Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гла­ва 28. Кни­ги про­ро­ков Ав­дия, Ио­ны и На­ума




Кни­ги про­ро­ков Ав­дия, Ио­ны и На­ума отличаются от других пророческих книг тем, что они целиком обращены к дру­гим на­ро­дам. Изучая пророческие книги, мы уже могли убедиться в том, что про­ро­че­ст­вам о языч­ни­ках от­ве­де­но зна­чи­тель­ное ме­с­то. Вы­яс­нен­ное уже на­ми зна­че­ние та­ко­вых про­ро­честв со­хра­ня­ет­ся в си­ле и для книг, к рас­смо­т­ре­нию ко­то­рых мы при­сту­па­ем.

Кни­га про­ро­ка Ав­дия

В кни­ге про­ро­ка Ав­дия изо­б­ра­жа­ет­ся суд Бо­жий над Едо­мом. Она со­стоит всего из 21 сти­ха – это са­мая ма­лень­кая из книг Вет­хо­го За­ве­та. О том, ког­да бы­ла на­пи­са­на эта кни­га, есть два ос­нов­ных мне­ния. Пер­вое, что она бы­ла создана во вре­мя ва­ви­лон­ско­го пле­на, по­сле то­го, как был раз­ру­шен Ие­ру­са­лим, и здесь об­ли­ча­ют­ся идумеи за со­чув­ст­вие это­му раз­ру­ше­нию. Вто­рое мне­ние, что эта кни­га бы­ла на­пи­са­на еще в IX ве­ке. Со­глас­но по­след­не­й точке зрения, Ав­дий был со­вре­мен­ни­ком Из­ра­иль­ско­го ца­ря Аха­ва (874 – 853 гг. до Р. Х.) и Иу­дей­ско­го царя Ио­ра­ма (854 – 841 гг. до Р. Х.), по­сколь­ку при нем Иду­мея вы­шла из-под вла­с­ти Иу­деи, а со­юз­ные вой­ска фи­ли­с­тим­лян и ара­бов за­хва­ти­ли и раз­гра­би­ли Ие­ру­са­лим. В кни­ге ско­рее го­во­рит­ся о раз­граб­ле­нии Ие­ру­са­ли­ма, не­же­ли о его раз­ру­ше­нии. Сход­ст­во ха­рак­те­ри­с­тик с теми, ко­то­рые да­ют­ся идумеям в кни­ге про­ро­ка Амо­са, го­во­рит о том, что это, ско­рее все­го, кни­га до­плен­ная. В пользу этого мнения свидетельствует и ее ме­с­то в ка­но­не.

В кни­ге воз­ве­ща­ет­ся пол­ное па­де­ние и раз­ру­ше­ние Едо­ма, ко­то­рый был ­мудр и гор­дил­ся сво­ей му­д­ро­с­тью. «Гор­дость серд­ца тво­е­го обо­ль­сти­ла те­бя» (Авд. 1:3), — го­во­рит о нем про­рок Ав­дий. «Не в тот ли день это бу­дет, го­во­рит Гос­подь, ког­да Я ис­треб­лю му­д­рых в Едо­ме и бла­го­ра­зум­ных на го­ре Иса­ва?» (Авд.1: 8). В кни­ге про­ро­ка Ие­ре­мии му­д­рость так­же на­зы­ва­ет­ся от­ли­чи­тель­ной чер­той идумеев (Иер. 49:7), но оче­вид­но, что это зем­ная, че­ло­ве­че­с­кая му­д­рость, ко­то­рую Гос­подь осуж­да­ет и на­ме­рен ис­тре­бить. Это нам на­по­ми­на­ет сло­ва апо­с­то­ла Пав­ла в по­сла­нии к Ко­рин­фя­нам о том, что му­д­рость ми­ра се­го есть бе­зу­мие пе­ред Бо­гом (1 Кор. 1:20).

За что будет наказан Едом? Во-пер­вых, за пре­воз­но­ше­ние сво­ей му­д­ро­с­тью, во-вто­рых, «за при­тес­не­ние бра­та тво­е­го, Иа­ко­ва по­кро­ет те­бя стыд [49], и ты ис­треб­лен бу­дешь на­всег­да. В тот день, ког­да ты сто­ял на­про­тив, в тот день, ког­да чу­жие уво­ди­ли вой­ско его в плен и ино­пле­мен­ни­ки во­шли в во­ро­та его и бро­са­ли жре­бий о Ие­ру­са­ли­ме, ты был как один из них. Не сле­до­ва­ло бы те­бе зло­рад­но смо­т­реть на день бра­та тво­е­го, на день от­чуж­де­ния его; не сле­до­ва­ло бы ра­до­вать­ся о сы­нах Иу­ды в день ги­бе­ли их и рас­ши­рять рот в день бед­ст­вия» (ст. 10–12).

Даль­ше про­рок воз­ве­ща­ет день Гос­по­день и Суд над все­ми на­ро­да­ми: «Ибо бли­зок день Гос­по­день на все на­ро­ды: как ты по­сту­пал, так по­ступ­ле­но бу­дет и с то­бою; воз­да­я­ние твое об­ра­тит­ся на го­ло­ву твою. Ибо как вы пи­ли на свя­той го­ре Мо­ей, так все на­ро­ды всегда бу­дут пить, бу­дут пить, про­гло­тят и бу­дут, как бы их не бы­ло. А на го­ре Си­о­не бу­дет спа­се­ние, и бу­дет она свя­ты­нею; и дом Иа­ко­ва по­лу­чит во вла­де­ние на­сле­дие свое. И дом Иа­ко­ва бу­дет ог­нем, и дом Ио­си­фапла­ме­нем, а дом Иса­вовсо­ло­мою: за­жгут его, и ис­тре­бят его, и ни­ко­го не ос­та­нет­ся из до­ма Иса­ва: ибо Гос­подь ска­зал это. И за­вла­де­ют те, ко­то­рые к югу, го­рою Иса­ва, а ко­то­рые в до­ли­не,Фи­ли­с­тим­ля­на­ми... И при­дут спа­си­те­ли на го­ру Си­он, что­бы су­дить го­ру Иса­ва, и бу­дет цар­ст­во Гос­по­да» (ст. 15-19, 21). Про­ро­че­ст­во о том, что Исав бу­дет по­гло­щен Иа­ко­вом, тра­ди­ци­он­но тол­ку­ет­ся как про­ро­че­ст­во о Церк­ви, ко­то­рая отождествляется с Цар­ст­вом Гос­под­а. Бук­валь­но это про­ро­че­ст­во ис­пол­ни­лось, ког­да в правление Ио­анна Гир­кана (128 – 104 гг. до Р. Х.), иудеи «отняли у идумеев всю власть, принудили их переменить веру свою и принять закон иудейский» [22, т. 6, с. 143]. А в про­ро­че­с­кой пер­спек­ти­ве — это про­ро­че­ст­во об ут­верж­де­нии Цар­ст­ва Хри­с­то­ва на зем­ле и о вклю­че­нии в не­го всех лю­дей. Под иду­ме­я­ми здесь под­ра­зу­ме­ва­ют­ся языч­ни­ки, ко­то­рые все, вме­с­те с иу­де­я­ми, со­еди­нят­ся во Хри­с­те, где нет ни эл­ли­на, ни ра­ба, ни сво­бод­но­го (Кол. 3:11).

За бо­го­слу­же­ни­ем кни­га про­ро­ка Ав­дия не упо­треб­ля­ет­ся.

Кни­га про­ро­ка Ио­ны

О пророке Ионе упоминает 4-я книга Царств в период царствования Иеровоама II (793 – 753 гг. до Р. Х.) (4 Цар. 14:25). По­это­му кни­гу пророка Ионы мож­но от­не­с­ти к VIII ве­ку, ког­да Ас­си­рия и ее сто­ли­ца Ни­не­вия бы­ли в са­мом рас­цве­те. О древ­ности этой кни­ги го­во­рит и ее ме­с­то сре­ди книг ма­лых про­ро­ков.

Про­рок Ио­на при­зы­ва­ет­ся Богом, что­бы про­по­ве­до­вать ни­не­ви­тя­нам по­ка­я­ние. Однако Иона уклоняется от повеления Божия и отплывает в Фарсис. Фар­сис – это Ис­па­ния; он ехал да­ле­ко на За­пад с тем, что­бы ос­во­бо­дить­ся от это­го по­ве­ле­ния.

По­че­му пы­тал­ся бе­жать Ио­на? Бла­жен­ный Фе­о­до­рит от­ве­ча­ет на этот во­прос так. Ио­на «ре­шил­ся на оное, по­то­му что, хо­тя как про­рок и знал, что Бог вся­че­с­ких при­сущ по­всю­ду, и ни од­но ме­с­то не ли­ше­но Его про­мы­ш­ле­ния, од­на­ко­же пред­по­ла­гал, что яв­ля­ет Он Свое при­сут­ст­вие в од­ном толь­ко Ие­ру­са­ли­ме. При­чи­ною же бег­ст­ва се­го бы­ли и не ле­ность и не страх, на­про­тив то­го, знал он, ка­кие ис­точ­ни­ки ми­ло­сер­дия из­ли­вая, пра­вит всем По­ве­лев­ший ему про­по­ве­ды­вать; из­ве­ст­но ему так­же бы­ло, что, ес­ли ни­не­ви­тя­не при­бег­нут к по­ка­я­нию, то, не­со­мнен­но, спо­до­бят­ся Бо­жия че­ло­ве­ко­лю­бия; а по­се­му по­чел не­при­лич­ным и про­ро­че­ст­ву ока­зать­ся лож­ным, и ему вме­с­то про­ро­ка име­но­вать­ся лже­цом. А к се­му пред­по­ло­же­нию по­да­ва­ла ему мысль са­мая про­по­ведь об уг­ро­жа­ю­щем на­ка­за­нии; ему пред­став­ля­лось, что Бог, ес­ли бы угод­но Ему бы­ло на­ка­зать, не пред­воз­ве­щал бы о том. Уг­ро­за же на­ка­за­ни­ем, ко­неч­но, есть по­буж­де­ние к по­ка­я­нию. Сверх то­го, пред­по­ла­гал Он, что бла­го­по­кор­ность ни­не­ви­тян, по­ве­рив­ших че­ло­ве­ку не­из­ве­ст­но­му и ино­пле­мен­но­му, по­слу­жит к об­ви­не­нию иу­де­ев, ко­то­рые тьмо­чис­лен­ным еди­но­пле­мен­ным про­ро­кам, под­тверж­да­ю­щим про­ро­че­ст­ва чу­до­тво­ре­ни­ям, по­сто­ян­но пре­бы­ва­ют не­по­слуш­ны­ми и не по­лу­ча­ют от них ни­ка­кой поль­зы. По­се­му-то про­рок не ис­пол­нил не­мед­лен­но по­ве­ле­ния, но пре­дал­ся бег­ст­ву мо­рем, что­бы весь­ма ско­ро из­ба­вит­ься от та­ко­го слу­же­ния» [74, т. 29, с. 338].

Ко­рабль попадает в бурю, и корабельщики бросают жре­бий с тем, что­бы вы­яс­нить, по чьей ви­не это про­ис­хо­дит. Ког­да жре­бий ­па­да­ет на Ио­ну, его не про­сто тут же хва­та­ют и вы­бра­сы­ва­ют за борт, но пред­ла­га­ют ему ска­зать, что же соб­ст­вен­но он та­ко­го на­де­лал. Тог­да Ио­на че­ст­но во всем при­зна­ёт­ся и го­во­рит: «возь­ми­те ме­ня и брось­те ме­ня в мо­ре, и мо­ре утих­нет для вас» (Ио­на 1:12). Видя, что ничего не помогает, они поступают по слову Ионы.

«И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Иона 2:1). Основная трудность заключается в том, что, если речь идет об обычном ките, физически это невозможно, поскольку у него узкая глотка. По­это­му высказывается мнение, что вся кни­га пред­став­ля­ет со­бой вымысел, чи­с­то ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние. Мож­но попробовать объяснить, как мог­ло та­кое про­изой­ти, на­чав с то­го, что в ев­рей­ском тек­с­те сло­во, пе­ре­ве­ден­ное как «кит», оз­на­ча­ет про­сто боль­шую ры­бу без оп­ре­де­ле­ния ее ви­да. Но ос­та­вим это ма­ло­ве­рам. В поль­зу ре­аль­но­с­ти рассматриваемого со­бы­тия при­ве­дем сви­де­тель­ст­ва са­мые се­рь­ез­ные, про­зву­чав­шие из уст Са­мо­го Хри­с­та. «Но Он ска­зал им в от­вет: род лу­ка­вый и пре­лю­бо­дей­ный ищет зна­ме­ния; и зна­ме­ние не даст­ся ему, кро­ме зна­ме­ния Ио­ны про­ро­ка; ибо как Ио­на был во чре­ве ки­та три дня и три но­чи, так и Сын Че­ло­ве­че­с­кий бу­дет в серд­це зем­ли три дня и три но­чи. Ни­не­ви­тя­не вос­ста­нут на суд с ро­дом сим и осу­дят его, ибо они по­ка­я­лись от про­по­ве­ди Ио­ни­ной; и вот, здесь боль­ше Ио­ны» (Мф. 12:39–41). Ес­ли эта кни­га – про­сто прит­ча, ли­те­ра­тур­ный вы­мы­сел, то вы­хо­дит, что Хри­с­тос – еще боль­ший вы­мы­сел? А ес­ли ис­тин­но вос­крес Хри­с­тос в тре­тий день, то и с Ио­ной про­изо­ш­ло все так, как ска­за­но в кни­ге.

Бла­жен­ный Фе­о­до­рит Кир­ский счи­тал, что «си­ла чре­ва пре­тво­рять вме­ща­е­мое в нем, ос­та­нов­ле­на бы­ла в сво­ем дей­ст­вии. <…> Чре­вом же адо­вым на­звал он ки­то­во чре­во, по­то­му что и зверь был смер­то­но­сен, и про­рок по са­мо­му ес­те­ст­ву де­ла был уже мерт­вец, ос­та­вал­ся же в жи­вых по еди­ной бла­го­да­ти». А при­том как об­раз Вла­ды­ки Хри­с­та, «в серд­цы зем­ли три дни и три но­щи» (Мф. 12:40) быв­ше­го, спра­вед­ли­во го­во­рит о се­бе Ио­на, что был он во чре­ве адо­вом. И что все­го уди­ви­тель­нее, дей­ст­ви­тель­но вку­сив­ший смерть ска­зал о Се­бе, что три дни и три но­щи бу­дет в ут­ро­бе зем­ли, а ви­дев­ший над со­бой толь­ко сень смерт­ную ки­то­во чре­во на­зы­ва­ет «чре­вом адо­вым». Ибо не во вла­с­ти Ио­ны бы­ла жизнь его: а у Вла­ды­ки Хри­с­та и смерть бы­ла воль­ная, и вос­кре­се­ние в Его же во­ле. И по­то­му в Еван­ге­лии то ме­с­то, где ад и смерть, на­ре­че­но серд­цем зем­ли, а здесь чре­во ки­то­во на­и­ме­но­ва­но адом» [74, т. 29, с. 341 – 342].

Ио­на во чре­ве ки­та обращается к Богу с молитвой, ко­то­рую мы ис­поль­зу­ем в ка­че­ст­ве 6-й биб­лей­ской пес­ни ка­но­на на ут­ре­ни. «И я ска­зал: от­ри­нут я от очей Тво­их, од­на­ко я опять уви­жу свя­тый храм Твой. <…> До ос­но­ва­ния гор я нис­шел, зем­ля сво­и­ми за­по­ра­ми на­век за­гра­ди­ла ме­ня; но Ты, Гос­по­ди Бо­же мой, из­ве­дешь ду­шу мою из ада. <…> а я гла­сом хва­лы при­не­су Те­бе жерт­ву; что обе­щал, ис­пол­ню: у Гос­по­да спа­се­ние!» (Ио­на 2:5, 7, 10). По­сле это­го «ска­зал Гос­подь ки­ту, и он из­верг Ио­ну на су­шу» (ст. 11).

И сно­ва Бог напоминает Ионе о том, что нуж­но сде­лать. Он от­прав­ля­ет­ся в Ни­не­вию, про­по­ве­ду­ет там, говоря, что «еще со­рок дней – и Ни­не­вия бу­дет раз­ру­ше­на! И по­ве­ри­ли Ни­не­ви­тя­не Бо­гу, и объ­я­ви­ли пост, и оде­лись во вре­ти­ща, от боль­шо­го из них до ма­ло­го» (Ио­на 3:4-5).

Гос­подь уми­ло­с­ти­вил­ся над ни­ми, а Ио­на край­не вос­скор­бел (Иона 4:1). По­че­му? По­то­му что в ре­зуль­та­те он ока­зал­ся лже­про­ро­ком: он про­ро­че­ст­во­вал о том, что Ни­не­вия бу­дет раз­ру­ше­на, а про­ро­че­ст­во не сбы­лось. Та­ким об­ра­зом, не под­твер­ди­лось его про­ро­че­с­кое до­сто­ин­ст­во. Гос­подь вра­зум­ля­ет его яв­ле­ни­ем рас­те­ния, ко­то­рое вы­ра­с­та­ет и за­кры­ва­ет его от солн­ца и по­том засы­ха­ет. Ио­на огор­ча­ет­ся не­о­бы­чай­но, что бы­ло хо­ро­шее рас­те­ние, ко­то­рое да­ва­ло ему тень, и вдруг оно за­сох­ло. И Гос­подь го­во­рит ему: ес­ли «ты со­жа­ле­ешь о рас­те­нии, над ко­то­рым ты не тру­дил­ся и ко­то­ро­го не рас­тил, ко­то­рое в од­ну ночь вы­рос­ло и в од­ну же ночь и про­па­ло: Мне ли не по­жа­леть Ни­не­вии, го­ро­да ве­ли­ко­го, в ко­то­ром бо­лее ста двад­ца­ти ты­сяч че­ло­век, не уме­ю­щих от­ли­чить пра­вой ру­ки от ле­вой, и мно­же­ст­во ско­та?» (Ио­на 4:10–11).

«Не на пост при­зрел Бог, но на ос­тав­ле­ние ху­дых дел; по­это­му за по­ка­я­ние воз­на­г­раж­да­ет Сво­им рас­ка­я­ни­ем, рас­ка­и­ва­ясь не нам по­доб­но; по­то­му что Бо­гу не бы­ва­ет ны­не то, а за­в­т­ра иное угод­но. На­про­тив то­го, от­ме­ну уг­ро­зы на­рек про­рок рас­ка­я­ни­ем; ибо для то­го и уг­ро­жал Бог. На­ме­ре­ва­ясь же на­ка­зать, не про­из­но­сил бы уг­ро­зы, но на­ло­жил бы са­мо на­ка­за­ние», – говорит блаженный Феодорит Кирский [74, т. 29, с. 346].

В поль­зу под­лин­но­с­ти дан­ной кни­ги мож­но при­ве­с­ти еще два со­об­ра­же­ния. Во-пер­вых, кри­тич­ность, с ко­то­рой рас­кры­ва­ют­ся по­ступ­ки про­ро­ка. Та­кой под­ход ско­рее сви­де­тель­ст­ву­ет в поль­зу ав­то­био­гра­фи­че­с­ко­го ха­рак­те­ра кни­ги. Во-вто­рых, идеи кни­ги весь­ма да­ле­ки от же­ст­кой по­зи­ции по от­но­ше­нию к ино­пле­мен­ни­кам, ха­рак­тер­ной для по­сле­плен­но­го пе­ри­о­да. Однако она бы­ла вне­се­на в ка­нон.

Кни­га про­ро­ка Ио­ны чи­та­ет­ся це­ли­ком в ка­че­ст­ве па­ре­мии в Ве­ли­кую Суб­бо­ту.

Кни­га про­ро­ка На­ума

Кни­га про­ро­ка На­ума, как и книга пророка Ионы, го­во­рит поч­ти об од­ной толь­ко Ни­не­вии – об Из­ра­и­ле прак­ти­че­с­ки ни­че­го здесь не го­во­рит­ся. Но толь­ко речь идет о Ни­не­вии в иную эпоху: в мо­мент по­сле пле­не­ния Из­ра­и­ля. Воз­ве­ща­ет­ся окон­ча­тель­ный суд над этим го­ро­дом.

Ха­рак­тер­ной осо­бен­но­с­тью этой кни­ги и кни­ги про­ро­ка Ав­дия (впро­чем, как и Ио­ны) яв­ля­ет­ся то, что в ней нет пря­мых об­ли­че­ний про­тив из­ра­иль­тян и иу­де­ев, нет и про­ро­честв об их бу­ду­щей судь­бе. Прав­да, по­сколь­ку па­де­ние Ни­не­вии и раз­ру­ше­ние Ас­си­рии есть воз­ве­ще­ние ми­ра и бе­зо­пас­но­с­ти для иу­де­ев, про­рок На­ум го­во­рит о том, что «Гос­подь есть Бог рев­ни­тель и мсти­тель; мсти­тель Гос­подь и стра­шен в гне­ве: мстит Гос­подь вра­гам Сво­им и не по­ща­дит про­тив­ни­ков Сво­их. Гос­подь дол­го­тер­пе­лив и ве­лик мо­гу­ще­ст­вом и не ос­тав­ля­ет без на­ка­за­ния» (На­ум 1:2–3) и о том, что «благ Гос­подь, убе­жи­ще в день скор­би, и зна­ет на­де­ю­щих­ся на Не­го. Но все­по­топ­ля­ю­щим на­вод­не­ни­ем раз­ру­шит до ос­но­ва­ния Ни­не­вию, и вра­гов Его по­стиг­нет мрак» (На­ум 1:7–8). То есть, для упо­ва­ю­щих, для лю­бя­щих Он есть по­кров и ут­верж­де­ние, для вра­гов Сво­их Он есть мсти­тель и рев­ни­тель; причем, об­ра­ти­те вни­ма­ние, что «Он все­по­топ­ля­ю­щим на­вод­не­ни­ем раз­ру­шит до ос­но­ва­ния Ни­не­вию». Ин­те­рес­но, что триж­ды тут есть ука­за­ние на это «все­по­топ­ля­ю­щее на­вод­не­ние», ко­то­рое ока­за­лось дей­ст­ви­тель­но про­ро­че­ст­вом ре­аль­ных со­бы­тий, ко­то­рые по­том про­изо­ш­ли.

И ес­ли го­во­рить о вре­ме­ни этих со­бы­тий, то здесь упо­ми­на­ет­ся о втор­же­нии Ас­си­рии в Еги­пет и про­ро­че­ст­ву­ет­ся о ее раз­ру­ше­нии (Наум 2:4–13). Та­ким об­ра­зом, эти про­ро­че­ст­ва мог­ли быть про­из­не­се­ны где-то в про­ме­жу­ток меж­ду 663 го­дом, ког­да Ас­си­рий­цы со­вер­ши­ли раз­ру­ши­тель­ный по­ход на Еги­пет, и 612, ког­да Ни­не­вия бы­ла унич­то­же­на. В свя­зи с тем, что Ни­не­вия бу­дет раз­ру­ше­на, Ас­си­рия па­дет, об Иу­дее про­рок го­во­рит так: «Вот, на го­рах — сто­пы бла­го­ве­ст­ни­ка, воз­ве­ща­ю­ще­го мир: пра­зд­нуй, Иу­дея, пра­зд­ни­ки твои, ис­пол­няй обе­ты твои, ибо не бу­дет бо­лее про­хо­дить по те­бе не­че­с­ти­вый: он сов­сем унич­то­жен» (На­ум 1:15). Сно­ва здесь есть сов­па­де­ния с кни­гой про­ро­ка Иса­ии, где го­во­рит­ся о сто­пах «бла­го­ве­ст­ни­ка, воз­ве­ща­ю­ще­го мир, бла­го­ве­ст­ву­ю­ще­го ра­дость» (Ис. 52:7), и эти сло­ва в по­сла­нии к Рим­ля­нам от­но­сят­ся к апо­с­то­лам и бла­го­ве­ст­ни­кам Еван­ге­лия (Рим. 10:15).

Даль­ше очень яр­ко опи­сы­ва­ет­ся па­де­ние и раз­ру­ше­ние Ни­не­вии (Наум 3 гл.). За что? За то, что свою соб­ст­вен­ную си­лу она сде­ла­ла бо­гом для се­бя и по­кло­ня­лась са­мой се­бе — за идо­ло­по­клон­ст­во. И го­во­рит­ся, что очень бы­с­т­ро про­изой­дет это па­де­ние, что эта ог­ром­ная сте­на, ог­ром­ный го­род, ок­ру­жен­ный сте­ной, гор­дя­щий­ся сво­ей си­лой, вне­зап­но па­дет: «Реч­ные во­ро­та от­во­ря­ют­ся, и дво­рец раз­ру­ша­ет­ся» (На­ум 2:6). Де­ло в том, что ког­да ми­дий­ские и ва­ви­лон­ские вой­ска при­сту­пи­ли к Ни­не­вии, ко­то­рая, дей­ст­ви­тель­но, бы­ла ук­реп­ле­на так, что эта оса­да мог­ла за­тя­нуть­ся на дол­гие месяцы, на­ча­лось на­вод­не­ние, ко­то­рое раз­мы­ло часть сте­ны.

Осаж­да­ю­щие лег­ко про­ник­ли в го­род и раз­ру­ши­ли его так, что до се­ре­ди­ны XIX ве­ка ни­кто да­же не знал, где этот го­род на­хо­дил­ся. «Где те­перь ло­го­ви­ще львов и то паст­би­ще для львен­ков, по ко­то­ро­му хо­дил лев, льви­ца и льве­нок, и ни­кто не пу­гал их» (На­ум 2:11). Толь­ко в 1847 го­ду его об­на­ру­жил А.Х.Лей­ярд, и с тех пор на­ча­лись рас­коп­ки. Так опи­сы­ва­ет­ся бу­ду­щее Ни­не­вии. Про­рок жи­во­пи­су­ет дра­ма­ти­че­с­кую кар­ти­ну ги­бе­ли го­ро­да: «Не­сет­ся кон­ни­ца, свер­ка­ет меч и бле­с­тят ко­пья; уби­тых мно­же­ст­во и гру­ды тру­пов: нет кон­ца тру­пам, спо­ты­ка­ют­ся о тру­пы их. Этоза мно­гие блу­до­де­я­ния раз­врат­ни­цы при­ят­ной на­руж­но­с­ти, ис­кус­ной в ча­ро­де­я­нии, ко­то­рая блу­до­де­я­ни­я­ми сво­и­ми про­да­ет на­ро­ды и ча­ро­ва­ни­я­ми сво­и­мипле­ме­на» (На­ум 3:3–4).

За­чем же та­кая кни­га нуж­на в Свя­щен­ном Пи­са­нии? Про­рок На­ум го­во­рит: «Кня­зья твоикак са­ран­ча, и во­е­на­чаль­ни­ки твоикак рои мо­шек, ко­то­рые во вре­мя хо­ло­да гнез­дят­ся в ще­лях стен, и ког­да взой­дет солн­це, то раз­ле­та­ют­ся, и не уз­на­ешь ме­с­та, где они бы­ли... Нет вра­чев­ст­ва для ра­ны тво­ей, бо­лез­нен­на яз­ва твоя. Все, ус­лы­шав­шие весть о те­бе, бу­дут ру­ко­пле­с­кать о те­бе, ибо на ко­го не про­сти­ра­лась бес­пре­с­тан­но зло­ба твоя?» (На­ум 3:17, 19). Бла­жен­ный Фе­о­до­рит ком­мен­ти­ру­ет это так: «Про­рок На­ум, про­ви­дя си­лу Бо­жия Ду­ха и пред­воз­ве­щая, на­уча­ет, что Вла­ды­ка Бог не ос­тав­ля­ет ни­че­го без Сво­е­го о том по­пе­че­ния, про­мы­ш­ле­ния, но по спра­вед­ли­во­му Сво­е­му оп­ре­де­ле­нию у каж­до­го тре­бу­ет от­че­та во всем, что сде­ла­но им в жиз­ни» [74, т. 30, с. 5 – 6]. В кни­ге про­ро­ка Иса­ии мы ви­де­ли, что Ас­си­рия на­зы­ва­ет­ся брит­вой, ко­то­рая на­ня­та Бо­гом для то­го, что­бы об­рить сво­их со­се­дей, вклю­чая Из­ра­иль и Иу­дею (Ис. 7:20); а те­перь на­ста­ло вре­мя эту брит­ву сло­мать, по­сколь­ку ору­дия бо­же­ст­вен­но­го су­да са­ми от это­го су­да не ос­во­бож­да­ют­ся. Толь­ко на­ро­ды, на­де­ю­щи­е­ся на Бо­га, а не на свою во­ен­ную мощь, уз­рят «на го­рах – сто­пы бла­го­ве­ст­ни­ка, воз­ве­ща­ю­ще­го мир» (На­ум 1:15).

«Сказал бы я, – добавляет в своем толковании святитель Кирилл Александрийский, – что и изобретатель греха, то есть сатана, повсюду распростирающий сети злобы своей, увлекший в заблуждение поднебесную и опутавший ее сетями погибели, теперь пораженный Христом и лишенный владычества над нами, по справедливости мог бы выслушать (слова пророка): "Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?" (Наум 3:19)» [40, с. 239].

Кни­га про­ро­ка На­ума за бо­го­слу­же­ни­ем не упо­треб­ля­ет­ся.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 382 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2447 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.