Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Слу­же­ние про­ро­ка Ие­ре­мии




Об­ра­тим те­перь вни­ма­ние на лич­ность и слу­же­ние про­ро­ка. Ро­дил­ся он в ме­с­теч­ке под на­зва­ни­ем Ана­фоф, не­да­ле­ко от Ие­ру­са­ли­ма (Иер. 1:1), но уже в пре­де­лах ко­ле­на Ве­ни­а­ми­но­ва. Этот го­ро­док был вы­де­лен в свое вре­мя для свя­щен­ни­ков. Та­ким об­ра­зом, он про­ис­хо­дил из свя­щен­ни­че­с­кой се­мьи, был сы­ном свя­щен­ни­ка, а зна­чит, че­ло­ве­ком, ко­то­рый имел пра­во и обя­зан­ность учить на­род.

К слу­же­нию он был при­зван до­воль­но юным. Про­изо­ш­ло это в 13-й год ца­ря Ио­сии, при­мер­но в 627 го­ду до Рож­де­ст­ва Хри­с­то­ва. При при­зва­нии на слу­же­ние Гос­подь ска­зал Ие­ре­мии: «Не го­во­ри: “я мо­лод”; ибо ко всем, к ко­му по­ш­лю те­бя, пой­дешь, и все, что по­ве­лю те­бе, ска­жешь. Не бой­ся их, ибо Я с то­бою, что­бы из­бав­лять те­бя, сказал Господь. И про­стер Господь ру­ку Свою, и кос­нул­ся уст мо­их, и ска­зал мне Гос­подь: вот, Я вло­жил сло­ва Мои в ус­та твои. Смо­т­ри, Я по­ста­вил те­бя в сей день над на­ро­да­ми и цар­ст­ва­ми, что­бы ис­ко­ре­нять и ра­зо­рять, гу­бить и раз­ру­шать, со­зи­дать и на­саж­дать» (Иер. 1:7-10). Его слу­же­ние бы­ло воз­мож­но бо­лее тра­гич­ным, чем слу­же­ние про­ро­ка Иса­ии, по­то­му что, за ис­клю­че­ни­ем крат­ко­го пе­ри­о­да его про­по­ве­ди во вре­мя правления царя Ио­сии, ни­кто его не слу­шал, и на­род ос­та­вал­ся без ис­прав­ле­ния. Более того его ре­гу­ляр­но пы­та­лись убить и под­вер­га­ли пре­сле­до­ва­нию. Этим гре­ши­ли да­же жи­те­ли его род­но­го по­се­ле­ния: «Гос­подь от­крыл мне, и я знаю; Ты по­ка­зал мне де­я­ния их. А я, как крот­кий аг­нец, ве­до­мый на за­кла­ние, и не знал, что они со­став­ля­ют за­мыс­лы про­тив ме­ня, го­во­ря: “по­ло­жим ядо­ви­тое де­ре­во в пи­щу его и от­торг­нем его от зем­ли жи­вых, что­бы и имя его более не упо­ми­на­лось”. Но, Гос­по­ди Са­ва­оф, Су­дья пра­вед­ный, ис­пы­ту­ю­щий серд­ца и ут­ро­бы! дай уви­деть мне мще­ние Твое над ни­ми, ибо Те­бе вве­рил я де­ло мое. Посе­му так го­во­рит Гос­подь о му­жах Ана­фо­фа, ищу­щих ду­ши тво­ей и го­во­ря­щих: “не про­ро­че­ст­вуй во имя Гос­по­да, что­бы не уме­реть те­бе от рук на­ших”; по­се­му так го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф: вот, Я по­се­щу их: юно­ши их ум­рут от ме­ча, сы­но­вья их и до­че­ри их ум­рут от го­ло­да. И ос­тат­ка не бу­дет от них; ибо Я на­ве­ду бед­ст­вие на му­жей Анафофа в год по­се­ще­ния их» (Иер. 11:18–23). Эти сло­ва чи­та­ют­ся на служ­бе Ве­ли­ко­го Чет­вер­га, ибо это про­ро­че­ст­во. По сло­ву преподобного Еф­ре­ма Си­ри­на, «в Ие­ре­мии та­ин­ст­вен­но пред­став­лен был толь­ко об­раз, по­то­му что иу­деи умерт­ви­ли его не дре­вом, но кам­ня­ми. Ис­пол­ни­лось же сие на Гос­по­де на­шем. Ему иу­деи вло­жи­ли дре­во в хлеб, то есть умерт­ви­ли Его, при­гвоз­див ко дре­ву» [22, т. 5, с. 459]. Об этом же го­во­рит­ся и в бо­го­слу­жеб­ных тек­с­тах: «Смерть из­ба­ви­те­ля пред­ска­зо­вал еси тай­но, бо­го­гла­се, яко­же бо аг­ня, на дре­во Хри­с­та воз­дви­го­ша, жи­во­та на­чаль­ни­ка, со­бор без­за­кон­ный иу­дей­ский, бла­го­де­те­ля всея тва­ри»[50]. Мно­гие не­до­б­ро­же­ла­те­ли сле­дят за про­ро­ком, же­лая уло­вить его в сло­ве, что­бы под­верг­нуть су­ду. «Ибо я слы­шал тол­ки мно­гих: уг­ро­зы во­круг; “за­яви­те, [го­во­ри­ли] [они], и мы сде­ла­ем до­нос”. Все, жив­шие со мною в ми­ре, сто­ро­жат за мною, не спо­тк­нусь ли я: “мо­жет быть, [го­во­рят], он по­па­дет­ся, и мы одо­ле­ем его и от­мстим ему» (Иер. 20:10). В этих сло­вах то­же нель­зя не уви­деть сход­ст­ва с об­сто­я­тель­ст­ва­ми про­по­ве­ди Спа­си­те­ля.

Из уст пророка мы слы­шим сло­ва, ис­пол­нен­ные го­ре­чи, но од­но­вре­мен­но и на­деж­ды: «Го­ре мне, мать моя, что ты ро­ди­ла ме­ня че­ло­ве­ком, ко­то­рый спо­рит и ссо­рит­ся со всею зем­лею! Ни­ко­му не да­вал я в рост, и мне ни­кто не да­вал в рост, а все про­кли­на­ют ме­ня. Гос­подь ска­зал: ко­нец твой бу­дет хо­рош, и Я за­став­лю вра­га по­сту­пать с тобою хо­ро­шо во вре­мя бед­ст­вия и во вре­мя скор­би» (Иер. 15:10–11). «О, Гос­по­ди! Ты зна­ешь все; вспом­ни обо мне и по­се­ти ме­ня, и от­мсти за ме­ня го­ни­те­лям мо­им; не по­гу­би ме­ня по дол­го­тер­пе­нию Тво­е­му; Ты зна­ешь, что ра­ди Те­бя не­су я по­ру­га­ние. Об­ре­те­ны сло­ва Твои, и я съел их; и бы­ло сло­во Твое мне в ра­дость и в ве­се­лие серд­ца мо­е­го; ибо Имя Твое на­ре­че­но на мне, Гос­по­ди, Бо­же Са­ва­оф. Не си­дел я в со­бра­нии сме­ю­щих­ся и не ве­се­лил­ся: под тя­го­те­ю­щею на мне ру­кою Тво­ею я си­дел оди­но­ко, ибо Ты ис­пол­нил ме­ня не­го­до­ва­ния. За что так упор­на бо­лезнь моя, и ра­на моя так не­ис­цель­на, что от­вер­га­ет вра­че­ва­ние? Не­уже­ли Ты бу­дешь для ме­ня как бы об­ман­чи­вым ис­точ­ни­ком, не­вер­ною во­дою?» (Иер. 15:15–18). Этот вопль к Богу пророк произносит не только от себя, но и от ли­ца все­го на­ро­да. «На сие так ска­зал Гос­подь: ес­ли ты об­ра­тишь­ся, то Я вос­став­лю те­бя, и бу­дешь пред­сто­ять пред ли­цем Мо­им; и ес­ли из­вле­чешь дра­го­цен­ное из ни­чтож­но­го, то бу­дешь как Мои ус­та. Они са­ми бу­дут об­ра­щать­ся к те­бе, а не ты бу­дешь об­ра­щать­ся к ним. И сде­лаю те­бя для это­го на­ро­да креп­кою мед­ною сте­ною; они бу­дут ра­то­вать про­тив те­бя, но не одо­ле­ют те­бя, ибо Я с то­бою, что­бы спа­сать и из­бав­лять те­бя, го­во­рит Гос­подь. И спа­су те­бя от ру­ки злых и из­бав­лю те­бя от ру­ки при­тес­ни­те­лей» (Иер. 15:19–21).

«Ты влек ме­ня, Гос­по­ди, – и я ув­ле­чен; Ты силь­нее ме­ня – и пре­воз­мог, и я каж­дый день в по­сме­я­нии, вся­кий из­де­ва­ет­ся на­до мною. Ибо лишь толь­ко нач­ну го­во­рить я, – кри­чу о на­си­лии, во­пию о ра­зо­ре­нии, по­то­му что сло­во Гос­под­не об­ра­ти­лось в по­но­ше­ние мне и в по­всед­нев­ное по­сме­я­ние» (Иер. 20:7–8).

Пророк не про­сто скор­бит, что над ним сме­ют­ся. Ведь он воз­ве­ща­ет сло­во Бо­жие, пе­ред его ли­цом со­вер­шен­но от­чет­ли­во раз­во­ра­чи­ва­ет­ся кар­ти­на то­го, что здесь ско­ро бу­дет про­ис­хо­дить. Он ее передает в ле­де­ня­щих ду­шу по­дроб­но­с­тях, а это вы­зы­ва­ет толь­ко смех и за­ба­ву. Бед­ст­вие при­бли­жа­ет­ся. Он про­ро­че­ст­ву­ет о гибели Иерусалима за 20 лет, за 15 лет, за 10 лет. Вокруг мно­же­ст­во лю­дей, про­ро­ков, свя­щен­ни­ков, ко­то­рые го­во­рят, что это­го ни­че­го не бу­дет, что здесь Храм Гос­по­день, Ие­ру­са­лим, За­кон. «И по­ду­мал я: “не бу­ду я на­по­ми­нать о Нем и не бу­ду бо­лее го­во­рить во имя Его”; но бы­ло в серд­це мо­ем, как бы го­ря­щий огонь, за­клю­чен­ный в ко­с­тях мо­их, и я ис­то­мил­ся удер­жи­вая его, и не мог. Ибо я слы­шал тол­ки мно­гих: уг­ро­зы во­круг; “за­яви­те, [го­во­ри­ли они], и мы сде­ла­ем до­нос”. Все, жив­шие со мной в ми­ре, сто­ро­жат за мною, не спо­тк­нусь ли я: “Мо­жет быть, [го­во­рят], он по­па­дет­ся, и мы одо­ле­ем его и от­мстим ему» (Иер. 20:9–10). Вот про­ти­во­сто­я­ние Бо­га и ми­ра, ко­то­рое на­и­бо­лее от­чет­ли­во про­яв­ля­ет­ся в Еван­ге­лии. Но оно присутствует в жиз­ни каж­до­го пра­вед­ни­ка, по­сколь­ку они «не от ми­ра се­го». «Но со мною Гос­подь, как силь­ный ра­то­бо­рец; по­это­му го­ни­те­ли мои спо­тк­нут­ся и не одо­ле­ют; силь­но по­сра­мят­ся, по­то­му что по­сту­па­ли не ра­зум­но; по­срам­ле­ние бу­дет веч­ное, ни­ког­да не за­бу­дет­ся. Гос­по­ди сил! Ты ис­пы­ты­ва­ешь пра­вед­но­го и ви­дишь вну­т­рен­ность и серд­це. Да уви­жу я мще­ние Твое над ни­ми, ибо Те­бе вве­рил я де­ло мое. Пой­те Гос­по­ду, хва­ли­те Гос­по­да, ибо Он спа­са­ет ду­шу бед­но­го от ру­ки зло­де­ев» (Иер. 20:11–13).

В один из са­мых тя­же­лых мо­мен­тов жиз­ни про­рок го­во­рит: «Про­клят день, в ко­то­рый я ро­дил­ся! день, в ко­то­рый ро­ди­ла ме­ня мать моя, да не бу­дет бла­го­сло­вен! Про­клят че­ло­век, ко­то­рый при­нес весть от­цу мо­е­му и ска­зал: “у те­бя ро­дил­ся сын”, и тем очень об­ра­до­вал его. И да бу­дет с тем че­ло­ве­ком, что с го­ро­да­ми, ко­то­рые раз­ру­шил Гос­подь и не по­жа­лел; да слы­шит он ут­ром во­пль и в пол­день ры­да­ние за то, что он не убил ме­ня в са­мой ут­ро­бе – так, что­бы мать моя бы­ла мне гро­бом и чре­во ее ос­та­лось веч­но бе­ре­мен­ным. Для че­го вы­шел я из ут­ро­бы, что­бы ви­деть тру­ды и скор­би и что­бы дни мои ис­чеза­ли в бес­сла­вии?» (Иер. 20:14–18). По­доб­ный вопль вы­рвал­ся не­ког­да из уст пра­вед­но­го Ио­ва (Иов 3:1–26).

Преподобный Еф­рем Си­рин, объ­яс­няя его смысл, пи­сал: «он или как про­рок пред­ска­зы­вал дру­гим гря­ду­щие бед­ст­вия, или об­на­ру­жи­вал соб­ст­вен­ную свою скорбь по при­чи­нам не пре­до­су­ди­тель­ным, но скры­тым от нас и пре­вы­ша­ю­щим на­ше ра­зу­ме­ние, и вы­ра­жал ее та­ки­ми сло­ва­ми, ко­то­рые сла­гал и оп­ре­де­лял про­ро­кам Сам Дух» [22, т. 5, с. 478].

Не взирая на трудности, про­по­ве­до­вал про­рок Ие­ре­мия весь­ма усерд­но. Мы ви­дим его про­по­ве­ду­ю­щим в хра­ме (Иер. 7 гл.), у го­род­ских во­рот (Иер. 17:19), в по­ле за го­ро­дом, об­ра­ща­ю­щим­ся к ца­рю (Иер. 22 гл.) и да­же про­по­ве­ду­ю­щим во время за­клю­че­ния (Иер. 37:15–21), во дво­ре, стра­же (Иер. 38:13–28). Толь­ко ког­да его опу­с­ти­ли в яму, на­пол­нен­ную гря­зью (Иер. 38:5–13), у не­го уже не бы­ло ни­ка­кой воз­мож­но­с­ти об­ра­щать­ся к на­ро­ду, но, по ми­ло­с­ти Бо­жи­ей, он там про­вел не слиш­ком дол­гое вре­мя, ина­че бы по­гиб.

Ког­да он про­ро­че­ст­во­вал в хра­ме Гос­под­нем, по на­сто­я­нию свя­щен­ни­ка его за­би­ли в ко­лод­ки. По­сле ос­во­бож­де­ния, при­дя во двор хра­ма, Ие­ре­мия воз­ве­ща­ет о его гря­ду­щем раз­ру­ше­нии. «С до­мом сим Я сде­лаю то же, что с Си­ло­мом, и го­род сей пре­дам на про­кля­тие всем на­ро­дам зем­ли» (Иер. 26:6). Его про­ро­че­ст­во вы­зы­ва­ет раз­ную ре­ак­цию. Не­ко­то­рые тре­бу­ют смер­ти про­ро­ку. Но на­хо­дят­ся все-та­ки здра­во­мыс­ля­щие лю­ди, ко­то­рые го­во­рят, что в преж­ние вре­ме­на про­ро­че­ст­во­вал о раз­ру­ше­нии Ие­ру­са­ли­ма про­рок Ми­хей (Иер. 26:17-19), но не был каз­нен, а на­род во гла­ве с ца­рем по­ка­ял­ся. Не нуж­но ли в слу­чае с Ие­ре­ми­ей по­сту­пить тем же са­мым об­ра­зом, то есть не пы­тать­ся убить Ие­ре­мию, а по­ка­ять­ся пе­ред Бо­гом и ис­пра­вить­ся.

По­ми­мо уст­ной про­по­ве­ди, об­ра­щен­ной к жи­те­лям Ие­ру­са­ли­ма, про­рок Ие­ре­мия по по­ве­ле­нию Бо­жию за­пи­сы­ва­ет сло­ва про­ро­честв в кни­гу и пе­ре­да­ет ца­рю (Иер. 30:2; 36:2). Ког­да эта кни­га по­па­да­ет в ру­ки ца­ря Ио­а­ки­ма (608 – 598 гг. до Р. Х.), то по ме­ре то­го, как ему ее чи­та­ют, он от­ре­за­ет но­жом ку­с­ки от свит­ка и бро­са­ет их в жа­ров­ню, что­бы они сго­ре­ли (Иер. 36:22–24). За это про­рок Ие­ре­мия воз­ве­ща­ет, что «не бу­дет от не­го си­дя­ще­го на пре­сто­ле Да­ви­до­вом, и труп его бу­дет бро­шен на зной днев­ной и на хо­лод ноч­ной» (Иер. 36:30). Ис­то­ри­че­с­кие кни­ги Пи­са­ния умал­чи­ва­ют о том, как и при ка­ких об­сто­я­тель­ст­вах умер Ио­а­ким. Но ког­да в 597 го­ду На­ву­хо­до­но­сор ов­ла­дел Ие­ру­са­ли­мом, то при том, что сна­ча­ла там на­хо­дил­ся Ио­а­ким, сда­ет Ие­ру­са­лим уже его сын Ие­хо­ния. Потому нет ос­но­ва­ний ду­мать, что это про­ро­че­ст­во не ис­пол­ни­лось. По­сле то­го, как кни­га бы­ла та­ким об­ра­зом унич­то­же­на, Ие­ре­мия по­ве­ле­ва­ет Ва­ру­ху пи­сать но­вую кни­гу (Иер. 36:32), в ко­то­рую вклю­ча­ет и преж­ние, и но­вые про­ро­че­ст­ва. Оче­вид­но, что этот сви­ток и явил­ся ос­но­вой кни­ги про­ро­ка Ие­ре­мии.

Поль­зу­ясь тем, что в Ва­ви­лон от­прав­ля­ет­ся от Се­де­кии по­соль­ст­во (Иер. 29:1-10), в ко­то­ром на­хо­дят­ся двое дру­зей Ие­ре­мии, он от­прав­ля­ет ту­да по­сла­ние, го­во­ря, что плен­ни­ки, ко­то­рых Гос­подь вы­слал из Ие­ру­са­ли­ма, не долж­ны слу­шать про­ро­ков, го­во­ря­щих, что ско­ро со­кру­шит Гос­подь иго ва­ви­лон­ское и что ско­ро все вер­нут­ся по сво­им до­мам. Они долж­ны стро­ить до­ма, об­за­во­дить­ся сво­им хо­зяй­ст­вом, брать жен, рож­дать сы­но­вей и за­бо­тить­ся о бла­го­со­сто­я­нии то­го го­ро­да, в ко­то­рый они вы­се­ле­ны, по­то­му что их соб­ст­вен­ные жизнь и бла­го­со­сто­я­ние от это­го за­ви­сят (Иер. 29:4–9). За это то­же сле­ду­ет го­не­ние на Ие­ре­мию, его об­ви­ня­ют в том, что он под­ры­ва­ет ве­ру и на­деж­ду всех из­ра­иль­тян (Иер. 38:4).

Накануне па­де­ни­я Ие­ру­са­ли­ма Гос­подь да­ет Ие­ре­мии по­ве­ле­ние ку­пить се­бе уча­с­ток по­ля в сво­ем род­ном се­ле­нии (Иер. 32:6–15). Сдел­ка тща­тель­но оформ­ля­ет­ся при сви­де­те­лях и долж­на удо­с­то­ве­рить лю­дей в том, что еще бу­дут об­ра­ба­ты­вать зем­лю в этой стра­не.

В тот мо­мент, ког­да уже пе­ред са­мым па­де­ни­ем Ие­ру­са­ли­ма, ва­ви­ло­ня­не бы­ли вы­нуж­де­ны на не­ко­то­рое вре­мя снять оса­ду, Ие­ре­мия пы­та­ет­ся уй­ти из го­ро­да (Иер. 37:12). Его хва­та­ют и го­во­рят, что он пре­да­тель, ко­то­рый со­би­ра­ет­ся бе­жать и са­жа­ют его во двор тем­нич­ной стра­жи и за­тем, по­сколь­ку он не пе­ре­ста­вал про­ро­че­ст­во­вать, опу­с­ка­ют его в яму, что­бы он там умер (Иер. 38 гл.). Па­де­ние Ие­ру­са­ли­ма он встре­ча­ет в за­то­че­нии. И уже ва­ви­ло­ня­не, ко­то­рые за­хва­ти­ли Ие­ру­са­лим, вы­пу­с­ка­ют его и ока­зы­ва­ют ему по­че­с­ти, как про­ро­ку, че­ло­ве­ку Бо­жию (Иер. 39:11–14). Стран­ное и уди­ви­тель­ное де­ло, ког­да за­хват­чи­ки, вра­ги об­хо­дят­ся с ним луч­ше, чем соп­ле­мен­ни­ки, при­чем луч­ше имен­но на том ос­но­ва­нии, что он че­ло­век Бо­жий. Во­е­на­чаль­ник На­ву­зар­дан пред­ла­га­ет про­ро­ку на вы­бор ли­бо ос­тать­ся в Па­ле­с­ти­не, ли­бо ид­ти куда ему нравится (Иер. 40:5). Ие­ре­мия пред­по­чи­та­ет ос­тать­ся.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 505 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.