Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Кни­ги Плач Ие­ре­мии, По­сла­ние Ие­ре­мии и Кни­га про­ро­ка Ва­ру­ха




Еще две книги в Священном Писании связаны с именем пророка Иеремии: Плач Иеремии и Послание Иеремии.

Плач Иеремии – книга каноническая и представляет собой сти­хо­твор­ное про­из­ве­де­ние, на­пи­сан­ное в клас­си­че­с­ком жа­н­ре пла­ча о раз­ру­шен­ном Ие­ру­са­ли­ме. Со­сто­ит она из пя­ти пла­чей, в со­от­вет­ст­вии с раз­би­е­ни­ем по гла­вам. Каж­дый из них име­ет сти­хо­твор­ную фор­му. Че­ты­ре из них представляют собой ал­фа­вит­ный ак­ро­с­тих, то есть име­ют 22 стро­фы, каж­дая из ко­то­рых на­чи­на­ет­ся на со­от­вет­ст­ву­ю­щую бук­ву ев­рей­ско­го ал­фа­ви­та. Пер­вая, вто­рая и чет­вер­тая пес­ни име­ют по 22 сти­ха, каж­дый из ко­то­рых на­чи­на­ет­ся на новую бук­ву, а тре­тья име­ет 66 сти­хов, по 3 сти­ха в стро­фе. Пя­тая гла­ва, плач-мо­лит­ва, то­же име­ет 22 сти­ха, но формы акростиха не имеет.

В Толковой Библии смысл такого построения комментируется следующим образом: «Пророк как бы хочет этим сказать, что он выразил всю полноту страданий своего народа, что он не пропустил ничего, что может быть выражено обыкновенными человеческими словами, с каких бы букв они не начинались. Только тогда, когда скорбь его утихает, именно к 5-й песни, он перестает соблюдать этот акростишный порядок и 5-я песнь сохранила только число букв еврейского алфавита, но не есть акростих» [69, т. 6, с. 155]. Кроме того нарушение формы последней песни может символизировать разоренное и расстроенное со­сто­я­ние Иудеи после нашествия Навуходоносора.

Про­рок оп­ла­ки­ва­ет гибель Ие­ру­са­ли­ма. Он опи­сы­ва­ет ужа­сы оса­ды, то, как ма­те­ри ели сво­их мла­ден­цев, как уми­ра­ли от го­ло­да и ме­ча. Не­по­гре­бен­ные те­ла ле­жа­ли сре­ди раз­ва­лин (Плач 2:21). Рассказывает о своих соб­ст­вен­ных стра­да­ниях и пе­ре­жи­ва­ниях во вре­мя это­го раз­ру­ше­ния (Плач 3 гл.) и го­во­рит о тех гре­хах, о на­ру­ше­нии су­да и спра­вед­ли­во­с­ти, о лже­про­ро­ках, о при­тес­не­ни­ях, ко­то­ры­ми на­пол­нил­ся пе­ред этим Ие­ру­са­лим (Плач 2 гл.). За­тем он воз­но­сит мо­лит­ву к Бо­гу, в ко­то­рой от име­ни на­ро­да ис­по­ве­ду­ет со­зна­ние сво­ей гре­хов­но­с­ти, мо­лит о ми­ло­с­ти и по­мо­щи (Плач 5 гл.).

Изо­б­ра­же­ние пад­ше­го Ие­ру­са­ли­ма пе­ре­кли­ка­ет­ся с еван­гель­ским по­ве­ст­во­ва­ни­ем (Мф. 24 гл.). «Ру­ка­ми вспле­с­ки­ва­ют о те­бе все, про­хо­дя­щие пу­тем, сви­щут и ка­ча­ют го­ло­вою сво­ею о дще­ри Ие­ру­са­ли­ма, го­во­ря: “это ли го­род, ко­то­рый на­зы­ва­ли со­вер­шен­ст­вом кра­со­ты, ра­до­с­тью всей зем­ли?” Ра­зи­ну­ли на те­бя пасть свою все вра­ги твои, сви­щут и скре­же­щут зу­ба­ми, го­во­рят: “по­гло­ти­ли мы его, толь­ко это­го дня и жда­ли мы, дож­да­лись, уви­де­ли!”» (Плач 2:15–16).

О се­бе про­рок Ие­ре­мия го­во­рит: «Бла­го то­му, кто тер­пе­ли­во ожи­да­ет спа­се­ния от Гос­по­да. Бла­го че­ло­ве­ку, ког­да он не­сет иго в юно­с­ти сво­ей, … под­став­ля­ет ла­ни­ту свою би­ю­ще­му его, пре­сы­ща­ет­ся по­но­ше­ни­ем» (Плач. 3:26–30). Очевидна параллель с На­гор­ной про­по­ве­дью (Мф. 5:39). Пре­по­доб­ный Еф­ре­м Си­рин ви­дит здесь та­ин­ст­вен­ное ука­за­ние на путь мо­на­ше­с­ко­го по­дви­га [22, т. 5, с. 520].

Послание Иеремии – книга неканоническая, со­дер­жит в се­бе об­ли­че­ние идо­ло­по­клон­ст­ва, до­воль­но раз­вер­ну­тое изо­б­ра­же­ние тщет­но­с­ти по­чи­та­ния идо­лов и многообразные до­ка­за­тель­ст­ва, что идол не есть бог.

Кни­га про­ро­ка Ва­ру­ха принадлежит ученику пророка Иеремии – пророку Варуху. Эта книга неканоническая. В ней ска­за­но, что она на­пи­са­на Ва­ру­хом уже во вре­мя ва­ви­лон­ско­го пле­на (Вар. 1:1). Пророк по­вто­ря­ет многое из ска­зан­ного в кни­ге про­ро­ка Ие­ре­мии, воз­ве­ща­ет из­ра­иль­тя­нам при­чи­ны пле­на и о то, что они вер­нут­ся впос­лед­ст­вии об­рат­но (Вар. 2:34). Из кни­ги пророка Варуха, не­смо­т­ря на то, что она не­ка­но­ни­че­с­кая, чи­та­ет­ся один от­ры­вок в ка­че­ст­ве па­ре­мии на ве­чер­не Рож­де­ст­ва Хри­с­то­ва (Вар. 3:36–38; 4:1–4). Однако эта паремия про­воз­гла­ша­ет­ся как про­ро­че­ст­во Ие­ре­мии, что, ви­ди­мо, вер­но, по­сколь­ку мно­гие тек­с­ты, ко­то­рые встре­ча­ют­ся в этой кни­ге, яв­но за­им­ст­во­ва­ны у Ие­ре­мии. Главная тема этого чтения – Боговоплощение: «По­сле то­го Он явил­ся на зем­ле и об­ра­щал­ся меж­ду людь­ми» (слав. «на зем­ле яви­ся и с че­ло­ве­ки по­жи­ве») (Вар. 3:38). Пророк говорит также о за­ко­не Бо­жи­ем и о кни­ге за­ко­на: «Кто взо­шел на не­бо и взял ее, и снес с об­ла­ков? Кто пе­ре­шел мо­ря и на­шел ее, и кто при­не­сет ее, луч­шую чи­с­то­го зо­ло­та?» (Вар. 3:29–30). «Сей есть Бог наш, и ни­кто дру­гой не срав­нит­ся с Ним. Он на­шел все пу­ти пре­му­д­ро­с­ти и да­ро­вал ее ра­бу Сво­е­му Иа­ко­ву и воз­люб­лен­но­му Сво­е­му Из­ра­и­лю. По­сле то­го Он явил­ся на зем­ле и об­ра­щал­ся меж­ду людь­ми. Вот кни­га за­по­ве­дей Бо­жи­их и за­кон, пре­бы­ва­ю­щий во­век. Все, дер­жа­щи­е­ся ее, бу­дут жить, а ос­тав­ля­ю­щие ее ум­рут» (Вар. 3:36 – 4:1). Со­шед­ший с не­бес Сын Бо­жий – ипо­с­тас­ная Пре­му­д­рость – да­ро­вал лю­дям ис­тин­ную пре­му­д­рость, вос­ста­но­вил ут­ра­чен­ное бо­го­об­ще­ние, от­крыв всем путь жиз­ни. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Мож­но про­чи­тать этот текст и так, что кни­га за­по­ве­дей и за­кон, пре­бы­ва­ю­щий во­век, это как раз та са­мая «ве­ли­кая бла­го­че­с­тия тай­на: Бог явил­ся во пло­ти» (1 Тим. 3:16), и что «вся­кий дух, ко­то­рый не ис­по­ве­ду­ет Ии­су­са Хри­с­та, при­шед­ше­го во пло­ти, не есть от Бо­га» (1 Ин. 4:3). Это и есть Благовестие, спа­си­тель­ное для всех лю­дей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 780 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2193 - | 2114 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.