Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Нрав­ст­вен­ное со­сто­я­ние на­ро­да. Ко­неч­ное тор­же­ст­во Бо­га




По­след­няя речь пророка (6, 7 гл.) начинается диалогом. Гос­подь су­дит­ся со Сво­им на­ро­дом и го­во­рит: «На­род Мой! что сде­лал Я те­бе и чем отя­го­щал те­бя? от­ве­чай Мне. Я вы­вел те­бя из зем­ли Еги­пет­ской и ис­ку­пил те­бя из до­ма раб­ст­ва, и по­слал пред то­бою Мо­и­сея, Аа­ро­на и Ма­ри­ам. На­род Мой! вспом­ни, что за­мы­ш­лял Ва­лак, царь Мо­а­вит­ский, и что от­ве­чал ему Ва­ла­ам, сын Ве­о­ров, и что про­ис­хо­ди­ло от Сит­ти­ма до Гал­гал, что­бы по­знать те­бе пра­вед­ные дей­ст­вия Гос­под­ни» (Мих. 6:3–5). Сно­ва для при­зва­ния из­ра­иль­тян Гос­подь на­по­ми­на­ет им ми­ло­с­ти, на ко­то­рых был ос­но­ван на­ру­шен­ный ими За­вет.

И да­лее сле­ду­ет от­вет на­ро­да, на­пу­ган­но­го этим гроз­ным пре­ду­преж­де­ни­ем: «С чем пред­стать мне пред Гос­по­дом, пре­кло­нить­ся пред Бо­гом не­бес­ным? Пред­стать ли пред Ним со все­со­же­ни­я­ми, с тель­ца­ми од­но­лет­ни­ми? Но мож­но ли уго­дить Гос­по­ду ты­ся­ча­ми ов­нов или не­ис­чет­ны­ми по­то­ка­ми елея? Раз­ве дам Ему пер­вен­ца мо­е­го за пре­ступ­ле­ние мое и плод чре­ва мо­е­гоза грех ду­ши мо­ей?» (Мих. 6:6-7) (по-сла­вян­ски: «Дам ли пер­вен­ца мо­е­го? Вме­нит­ся мне в ви­ну. Плод ли ут­ро­бы мо­ея? Вме­нит­ся мне в грех»). В 4-й кни­ге Царств и в кни­ге про­ро­ка Ие­ре­мии мы ви­де­ли ука­за­ние на то, что во вре­ме­на ца­ря Аха­ва и, воз­мож­но, во вре­ме­на не­ко­то­рых дру­гих не­че­с­ти­вых ца­рей из­ра­иль­тя­не при­но­си­ли че­ло­ве­че­с­кие жерт­вы. И здесь в этих сло­вах по­ка­за­на вну­т­рен­няя ло­ги­ка та­ко­го жерт­во­при­но­ше­ния: Гос­подь про­гне­вал­ся, при­чем про­гне­вал­ся силь­но, на­до что-то та­кое сде­лать, что­бы Его удов­ле­тво­рить. Все, что по­ло­же­но по ус­та­ву, оче­вид­но уже не по­дей­ст­ву­ет. Что де­лать? Все­со­ж­же­ния, тель­цы, по­то­ки елея? На­вер­ное, на­до при­не­с­ти ка­кую-то особенную жерт­ву. Пер­вен­ца? Соб­ст­вен­ное ча­до, как это де­ла­ли по от­но­ше­нию к Мо­ло­ху, ког­да в жерт­ву при­но­си­лись де­ти. Впол­не по­нят­ный ре­зуль­тат «тор­го­вых» от­но­ше­ний с Бо­гом. Нрав­ст­вен­ность тут не за­тра­ги­ва­ет­ся.

Эта те­ма сно­ва и сно­ва воз­вра­ща­ет­ся к нам в са­мых раз­ных кни­гах Священного Писания. Как и в других местах, от­вет один: «О, че­ло­век! ска­за­но те­бе, что – до­б­ро и че­го тре­бу­ет от те­бя Гос­подь: дей­ст­во­вать спра­вед­ли­во, лю­бить де­ла ми­ло­сер­дия и сми­рен­но­му­д­рен­но хо­дить пред Бо­гом тво­им» (Мих. 6:8). Я ду­маю, что нет нуж­ды де­лать ссыл­ки на па­рал­лель­ные ме­с­та в дру­гих кни­гах: «серд­це со­кру­шен­но и сми­рен­но Бог не уни­чи­жит» (Пс. 50:19), «сы­не, даждь Мне твое серд­це» (Притч. 23:26). Гос­подь при­зы­ва­ет са­мо­го че­ло­ве­ка в об­ще­ние с Ним, к по­ка­я­нию и ис­прав­ле­нию. Ни­ка­кие внеш­ние дей­ст­вия не спо­соб­ны при про­дол­жа­ю­щей­ся внутренней не­ис­прав­но­с­ти че­ло­ве­ка уре­гу­ли­ро­вать его от­но­ше­ния с Бо­гом.

Но современное пророку состояние народа оставляет мало надежды. «Го­ре мне! ибо со мной те­перь – как по со­бра­нии лет­них пло­дов, как по убор­ке ви­но­гра­да: ни од­ной яго­ды для еды, ни спе­ло­го пло­да, ко­то­ро­го же­ла­ет ду­ша моя. Не ста­ло ми­ло­сер­дых на зем­ле, нет прав­ди­вых меж­ду людь­ми; все стро­ят ко­вы, что­бы про­ли­вать кровь» (Мих. 7:1–2). В этом отрывке, кроме его буквального смысла, пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин видит смысл духовный, что «не гроз­да обык­но­вен­но­го же­ла­ет про­рок. Вож­де­ле­ва­ет же то­го Гроз­да, ко­то­рый на Гол­го­фе по­ве­шен был на вет­ви Кре­с­та: Его-то Еван­ге­лия вож­де­ле­ва­ет он как пер­во­го пло­да» [17, т. 6, с. 159]. И даль­ше идет очень ин­те­рес­ный фрагмент, ко­то­рый поз­во­ля­ет нам эти сло­ва от­не­с­ти не толь­ко к то­му вре­ме­ни, в которое жил про­рок, но и к по­след­ним вре­ме­нам: «все стро­ят ко­вы, что­бы про­ли­вать кровь; каж­дый ста­вит бра­ту сво­е­му сеть. Ру­ки их об­ра­ще­ны к то­му, что­бы уметь де­лать зло; на­чаль­ник тре­бу­ет по­дар­ков, и су­дья су­дит за взят­ки, а вель­мо­жи вы­ска­зы­ва­ют злые хо­те­ния ду­ши сво­ей и из­вра­ща­ют де­ло... Не верь­те друг дру­гу, не по­ла­гай­тесь на при­яте­ля; от ле­жа­щей на ло­не тво­ем сте­ре­ги две­ри уст тво­их. Ибо сын по­зо­рит от­ца, дочь вос­ста­ет про­тив ма­те­ри, не­ве­ст­капро­тив све­кро­ви сво­ей; вра­ги че­ло­ве­кудо­маш­ние его» (Мих. 7:2–6; ср. Мф. 10:21, 35-36). В Еван­ге­лии Хри­с­тос го­во­рит о тех вре­ме­нах, ко­то­рые толь­ко еще ожи­да­ют­ся апо­с­то­ла­ми. И подобная этой ха­рак­те­ри­с­ти­ка вра­гов благочестия в посланиях апо­с­то­ла Пав­ла от­но­сит­ся к по­след­ним вре­ме­нам (2 Тим. 3:1–9).

Та­ким об­ра­зом, со­сто­я­ние из­ра­иль­тян на­ка­ну­не их на­ка­за­ния подобно тому, что пред­стоит уви­деть в по­след­ние вре­ме­на. При­чем об­ра­ти­те вни­ма­ние на характер человеческих отношений, о котором свидетельствует пророк. Это пол­ная раз­де­лен­ность меж­ду людь­ми. Противостанут брат бра­ту, сын от­цу, не­ве­ст­ка све­кро­ви, дочь ма­те­ри, то есть раз­де­ле­ние про­ни­ка­ет ту­да, где, ка­за­лось бы, са­ми за­ко­ны ес­те­ст­ва тре­бу­ют един­ст­ва, в не­дра са­мой се­мьи. Та­кое со­сто­я­ние лю­дей не мо­жет не по­влечь за со­бой су­да.

Но в при­ло­же­нии к со­вре­мен­ни­кам про­ро­ка суд не бу­дет иметь ха­рак­те­ра окон­ча­тель­ной по­ги­бе­ли. Ми­хей, со­зер­цая гря­ду­щее вос­ста­нов­ле­ние, го­во­рит, что «Он... не со­вер­шит су­да на­до мною;...вы­ве­дет ме­ня на свет, и я уви­жу прав­ду Его. И уви­дит это не­при­ятель­ни­ца моя, и стыд по­кро­ет ее, го­во­рив­шую мне: “Где Гос­подь Бог твой?”» (Мих. 7:9–10). То есть, ког­да явит­ся Гос­подь, все те, кто из­де­ва­ют­ся над ве­ру­ю­щи­ми, го­во­рят – «где Бог ваш, по­че­му Он не яв­ля­ет­ся за­сту­пить вас?» –бу­дут по­срам­ле­ны. Ми­хей воз­но­сит мо­лит­вы пе­ред Бо­гом о за­ступ­ле­нии на­ро­да и яв­ле­нии ему див­ных дел. И здесь про­из­но­сят­ся сло­ва: «Уви­дят это на­ро­ды и ус­ты­дят­ся при всем мо­гу­ще­ст­ве сво­ем; по­ло­жат ру­ку на ус­та, уши их сде­ла­ют­ся глу­хи­ми; бу­дут ли­зать прах, как змея, как чер­ви зем­ные вы­пол­зут они из ук­реп­ле­ний сво­их; ус­т­ра­шат­ся Гос­по­да Бо­га на­ше­го и убо­ят­ся Те­бя» (Мих. 7:16–17; ср. Ис. 49:23). Эти сло­ва то­же при буквальном тол­ко­ва­нии мо­гут быть от­не­се­ны к историческим врагам из­ра­иль­тя­н. Но по­нят­но, что под вра­га­ми Бо­жи­и­ми, ко­неч­но, нужно по­ни­мать бе­сов (ср. Быт. 3:14) и тех, кто сле­ду­ет пу­тем гре­ха и де­ла­ет де­ла дья­воль­ские, а во­все не ка­кую-то на­род­ность.

Как и пророк Исаия, пророк Михей заканчивает свою книгу описанием Нового Завета и торжества Церкви: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых» (Мих. 7:19–20). Заметим здесь, что Новый Завет здесь, как и во многих других местах, соотносится именно с заветом Богом с Авраамом, а не с Синайским.

Из кни­ги про­ро­ка Ми­хея читаются па­ре­мии Рож­де­ст­ва Хри­с­то­ва: в на­ве­че­рие на пер­вом ча­се (Мих. 5:2–4) и на ве­чер­не Рож­де­ст­ва (Мих. 4:6–7; 5:2–4), а так­же в пре­по­ло­ве­ние Пя­ти­де­сят­ни­цы (Мих. 4:2–3, 5; 6:2–5, 8; 5:4).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2489 - | 2332 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.