Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вто­рой во­прос: по­че­му для от­мще­ния из­бран на­род лу­ка­вый?




Вто­рое во­про­ша­ние про­ро­ка (так­же име­ю­щее це­лью об­ли­чить по­мы­ш­ле­ния со­вре­мен­ни­ков) за­клю­ча­ет­ся в том, что хал­деи, ко­то­рые долж­ны ис­пол­нить во­лю Бо­жию, со­вер­шить на­ка­за­ние, бо­лее греш­ны, чем те, ко­го они при­дут на­ка­зы­вать за гре­хи. То, что де­ла­ют они, го­раз­до бо­лее тре­бу­ет на­ка­за­ния, чем де­ла тех, ко­го они при­дут на­ка­зы­вать. Гос­подь ука­зы­ва­ет на то, что каж­дый по­не­сет от­вет­ст­вен­ность за свои де­ла. То, что хал­деи бу­дут при­зва­ны для со­вер­ше­ния су­да над Из­ра­и­лем, еще их са­мих от это­го су­да не избавляет.

От­вет про­рок дол­жен за­пи­сать, что­бы не толь­ко его со­вре­мен­ни­ки его ус­лы­ша­ли, но и те, ко­го бу­дут одо­ле­вать со­мне­ния в по­сле­ду­ю­щих ро­дах. «От­ве­чал мне Гос­подь и ска­зал: “За­пи­ши ви­де­ние и на­чер­тай яс­но на скри­жа­лях, что­бы чи­та­ю­щий лег­ко мог про­чи­тать, ибо ви­де­ние от­но­сит­ся еще к оп­ре­де­лен­но­му вре­ме­ни и го­во­рит о кон­це и не об­ма­нет; и хо­тя бы и за­мед­ли­ло, жди его, ибо не­пре­мен­но сбу­дет­ся, не от­ме­нит­ся. Вот, ду­ша над­мен­ная не ус­по­ко­ит­ся, а пра­вед­ный сво­ею ве­рою жив бу­дет. Над­мен­ный че­ло­век, как бро­дя­щее ви­но, не ус­по­ка­и­ва­ет­ся, так что рас­ши­ря­ет ду­шу свою, как ад, и как смерть он не­на­сы­тен, и со­би­ра­ет к се­бе все на­ро­ды, и за­хва­ты­ва­ет се­бе все пле­ме­на. Но не все ли они бу­дут про­из­но­сить о нем прит­чу и на­сме­ш­ли­вую песнь: "горе тому, кто без меры обогащает себя не своим,на долго ли?...”» (Авв. 2:2–6). Здесь зву­чат сло­ва: пра­вед­ный ве­рою жив бу­дет. Это еще од­на сту­пень к но­во­за­вет­но­му от­кро­ве­нию. Эти слова апо­с­тол Па­вел ци­ти­ру­ет до­слов­но в трех сво­их по­сла­ни­ях: к Рим­ля­нам (Рим. 1:17), Га­ла­там (Гал. 3:11) и к Ев­ре­ям (Евр. 10:38), ука­зы­вая на них как на ос­но­ву жиз­ни но­во­за­вет­ной Церк­ви. На­про­тив, над­мен­ность, ко­то­рая при­во­дит че­ло­ве­ка к то­му, что он от­вер­га­ет ве­ру в Бо­га и на­чи­на­ет жить по сво­им соб­ст­вен­ным желаниями, свою си­лу по­став­ля­ет се­бе бо­гом, не да­ет ус­по­ко­е­ния, не да­ет жиз­ни, сво­дит во ад.

«Кто ока­зы­ва­ет со­мне­ния пред­ве­ща­ни­ям, от Ме­ня ис­хо­дя­щим, тот не­до­сто­ин Мо­е­го о нем по­пе­че­ния. А кто ве­ру­ет из­ре­ка­е­мо­му Мною, и со­об­раз­но с сею ве­рою про­хо­дит жизнь, тот по­жнет пло­ды жиз­ни. По­се­му, зная это, с ве­рою при­ми пред­воз­ве­ща­е­мое те­бе о ца­ре Ва­ви­лон­ском», – поясняет эти слова блаженный Феодорит Кирский [74, т.30, с. 28]: «Как ты ог­ра­бил мно­гие на­ро­ды, то и те­бя ог­ра­бят все ос­таль­ные на­ро­ды...» (Авв. 2:8) Не­пре­лож­ный духовный за­кон, о ко­то­ром го­во­рят все про­ро­ки, исполнился на Вавилоне.

Святитель Кирилл Александрийский относит эти слова также и к сатане, собирающему не свое и уготовляющему себе тягчайшее наказание: «Итак, по справедливости его постигнет горе и будет притчею, после того как уничтожена будет его власть и прекращена будет тирания над всеми» [39, с. 265].

Про­ро­че­с­кая песнь

По­сле об­ли­че­ния же­с­то­ко­с­ти Хал­деи и пред­ска­за­ния ее ги­бе­ли про­рок Ав­ва­кум мо­лит­ся, при­чем эта мо­лит­ва име­ет вид псал­ма, пред­наз­на­чен­но­го для пе­ния. Этот текст упо­треб­ля­ет­ся Церковью в ка­че­ст­ве 4-й биб­лей­ской пес­ни ка­но­на на ут­ре­не. Для лучшего ее понимания сле­ду­ет оз­на­ко­мить­ся со сла­вян­ским тек­с­том. Ес­ли мы ста­нем раз­би­рать со­от­вет­ст­ву­ю­щий ир­мос Рож­де­ст­вен­ско­го ка­но­на «жезл из ко­ре­не Ие­сс­е­о­ва, и цвет от Не­го, Хри­с­те, от Де­вы про­зябл еси, от го­ры хваль­ный при­осе­нен­ныя ча­щи, при­шел еси во­площ­ся от не­ис­ку­со­муж­ныя не­ве­ще­ст­вен­ный и Бо­же, сла­ва си­ле Тво­ей, Гос­по­ди», то не из­бе­жим не­до­уме­ния. В си­но­даль­ном тек­с­те ска­за­но: «Бог от Фе­ма­на гря­дет и Свя­тыйот го­ры Фа­ран. По­кры­ло не­бе­са ве­ли­чие Его, и сла­вою Его на­пол­ни­лась зем­ля» (Авв. 3:3). Связь не­о­че­вид­на. Тут на­до об­ра­тить­ся к тек­с­ту сла­вян­ско­му, ко­то­рый сле­ду­ет пе­ре­во­ду Се­ми­де­ся­ти. Там этот ме­с­то вы­гля­дит так: «Бог от юга при­идет, и свя­тый от го­ры при­осе­нен­ныя ча­щи». Под го­рой, осе­нен­ной ча­щей те­ни­с­той, по­ни­ма­ет­ся Пресвятая Де­ва, осе­нен­ная бла­го­да­тью Бо­жи­ей. От юга или, как с ев­рей­ско­го пе­ре­ве­де­но, «от го­ры Фа­ран»,изо­б­ра­жа­ет­ся тор­же­ст­вен­ное ше­ст­вие Бо­га в Па­ле­с­ти­ну от Си­ная че­рез юж­ные го­ры Па­ле­с­ти­ны во гла­ве иу­де­ев. «Жезл от ко­ре­не Ие­ссе­е­ва» – это, ко­неч­но, от­сыл­ка к мессианскому пророчеству Исайи (Ис. 11:1; ср. Ис. 4:2, Иер. 23:5).

«Гос­по­ди, ус­лы­шах слух твой, и убо­ях­ся, Гос­по­ди, ра­зу­мех де­ла твоя и ужа­сох­ся; по­сре­ди двою жи­вот­ну по­знан бу­де­ши» (Авв. 3:2). Жи­вот­ные на­по­ми­на­ют нам об об­сто­я­тель­ст­вах Рож­де­ст­ва. «Про­сти­ра­ясь к во­пло­щен­но­му Сы­ну Бо­жию, – объ­яс­ня­ет пре­по­доб­ный Ни­ко­дим Свя­то­го­рец, – про­рок го­во­рит: “Гос­по­ди, ус­лы­шал я тай­ну до­мо­ст­ро­и­тель­ст­ва Тво­е­го во­пло­ще­ния”. <…> Ура­зу­мев же страш­ные де­ла и ужас­ные чу­де­са, ко­то­ры­ми Ты, во­пло­щен­ное Сло­во, со­де­ла­ешь спа­се­ние че­ло­ве­ков, и, осо­бен­но, крест и смерть Твою, раз­мыс­лив, го­во­рю, о сем, я не мог ино­го ни­че­го сде­лать, как про­сла­вить Твое Бо­же­ст­во» [54, с. 45–46].

В Па­с­халь­ном ка­но­не по­ет­ся сле­ду­ю­щее: «На бо­же­ст­вен­ной стра­жи бо­го­гла­го­ли­вый Ав­ва­кум, да ста­нет с на­ми и по­ка­жет све­то­нос­на ан­ге­ла яс­но гла­го­лю­ща: днесь спа­се­ние ми­ру, яко вос­кре­се Хри­с­тос, яко все­си­лен». Очевидна связь со словами пророка: «на стра­жу мою стал я» (Авв. 2, 1), что­бы ус­лы­шать от­вет Бо­жий. Но где о вос­кре­се­нии Хри­с­то­вом го­во­рит­ся в этой пес­ни? Об­ра­тим­ся к тек­с­ту: «Пред ли­цем Его идет яз­ва, а по сто­пам Его — жгу­чий ве­тер. Он стал и по­ко­ле­бал зем­лю; воз­зрел, и в тре­пет при­вел на­ро­ды; ве­ко­вые го­ры рас­па­лись, пер­во­быт­ные хол­мы опа­ли; пу­ти Его веч­ные...Ты об­на­жил лук Твой по клят­вен­но­му обе­то­ва­нию, дан­но­му ко­ле­нам. Ты по­то­ка­ми рас­сек зем­лю. Уви­дев Те­бя, вос­тре­пе­та­ли го­ры, ри­ну­лись во­ды; без­дна да­ла го­лос свой, вы­со­ко под­ня­ла ру­ки свои; солн­це и лу­на ос­та­но­ви­лись на ме­с­те сво­ем пред све­том ле­та­ю­щих стрел Тво­их, пред си­я­ни­ем свер­ка­ю­щих ко­пь­ев Тво­их. Во гне­ве ше­ст­ву­ешь Ты по зем­ле и в не­го­до­ва­нии по­пи­ра­ешь на­ро­ды. Ты всту­па­ешь для спа­се­ния на­ро­да Тво­е­го, для спа­се­ния по­ма­зан­но­го Тво­е­го. Ты со­кру­ша­ешь гла­ву не­че­с­ти­во­го до­ма, об­на­жая его от ос­но­ва­ния до вер­ха»(Авв. 3:5-13). Бла­жен­ный Фе­о­до­рит так комментирует это пророчество: «Ибо ше­ст­ви­я­ми на­зы­ва­ет про­рок де­ла; оз­на­ча­ет же ска­зан­ным и ис­то­чив­ший всем лю­дям спа­се­ние, Крест. На нем стал Вла­ды­ка Хри­с­тос, и по­ко­ле­бал зем­лю, при­вел в дви­же­ние и рас­торг го­ры, по­ра­зил ужа­сом де­мо­нов, раз­ру­шил ка­пи­ща на го­рах и хол­мах, оп­ре­де­лив сие из на­ча­ла и до ус­т­ра­не­ния ми­ра, ис­пол­нив же на­пос­ле­док дней» [74, т. 30, c. 34].

Здесь, ко­неч­но же, рас­кры­ва­ет­ся и смысл ска­зан­но­го ра­нее: «пра­вед­ный ве­рою жив бу­дет» (Авв. 2:4). Ка­кою ве­рою он жив бу­дет? Не­од­но­крат­но кни­ги Свя­щен­но­го Пи­са­ния по­ка­зы­ва­ют, что эта жи­во­тво­ря­щая ве­ра есть ве­ра во Хри­с­та, рас­пя­то­го и вос­крес­ше­го, — это оче­вид­но и на при­ме­ре Ав­ра­а­ма, и в слу­чае с Ио­вом. То же и здесь.«Во гне­ве ше­ст­ву­ешь Ты по зем­ле и в не­го­до­ва­нии по­пи­ра­ешь на­ро­ды» (Авв. 3:12). В книге Исайи (63:1–6) есть видение, в котором изображен Бог, топчущий то­чи­ло в ри­зах крас­ных, и Церковь видит в этом образе Христа, Ко­то­рый на кре­с­те со­вер­ша­ет спа­се­ние лю­дей. И здесь то же са­мое: «Ты вы­сту­па­ешь для спа­се­ния на­ро­да Тво­е­го» (Авв. 3:13). Ве­ра, ко­то­рой бу­дет жить пра­вед­ник, есть ве­ра во Хри­с­та рас­пя­то­го и вос­крес­ше­го. Бо­лее то­го, имен­но сре­ди это­го бед­ст­вия со­зер­ца­ет­ся сла­ва Хри­с­то­ва, точ­но так же, как эта сла­ва бы­ла яв­ле­на на кре­с­те, ког­да, ка­за­лось бы, все рух­ну­ло, и со­тря­са­лась зем­ля, и тем­не­ло солн­це, и все на­деж­ды ис­чез­ли. Тем не ме­нее имен­но в этой ка­та­ст­ро­фе, ко­то­рая бы­ла пе­ред гла­за­ми че­ло­ве­че­с­ки­ми, и бы­ло яв­ле­ние сла­вы и люб­ви Бо­жи­ей. Та­ким слож­ным способом образы библейский пророчеств переплетены в Па­с­халь­ном ир­мосе. В пес­не про­ро­ка (Авв. 3 гл.) мы ви­дим со­зер­ца­ние рож­де­ст­вен­ской и од­но­вре­мен­но па­с­халь­ной тай­ны.

«Я ус­лы­шал, и вос­тре­пе­та­ла вну­т­рен­ность моя; при ве­с­ти о сем за­дро­жа­ли гу­бы мои, боль про­ник­ла в ко­с­ти мои, и ко­леб­лет­ся ме­с­то по­до мною; а я дол­жен быть спо­ко­ен в день бед­ст­вия, ког­да при­дет на на­род мой гра­би­тель его. Хо­тя бы не рас­цве­ла смо­ков­ни­ца и не бы­ло пло­да на ви­но­град­ных ло­зах, и мас­ли­на из­ме­ни­ла, и ни­ва не да­ла пи­щи, хо­тя бы не ста­ло овец в за­го­не и ро­га­то­го ско­та в стой­лах, – но и тог­да я бу­ду ра­до­вать­ся о Гос­по­де и ве­се­лить­ся о Бо­ге спа­се­ния мо­е­го. Гос­подь Бог – си­ла моя: Он сде­ла­ет но­ги мои как у оле­ня и на вы­со­ты мои воз­ве­дет ме­ня!» (Авв. 3:16–19). По мне­нию бла­жен­но­го Фе­о­до­ри­та, плач про­ро­ка вы­зван тем, что, по­лу­чив от­кро­ве­ние о по­бе­де Хри­с­то­вой, он уз­нал и об уча­с­ти не­ве­ру­ю­щих иу­де­ев по­сле уве­ро­ва­ния языч­ни­ков. Смо­ков­ни­ца здесь изо­б­ра­жа­ет Ие­ру­са­лим (ср. Лк. 13:6–9), ви­но­град – на­род Бо­жий (ср. Ис. 5:7), мас­ли­на – фа­ри­сеев и сад­ду­кеев, «ко­то­рые ве­ли­ча­ясь при­сво­я­е­мым ими се­бе име­нем пра­вед­ным, во­все не при­но­си­ли пло­дов ея» (ср. Пс 51:10). По­ля бес­плод­ные – это по­кор­ные сим на­став­ни­кам (ср. Иер. 4:3), а во­лы – ие­реи (1 Кор. 9:9), воз­де­лы­ва­ю­щие ду­ши [74, т. 30, c. 38].

Ког­да мы го­во­рим, что «пра­вед­ный ве­рою жив бу­дет», то мы ви­дим вы­ход за рам­ки уз­ко праг­ма­ти­че­с­ко­го по­ни­ма­ния ветхозаветного за­ко­на. Мы зна­ем, что, в за­ко­не сказано: кто бу­дет пра­ве­ден, то есть ис­пол­нять все ус­та­вы и по­ве­ле­ния Бо­жии, то­му бу­дет бла­го, бо­гат­ст­во, здо­ро­вье и так да­лее; кто не бу­дет, тот бу­дет на­ка­зан, ра­зо­рен и так да­лее (Втор. 11:8, 13–15, 16–17, 22–28)... А здесь мы как раз ви­дим, что глав­ное в от­но­ше­ни­ях с Бо­гом есть не по­лу­че­ние от Не­го ка­ких-то внеш­них благ, но пре­бы­ва­ние с Ним. Са­мо по се­бе на­ли­чие такой ве­ры, такой жиз­ни и есть глав­ное со­кро­ви­ще, ко­то­рое не раз­ру­ша­ет­ся да­же в те мо­мен­ты, ког­да ка­за­лось бы, что внеш­не все по­ги­ба­ет. Ес­ли че­ло­век пра­ве­ден, ес­ли он име­ет ве­ру, то это со­став­ля­ет ос­нов­ное со­дер­жа­ние его жиз­ни; жаж­да бо­го­об­ще­ния яв­ля­ет­ся цен­т­раль­ной для че­ло­ве­ка, что и по­ка­зы­ва­ет нам здесь про­рок Ав­ва­кум; о том, что сре­ди страданий, да­же ес­ли бу­дет го­лод, да­же ес­ли мас­ли­на не при­не­сет пло­да и так да­лее, – «тог­да я бу­ду ра­до­вать­ся о Гос­по­де и ве­се­лить­ся о Бо­ге спа­се­ния мо­е­го» (Авв. 3:18), уже со­вер­шен­но бес­ко­ры­ст­но, зная, что Гос­подь че­ло­ве­ка вер­но­го Ему в бе­де не ос­та­вит [см. 63, с. 195]. Та­кой че­ло­век уже не бу­дет го­во­рить: «ес­ли Ты Сын Бо­жий, сой­ди с кре­с­та» (Мф. 27:40).

За­кон­чить эту главу я хо­чу еще од­ной ци­та­той из тол­ко­ва­ния блаж­енно­го Фе­о­до­ри­та. «Из­ве­ст­но мне, что иные всю мо­лит­ву Авва­ку­мо­ву по­ни­мая ис­то­ри­че­с­ки, ут­верж­да­ли, буд­то бы Про­рок пред­рек сие о воз­вра­ще­нии из Ва­ви­ло­на. Не бу­ду про­ти­во­ре­чить, ес­ли ко­му угод­но по­ла­гать, что про­об­ра­зо­ва­тель­но пред­ре­че­но сие о воз­вра­тив­ших­ся из пле­на, по­то­му что та­кое ра­зу­ме­ние со­глас­но и с мо­им тол­ко­ва­ни­ем, ес­ли вет­хо­за­вет­ное под­лин­но есть дей­ст­ви­тель­ное про­об­ра­зо­ва­ние но­во­за­вет­но­го. <…> Ес­ли же ктому же­ла­тель­но до­знать в точ­но­с­ти, пусть ис­тол­ку­ет про­ро­че­ст­во, и уви­дит, что в нем боль­шая часть ни ма­ло не со­от­вет­ст­ву­ет про­об­ра­зо­ва­ни­ям. Впро­чем, о сем пусть су­дят как угод­но. А я умо­ляю чи­та­те­лей из­вле­кать поль­зу из тол­ку­е­мо­го, и при по­мо­щи бо­же­ст­вен­ной си­лы со­вер­шать те­че­ние, и воз­же­лать по­бед­ных вен­цов, по­да­тель ко­то­рых – Вла­ды­ка Хри­с­тос» [74, т. 30, c. 40].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 319 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2230 - | 1968 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.