Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ви­де­ние че­ты­рех зве­рей




Вторая часть кни­ги (с 7-й по 12-ю главы) со­дер­жит в се­бе про­ро­че­с­кие ви­де­ния.

Пер­вое – это ви­де­ние че­ты­рех зве­рей (Дан. 7 гл.), ко­то­рых Да­ни­ил ви­дит в ноч­ном ви­де­нии. Из мо­ря вы­хо­дят по оче­ре­ди че­ты­ре зве­ря, при­чем пер­вый, как лев с ор­ли­ны­ми кры­ль­я­ми; вто­рой, по­хо­жий на мед­ве­дя с тре­мя клы­ка­ми; тре­тий зверь, как барс, у ко­то­ро­го на спи­не че­ты­ре пти­чь­их кры­ла; и, на­ко­нец, вы­хо­дит «зверь чет­вер­тый, страш­ный и ужас­ный и весь­ма силь­ный; у не­го боль­шие же­лез­ные зу­бы; он по­жи­ра­ет и со­кру­ша­ет, ос­тат­ки же по­пи­ра­ет но­га­ми; он от­ли­чен был от всех преж­них зве­рей, и де­сять ро­гов бы­ло у не­го. Я смо­т­рел на эти ро­га, и вот, вы­шел меж­ду ни­ми еще не­боль­шой рог, и три из преж­них рогов с кор­нем ис­торг­ну­ты были перед ним, и вот, в этом ро­ге бы­ли гла­за, как гла­за че­ло­ве­че­с­кие, и ус­та, го­во­ря­щие вы­со­ко­мер­но» (Дан. 7:7-8). Да­лее Да­ни­и­лу да­ет­ся объ­яс­не­ние, что эти че­ты­ре зве­ря – это че­ты­ре ца­ря, ко­то­рые вос­ста­нут от зем­ли (Дан. 7:17). Тра­ди­ци­он­ное тол­ко­ва­ние это­го видения та­кое же, как и че­ты­рех ча­с­тей ис­ту­ка­на: о цар­ст­ве ва­ви­лон­ском, пер­сид­ском, гре­че­с­ком и си­рий­ском или рим­ском. Ма­лый рог с оча­ми и ус­та­ми, го­во­ря­щи­ми вы­со­ко­мер­но, в ис­то­ри­че­с­ком пла­не изо­б­ра­жа­ет Ан­ти­оха Епи­фа­на, из­ве­ст­но­го нам по кни­гам Мак­ка­вей­ским (1 Мак. 1:10; 16:20), – че­ло­ве­ка, ко­то­рый пы­тал­ся ис­ко­ре­нить вет­хо­за­вет­ную ре­ли­гию.

Это ви­де­ние окан­чи­ва­ет­ся явлением веч­но­го Цар­ст­ва Сы­на (Дан. 7:14), где го­во­рит­ся: «Ви­дел я, на­ко­нец, что по­став­ле­ны бы­ли пре­сто­лы, и вос­сел Вет­хий дня­ми; оде­я­ние на Нем бы­ло бе­ло, как снег, и во­ло­сы гла­вы Его – как чи­с­тая вол­на; пре­стол Его – как пла­мя ог­ня, ко­ле­са Его – пы­ла­ю­щий огонь. Ог­нен­ная ре­ка вы­хо­ди­ла и про­хо­ди­ла пред Ним; ты­ся­чи ты­сяч слу­жи­ли Ему, и тьмы тем пред­сто­я­ли пред Ним; су­дьи се­ли, и рас­кры­лись кни­ги. Ви­дел я тог­да, что за из­ре­че­ние вы­со­ко­мер­ных слов, ка­кие го­во­рил рог, зверь был убит в гла­зах мо­их, и те­ло его со­кру­ше­но и пре­да­но на со­жже­ние ог­ню. И у про­чих зве­рей от­ня­та власть их, и про­дол­же­ние жиз­ни да­но им толь­ко на вре­мя и на срок. Ви­дел я в ноч­ных ви­де­ни­ях, вот, с об­ла­ка­ми не­бес­ны­ми шел как бы Сын че­ло­ве­че­с­кий, до­шел до Вет­хо­го дня­ми и под­ве­ден был к Не­му. И Ему да­на власть, сла­ва и цар­ст­во, что­бы все на­ро­ды, пле­ме­на и язы­ки слу­жи­ли Ему; вла­ды­че­ст­во Его – вла­ды­че­ст­во веч­ное, ко­то­рое не прей­дет, и цар­ст­во Его не раз­ру­шит­ся» (Дан. 7:9–14).

«Ви­дел он От­ца, пи­шет свя­ти­тель Ки­рилл Алек­сан­д­рий­ский, явив­ше­го­ся как бы в стар­че­с­ком воз­ра­с­те, по­кры­то­го се­ды­ми во­ло­са­ми и бли­с­та­ю­ще­го одеж­да­ми, по­доб­ны­ми сне­гу: и кни­ги, ска­за­но, – от­вер­зо­ша­ся, и су­ди­ще се­де, и ви­дех, и се на об­ла­цех не­бес­ных, яко Сын че­ло­веч идый бя­ше и да­же до Вет­ха­го день­ми дой­де и пред не­го при­ве­де­ся: и то­му да­де­ся власть и честь и цар­ст­во (Дан. 7:10, 13–14). Итак, ког­да Еди­но­род­ный явил­ся в по­доб­ном нам об­ра­зе, тог­да и Отец рас­крыл кни­ги, пе­ре­стал су­дить по­вин­ных гре­ху и пре­до­ста­вил, на­ко­нец, лю­дям му­же­ст­вен­ным быть вне­сен­ны­ми в пе­ре­пись, за­чис­лять­ся в не­бес­ные ли­ки и со­дер­жать­ся в па­мя­ти Бо­жи­ей» [38, кн. 1, с. 236].

Дает ли это видение основание для изображения Бога Отца в виде старца, как это сделано в иконографии «Новозаветной Троицы»? По-видимому, не дает. Ведь про­рок не го­во­рит, что ви­дел ста­ро­го че­ло­ве­ка и не разъ­яс­ня­ет то­го, как имен­но Он вы­гля­дел, кро­ме одеж­ды и во­лос. Это ви­де­ние символически по­ка­зы­ва­ет Его веч­ность и святость.

Кроме того не нужно забывать, что «Бо­га не ви­дел ни­кто ни­ког­да; Еди­но­род­ный Сын, су­щий в не­дре От­чем, Он явил» (Ин. 1:18). Ви­де­ние Бо­га в че­ло­ве­че­с­ком об­ли­ке все­гда нас от­сы­ла­ет к Сы­ну Бо­жию во­пло­тив­ше­му­ся. Все вет­хо­за­вет­ные те­о­фа­нии бы­ли яв­ле­ни­я­ми Сы­на, по­это­му и здесь мы мо­жем ра­зу­меть это ви­де­ние как ука­за­ние на Сы­на Бо­жия в Его уни­чи­же­нии по во­пло­ще­нии и Его пред­веч­ной сла­ве как Бо­га. «Видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14:9).

И вот Да­ни­ил под­хо­дит к од­но­му из пред­сто­я­щих и во­про­ша­ет его (Дан. 7:16), и тот го­во­рит, что эти боль­шие зве­ри, ко­то­рых че­ты­ре, оз­на­ча­ют, что че­ты­ре ца­ря вос­ста­нут от зем­ли, по­том при­мут цар­ст­во свя­тые Все­выш­не­го и бу­дут вла­деть цар­ст­вом во век и во ве­ки ве­ков (Дан. 7:17–18). Как уже говорилось, ис­то­ри­че­с­кое объ­яс­не­ние та­ково, что под свя­ты­ми, ко­то­рые бу­дут вла­деть цар­ст­вом, по­ни­ма­ют­ся Мак­ка­веи и их по­том­ки, но по­нят­но, что это ви­де­ние но­сит од­но­вре­мен­но ха­рак­тер апо­ка­лип­ти­че­с­кий. Ког­да мы го­во­ри­ли о Мак­ка­вей­ских кни­гах, то отмечали, что Ан­ти­ох есть про­об­раз Ан­ти­хри­с­та, по­сколь­ку го­не­ние, ко­то­рое воз­двиг Ан­ти­ох, были образцом для всех по­сле­ду­ю­щих го­не­ний, что все го­не­ния на цер­ковь от пер­вых и до по­след­них бы­ли по­ст­ро­е­ны по од­но­му и то­му же плану. Однако по­сколь­ку кни­ги Мак­кавей­ские – не­ка­но­ни­че­с­кие, го­во­рить о про­об­ра­зах там не­кор­рект­но. Про­об­ра­зо­ва­тель­ная связь Ан­ти­оха и ан­ти­хри­с­та ус­та­нав­ли­ва­ет­ся на ос­но­ва­нии бо­го­дух­но­вен­ной кни­ги про­ро­ка Да­ни­и­ла. Кар­ти­на веч­но­го вла­ды­че­ст­ва и не­раз­ру­ши­мо­го цар­ст­ва ни­как не мо­жет быть при­ло­же­на ни к Иу­де Мак­ка­вею, ни к его по­том­кам, которых святыми Всевышнего не называли, а конец их власти был положен Иродом [74, т. 29, ст. 130].

Вот что го­во­рит­ся о ма­лом ро­ге: «зверь чет­вер­тый – чет­вер­тое цар­ст­во бу­дет на зем­ле, от­лич­ное от всех царств, ко­то­рое бу­дет по­жи­рать всю зем­лю, по­пи­рать и со­кру­шать ее. А де­сять ро­гов зна­чат, что из это­го цар­ст­ва вос­ста­нут де­сять ца­рей, и по­сле них вос­ста­нет иной, от­лич­ный от преж­них, и уни­чи­жит трех ца­рей, и про­тив Все­выш­не­го бу­дет про­из­но­сить сло­ва и уг­не­тать свя­тых Все­выш­не­го; да­же воз­меч­та­ет от­ме­нить у них [пра­зд­нич­ные] вре­ме­на и за­кон, и они пре­да­ны бу­дут в ру­ку его до вре­ме­ни и вре­мен и по­лу­вре­ме­ни. За­тем вос­ся­дут су­дьи и от­ни­мут у не­го власть гу­бить и ис­треб­лять до кон­ца. Цар­ст­во же и власть и ве­ли­чие цар­ст­вен­ное во всей под­не­бес­ной да­но бу­дет на­ро­ду свя­тых Все­выш­не­го, Ко­то­ро­го цар­ст­во – цар­ст­во веч­ное, и все вла­с­ти­те­ли бу­дут слу­жить и по­ви­но­вать­ся Ему» (Дан. 7:23–27).

Желание от­ме­нить пра­зд­нич­ные вре­ме­на и за­кон, ко­неч­но, было присуще и Ан­ти­оху Епи­фа­ну. Но поскольку этот текст относится, главным образом, к Антихристу, тут мы узнаем о продолжительности его власти. Ес­ли под вре­ме­нем по­ни­мать год, под вре­ме­на­ми два и по­лу­вре­ме­нем по­ло­ви­ну, то по­лу­ча­ет­ся три с по­ло­ви­ной го­да. Так это тол­ку­ют свя­той Ип­по­лит Рим­ский [33, c. 124] и бла­жен­ный Фе­о­до­рит Кир­ский [74, т. 29, c. 204]. О том, что ан­ти­христ бу­дет иметь ус­та хуль­ные и бу­дет ве­с­ти вой­ну со свя­ты­ми (Дан. 7:8, 20, 21), го­во­рит­ся и в Апо­ка­лип­си­се (Откр. 13:5–7), как и о том, что он бу­дет бро­шен в огонь (Откр. 20:10).

Ви­де­ние ов­на и коз­ла

Сле­ду­ю­щее ви­де­ние – это ви­де­ние двух жи­вот­ных: ов­на и коз­ла. Сна­ча­ла пророк видит овна, у ко­то­ро­го два ро­га, но один поз­же по­яв­ля­ет­ся и вы­ра­с­та­ет вы­ше дру­го­го; ко­то­рый сто­ит и ни­кто не мо­жет ус­то­ять про­тив не­го. За­тем яв­ля­ет­ся ко­зел, ко­то­рый бро­са­ет­ся на ов­на и по­ра­жа­ет его. Ко­зел воз­ве­ли­чил­ся, но ког­да он уси­лил­ся, то сло­мил­ся боль­шой рог, и на его ме­с­те вы­шло че­ты­ре, об­ра­щен­ные на че­ты­ре сто­ро­ны све­та. По­ни­ма­ет­ся это обыч­но как про­ро­че­ст­во о цар­ст­ве ва­ви­лон­ском и пер­сид­ском (рога овна), сме­нив­ших друг дру­га на од­ном ме­с­те, и Алек­сан­д­ре Ма­ке­дон­ском (ко­зел), по­сле смер­ти ко­то­ро­го со­кру­шил­ся один боль­шой рог и воз­двиг­лись че­ты­ре (имен­но на та­кое ко­ли­че­ст­во ча­с­тей рас­па­лась по­том его дер­жа­ва). И да­лее го­во­рит­ся: «От од­но­го из них вы­шел не­боль­шой рог, ко­то­рый чрез­вы­чай­но раз­рос­ся к югу и к вос­то­ку и к пре­крас­ной стра­не, и воз­нес­ся до во­ин­ст­ва не­бес­но­го, и низ­ри­нул на зем­лю часть се­го во­ин­ст­ва и звезд, и по­прал их, и да­же воз­нес­ся на Вож­дя во­ин­ст­ва се­го, и от­ня­та бы­ла у Не­го еже­днев­ная жерт­ва, и по­ру­га­но бы­ло ме­с­то свя­ты­ни Его. И во­ин­ст­во пре­да­но вме­с­те с еже­днев­ною жерт­вою за не­че­с­тие, и он, по­вер­гая ис­ти­ну на зем­лю, дей­ст­во­вал и ус­пе­вал. И ус­лы­шал я од­но­го свя­то­го го­во­ря­ще­го, и ска­зал этот свя­той ко­му-то, во­про­шав­ше­му: “на сколь­ко вре­ме­ни про­сти­ра­ет­ся это ви­де­ние о еже­днев­ной жерт­ве и об опу­с­то­ши­тель­ном не­че­с­тии, ког­да свя­ты­ня и во­ин­ст­во бу­дут по­пи­ра­е­мы?” И ска­зал мне: “на две ты­ся­чи три­с­та ве­че­ров и утр; и тог­да свя­ти­ли­ще очи­с­тит­ся» (Дан. 8:9–14).

Поскольку бедствие при антихристе будет продолжаться 3,5 го­да, зна­чит здесь, су­дя по сро­ку, речь идет об Ан­ти­охе [74, т. 29, с. 203].

«Под ко­нец же цар­ст­ва их, ког­да от­ступ­ни­ки ис­пол­нят ме­ру без­за­ко­ний сво­их, вос­ста­нет царь на­глый и ис­кус­ный в ко­вар­ст­ве; и ук­ре­пит­ся си­ла его, хо­тя и не его си­лою, и он бу­дет про­из­во­дить уди­ви­тель­ные опу­с­то­ше­ния и ус­пе­вать и дей­ст­во­вать и гу­бить силь­ных и на­род свя­тых, и при уме его и ко­вар­ст­во бу­дет иметь ус­пех в ру­ке его, и серд­цем сво­им он пре­воз­не­сет­ся, и сре­ди ми­ра по­гу­бит мно­гих, и про­тив Вла­ды­ки вла­дык вос­ста­нет, но бу­дет со­кру­шенне ру­кою. Ви­де­ние же о ве­че­ре и ут­ре, о ко­то­ром ска­за­но, ис­тин­но; но ты со­крой это ви­де­ние, ибо оно от­но­сит­ся к от­да­лен­ным вре­ме­нам» (Дан. 8:23–26).

И даль­ше: «И я, Да­ни­ил, из­не­мог и бо­лел не­сколь­ко дней; по­том встал и на­чал за­ни­мать­ся цар­ски­ми де­ла­ми; я изум­лен был ви­де­ни­ем сим и не по­ни­мал его» (Дан. 8:27). Для не­го слу­же­ние про­ро­че­с­кое бы­ло на грани физических сил. В начале этого видения он пал на землю от ужаса и лежал без чувств (Дан. 8:17–18, ср. 10:9). После получения откровения он «изнемог, и болел несколько дней» (Дан. 8:27) от потрясения, которое пережил от увиденного им.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2267 - | 2040 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.