лю; и нис­про­верг­ну пре­сто­лы царств, и ис­треб­лю си­лу царств язы­че­с­ких, оп­ро­ки­ну ко­лес­ни­цы и си­дя­щих на них, и низ­ри­ну­ты бу­дут ко­ни и всад­ни­ки их, один ме­чом дру­го­го. В тот день, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф, Я возь­му те­бя, Зо­ро­ва­вель, сын Са­ла­фи­и­лев, раб Мой, го­во­рит Гос­подь, и бу­ду дер­жать те­бя как пе­чать, ибо Я из­брал те­бя, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф» (Агг. 2:21-23). В этом об­ра­ще­нии мож­но ви­деть на­по­ми­на­ние об обе­то­ва­ни­ях, ко­то­рые бы­ли да­ны Да­ви­ду. И че­рез это рас­сма­т­ри­вать Зо­ро­ва­ве­ля как про­об­раз Хри­с­та, как это и встре­ча­ет­ся в дру­гих про­ро­че­с­ких кни­гах.

За бо­го­слу­же­ни­ем кни­га про­ро­ка Аг­гея не упо­треб­ля­ет­ся.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2460 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.