Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Бе­зу­мие На­ву­хо­до­но­со­ра




Сле­ду­ю­щий эпи­зод, опи­сан­ный в чет­вер­той гла­ве, по­ве­ст­ву­ет о бе­зу­мии На­ву­хо­до­но­со­ра. Этот эпи­зод пред­став­лен в фор­ме ука­за или пись­ма са­мо­го На­ву­хо­до­но­со­ра, где он го­во­рит о про­изо­шед­шем с ним. Ему бы­ло не­кое ви­де­ние, сон, ко­то­рый он не мог по­нять, и тог­да он при­звал Да­ни­и­ла, что­бы тот ему объ­яс­нил. Царь ви­дел не­кое ог­ром­ное пре­крас­ное де­ре­во, по­кры­тое ли­с­ть­я­ми, под ко­то­рым на­хо­ди­лось ме­с­то вся­кой пти­це и жи­вот­но­му, и вот раз­да­ет­ся с не­бес глас, ко­то­рый по­ве­ле­ва­ет сру­бить это де­ре­во и раз­бро­сать пло­ды его, и ос­та­вить толь­ко глав­ный ко­рень, что­бы он в узах же­лез­ных и мед­ных сре­ди по­ле­вой тра­вы оро­шал­ся не­бес­ною ро­сою и с жи­вот­ны­ми бы­ла бы часть его в тра­ве зем­ной.

И Да­ни­ил тог­да го­во­рит ца­рю: «Гос­по­дин мой! тво­им бы не­на­ви­ст­ни­кам этот сон, и вра­гам тво­им зна­че­ние его» (Дан. 4:16). Дре­во есть твое цар­ст­во, а ко­рень его есть ты сам, что ты сам вме­нишь­ся со ско­та­ми по­ле­вы­ми и бу­дешь пи­тать­ся тра­вою и оро­шать­ся дож­дем, но ес­ли ты по­ка­ешь­ся, ес­ли ты по­свя­тишь се­бя ми­ло­сер­дию к бед­ным, то ты мо­жешь ис­ку­пить гре­хи свои прав­дой, тог­да мир твой про­длит­ся. Тем не ме­нее царь не прислушивается к словам пророка. Че­рез год он об­хо­дит свой дво­рец и го­во­рит се­бе: «это ли не ве­ли­че­ст­вен­ный Ва­ви­лон, ко­то­рый по­ст­ро­ил я в дом цар­ст­ва си­лою мо­е­го мо­гу­ще­ст­ва и в сла­ву мо­е­го ве­ли­чия!» (Дан. 4:27). Как толь­ко эти гор­дые сло­ва бы­ли про­из­не­се­ны, его по­ра­жа­ет бе­зу­мие, и дей­ст­ви­тель­но, его от­лу­ча­ют от лю­дей, и он ест тра­ву, как вол, об­ра­с­та­ет весь во­ло­са­ми и вме­с­то не­го, ско­рее все­го, его сын ка­кое-то вре­мя пра­вит цар­ст­вом. Впро­чем, На­ву­хо­до­но­со­ра дер­жа­ли, ви­ди­мо, где-то в ук­ром­ном ме­с­те, по­сколь­ку че­рез Да­ни­и­ла бы­ло воз­ве­ще­но, что это «до вре­ме­ни», то есть ис­це­ле­ние на­ста­нет. Че­рез от­ве­ден­ный срок На­ву­хо­до­но­сор при­хо­дит в себя, ка­ет­ся и про­слав­ля­ет уже в тре­тий раз Бо­га Все­выш­не­го (Дан. 4:34).

Пир Вал­та­са­ра

Сле­ду­ю­щий эпи­зод, свя­зан­ный с ва­ви­лон­ским цар­ст­вом, от­но­сит­ся уже ко вре­ме­ни Вал­та­са­ра (Дан. 5 гл.), вну­ка или да­же прав­ну­ка На­ву­хо­до­но­со­ра. Опи­сы­ва­ет­ся пир, ко­то­рый этот царь сде­лал для сво­их вель­мож. Су­дя по все­му, этот пир имел ме­с­то тог­да, ког­да пер­сы уже под­хо­ди­ли к Ва­ви­ло­ну. По-ви­ди­мо­му, он имел сво­ей це­лью как-то ук­ре­пить и под­бо­д­рить ва­ви­лон­ских во­е­на­чаль­ни­ков.

По ука­за­нию ца­ря из хра­ни­ли­ща при­не­се­ны со­су­ды Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма, ко­то­рые бы­ли не­ког­да от­ту­да вы­не­се­ны его пра­де­дом. Из них бы­ло при­ка­за­но пить всем: и муж­чи­нам, и жен­щи­нам, – всем, кто на этом пи­ре пре­бы­ва­л (Дан. 5:3–4). Для че­го? Для то­го, что­бы на­пом­нить всем со­брав­шим­ся о мо­щи ва­ви­лон­ской дер­жа­вы, для то­го, что­бы по­ка­зать, что да­же пре­воз­но­си­мый Бог иу­де­ев и Тот ока­зал­ся не в си­лах про­ти­во­стать дер­жа­ве ва­ви­лон­ской, что со­су­ды из Его хра­ма здесь сей­час у них на пи­ру у лю­дей, ко­то­рые пре­вы­ше всех бо­гов.

И в этот мо­мент в том ме­с­те сте­ны, где ви­се­ли лам­па­ды, по­яв­ля­ет­ся ру­ка, ко­то­рая пи­шет та­ин­ст­вен­ные пись­ме­на, ко­то­рые ни­кто не мо­жет про­чи­тать и ра­зо­брать, от­че­го страх по­ра­жа­ет всех со­брав­ших­ся. Тог­да ца­ри­ца, по-ви­ди­мо­му, мать Вал­та­са­ра, ве­лит при­звать Да­ни­и­ла, ко­то­рый читает эту над­пись и ис­тол­ко­вы­ва­ет ее (Дан. 5:24–28).

Преж­де чем ис­тол­ко­вать эту над­пись, Да­ни­ил, ко­то­ро­му бы­ли обе­ща­ны ве­ли­кие да­ры и на­гра­ды за ­тол­ко­ва­ние, от­ка­зы­ва­ет­ся от них: «Да­ры твои пусть ос­та­нут­ся у те­бя, и по­че­с­ти от­дай дру­го­му; а на­пи­сан­ное я про­чи­таю ца­рю и зна­че­ние объ­яс­ню ему» (Дан. 5:17). Сначала про­рок го­во­рит сле­ду­ю­щее: «Царь! Все­выш­ний Бог да­ро­вал от­цу тво­е­му На­ву­хо­до­но­со­ру цар­ст­во, ве­ли­чие, честь и сла­ву. П­ред ве­ли­чи­ем, ко­то­рое Он дал ему, все на­ро­ды, пле­ме­на и язы­ки тре­пе­та­ли и стра­ши­лись его: ко­го хо­тел, он уби­вал, и ко­го хо­тел, ос­тав­лял в жи­вых; ко­го хо­тел, воз­вы­шал, и ко­го хо­тел, уни­жал. Но ког­да серд­це его над­ми­лось, и дух его оже­с­то­чил­ся до дер­зо­с­ти, он был свер­жен с цар­ско­го пре­сто­ла сво­е­го и ли­шен сла­вы сво­ей, и от­лу­чен был от сы­нов че­ло­ве­че­с­ких, и серд­це его упо­до­би­лось зве­ри­но­му, и жил он с ди­ки­ми ос­ла­ми; кор­ми­ли его тра­вою, как вола, и те­ло его оро­ша­е­мо бы­ло не­бес­ною ро­сою, до­ко­ле он не по­знал, что над цар­ст­вом че­ло­ве­че­с­ким вла­ды­че­ст­ву­ет Все­выш­ний Бог и по­став­ля­ет над ним, ко­го хо­чет. И ты, сын его, Вал­та­сар, не сми­рил серд­ца сво­е­го, хо­тя знал все это, но воз­нес­ся про­тив Гос­по­да не­бес, и со­су­ды до­ма Его при­нес­ли к те­бе, и ты и вель­мо­жи твои, же­ны твои и на­лож­ни­цы твои пи­ли из них ви­но, и ты сла­вил бо­гов се­ре­б­ря­ных и зо­ло­тых, мед­ных, же­лез­ных, деревянных и каменных, ко­то­рые ни ви­дят, ни слы­шат, ни ра­зу­ме­ют; а Бо­га, в ру­ке Ко­то­ро­го ды­ха­ние твое и у Ко­то­ро­го все пу­ти твои, ты не про­сла­вил. За это и по­сла­на от Него эта кисть ру­ки и на­чер­та­но это пи­са­ние. И вот, что на­чер­та­но: МЕ­НЕ, МЕ­НЕ, ТЕ­КЕЛ, УПА­Р­СИН. Вот и зна­че­ние слов: МЕ­НЕ – ис­чис­лил Бог цар­ст­во твое и по­ло­жил ко­нец ему; ТЕ­КЕЛ – ты взве­шен на ве­сах и най­ден очень лег­ким; ПЕ­РЕС — раз­де­ле­но цар­ст­во твое и да­но Ми­дя­нам и Пер­сам. … В ту же са­мую ночь Вал­та­сар, царь хал­дей­ский, был убит, и Да­рий Ми­дя­нин при­нял цар­ст­во, бу­ду­чи ше­с­ти­де­ся­ти двух лет» (Дан. 5:18–31).

Эта речь яв­ля­ет­ся очень важ­ной для по­ни­ма­ния всей кни­ги. Как уже отмечалось выше, ос­нов­ное вни­ма­ние в ней сосредоточено имен­но на про­ро­чествах ис­то­ри­че­с­ко­го ха­рак­те­ра, су­дьбах царств и су­дьбах ми­ра, и здесь со­дер­жит­ся, ес­ли мож­но так вы­ра­зить­ся, фи­ло­со­фия ис­то­рии. Вся­кое цар­ст­во, вся­кое прав­ле­ние долж­но ­знать над со­бой ру­ку Бо­жию; вся­кое цар­ст­во, вся­кое гос­под­ст­во долж­но по­ни­мать ис­точ­ник цар­ст­ва и гос­под­ст­ва. Наполненный спесью и высокомерием, упи­ва­ю­щий­ся сво­ей вла­с­тью, гор­дя­щий­ся, не име­ет ни­ка­кой цен­но­с­ти в очах Бо­жи­их и под­ле­жит на­ка­за­нию и ра­зо­ре­нию. Един­ст­вен­ное цар­ст­во, ко­то­рое ус­то­ит, един­ст­вен­ное цар­ст­во, на­деж­да на ко­то­рое не по­сты­жа­ет­ся, есть цар­ст­во Бо­жие, ко­то­рое при­дет в кон­це и ко­то­рое бу­дет един­ст­вен­ным, бу­дет цар­ст­вом веч­ным. Все ви­де­ния про­ро­ка Да­ни­и­ла и те сны, ко­то­рые он тол­ку­ет, ка­са­ют­ся имен­но это­го, то есть не про­сто оче­ред­но­с­ти сме­ны ка­ких-то царств, но то­го, что все эти цар­ст­ва па­дут, ус­ту­пив ме­с­то от­кро­ве­нию Цар­ст­ва Не­бес­но­го.

Здесь есть не­ко­то­рая ис­то­ри­че­с­кая слож­ность. Де­ло в том, что кро­ме как из кни­ги про­ро­ка Да­ни­и­ла, мы ни­че­го не зна­ем о Да­рии Ми­дя­ни­не (Дан. 5:31). Пер­вый пред­ста­ви­тель Пер­сид­ской дер­жа­вы, с ко­то­рым мы встре­ча­ем­ся, – это Кир. Есть раз­ные объ­яс­не­ния это­му ме­с­ту, од­но из них на­и­бо­лее про­стое, что Да­рий есть иное имя са­мо­го Ки­ра, Да­рий – пер­сид­ское имя, оз­на­ча­ю­щее «об­ла­да­тель со­кро­ви­ща­ми, бо­гач». Эту точ­ку зре­ния под­тверж­да­ет то, что сам Кир был, по-ви­ди­мо­му, 62 лет, ког­да он за­хва­тил Ва­ви­лон (539 г. до Р. Х.). Но мо­жет быть, речь идет о не­ко­ем его пред­ше­ст­вен­ни­ке, хо­тя то, что го­во­рит­ся об ус­т­рой­ст­ве Да­ри­ем своей дер­жа­вы (он по­ста­вил 120 са­т­ра­пов и над ни­ми трех кня­зей (Дан. 6:1)), – совпадает с ме­ро­при­я­тиями, ко­то­рые бы­ли про­ве­де­ны Ки­ром.

Да­ни­ил во рву льви­ном

По­след­ний ис­то­ри­че­с­кий эпи­зод свя­зан уже с Пер­сид­ской дер­жа­вой и Да­ри­ем (Дан. 6 гл.). Да­ни­ил был по­став­лен од­ним из трех кня­зей, уп­рав­ля­ю­щих са­т­ра­па­ми, на мак­си­маль­но воз­мож­но вы­со­кой сту­пень­ке го­су­дар­ст­вен­ной ле­ст­ни­цы. Этим он вы­звал за­висть у сво­их кол­лег, но по­сколь­ку ни­ка­ко­го по­ро­ка и пре­гре­ше­ния, с точ­ки зре­ния за­ко­нов Пер­сид­ских, в нем най­ти бы­ло не­воз­мож­но, то они изо­б­ре­ли но­вый за­кон, ко­то­рый бы поз­во­лил, на­ко­нец, рас­пра­вить­ся с Да­ни­и­лом (Дан. 6:4–5). Они пред­ло­жи­ли ца­рю по­чув­ст­во­вать се­бя в ро­ли бо­же­ст­ва и за­пре­тить всем жи­те­лям дер­жа­вы в те­че­ние 30 дней об­ра­щать­ся с лю­бым про­ше­ни­ем, как к че­ло­ве­ку, так и к лю­бо­му бо­же­ст­ву, кро­ме как к са­мо­му ца­рю. Царь с удо­воль­ст­ви­ем со­гла­ша­ет­ся на та­кое по­ста­нов­ле­ние и че­рез не­ко­то­рое вре­мя ему ука­зы­ва­ют на Да­ни­и­ла, ко­то­рый не со­блю­да­ет это тре­бо­ва­ние и каж­дый день мо­лит­ся сво­е­му Бо­гу вме­с­то то­го, что­бы мо­лить­ся Да­рию. Сановники тща­тель­но сле­дят за тем, что­бы царь ис­пол­нил свой указ и Да­ни­ил был ввер­жен в ров ко львам.

Так и бы­ло со­вер­ше­но, при­чем, го­во­рит­ся о том, что царь весь­ма опе­ча­лил­ся и ночь про­вел без сна и с ут­ра по­бе­жал смо­т­реть на ос­тан­ки Да­ни­и­ла. Под­бе­жав к яме, он во­про­сил гром­ким го­ло­сом: «Да­ни­ил, раб Бо­га Жи­ва­го! Бог твой, Ко­то­ро­му ты не­из­мен­но слу­жишь, мог ли спа­с­ти те­бя от львов?»(Дан. 6:20). И Да­ни­ил, ко­то­рый был жив и здо­ров, воз­ве­с­тил: «Бог мой по­слал Ан­ге­ла Сво­е­го и за­гра­дил пасть львам, и они не по­вре­ди­ли м­не, по­то­му что я ока­зал­ся пред Ним чист, да и пе­ред то­бою, царь, я не сде­лал пре­ступ­ле­ния» (ст. 22). По­сле че­го Да­ни­и­ла из это­го рва поднимают, и ту­да бы­ли бро­ше­ны те, кто его к этой каз­ни при­го­во­рил. При­чем львы, су­дя по все­му, так про­го­ло­да­лись, что вра­ги Да­ни­и­ла не ус­пе­ли да­же до­ле­теть до дна ямы, как их уже рас­тер­за­ли и съе­ли.

По­сле это­го го­во­рит­ся, что Да­рий из­дал указ о том, что­бы во всех об­ла­с­тях по­чи­та­ли Бо­га Да­ни­и­ла (Дан. 6:26). Однако этот указ ни­как не от­вер­га­ет идо­ло­по­клон­ст­ва. Лег­кость, с ко­то­рой царь со­гла­сил­ся на то, что­бы ему воз­да­ва­ли бо­же­с­кие по­че­с­ти, по­ка­зы­ва­ет, что это по­чи­та­ние Бо­га Да­ни­и­ла бы­ло ни­чем не вы­ше, не креп­че, чем почитание дру­гих так на­зы­ва­е­мых бо­гов.

Ис­то­рия пре­бы­ва­ния Да­ни­и­ла во рву льви­ном по­вто­ря­ет­ся в кни­ге про­ро­ка Да­ни­и­ла еще раз в не­ка­но­ни­че­с­ком при­бав­ле­нии (Дан. 14:31–42).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 431 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2460 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.