Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


При­зва­ние к про­ро­че­с­ко­му слу­же­нию




В пер­вом от­де­ле опи­сы­ва­ет­ся при­зва­ние Ие­зе­ки­и­ля к про­ро­че­с­ко­му слу­же­нию. Здесь мы ви­дим не­ве­ро­ят­но слож­ное опи­са­ние или, ско­рее, по­пыт­ку опи­са­ния то­го, что он уви­дел на ре­ке Хо­вар, а имен­но ви­де­ние по­до­бия Сла­вы Бо­жи­ей.

Пророк увидел движущееся с севера облако, окруженное сиянием. В середине его – подобие четырех животных с четырьмя крылами и четырьмя лицами каждое: «Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» (Иез. 1:10). Вид животных был подобен виду горящих углей и они «быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния» (Иез. 1:14).

Возле животных пророк увидел колеса «по одному колесу перед четырьмя лицами их <…> когда они шли, шли на четыре свои стороны; во все время шествия не оборачивались» (Иез. 1:15, 17).

Выше них находился свод, подобный кристаллу, сверху которого простирались крылья. «А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1:26–28).

Это видение, являющее всемогущество и вездеприсутствие Бога, окруженного бесплотными силами, дает большой простор для толкования. Укажем здесь лишь то, что выше всего пророк увидел подобие человека. «Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын, сый в лоне Отчем, той яви» (Ин. 1:18), – говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. Сияние в виде радуги напоминает о завете, заключенном Богом со всем человечеством.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, где ему это от­кры­ва­ет­ся. Не в Ие­ру­са­ли­ме, не в хра­ме, а где-то в со­вер­шен­но чу­жой, за­бро­шен­ной язы­че­с­кой зем­ле. Вдруг ему там от­кры­ва­ет­ся Гос­подь, что уже са­мо по се­бе, как бы с са­мо­го на­ча­ла про­ти­во­ре­чит пред­став­ле­ни­ям о том, как все это долж­но про­ис­хо­дить. Где, ска­жем, от­кры­вал­ся Гос­подь Мо­и­сею? В ски­нии над крыш­кой Ков­че­га, от­ту­да ему Гос­подь го­во­рил. Храм дол­жен был быть цен­т­ром это­го от­кро­ве­ния, ведь это все про­ис­хо­дит в мо­мент, ког­да Ие­ру­са­лим еще сто­ит на ме­с­те, храм сто­ит на ме­с­те, там со­вер­ша­ет­ся слу­же­ние и стран­но, по­че­му он ви­дит вдруг Сла­ву Бо­жию сов­сем не там, где ей по­ла­га­ет­ся быть.

Гос­подь при­зы­ва­ет Ие­зе­ки­и­ля на слу­же­ние, обращаясь к нему так: «По­сы­лаю те­бя к сы­нам Из­ра­и­ле­вым, к лю­дям не­по­кор­ным, <…> с ог­ру­бе­лым ли­цем и же­с­то­ким серд­цем; к ним Я по­сы­лаю те­бя, и ты ска­жешь им: так го­во­рит Гос­подь Бог! Бу­дут ли они слу­шать или не бу­дут, ибо они мя­теж­ный дом; но пусть зна­ют, что был про­рок сре­ди них» (Иез. 2:3–5). К не­му про­сти­ра­ет­ся ру­ка, дер­жа­щая сви­ток, ко­то­рый раз­во­ра­чи­ва­ет­ся пе­ред ним и на ко­то­ром на­пи­са­но: «плач, и стон, и го­ре». Про­рок по­лу­ча­ет по­ве­ле­ние съесть этот сви­ток, и он съел его, и бы­ло в ус­тах его «слад­ко, как мед», при­том, что та­кие страш­ные бы­ли на­пи­са­ны сло­ва на этом свит­ке.

И сно­ва Гос­подь об­ра­ща­ет­ся к про­ро­ку: «Встань и иди к до­му Из­ра­и­ле­ву, и го­во­ри им Мо­и­ми сло­ва­ми; ибо не к на­ро­ду с ре­чью не­внят­ною и с не­по­нят­ным язы­ком ты по­сы­ла­ешь­ся, но к до­му Из­ра­и­ле­ву, не к на­ро­дам мно­гим с не­внят­ною ре­чью и с не­по­нят­ным язы­ком, ко­то­рых слов ты не ра­зу­мел бы; да ес­ли бы Я по­слал те­бя и к ним, то они по­слу­ша­лись бы те­бя; а дом Из­ра­и­лев не за­хо­чет слу­шать те­бя; ибо они не хо­тят слу­шать Ме­ня, по­то­му что весь дом Из­ра­и­лев с креп­ким лбом и же­с­то­ким серд­цем. Вот, Я сде­лал и твое ли­це креп­ким про­тив лиц их, и твое че­ло креп­ким про­тив их лба. Как ал­маз, ко­то­рый креп­че кам­ня, сде­лал Я че­ло твое; не бой­ся их и не стра­шись пе­ред ли­цем их, ибо они мя­теж­ный дом» (Иез. 3:4–9).

По­сле то­го, как про­рок про­во­дит семь дней в изум­ле­нии, Гос­подь го­во­рит, что он от­ны­не страж, хра­ни­тель до­ма Из­ра­и­ле­ва и что он бу­дет го­во­рить и об­ли­чать. Ес­ли он об­ли­чит без­за­кон­ни­ка в его гре­хах, и тот не от­вра­тит­ся от гре­хов сво­их и по­гиб­нет, то про­рок чист от кро­ви его. Но ес­ли он не бу­дет го­во­рить ему сло­ва Гос­по­да, не бу­дет его об­ли­чать, и тот по­гиб­нет, то кровь его на про­ро­ке, без­за­ко­ние греш­ни­ка об­ра­тит­ся на не­го. Гос­подь по­став­ля­ет судь­бу про­ро­ка в за­ви­си­мо­с­ть от судь­бы тех лю­дей, к ко­то­рым он по­сы­ла­ет­ся, и го­во­рит, что ис­пол­не­ние то­го, что ему по­ру­ча­ет­ся, вне его вла­с­ти, но го­во­рить и про­ро­че­ст­во­вать, то есть ри­с­ко­вать жиз­нью, он дол­жен, да­же не имея ни­ка­кой на­деж­ды на то, что его сло­во бу­дет ус­лы­ша­но.

31.2. Про­ро­че­ст­ва о ги­бе­ли Ие­ру­са­ли­ма (сим­во­ли­че­с­кие дей­ст­вия)

Про­рок на­чи­на­ет свое про­ро­че­ст­во сим­во­ли­че­с­кими дей­ст­виями (Иез. 4, 5 глл.). По­че­му? По­то­му что сло­ва, оче­вид­но, уже ма­ло дей­ст­во­ва­ли, и вот про­рок со­вер­ша­ет мно­го раз­ных сим­во­ли­че­с­ких дей­ст­вий, ко­то­ры­ми он пы­та­ет­ся при­влечь вни­ма­ние сво­их со­оте­че­ст­вен­ни­ков. При­чем эти дей­ст­вия ино­гда име­ют скан­даль­ный, со­блаз­ни­тель­ный ха­рак­тер. Про­рок Ие­зе­ки­иль бо­лее чем все дру­гие про­ро­ки мо­жет быть на­зван вет­хо­за­вет­ным юро­ди­вым, он стран­но се­бя ве­дет, стран­но го­во­рит и вы­зы­ва­ет по­сто­ян­но все­об­щее не­до­уме­ние. По-ви­ди­мо­му, это един­ст­вен­ный спо­соб до­сту­чать­ся до тех, кто его ви­дит или слы­шит. В это са­мое вре­мя проповедовал в Ие­ру­са­ли­ме Ие­ре­мия, ко­то­рый пы­тал­ся об­ра­тить на­род к по­ка­я­нию, по­сколь­ку пред­ви­дел уже ги­бель и раз­ру­ше­ние. То же са­мое де­лал на Хо­ва­ре про­рок Ие­зе­ки­иль.

Он бе­рет кир­пич и де­ла­ет на нем изо­б­ра­же­ние Ие­ру­са­ли­ма, ус­та­нав­ли­ва­ет этот кир­пич по­сре­ди се­ле­ния и на­чи­на­ет ве­с­ти про­тив не­го осад­ные ра­бо­ты (Иез. 4 гл.). На­сы­па­ет вал и рас­по­ла­га­ет там стан, стро­ит сте­но­бит­ные ма­шин­ы и ве­дет штурм это­го кир­пи­ча на удив­ле­ние соп­ле­мен­ни­кам, и объ­яс­ня­ет по­том, что это зна­ме­ние грядущей оса­ды Ие­ру­са­ли­ма. В те времена при осаде хорошо укрепленных городов, ес­ли бы­ли си­лы и воз­мож­ность, обыч­но на­сы­па­ли вал из зем­ли та­кой же вы­со­ты, как сте­на, и по­том на­чи­на­ли с это­го ва­ла дви­гать та­кую же ку­чу грун­та к сте­не, чтоб мож­но бы­ло вый­ти на од­ном с ней уров­не. Вот и он стро­ит то­же та­кой же вал во­круг это­го кир­пи­ча и за­тем объ­яс­ня­ет смысл про­ис­хо­дя­ще­го.

При­над­ле­жа к из­бран­но­му на­ро­ду, он не­сет на се­бе от­вет­ст­вен­ность за то, что про­ис­хо­дит. Согласно повелению Божию пророк дол­жен ле­жать сна­ча­ла 390 дней на ле­вом бо­ку, не­ся на се­бе как бы без­за­ко­ния до­ма Из­ра­и­ле­ва по чис­лу дней его, по­том дол­жен ле­жать на пра­вом бо­ку то­же не­по­движ­но и 40 дней не­сти на се­бе без­за­ко­ния до­ма Иу­ди­на, день за год (Иез. 4:4–17). При этом ему да­ет­ся ука­за­ние о том, что здесь имен­но об­ли­че­ние гре­хов, за ко­то­рые гиб­нут эти на­ро­ды: «И об­ра­ти ли­це твое и об­на­жен­ную пра­вую ру­ку твою на оса­ду Ие­ру­са­ли­ма, и про­ро­че­ст­вуй про­тив не­го. Вот, Я воз­ло­жил на те­бя узы, и ты не по­вер­нешь­ся с од­но­го бо­ка на дру­гой, до­ко­ле не ис­пол­нишь дней оса­ды тво­ей» (Иез. 4:7-8).

За­тем он нала­га­ет на се­бя пост. Из всех ви­дов зер­на, ко­то­рые есть в его рас­по­ря­же­нии, он де­ла­ет се­бе хлеб, и в те дни, ког­да он ле­жит на бо­ку, вкушает 300 грам­мов хле­ба и 600 грам­мов во­ды в день, изо­б­ра­жая этим ме­ру хле­ба и пи­тья, ко­то­рые бу­дут иметь лю­ди в осаж­ден­ном го­ро­де. Бо­лее то­го, его Гос­подь за­став­ля­ет де­лать не­чи­с­тый хлеб, и толь­ко ког­да тот взмо­лил­ся о том, что от юно­с­ти и до­ны­не ни­че­го не­чи­с­то­го и сквер­но­го он не ел (Иез. 4:14), Гос­подь от­став­ля­ет это по­ве­ле­ние и го­во­рит, что вот так в Ие­ру­са­ли­ме не бу­дет хле­ба и бу­дут есть все не­чи­с­тое, как это по­ве­ле­но де­лать те­бе.

Сле­дом за этим участь на­ро­да изо­б­ра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Про­ро­ку по­ве­ле­ва­ет­ся об­рить го­ло­ву и бо­ро­ду; сбритые во­ло­сы раз­де­лить на три ча­с­ти и од­ну часть сжечь ог­нем по­сре­ди это­го го­ро­да, ко­то­рый он со­ору­дил, дру­гую часть рас­сы­пать во­круг это­го го­ро­да и ме­чем из­ру­бить, а тре­тью часть про­сто раз­ве­ять по ве­т­ру, го­во­ря, что так ­же про­изой­дет и с жи­те­ля­ми Ие­ру­са­ли­ма (Иез. 5 гл.). Часть их по­гиб­нет в го­ро­де, часть во­круг не­го и часть бу­дет рас­се­я­на сре­ди всех на­ро­дов, но и из той ча­с­ти, ко­то­рую он дол­жен раз­ве­ять по ве­т­ру, он дол­жен часть удер­жать и сжечь по­том в ог­не, показывая, что и в рассеянии будут наказаны нечестивые.

Глав­ный гре­х, в ко­то­ром Гос­подь об­ви­ня­ет че­рез Ие­зе­ки­и­ля иу­де­ев, – идо­ло­по­клон­ст­во, от­ступ­ле­ние от За­ве­та с Бо­гом, от­ступ­ле­ние от са­мой глав­ной и пер­вой за­по­ве­ди: «да не бу­дут у те­бя дру­гих бо­гов пред ли­цем Мо­им» (Исх. 20:3).

Даль­ше опи­сы­ва­ет­ся гря­ду­щее раз­ру­ше­ние ка­пищ и из­би­е­ние идо­ло­по­клон­ни­ков и го­во­рит­ся, что толь­ко ос­та­ток, толь­ко пра­вед­ные со­хра­нят­ся.

По­че­му же иудеи не вни­ма­ли про­ро­кам? Пой­ми­те пра­виль­но, это нам си­ту­а­ция вид­на та­кой, ка­кой ее изо­б­ра­жа­ют про­ро­ки: не­по­треб­ст­ва, не­прав­да, от­ступ­ле­ние от Бо­га и т.д. Ес­ли же на нее по­смо­т­реть гла­за­ми современников пророка, то не все так оче­вид­но. Иерусалим – ре­с­пек­та­бель­ный сто­лич­ный го­род, в котором живут при­лич­ные лю­ди, пишущие кни­ги, занимающиеся торговлей, строительством. Труд­но бы­ло, на­вер­ное, по­ве­рить, что вот сей­час все­го это­го не бу­дет, город разрушат, а жителей отведут в плен. Народ, несмотря на предупреждения пророков, оставался беспечным. Гос­подь го­во­рит Ие­зе­ки­и­лю: «Они при­хо­дят к те­бе, как на на­род­ное сход­би­ще, и са­дит­ся пе­ред ли­цем тво­им на­род Мой, и слу­ша­ют сло­ва твои, но не ис­пол­ня­ют их; ибо они в ус­тах сво­их де­ла­ют из это­го за­ба­ву, серд­це их ув­ле­ка­ет­ся за ко­ры­с­тью их. И вот, ты для них – как за­бав­ный пе­вец с при­ят­ным го­ло­сом и хо­ро­шо иг­ра­ю­щий; они слу­ша­ют сло­ва твои, но не ис­пол­ня­ют их. Но ког­да сбу­дет­ся, – вот, уже и сбы­ва­ет­ся, – тог­да уз­на­ют, что сре­ди них был про­рок» (Иез. 33:31–33).

Мир пленяет людей своей кажущейся незыблемостью, порождающей беспечность. Но когда все вдруг переменится, никто не сможет оправдаться тем, что не был предупрежден и не имел возможности приготовиться.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 364 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2240 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.