Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Прп. Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов




«Так и те, ко­то­рые на­хо­дят­ся во тьме стра­с­тей, у ко­то­рых ум ом­ра­чен не­ве­де­ни­ем о ве­щах ду­хов­ных, – или, пря­мо го­во­ря, те, ко­то­рые не име­ют ума Хри­с­то­ва (а умом Хри­с­то­вым я на­зы­ваю Дух Хри­с­тов, т. е., бла­го­дать Все­свя­та­го Ду­ха, про­све­ща­ю­щую и по­да­ю­щую ду­хов­ное бо­же­ст­вен­ное ве­де­ние), <…> из­вра­ща­ют и вкривь пе­ре­тол­ко­вы­ва­ют все Бо­же­ст­вен­ное Пи­са­ние по по­хо­тям сво­им, и не­ко­то­рым об­ра­зом рас­тле­ва­ют его стра­с­тя­ми сво­и­ми, хо­тя при сем не Бо­же­ст­вен­ное Пи­са­ние рас­тле­ва­ет­ся, а рас­тле­ва­ют­ся они са­ми – кри­во­тол­ко­ва­те­ли его. Итак эти, не име­ю­щие пра­во­го суж­де­ния о ве­щах, но ом­ра­чен­ные стра­с­тя­ми и по гор­до­с­ти не при­ни­ма­ю­щие на­став­ле­ния от дру­гих, как воз­мож­но, ска­жи мне, чтоб они са­ми со­бою по­стиг­ли и ура­зу­ме­ли бо­же­ст­вен­ное и ду­хов­ное? Как сле­пой и не­ви­дя­щий све­та сол­неч­на­го не мо­жет чи­тать пи­с­мен, све­том ос­ве­щен­ных, так и тот, кто слеп умом и не име­ет ума Хри­с­то­ва, ни­как не мо­жет по­нять и ура­зу­меть ве­щей, кои суть во све­те Хри­с­то­вом, и хоть бы он тьмы раз пе­ре­чи­ты­вал на­пи­сан­ное о них в Бо­же­ст­вен­ных Пи­са­ни­ях, не­воз­мож­но, как ду­маю, чтоб он ус­мо­т­рел что-ни­будь и что-ли­бо по­нял в ду­хов­ном, не­ве­ще­ст­вен­ном и све­то­вом, бу­ду­чи сам ове­ще­ств­лен и ом­ра­чен. – И да не пре­ль­ща­ет вас кто-ли­бо из та­ко­вых!» [66, т. 1, с. 227 – 228].

«Из се­го вид­но, сколь не­об­хо­ди­мо для нас ис­сле­до­вать Бо­же­ст­вен­ные Пи­са­ния со всем тща­ни­ем и вни­ма­ни­ем, и Хри­с­тос Гос­подь, да­вая ура­зу­меть, ка­кая ве­ли­кая от се­го про­ис­хо­дит поль­за, го­во­рил: «ис­пы­тай­те Пи­са­ния», — ис­пы­тай­те и удер­жи­вай­те со всей точ­но­с­тью и ве­рою все, что в них го­во­рит­ся, что­бы вер­но знать, та­ким об­ра­зом, во­лю Бо­жию и уметь раз­ли­чать не­по­гре­ши­тель­но до­б­ро от зла, а не вся­ко­му ду­ху ве­ро­вать и но­сить­ся в ви­х­ре вре­ди­тель­ных по­мыс­лов. По­верь­те мне, бра­тья мои, что нет дру­го­го бо­лее лег­ко­го пу­ти ко спа­се­нию, как по­сле­до­вать к бо­же­ст­вен­ным по­ве­ле­ни­ям Хри­с­то­вым, – впро­чем, по­треб­но нам и сле­зы мно­гие, и страх ве­ли­кий, тер­пе­ние боль­шое, не­пре­стан­ная мо­лит­ва, – что­бы от­кры­лась нам си­ла хоть од­но­го вла­дыч­не­го сло­ва, да по­зна­ем ве­ли­кие та­ин­ст­ва, со­кры­тые в ма­лых сло­вах и при­да­дим ду­ши свои на смерть за са­мую ма­лую за­по­ведь Хри­с­то­ву. Сло­во Бо­жие есть меч обо­юдо­ос­т­рый, ко­то­рый от­се­ка­ет и от­де­ля­ет от ду­ши вся­кую по­хоть и вся­кое плот­ское стрем­ле­ние. При этом оно бы­ва­ет и пла­ме­нем ог­нен­ным, вос­пла­ме­ня­ю­щим рев­ность ду­шев­ную и де­ла­ю­щим то, что мы пре­зи­ра­ем все при­скорб­но­с­ти на­сто­я­щей жиз­ни, встре­ча­ем с ра­до­с­тью и ве­се­ль­ем вся­кое при­хо­дя­щее на нас ис­ку­ше­ние и са­мую смерть, ко­то­рая так страш­на для дру­гих лю­дей – же­ла­тель­но при­ем­лем как жизнь и ис­точ­ник жиз­ни» [66, т. 2, с. 236 – 237].

Св. Ан­д­рей Ке­са­рий­ский

«Вся­кое Бо­же­ст­вен­ное Пи­са­ние да­но Ду­хом в тро­я­ком ви­де, как тро­е­ча­с­тен и че­ло­век. Как бы не­ко­то­рое его те­ло со­став­ля­ют бук­вы и под­ле­жа­щий чув­ст­ву рас­сказ, как бы ду­шу — об­раз­ные, пе­ре­но­ся­щие чи­та­те­ля от чув­ст­вен­но­го к мыс­ли­мо­му, вы­ра­же­ния, и как бы дух его — ука­за­ние и со­зер­ца­ние са­мо­го воз­вы­шен­но­го — бу­ду­ще­го. Пер­вое при­ли­че­ст­ву­ет су­щим под за­ко­ном, вто­рое — су­щим под бла­го­да­тью и тре­тье — бла­жен­но­му со­сто­я­нию, в ко­то­ром цар­ст­ву­ет дух, по­бо­ров­ший все плот­ские по­мыс­лы и дви­же­ния. Пер­вое за­ни­ма­ет­ся пе­ре­да­чей со­бы­тий, уже со­вер­шив­ших­ся, но не­ред­ко и не­ма­ло ук­ра­ша­ет­ся и пред­те­ку­щи­ми об­ра­за­ми ис­ти­ны. Вто­рое — по­уче­ни­я­ми при­точ­ны­ми и дру­ги­ми по­доб­ны­ми учи­тель­ны­ми рас­суж­де­ни­я­ми, как на­при­мер: «тер­ния про­зя­ба­ют в ру­це пи­я­ни­цы» (Прит. 26:9), или: «ус­ра­ми­ся Си­до­не, ре­че мо­ре» (Ис. 23:4) и т.п. Тре­тье же, то есть ду­хов­ное, по пре­иму­ще­ст­ву за­клю­ча­ет­ся в Апо­ка­лип­си­се Ио­ан­на Бо­го­сло­ва. Прав­да, вме­с­те с ис­то­ри­че­с­ким и об­раз­ным ви­ди­мо оно во мно­же­ст­ве и у дру­гих про­ро­ков, но здесь в осо­бой ме­ре изо­би­лу­ет; по­се­му Бо­гом и по­ве­ле­но воз­ве­щать его толь­ко со­вер­шен­ным в зна­нии»[1, с. 4].

Свт. Ио­анн Зла­то­уст

«Когда же род человеческий впал в великое нечестие, и тогда совершенно не отвратился Создатель от всего рода человеческого, но так как люди сделались недостойными беседы с Ним, то желая возобновить общение с ними, посылает к людям, как будто к находящимся вдали, писание, чтобы привлечь к Себе весь род человеческий. Это писание послал Бог, а принес Моисей»[29, т. 4, c. 9].

О сотворении мира (Быт. 1:1):

«Итак, прошу вас, будем внимать этим словам так, как будто бы мы слушали не Моисея, но Самого Господа Вселенной, говорящего устами Моисея, и распростимся надолго с собственными рассуждениями: «помышления бо человеческая боязлива и погрешительна умышления их» (Прем. 9,14). С великою благодарностью будем принимать сказанное (Моисеем), не выступая из своих границ, и не испытуя того, что выше нас»[29, т. 4, с. 9].

О переводе LXX:

«Это было делом домостроительства Божия, чтобы т.е. этими книгами воспользовались не только знавшие еврейский язык, но и все обитатели вселенной» [29, т. 4, с. 26].

«Не будем же, прошу, пренебрегать чтением (Писания), но, понимаем ли содержащееся (в нем), или не понимаем, (во всяком случае) будем как можно чаще обращаться к нему. Постоянное упражнение в чтении напечатлевает неизгладимо в памяти (прочитанное) и часто, чего сегодня мы не могли понять при чтении, то вдруг понимаем, снова приступив к чтению, завтра, потому что человеколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум»[29, т. 4, с. 376].

«Таково свойство Писания: в немногих словах его часто можно найти множество мыслей. Так как оно есть учение божественное, а не человеческое, то можно видеть, что все оно противоположно мудрости человеческой. Я объясню, каким это образом. Там (я говорю о мудрости человеческой) все старание бывает обращено на изложение слов; здесь – совсем напротив: (Св. Писание) не имеет в виду красоты слов или их (искусного) сочетания: оно само в себе имеет божественную благодать, которая сообщает блеск и красоту словам его. И опять, там (в писаниях человеческих) среди пространного и неизобразимого пустословия едва можно встретить какую-либо мысль; а здесь (в Св. Писании), как вы уже знаете, и краткого изречения часто достаточно было для нас, чтобы составить целое поучение»[29, т. 4, с. 399].

«Как каж­дый че­ло­век со­сто­ит из те­ла, ду­ши и ду­ха, так и Пи­са­ние – из те­ла сло­ва, то есть из со­ста­ва слов при обыч­ном их по­ни­ма­нии, из ко­то­ро­го из­вле­ка­ет поль­зу про­стей­ший – это на­зы­ва­ет­ся бли­жай­шим на­уче­ни­ем; из ду­ши или ана­го­гии, ко­то­рую слу­ша­ет сколь­ко–ни­будь воз­рос­ший (ду­хов­но), и из выс­ше­го ду­хов­но­го со­зер­ца­ния, о ко­то­ром раз­мы­ш­ля­ют и го­во­рят со­вер­шен­ные. Так об ос­ли­це, при­вя­зан­ной про­тив ве­си, на ко­то­рой вос­се­дал Спа­си­тель, [по­нят­но что го­во­рит­ся о вхо­де Гос­под­нем в Ие­ру­са­лим], преж­де все­го на­пи­ши ска­зан­ное [то есть ис­то­ри­че­с­кие об­сто­я­тель­ст­ва это­го вхо­да]. За­тем ана­го­гию, со­сто­я­щую в том, что сло­во, вос­шед на ско­то­вид­ный нрав, при­го­тов­ля­ет его к ра­зум­но­му дви­же­нию. За­тем по ду­хов­но­му со­зер­ца­нию мыс­ли че­ло­ве­че­ст­во вос­при­ни­ма­е­мое из ме­с­та про­тив рая, что­бы оно, но­ся об­раз, во­шло в рай»[29, т. 12, с. 1131].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2213 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.