Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Служение пророка после падения Иерусалима




Че­рез не­ко­то­рое вре­мя груп­па мя­теж­ни­ков во гла­ве с Ис­ма­и­лом уби­ва­ет на­ме­ст­ни­ка Па­ле­с­ти­ны Го­до­лию (Иер. 41:1–3). Ос­тав­ший­ся на­род пре­бы­ва­ет в стра­хе, по­то­му что они бо­ят­ся, что за убий­ст­во на­ме­ст­ни­ка и за то, что они не смог­ли вы­дать то­го, кто это сде­лал, на них об­ру­шит­ся гнев Ва­ви­ло­на. Тог­да они об­ра­ща­ют­ся к про­ро­ку Ие­ре­мии за со­ве­том, что им де­лать – ос­та­вать­ся или бе­жать? «И при­сту­пи­ли все во­ен­ные на­чаль­ни­ки, и Ио­а­нан, сын Ка­рея, и Ие­за­ния, сын Го­ша­ии, и весь на­род, от ма­ло­го до боль­шо­го, и ска­за­ли Ие­ре­мии про­ро­ку: да па­дет пред ли­це твое про­ше­ние на­ше, по­мо­лись о нас Гос­по­ду Бо­гу тво­е­му обо всем этом ос­тат­ке, ибо из мно­го­го ос­та­лось нас ма­ло, как гла­за твои ви­дят нас, что­бы Гос­подь, Бог твой, ука­зал нам путь, по ко­то­ро­му нам ид­ти, и то, что нам де­лать» (Иер. 42:1–3).

Гос­подь обе­щал, что не про­рок бу­дет хо­дить к ним, а они са­ми уже бу­дут при­хо­дить к не­му за про­ро­че­ст­вом (Иер. 15:19). И вот это исполнилось. «И ска­зал им Ие­ре­мия про­рок: слы­шу, по­мо­люсь Гос­по­ду Бо­гу ва­ше­му по сло­вам ва­шим, и все, что от­ве­тит вам Гос­подь, объ­яв­лю вам, не скрою от вас ни сло­ва. Они ска­за­ли Ие­ре­мии: Гос­подь да бу­дет меж­ду на­ми сви­де­те­лем вер­ным и ис­тин­ным в том, что мы точ­но вы­пол­ним все то, с чем при­шлет те­бя к нам Гос­подь Бог Твой: хо­ро­шо ли, ху­до ли то бу­дет, но гла­са Гос­по­да Бо­га на­ше­го, к Ко­то­ро­му по­сы­ла­ем те­бя, по­слу­ша­ем­ся, что­бы нам бы­ло хо­ро­шо, ког­да бу­дем по­слуш­ны гла­су Гос­по­да Бо­га на­ше­го» (Иер. 42:4–6). И Гос­подь че­рез Ие­ре­мию им го­во­рит: «если останетесь на земле сей, то Я устрою вас и не разорю, насажду вас и не искореню» (Иер. 42:10). И ког­да Ие­ре­мия пе­ре­дал это, добавив, что ес­ли вы пой­де­те в Еги­пет, то ум­ре­те там от ме­ча, го­ло­да и мо­ро­вой яз­вы в том ме­с­те, ку­да хо­ти­те ид­ти, что­бы жить там (Иер. 42:16), «тог­да ска­зал Аза­рия, сын Оса­ии, и Ио­а­нан, сын Ка­рея, и все дерз­кие лю­ди ска­за­ли Ие­ре­мии: “Не­прав­ду ты го­во­ришь, не по­сы­лал те­бя Гос­подь Бог наш ска­зать: “Не хо­ди­те в Еги­пет, что­бы жить там”; а Ва­рух, сын Ни­рии, воз­буж­да­ет те­бя про­тив нас, что­бы пре­дать нас в ру­ки Хал­де­ев, что­бы они умерт­ви­ли нас или от­ве­ли нас плен­ны­ми в Ва­ви­лон. И не по­слу­шал <…> весь на­род гла­са Гос­по­да, что­бы ос­тать­ся в зем­ле Иу­дей­ской» (Иер. 43:2–4). И по­ш­ли в зем­лю Еги­пет­скую, а Ие­ре­мию с взя­ли со­бой, что­бы ему опять бы­ло не­по­вад­но про­тив них про­ро­че­ст­во­вать. Вот кар­ти­на. Сна­ча­ла его мо­лят, что­бы он им воз­ве­с­тил во­лю Бо­жию, но ког­да во­ля Бо­жия ока­зы­ва­ет­ся не та­кая, как им хо­те­лось, тут же ре­ши­тель­но объ­яв­ля­ют, что Гос­подь его не по­сы­лал. И это – «луч­шие лю­ди», му­же­ст­вен­ные, па­т­ри­о­тич­но на­ст­ро­ен­ные. Но, к со­жа­ле­нию, не­ис­пра­ви­мые в пла­не ре­ли­ги­оз­ном. По­это­му Гос­подь обе­ща­ет не сми­рив­шим­ся и бе­жав­шим в Еги­пет иу­де­ям ско­рую по­ги­бель.

Про­ти­во­сто­я­ние меж­ду про­ро­ком и на­ро­дом про­дол­жи­лось. Иудеи стали говорить пророку, что все их беды имели причиной недостаточно усердное идолослужение. Дра­ма­тизм и на­пря­жен­ность си­ту­а­ции яр­ко про­яв­ля­ют­ся в по­след­ней ре­чи, об­ра­щен­ной про­ро­ком к на­ро­ду в Егип­те: «слу­шай­те сло­во Гос­под­не, все Иу­деи, ко­то­рые в зем­ле Еги­пет­ской: так го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф, Бог Из­ра­и­лев: вы и же­ны ва­ши, что ус­та­ми сво­и­ми го­во­ри­ли, то и ру­ка­ми сво­и­ми де­ла­ли; вы го­во­ри­те: “ста­нем вы­пол­нять обе­ты на­ши, ка­кие мы обе­ща­ли, что­бы ка­дить бо­ги­не не­ба и воз­ли­вать ей воз­ли­я­ние”, — твер­до дер­жи­тесь обе­тов ва­ших и в точ­но­с­ти ис­пол­няй­те обе­ты ва­ши. За то вы­слу­шай­те сло­во Гос­под­не, все Иу­деи, жи­ву­щие в зем­ле Еги­пет­ской: вот, Я по­клял­ся ве­ли­ким име­нем Мо­им, го­во­рит Гос­подь, что не бу­дет уже на всей зем­ле Еги­пет­ской про­из­но­си­мо имя Мое ус­та­ми ка­ко­го-ли­бо Иу­дея, го­во­ря­ще­го: “жив Гос­подь Бог!”. Вот, Я бу­ду на­блю­дать над ва­ми к по­ги­бе­ли, а не к до­б­ру; и все Иу­деи, ко­то­рые в зем­ле Еги­пет­ской, бу­дут по­ги­бать от ме­ча и го­ло­да, до­ко­ле сов­сем не ис­тре­бят­ся. Толь­ко ма­лое чис­ло из­бе­жав­ших от ме­ча воз­вра­тит­ся из зем­ли Еги­пет­ской в зем­лю Иу­дей­скую, и уз­на­ют все ос­тав­ши­е­ся Иу­деи, ко­то­рые при­шли в зем­лю Еги­пет­скую, что­бы по­жить там, чье сло­во сбу­дет­ся: Мое или их» (Иер. 44:24–28).

Пророк по­гиб вско­ре по­сле раз­ру­ше­ния Ие­ру­са­ли­ма. Со­глас­но пре­да­нию, про­рок Ие­ре­мия, уве­ден­ный вме­с­те с бег­ле­ца­ми в Еги­пет, был там сво­и­ми же соп­ле­мен­ни­ка­ми по­бит кам­ня­ми за то, что не пе­ре­ста­вал про­ро­че­ст­во­вать и об­ли­чать их в не­по­слу­ша­нии во­ле Бо­жи­ей. Та­ким об­ра­зом, его слу­же­ние про­дол­жа­лось око­ло 50 лет.

Уже в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на про­ро­ка Ие­ре­мию по­чи­та­ли очень вы­со­ко. Во вто­рой кни­ге Мак­ка­вей­ской опи­са­но, как пе­ред од­ним из сра­же­ний Иу­де Мак­ка­вею в ви­де­нии яв­ля­ет­ся про­рок Ие­ре­мия, о ко­то­ром при этом го­во­рит­ся, что он ве­ли­кий мо­лит­вен­ник и пред­ста­тель пе­ред Бо­гом за на­род иу­дей­ский и за Ие­ру­са­лим. Ие­ре­мия по­дал Иу­де зо­ло­той меч, ко­то­рым тот со­кру­шил вра­гов (2 Макк. 15:12–16).

На во­прос Хри­с­та: «За ко­го лю­ди по­чи­та­ют Ме­ня?» – апо­с­то­лы от­ве­ти­ли: од­ни за Ио­ан­на Кре­с­ти­те­ля, дру­гие за Илию, а иные за Ие­ре­мию или за од­но­го из про­ро­ков (Мф. 16:14). Та­ким об­ра­зом, Ие­ре­мия в на­род­ном со­зна­нии был в ря­ду ве­ли­ких про­ро­ков: Ио­ан­на Пред­те­чи, Илии.

Зна­че­ние по­слу­ша­ния

При чте­нии кни­ги про­ро­ка Ие­ре­мии воз­ни­ка­ет во­прос. Не оп­рав­ды­ва­ет ли действия про­тив­ни­ков про­ро­ка па­ра­док­саль­ность его тре­бо­ва­ний – по­ко­рить­ся ца­рю Ва­ви­лон­ско­му и про­ро­чества о раз­ру­ше­нии Ие­ру­са­ли­ма и хра­ма Бо­жия?

Гос­подь го­во­рит че­рез про­ро­ка: «Так го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф, Бог Из­ра­и­лев: все­со­ж­же­ния ва­ши при­ла­гай­те к жерт­вам ва­шим и ешь­те мя­со; ибо от­цам ва­шим Я не го­во­рил и не да­вал им за­по­ве­ди в тот день, в ко­то­рый Я вы­вел их из зем­ли Еги­пет­ской, о все­со­ж­же­нии и жерт­ве; но та­кую за­по­ведь дал им: “слу­шай­тесь гла­са Мо­е­го, и Я бу­ду ва­шим Бо­гом, а вы бу­де­те Мо­им на­ро­дом, и хо­ди­те по вся­ко­му пу­ти, ко­то­рый Я за­по­ве­даю вам, что­бы вам бы­ло хо­ро­шо”». (Иер. 7:21–23). Сле­до­ва­тель­но, ос­но­ва­ни­ем для пре­бы­ва­ния в За­ве­те яв­ля­ет­ся по­слу­ша­ние Бо­гу. А во­лю Его на­до ис­пол­нять так и тог­да, как и ког­да Он это­го хо­чет. Вспом­ним от­каз и по­сле­ду­ю­щую по­пыт­ку за­хва­тить зем­лю обе­то­ван­ную (Чис. 14 гл.), вспомним не­по­слу­ша­ние Са­у­ла в слу­чае с ама­ли­ки­тя­на­ми, о ко­то­ром бы­ло ска­за­но, что «не­по­кор­ность есть [та­кой же] грех, что вол­шеб­ст­во, и про­тив­ле­ние – [то же, что] идо­ло­по­клон­ст­во» (1 Цар. 15:23). Так и здесь. Гос­подь тре­бу­ет от­ка­за от сте­рео­ти­пов мы­ш­ле­ния и «бла­го­че­с­тия» ра­ди то­го, что­бы из-под них проявилась ве­ра, ко­то­рая есть ос­но­ва­ние Но­во­го За­ве­та – «и Я бу­ду ва­шим Бо­гом» (Иер. 7:23).

Кни­га про­ро­ка Ие­ре­мии уди­ви­тель­ным об­ра­зом на­по­ми­на­ет нам о про­тив­ле­нии Хри­с­ту иу­де­ев, го­во­рив­ших «Мы се­мя Ав­ра­а­мо­во и не бы­ли ра­ба­ми ни­ко­му ни­ког­да; как же Ты го­во­ришь: сде­ла­е­тесь сво­бод­ны­ми?» (Ин. 8:33). Связь здесь глуб­же, чем мо­жет по­ка­зать­ся. В кни­ге про­ро­ка Иса­ии мы ви­де­ли, что Ва­ви­лон сим­во­ли­зи­ру­ет ди­а­во­ла (Ис. 14:4). Как же Бог че­рез Ие­ре­мию тре­бу­ет под­чи­нить­ся ему? Пре­по­доб­ный Мак­сим Ис­по­вед­ник от­ве­ча­ет на этот во­прос так: «Бог, бу­ду­чи бла­гим и же­лая пол­но­стью вы­рвать из нас се­мя зла, то есть на­слаж­де­ние, от­ни­ма­ю­щее ум от Бо­же­ст­вен­ной люб­ви, по­пу­с­ка­ет ди­а­во­лу на­во­дить на нас му­ки и ка­ры, тем са­мым че­рез му­ки ду­ши вы­трав­ляя яд на­слаж­де­ния, уже ра­нее за­вла­дев­ше­го ею, а так­же [вну­шая] нам со­вер­шен­ное от­вра­ще­ние и не­на­висть к [ве­щам] пре­хо­дя­щим и ла­с­ка­ю­щим толь­ко чув­ст­во <…> [Бог еще] же­ла­ет со­здать и со­де­лать ка­ра­ю­щую и че­ло­ве­ко­не­на­ви­ст­ни­че­с­кую си­лу ди­а­во­ла при­ну­ди­тель­ной при­чи­ной об­ра­ще­ния к до­б­ро­де­те­ли для тех, кто до­б­ро­воль­но от­пал от нее» [48, кн. 2, с. 73 – 74]. Для яс­но­с­ти мо­жем вспом­нить, как апо­с­тол Па­вел пре­дал блуд­ни­ка из Коринфской Цекрви «са­та­не во из­мож­де­ние пло­ти, что­бы дух был спа­сен в день Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­с­та» (1 Кор. 5:5), а так­же Име­нея и Алек­сан­д­ра, «что­бы они на­учи­лись не бо­го­хуль­ст­во­вать» (1 Тим. 1:20).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 340 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2173 - | 2121 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.