Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Прп. Мак­сим Ис­по­вед­ник




«Вопрос V. Что такое проклятая в делах Адама земля, согласно возвышенному умо­зре­нию, и что зна­чит – есть ее в пе­ча­ли? Что оз­на­ча­ют по­сле слов тер­ния и волч­цы воз­ра­с­тит те­бе сло­ва: тра­ву сель­ную? И, на­ко­нец, что зна­чит: в по­те ли­ца сво­е­го есть хлеб свой (Быт. 3:17–19)? Ведь ни­ког­да не ви­да­но, что­бы че­ло­век ел зем­лю или тра­ву; рав­ным об­ра­зом, вку­ша­ю­щие хлеб [ни­ког­да] не едят его, в бук­валь­ном смыс­ле сло­ва, в по­те ли­ца.

Ответ. Зем­ля, про­кля­тая в де­лах Ада­ма, есть плоть Ада­ма, вслед­ст­вие дел его, то есть стра­стей и озем­ля­нив­ше­го­ся ума, все­гда под­вер­га­е­мая про­кля­тию в ви­де бес­пло­дия до­б­ро­де­те­лей – этих дел Бо­жи­их. Эту плоть и вку­ша­ет со мно­гим стра­да­ни­ем и пе­ча­лью Адам, на­слаж­да­ясь лишь ма­лым от нее удо­воль­ст­ви­ем. А за та­кое тлен­ное на­слаж­де­ние эта плоть и взра­щи­ва­ет для не­го за­бо­ты и по­пе­че­ния, по­доб­но “тер­ни­ям”, и ве­ли­кие ис­ку­ше­ния и опас­но­с­ти, по­доб­но “волч­цам”, бо­лез­нен­но жа­ля­щим его со всех сто­рон, – и в ра­зу­ме, и в яро­ст­ном (на­ча­ле), и в [на­ча­ле] же­ла­ю­щем, — так что ед­ва мо­жет до­быть и вку­сить, то есть по­лу­чить здо­ро­вье и бла­го­со­сто­я­ние пло­ти, слов­но увяд­шую тра­ву; а за­тем, после многого круговраще­ния ужас­ных [стра­да­ний], в по­те ли­ца, то есть в тя­же­лом тру­де бес­по­лез­но­го рас­смо­т­ре­ния чув­ст­вен­но­го бы­тия в чув­ст­вен­ном [опы­те], иметь, по­доб­но хле­бу, ос­нование для уст­ро­е­ния здеш­ней жиз­ни — ли­бо пу­тем ре­мес­ла, ли­бо пу­тем ка­кой-ни­будь иной при­ду­ман­ной для [под­дер­жа­ния] жиз­ни изо­щ­рен­но­с­ти.

Или луч­ше: “зем­ля” есть серд­це Ада­ма, при­няв­шее за пре­ступ­ле­ние [за­по­ве­ди] “про­кля­тие” – ли­ше­ние не­бес­ных благ. Эту зем­лю во мно­гих скор­бях по де­я­тель­но­му лю­бо­му­д­рию вку­ша­ет [че­ло­век], очи­щая ее от “про­кля­тия” со­ве­с­ти - по­стыд­ных дел. А за­тем, очи­щая ра­зу­мом про­из­ра­с­та­ю­щие в ней по­доб­но “тер­ни­ям” раз­мы­ш­ле­ния о про­ис­хож­де­нии те­ле­сно­го бы­тия и, по­доб­но “волч­цам”, су­хие рас­суж­де­ния о про­мыс­ле и су­де ка­са­тель­но не­те­лес­ных [сущ­но­с­тей], он вку­ша­ет, как “тра­ву”, ду­хов­ным об­ра­зом со­зер­ца­ние. И так, слов­но “в по­те ли­ца”, пу­тем уме­ло­го на­вы­ка в ве­де­нии, [че­ло­век] вку­ша­ет не­тлен­ный Хлеб бо­го­сло­вия, ко­то­рый толь­ко один и яв­ля­ет­ся под­лин­но жи­во­твор­ным и со­хра­ня­ет в не­тле­нии бы­тие вку­ша­ю­щих. Итак, вку­ша­е­мая “зем­ля” в хо­ро­шем смыс­ле есть очи­ще­ние серд­ца че­рез [ду­хов­ное] де­ла­ние, “тра­ва” же – зна­ние твар­ных су­ществ, [до­сти­га­е­мое] в ес­те­ст­вен­ном со­зер­ца­нии, а “хлеб” – ис­тин­ное тай­но­вод­ст­во по бо­го­сло­вию» [48, кн. 2 с. 35].

«Вопрос XLIII. Если в Писании говорится, что мудрость есть древо жизни (Притч.3:18), а дело мудрости – различать и ведать дерево познания добра и зла (Быт.2:9), то чем же тогда отличается [последнее] от древа жизни?

Ответ. Учители Церкви, в силу [обитающей] в них благодати могущие сказать многое на сей счет, сочли нужным скорее обойти молчанием это место, поскольку мысль [человеческая] не может достичь глубины многого из того, что начертано [в Писании], – поэтому они и удерживались от того, чтобы изрекать нечто глубокомысленное. А если некоторые [из отцов] и высказывались [по этому поводу], то прежде они определяли способность [восприятия своих] слушателей, а затем изрекали для пользы научаемых лишь некую долю [этой тайны], оставляя большую часть [ее] неисследованной. И я скорее бы рассудил обойти молчанием это место, если бы не догадывался, что [такое умолчание] удручит боголюбезную душу вашу. Поэтому только, ради вас я буду говорить то, что доступно всем и что полезно для разумения как малых, так и великих.

Древо жизни и древо, не являющееся таковым; то, которое именуется "древо жизни" само по себе, и то, которое не есть древо жизни, но только древо познания добра и зла, – [эти оба древа] обладают многими невыразимыми различиями. Ибо древо жизни, разумеется, есть древо, созидающее жизнь, а древо не-жизни есть древо, созидающее смерть. Ибо очевидно, что древо, не созидающее жизнь, поскольку оно не называется "древом жизни", будет созидающим смерть, поскольку ничто другое, [кроме смерти], не противопоставляется жизни в качестве ее противоположности.

Кроме того, древо жизни, как мудрость, обладает величайшим отличием от древа познания добра и зла, которое не есть мудрость и не именуется ею. Мудрости свойственны ум и разум, а состоянию, противоположному мудрости, свойственны неразумие и чувство. Стало быть, поскольку человек был приведен в бытие состоящим из умной души и чувственного тела, постольку пусть будет древо жизни, по одному созерцанию, умом души, в котором и находится мудрость. Соответственно, древо познания добра и зла [тогда будет] чувством тела, в котором, как это очевидно, и происходит движение неразумия. И человек, принявший божественную заповедь – не прикасаться к этому древу опытным и действенным путем, не сохранил ее.

Согласно Писанию, оба древа суть способности различения некоторых [вещей], или же [они суть] ум и разум. Так, ум обладает способностью различать умопостигаемые и чувственные, преходящие и вечные [вещи]; более того, эта способность, будучи различающей способностью души, убеждает последнюю одних вещей придерживаться, а других– избегать. Чувство же обладает способностью различать телесное наслаждение и телесную муку; более того, будучи различающей способностью одушевленных и чувственных тел, оно убеждает [их] к одному привлекаться, а от другого отвращаться. И если бытие человека определяется одним только чувственным и телесным различением наслаждения и муки, то он, преступая божественную заповедь, вкушает от древа познания добра и зла, то есть вкушает неразумие по чувству, обладая только различением, сохраняющим [наши] тела; и в соответствии с этим различением он придерживается, как добра, наслаждения и избегает, как зла, муки. А если бытие его полностью определяется духовным различением, отделяющим преходящее от вечного, то он, соблюдая божественную заповедь, вкушает от древа жизни – я имею в виду мудрость, образовывающуюся в уме, – обладая только различением, сохраняющим [нашу] душу; в соответствии с этим различением он придерживается, как добра, славы вечных [вещей] и отвращается, как от зла, от тления преходящих [вещей].

Итак, многим различаются два древа: как свойственным им по природе различением, так и присущим каждому значением, обретающим внешне похожее звучание, в котором отсутствует разграничение понятий добра и зла и которое может произвести великое заблуждение у тех, кто внимает словесам Духа без [надлежащей] мудрости и осторожности. Однако вы, будучи мудрыми через благодать, знайте, что называемое просто злом не всегда есть зло, но в отношении к одному оно является злом, а в отношении к другому не есть таковое; равным образом и называемое просто добром не всегда есть добро, но в отношении к одному оно – добро, а в отношении к другому не является таковым. [Зная это], вы убережетесь от вреда, имеющего истоки в соименности» [48, кн. 2, с. 113 – 114].

Прп. Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов:

«Как толь­ко об­на­жил­ся че­ло­век от бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти, тот­час же и вся ви­ди­мая тварь, со­здан­ная для че­ло­ве­ка, об­на­жи­лась вме­с­те с че­ло­ве­ком от бо­же­ст­вен­но­го све­та, ее оси­я­вав­ше­го, и рас­тли­лась, как го­во­рит апо­с­тол (Рим. 8:19–22). А ког­да вся ви­ди­мая тварь ли­ши­лась та­ким об­ра­зом бо­же­ст­вен­но­го ос­ве­ще­ния, тог­да на­чал в ней но­сить­ся ди­а­вол с про­чи­ми де­мо­на­ми, как хо­тел, и где хо­тел, и сде­лал­ся кня­зем ми­ра се­го пре­хо­дя­ще­го. Кня­зем и вла­с­ти­те­лем ми­ра се­го был че­ло­век, но ког­да ди­а­вол пре­ль­стил его, то, по по­пу­ще­нию Бо­жию, взял от не­го на­чаль­ст­во и власть, и на­звал­ся кня­зем ми­ра се­го, и вла­ст­ву­ет, как и раз­бой­ни­ки вла­ст­ву­ют над тем, что на­силь­ст­вен­но за­хва­тят в свои ру­ки, не су­щу из­бав­ля­ю­щу, ни­же спа­са­ю­щу (Пс. 7:3)» [66, т. 1, с. 303].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 277 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2539 - | 2234 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.