Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Кни­га про­ро­ка Ма­ла­хии




Про­рок Ма­ла­хия – по­след­ний по вре­ме­ни слу­же­ния из вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков, ес­ли не счи­тать Ио­ан­на Пред­те­чи.

Его про­ро­че­ст­во воз­ве­ща­ет­ся уже по­сле вос­ста­нов­ле­ния хра­ма, при­чем спустя некоторое время. Мы ви­дим здесь яв­но ох­ла­дев­шее бла­го­че­с­тие и дру­гие нрав­ст­вен­ные не­до­стат­ки, ко­то­рые очень близ­ки к тем, о ко­то­рых го­во­рит­ся в кни­гах Ез­д­ры и Не­емии. В этой свя­зи мож­но пред­по­ло­жить, что этот про­рок мог про­ро­че­ст­во­вать ли­бо до их при­хо­да и де­я­тель­но­с­ти в Ие­ру­са­ли­ме, ли­бо, что то­же весь­ма ве­ро­ят­но, в тот пе­ри­од, ког­да Не­емия вре­мен­но от­лу­чил­ся из Ие­ру­са­ли­ма и от­пра­вил­ся сно­ва к Пер­сид­ско­му дво­ру. На­пом­ню, что это про­изо­ш­ло в 433 го­ду до Р. Х. Ког­да че­рез не­ко­то­рое вре­мя Не­емия вер­нул­ся, то ему при­шлось ис­прав­лять нестроения, ко­то­рые весь­ма близ­ки к тем, о ко­то­рых упо­ми­на­ет Ма­ла­хия.

Об­ли­че­ние. Мы уже име­ли воз­мож­ность за­ме­тить, что ве­ли­кие обе­то­ва­ния, ко­то­рые у до­плен­ных про­ро­ков свя­зы­ва­лись с воз­вра­ще­ни­ем из пле­на, ви­ди­мым об­ра­зом не ис­пол­ни­лись. В этой свя­зи на­ча­лось не­ко­то­рое бро­же­ние умов и па­де­ние бла­го­че­с­тия сре­ди из­ра­иль­тян. Под со­мне­ние ста­вит­ся да­же ис­тин­ность Сло­ва Бо­жия. Как толь­ко на­чи­на­ет­ся ох­лаж­де­ние в пла­не ре­ли­ги­оз­ном, тут же вскры­ва­ют­ся и раз­но­го ро­да на­ру­ше­ния в от­но­ше­ни­ях меж­ду людь­ми. В ча­ст­но­с­ти, это вы­ра­жа­ет­ся в не­вер­но­с­ти. Од­но из во­пи­ю­щих на­ру­ше­ний, ко­то­рые Ма­ла­хия об­ли­ча­ет, – это лег­кость раз­во­дов, бра­ки с ино­пле­мен­ни­ка­ми (Мал. 2:11). Не­вер­ность Бо­гу не­ми­ну­е­мо вле­чет за со­бой и не­вер­ность меж­ду людь­ми.

Строй кни­ги, кста­ти ска­зать, не сов­сем обыч­ный, он ди­а­ло­ги­че­с­кий. Про­рок воз­ве­ща­ет не­ко­то­рую ис­ти­ну, по­том при­во­дит воз­ра­же­ния, ко­то­рые про­тив этой ис­ти­ны воз­ни­ка­ют, и уже на ос­но­ва­нии это­го стро­ит свою даль­ней­шую речь.

Сна­ча­ла Гос­подь на­по­ми­на­ет из­ра­иль­тя­нам, что Он воз­лю­бил их. «Про­ро­че­с­кое сло­во Гос­по­да к Из­ра­и­лю че­рез Ма­ла­хию. Я воз­лю­бил вас, го­во­рит Гос­подь. А вы го­во­ри­те: “в чем явил Ты лю­бовь к нам?”» (Мал. 1:1–2). И даль­ше Гос­подь при­во­дит им яр­кий ис­то­ри­че­с­кий при­мер: «Не брат ли Исав Иа­ко­ву? го­во­рит Гос­подь; и од­на­ко же Я воз­лю­бил Иа­ко­ва, а Иса­ва воз­не­на­ви­дел”. «Сын чтит от­ца, и раб — гос­по­ди­на сво­е­го; ес­ли Я – отец, то где по­чте­ние ко Мне? и ес­ли Я – Гос­подь, то где бла­го­го­ве­ние п­ре­до Мною? го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф вам, свя­щен­ни­ки, бес­сла­вя­щие имя Мое» (Мал. 1:6). Это од­но из тех не­мно­гих мест, где Бог в Вет­хом За­ве­те на­зы­ва­ет­ся От­цом. «Вы го­во­ри­те: “чем мы бес­сла­вим имя Твое?” Вы при­но­си­те на жерт­вен­ник Мой не­чи­с­тый хлеб, и го­во­ри­те: “чем мы бес­сла­вим Те­бя?” – Тем, что го­во­ри­те: “тра­пе­за Гос­под­ня не сто­ит ува­же­ния”. И ког­да при­но­си­те в жерт­ву сле­пое, не ху­до ли это? или ког­да при­но­си­те хро­мое и боль­ное, не ху­до ли это?» (Мал. 1:6–8). Из­ра­иль­тя­не, и в пер­вую оче­редь, свя­щен­ни­ки, по­сколь­ку они долж­ны сле­дить за жерт­ва­ми, при­но­сят в жерт­ву то, что не долж­но, хо­тя по за­ко­ну долж­но при­но­сить­ся са­мое луч­шее. Это при­кры­ва­ет­ся сло­ва­ми о том, что труд­ные вре­ме­на, что труд­но из­брать до­б­рую жерт­ву, что это очень хло­пот­но. Лу­кав­ст­во это ра­зоб­ла­ча­ет­ся очень лег­ко. Гос­подь го­во­рит: «Под­не­си это тво­е­му кня­зю; бу­дет ли он до­во­лен то­бою и бла­го­с­клон­но ли при­мет те­бя?» (Мал. 1:8). Эти сло­ва свя­тые от­цы со­ве­ту­ют вспо­ми­нать, ког­да ста­но­вим­ся на мо­лит­ву. По­смо­т­ри, как ты сто­ишь на мо­лит­ве пе­ред Гос­по­дом, Твор­цом все­го ми­ра и пред­ставь, что бу­дет, ес­ли ты так­же бу­дешь сто­ять пе­ред ца­рем. А ведь ты, та­ким об­ра­зом, яв­ля­ешь­ся пе­ред Бо­гом и Ему свою мо­лит­ву при­но­сишь.

Свя­щен­ни­ки спра­ши­ва­ют: «чем мы бес­сла­вим имя Твое?» (Мал. 1:6). В от­вет они слы­шат: «Вы ху­ли­те его [имя Бо­жие], тем, что го­во­ри­те: “тра­пе­за Гос­под­ня не сто­ит ува­же­ния, и до­ход от нее — пи­ща ни­чтож­ная” При­том го­во­ри­те: “вот сколь­ко тру­да!” и пре­не­бре­га­е­те ею,<…> и при­но­си­те ук­ра­ден­ное, хро­мое и боль­ное, <…> мо­гу ли с бла­го­во­ле­ни­ем при­ни­мать это из рук ва­ших? <…> Про­клят лжи­вый, у ко­то­ро­го в ста­де есть не­ис­пор­чен­ный са­мец, и он дал обет, а при­но­сит в жерт­ву Гос­по­ду по­вреж­ден­ное: ибо Я – Царь ве­ли­кий, и имя Мое страш­но у на­ро­дов» (Мал. 1:12–14).

А меж­ду тем их ви­на еще боль­ше из-за их ис­клю­чи­тель­но­го по­ло­же­ния сре­ди всех на­ро­дов, по­сколь­ку они при­зва­ны слу­жить Бо­гу всей зем­ли. Гос­подь есть не толь­ко Гос­подь иу­де­ев, имя Его бу­дет слав­но у всех на­ро­дов: «Ибо от вос­то­ка солн­ца до за­па­да ве­ли­ко бу­дет имя Мое меж­ду на­ро­да­ми, и на вся­ком ме­с­те бу­ду­т при­но­сить фи­ми­ам име­ни Мо­е­му, чи­с­тую жерт­ву; ве­ли­ко бу­дет имя Мое между народами, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф» (Мал. 1:11). Здесь тра­ди­ци­он­но ви­дит­ся про­ро­че­ст­во о том, что бо­го­слу­же­ние рас­про­ст­ра­нит­ся сре­ди всех на­ро­дов и под чи­с­той жерт­вой ви­дят ука­за­ние на та­ин­ст­во Ев­ха­ри­с­тии, ко­то­рая бу­дет на вся­ком ме­с­те и во всех на­ро­дах со­вер­шать­ся.

Даль­ше Ма­ла­хия об­ви­ня­ет свя­щен­ни­ков в не­бреж­но­с­ти при уче­нии на­ро­да (что было их обязанностью). По­сколь­ку они не слу­ша­ют­ся и пре­не­бре­га­ют этим, то бу­дут же­с­то­ко на­ка­за­ны: «Ибо ус­та свя­щен­ни­ка долж­ны хра­нить ве­де­ние, и за­ко­на ищут от уст его, по­то­му что он ве­ст­ник Гос­по­да Са­ва­о­фа. Но вы ук­ло­ни­лись от пу­ти се­го, для мно­гих по­слу­жи­ли со­блаз­ном в за­ко­не, раз­ру­ши­ли за­вет Ле­вия, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф. За то и Я сде­лаю вас пре­зрен­ны­ми и уни­жен­ны­ми перед всем на­ро­дом, так как вы не со­блю­да­е­те пу­тей Мо­их, ли­це­при­ят­ст­ву­е­те в де­лах за­ко­на» (Мал. 2:7–9).

За­тем идет об­ли­че­ние сме­шан­ных бра­ков и раз­во­да. За­кон пре­ду­с­ма­т­ри­вал за­прет на бра­ки с ха­на­не­я­ми (Исх. 34:16; Втор. 7:3), Ма­ла­хия же осуж­да­ет бра­ки с ино­пле­мен­ни­ка­ми во­об­ще. За­кон пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ет воз­мож­ность раз­во­да, Ма­ла­хия осуж­да­ет раз­вод.

Кро­ме то­го, иудеи об­ви­ня­ют Бо­га в не­прав­де: «Вы про­гнев­ля­е­те Гос­по­да сло­ва­ми ва­ши­ми и го­во­ри­те: “чем про­гнев­ля­ем мы Его?”. Тем, что го­во­ри­те: “вся­кий, де­ла­ю­щий зло, хо­рош пред оча­ми Гос­по­да, и к та­ким Он бла­го­во­лит”, или: “где Бог пра­во­су­дия?”» (Мал. 2:17). Из­ве­ст­ная про­бле­ма, ког­да ми­ло­серд­ное дол­го­тер­пе­ние Божие при­ни­ма­ет­ся за по­пу­с­ти­тель­ст­во (2 Пет. 3:3–10).

Про­ро­че­ст­во. По­сле то­го, как Ма­ла­хия об­ли­ча­ет все эти без­за­ко­ния, он воз­ве­ща­ет путь, ко­то­рым явит­ся пра­во­су­дие: «Вот, Я по­сы­лаю Ан­ге­ла Мо­е­го, и он при­го­то­вит путь пре­до Мною, и вне­зап­но при­дет в храм Свой Гос­подь, Ко­то­ро­го вы ище­те, и Ан­гел за­ве­та, Ко­то­ро­го вы же­ла­е­те; вот, Он идет, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф. И кто вы­дер­жит день при­ше­ст­вия Его, и кто ус­то­ит, ког­да Он явит­ся? Ибо Он – как огонь рас­плав­ля­ю­щий и как ще­лок очи­ща­ю­щий, и ся­дет пе­ре­плав­лять и очи­щать се­ре­б­ро, … пе­ре­пла­вит их, …, что­бы при­но­си­ли жерт­ву Гос­по­ду в прав­де» (Мал. 3:1–3). Это про­ро­че­ст­во об Ио­ан­не Пред­те­че, вкупе с которым стоит про­ро­че­ст­во о вне­зап­ном яв­ле­нии Гос­по­да в Свой храм. Исполнение этого пророчества мы можем видеть в Евангелии от Иоанна, где по­ве­ст­во­ва­ние о слу­же­нии Хри­с­та начинается с яв­ле­ния Его в хра­ме в пер­вую Па­с­ху. При­чем это яв­ле­ние стало не­о­жи­дан­ностью для иу­де­ев не­смо­т­ря на то, что Ио­анн Пред­те­ча уже го­во­рил: «идет за мною Силь­ней­ший ме­ня» (Мк. 1:7

Слова о том, что Господь придет как расплавляющий огонь, позволяют связать это пророчество и со Вторым Пришествием Христа. Связь этих двух событий ясно видна во всех пророчествах книги, где речь идет о суде Божием.

Даль­ше пророк снова напоминает о гре­хах на­ро­да. Гос­подь го­во­рит, что они об­кра­ды­ва­ют Его: «Мож­но ли че­ло­ве­ку об­кра­ды­вать Бо­га? А вы об­кра­ды­ва­е­те Ме­ня. Ска­же­те: “чем об­кра­ды­ва­ем мы Те­бя?” Де­ся­ти­ною и при­но­ше­ни­ями. <…> При­не­си­те все де­ся­ти­ны в дом хра­ни­ли­ща, что­бы в до­ме Мо­ем бы­ла пи­ща, и хо­тя в этом ис­пы­тай­те Ме­ня, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф: не от­крою ли Я для вас от­вер­стий не­бес­ных и не изо­лью ли на вас бла­го­сло­ве­ние до из­быт­ка? <…> И бла­жен­ны­ми на­зы­вать бу­дут вас все на­ро­ды, по­то­му что вы бу­де­те зем­лею вож­де­лен­ною, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф» (Мал. 3:8,10,12). По­ми­мо чи­с­то ис­то­ри­че­с­ко­го зна­че­ния, это очень важ­но и для хри­с­ти­ан­ско­го вну­т­рен­не­го де­ла­ния. По­ка че­ло­век сам пы­та­ет­ся за­ни­мать­ся нрав­ст­вен­ным со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем, са­мо­усо­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем, как сей­час при­ня­то го­во­рить, до тех пор он ча­с­то ос­та­ет­ся бес­пло­ден точ­но так­же, как эти иу­деи, ко­то­рые на ос­но­ва­нии то­го, что зем­ля пло­хо ро­дит и уро­жаи не­ве­ли­ки, удер­жи­ва­ли и не от­да­ва­ли по­ло­жен­ной по за­ко­ну де­ся­ти­ны, в надежде обо­га­тить­ся сво­и­ми си­ла­ми и уже потом исполнять повеления Божии. Гос­подь го­во­рит: ис­пы­тай­те Ме­ня, сде­лай­те хо­тя бы то, что Я вам по­ве­лел, и уви­ди­те, что Я воз­дам вам. Точ­но так­ же за­по­ве­ди Бо­жии ка­жут­ся ино­гда че­ло­ве­ку не­ис­пол­ни­мы­ми, не­воз­мож­ны­ми, но тем не ме­нее вся­кий, пы­та­ю­щий­ся жить по этим за­по­ве­дям, при­ни­ма­ет ве­ли­кое воз­да­я­ние и бла­го­дать от Бо­га.

Даль­ше пророк об­ви­ня­ет иу­де­ев в том, что они вос­ста­ют про­тив Господа и го­во­рят, что над­мен­ные сча­ст­ли­вы и «луч­ше ус­т­ра­и­ва­ют се­бя, де­ла­ю­щие без­за­ко­ния, и хо­тя ис­ку­ша­ют Бо­га, но ос­та­ют­ся це­лы» (Мал. 3:15). «Но бо­я­щи­е­ся Бога го­во­рят друг дру­гу: “вни­ма­ет Гос­подь и слы­шит это, и пред ли­цем Его пи­шет­ся па­мят­ная кни­га о бо­я­щих­ся Гос­по­да и чту­щих имя Его”» (Мал. 3:16). И ког­да Гос­подь при­дет, то все уви­дят «раз­ли­чие меж­ду пра­вед­ни­ком и не­че­с­ти­вым, меж­ду слу­жа­щим Бо­гу и не слу­жа­щим Ему. Ибо вот, при­дет день, пы­ла­ю­щий как печь; тог­да все над­мен­ные и по­сту­па­ю­щие не­че­с­ти­во бу­дут как со­ло­ма, и по­па­лит их гря­ду­щий день, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф, так, что не ос­та­вит у них ни кор­ня, ни вет­вей. А для вас, бла­го­го­ве­ю­щие пред име­нем Мо­им, взой­дет Солн­це прав­ды, и ис­це­ле­ние в лу­чах Его, и вы вый­де­те и взы­г­ра­е­те, как тель­цы упи­тан­ные; и бу­де­те по­пи­рать не­че­с­ти­вых, ибо они бу­дут пра­хом под сто­па­ми ног ва­ших в тот день, ко­то­рый я со­де­лаю, го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф» (Мал. 3:18 – 4:3). Солн­це Прав­ды – это Хри­с­тос. Подтверждение этому можно найти в Апокалипсисе: «И го­род не име­ет нуж­ды ни в солн­це, ни в лу­не для ос­ве­ще­ния сво­е­го, ибо сла­ва Бо­жия ос­ве­ти­ла его, и све­тиль­ник его – Аг­нец» (Откр. 21:23).

Бла­жен­ный Фе­о­до­рит по­ла­гал, что «сие при­ли­че­ст­ву­ет и пер­во­му и вто­ро­му при­ше­ст­вию Спа­си­те­ля на­ше­го, по­то­му что в пер­вое при­ше­ст­вие как не­кое солн­це воз­си­ял Он нам, си­дя­щим во тьме и се­ни смерт­ной, ос­во­бо­див нас от гре­ха, со­де­лал при­ча­ст­ни­ка­ми прав­ды, и ду­хов­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми по­крыв нас, как не­ки­ми кры­ла­ми, да­ро­вал ис­це­ле­ние ду­шам на­шим; и во вто­рое при­ше­ст­вие явив­шись из­ну­ря­е­мым в про­дол­же­ние на­сто­я­щей жиз­ни, или про­тив во­ли, или по соб­ст­вен­ной их во­ле, как пра­вед­ный, рас­су­дит их прав­ди­во и даст им обе­то­ван­ные бла­га. И как чув­ст­вен­ное солн­це, вос­хо­дя, одер­жи­мых сном про­буж­да­ет к де­ла­нию: так и Гос­подь, явив­шись, вос­ста­вит одер­жи­мых дол­гим сном – смер­тию. Тог­да имен­но, ска­за­но у про­ро­ка, “изы­ди­те и взы­г­рай­те, яко­же тель­цы от уз раз­ре­ше­ни”, по­то­му что ос­во­бож­де­ны от гре­хов­ных уз» [74, т. 30, с. 144]. Го­во­ря же о по­след­нем сти­хе, он за­ме­ча­ет: «так пеп­лом стал бо­га­тый для Ла­за­ря» [там же, с. 145].

Завершается книга пророка Малахии пророчеством о наступлении дня Господня: «Вот, Я по­ш­лю к вам Илию про­ро­ка пред на­ступ­ле­ни­ем дня Гос­под­ня, ве­ли­ко­го и страш­но­го. И он об­ра­тит серд­ца от­цов к де­тям и серд­ца де­тей к от­цам их, что­бы Я, при­дя, не по­ра­зил зем­ли про­кля­ти­ем» (Мал. 4:5–6). Эти сло­ва в Но­вом За­ве­те от­но­сят­ся к Ио­ан­ну Пред­те­че (Мф. 17:10–12).

Кни­га про­ро­ка Ма­ла­хии –по­след­няя ка­но­ни­че­с­кая кни­га Вет­хо­го За­ве­та. Мы ви­дим, что Вет­хий За­вет завершается пророчеством о служении Иоанна Предтечи, проповедью которого начинаются Евангелия от Марка и Иоанна. Уче­ни­ки спра­ши­ва­ли Господа: «Как же книж­ни­ки го­во­рят, что Илии над­ле­жит прий­ти преж­де? Ии­сус ска­зал им в от­вет: прав­да, Илия дол­жен прий­ти преж­де и ус­т­ро­ить все; но го­во­рю вам, что Илия уже при­шел, и не уз­на­ли его, а по­сту­пи­ли с ним, как хо­те­ли; так и Сын Че­ло­ве­че­с­кий по­ст­ра­да­ет от них. Тог­да уче­ни­ки по­ня­ли, что Он го­во­рил им об Ио­ан­не Кре­с­ти­те­ле» (Мф. 17:10–13).

Однако поскольку святой Иоанн Предтеча не был собственно Илией, но пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17), мы ожидаем и пришествия самого Илии с проповедью покаяния перед Вторым Пришествием Спасителя (ср. Откр. 11:3–12).

Таким образом, последняя пророческая книга Ветхого Завета пророчеством об Иоанне Предтече поставляет нас уже на пороге Нового Завета, а пророчеством о дне Господнем указывает на грядущее восстановление всей твари. На этом глас пророческий в Израиле умолкает. Возможная для Ветхого Завета полнота откровения дана, и Иерусалиму остается только узнать «день посещения своего» (Лк. 19:44).

Приложение

К Введению





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 432 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2407 - | 2286 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.