Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Уте­ши­тель­ные про­ро­че­ст­ва. Хри­с­тос и Цер­ковь




Сле­ду­ю­щая часть с 40-й гла­вы и до кон­ца кни­ги ино­гда на­зы­ва­ют «кни­гой Уте­ше­ния». Ес­ли до это­го пре­об­ла­да­ли об­ли­че­ния, гроз­ные и страш­ные про­ро­че­ст­ва о гибели Ие­ру­са­лима (Ис. 32:13–14), то здесь главной темой становится радостная весть об избавлении и явлении цар­ст­вия Бо­жия: «Уте­шай­те, уте­шай­те на­род Мой, го­во­рит Бог ваш» (Ис. 40:1). Ес­ли рань­ше пророк восклицал: «ку­да бить вас?», то те­перь го­во­рит­ся: «уте­шай­те на­род Мой». По­че­му? – по­то­му что «за не­прав­ды его сде­ла­но удов­ле­тво­ре­ние, ибо он от ру­ки Гос­под­ней при­нял вдвое за все гре­хи свои. Глас во­пи­ю­ще­го в пу­с­ты­не: при­го­товь­те путь Гос­по­ду, пря­мы­ми сде­лай­те в сте­пи сте­зи Бо­гу на­ше­му; вся­кий дол да на­пол­нит­ся, и вся­кая го­ра и холм да по­ни­зят­ся;...и явит­ся сла­ва Гос­под­ня, и уз­рит вся­кая плоть [спа­се­ние Бо­жие]; ибо ус­та Гос­под­ни из­рек­ли это»(Ис. 40:2-5).

Здесь мы ви­дим прямую связь с Новым Заветом, поскольку святой Иоанн Предтеча говорил о себе: «Я глас во­пи­ю­ще­го в пу­с­ты­не» (Ин. 1:23; Ис. 40:3). О чем же этот глас согласно пророческому речению? О том, что «вся­кий дол на­пол­нит­ся», то есть, все сми­рен­ное воз­вы­сит­ся, «вся­кая го­ра и холм да по­ни­зят­ся», то есть, все гор­дое бу­дет упразднено и смирится, и явит­ся сла­ва Бо­жия. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «прежде это совершилось во время возвращения из плена, так как народ пришел без труда и препятствия. Потом наполнение дебрей, понижение гор, холмов и изменение трудного в легкое означает тот путь, который ведет к добродетелям, что он легок и ровен, так что на нем… не будет никаких препятствий для желающих по нему идти… До пришествия Христа сила добродетели была подобна густым кедровым рощам, стремнистым и лесистым местам, почти была непроходима; пророки, праведники плакали и оплакивали тех, которые населяли эти суровые места; но после Христа – не так;… многие вступают на эту дорогу <добродетели> без сомнения и страха» [29, т. 5, с. 215].

Спа­се­ние, ра­дость и уте­ше­ние свя­за­ны с яв­ле­ни­ем Не­ко­е­го ра­ба Гос­под­ня или От­ро­ка Гос­под­не­го. Главы с 42-й по 53-ю гла­ву яв­ля­ют­ся важ­ней­шими с точ­ки зре­ния мес­си­ан­ско­го содержания кни­ги про­ро­ка Иса­ии, а в плане догматическом – во­об­ще все­го Вет­хо­го За­ве­та.

«Вот, От­рок Мой, Ко­то­ро­го Я дер­жу за ру­ку, из­бран­ный Мой, к ко­то­ро­му бла­го­во­лит ду­ша Моя. По­ло­жу дух Мой на Не­го, и воз­ве­с­тит на­ро­дам суд; не во­зо­пи­ет и не воз­вы­сит го­ло­са Сво­е­го.., тро­с­ти над­лом­лен­ной не пе­ре­ло­мит, и льна ку­ря­ще­го­ся не уга­сит; бу­дет про­из­во­дить суд по ис­ти­не; не ос­ла­бе­ет и не из­не­мо­жет, до­ко­ле на зем­ле не ут­вер­дит су­да, и на имя его бу­дут упо­вать на­ро­ды» (Ис. 42:1–4). Об исполнении пророчества Исайи свидетельствует евангелист Матфей (Мф. 12:18). Итак, избавление будет связано с приходом этого Отрока. Для че­го Он при­шел? «По­став­лю Те­бя в за­вет для на­ро­да и в свет для языч­ни­ков». «Све­том во от­кро­ве­ние язы­ков» называет Христа в свое молитве святой Симеон Богоприимец(Лк. 2:32). Он придет «что­бы уз­ни­ков вы­ве­с­ти из за­клю­че­ния и си­дя­щих во тьме – из тем­ни­цы. Я Гос­подь, это – Мое имя, и не дам сла­вы Мо­ей ино­му... Вот, пред­ска­зан­ное преж­де сбы­лось, и но­вое Я воз­ве­щу; преж­де, не­же­ли оно про­изой­дет, Я воз­ве­щу вам» (Ис. 42:7–9).

Пророк Исайя еще не использует выражение Новый Завет. Но он подразумевается. Господь, сотворивший мир и поддерживающий его в бытии, имеет намерение и власть обновить обветшавшее. «Я, Я Гос­подь, и нет Спа­си­те­ля кро­ме Ме­ня. … Вот, Я де­лаю но­вое; ны­не же оно явит­ся; не­уже­ли вы и это­го не хо­ти­те знать? Я про­ло­жу до­ро­гу в сте­пи, ре­ки в пу­с­ты­не. … Этот на­род Я об­ра­зо­вал для Се­бя; он бу­дет воз­ве­щать сла­ву Мою. А ты, Иа­ков, не взы­вал ко Мне; ты, Из­ра­иль, не тру­дил­ся для Ме­ня. … Я, Я Сам из­гла­жи­ваю пре­ступ­ле­ния твои ра­ди Се­бя Са­мо­го и гре­хов тво­их не по­мя­ну» (Ис. 43:11, 19, 21 - 22, 25). То, что со­би­ра­ет­ся сде­лать Гос­подь, упо­доб­ля­ет­ся Ис­хо­ду и да­же но­во­му тво­ре­нию.

Что же воз­ве­ща­ет Гос­подь? Он обе­ща­ет из­лить во­ды Свои на жаж­ду­щих: «А ны­не слу­шай, Иа­ков, раб Мой, и Из­ра­иль, ко­то­ро­го Я из­брал. Так го­во­рит Гос­подь, со­здав­ший те­бя..: не бой­ся, раб Мой, Иа­ков, и воз­люб­лен­ный [Из­ра­иль], ко­то­ро­го Я из­брал; ибо Я изо­лью во­ды на жаж­ду­щее, и по­то­ки на ис­сох­шее; из­лию дух Мой на пле­мя твое и бла­го­сло­ве­ние Мое на по­том­ков тво­их. И бу­дут рас­ти меж­ду тра­вою, как ивы при по­то­ках вод. Один ска­жет: “я Гос­по­день”, дру­гой на­зо­вет­ся име­нем Иа­ко­ва; а иной на­пи­шет ру­кою сво­ею: “я Гос­по­день”, и про­зо­вет­ся име­нем Из­ра­и­ля» (Ис. 44:1–5). Это то­же обе­то­ва­ние об из­ли­я­нии Свя­то­го Ду­ха.

В главах с 49-ю по 53-ю содержатся пророчества об избавлении из вавилонского плена и восстановлении Иерусалима. Однако эта яркая и торжественна картина мало соответствует тому, что в действительности произошло после возвращения из плена. Как мы знаем, израильтяне были притесняемы окрестными народами и испытывали многочисленные трудности.

Между тем возвещаемая здесь радость должна возвещаться всем «островам и народам дольним» (Ис. 49:1, 51:5), это событие вселенского масштаба. «Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет» (Ис. 51:6). Торжество избавления будет связано с явлением и служением Отрока Господня. «И ны­не го­во­рит Гос­подь, об­ра­зо­вав­ший Ме­ня от чре­ва в ра­ба Се­бе, что­бы об­ра­тить к Не­му Иа­ко­ва и что­бы Из­ра­иль со­брал­ся к Не­му; Я по­чтен в очах Гос­по­да, и Бог Мой – си­ла Моя. И Он ска­зал:...Я сде­лаю Те­бя све­том на­ро­дов, что­бы спа­се­ние Мое про­стер­лось до кон­цов зем­ли» (Ис. 49:5–6).

И вот ка­ким об­ра­зом де­ла­ет­ся это спа­се­ние зем­ли. Пе­ред на­ми яв­но пред­ста­ют кар­ти­ны Ве­ли­ко­го Пят­ка: «... Я не вос­про­ти­вил­ся, не от­сту­пил на­зад. Я пре­дал хре­бет Мой би­ю­щим и ла­ни­ты Мои по­ра­жа­ю­щим; ли­ца Мо­е­го не за­кры­вал от по­ру­га­ний и оп­ле­ва­ния. И Гос­подь Бог по­мо­га­ет Мне: по­это­му Я не сты­жусь...» (Ис. 50:5–7). По­ра­жен­ный ви­де­ни­ем про­рок вос­кли­ца­ет: «[Гос­по­ди!] кто по­ве­рил слы­шан­но­му от нас, и ко­му от­кры­лась мыш­ца Гос­под­ня? Ибо Он взо­шел пред Ним, как от­прыск и как рос­ток из су­хой зем­ли; нет в Нем ни ви­да, ни ве­ли­чия; и мы ви­де­ли Его, и не бы­ло в Нем ви­да, ко­то­рый при­вле­кал бы нас к Не­му. Он был пре­зрен и ума­лен пред людь­ми, муж скор­бей и из­ве­дав­ший бо­лез­ни, и мы от­вра­ща­ли от Не­го ли­це свое; Он был пре­зи­ра­ем, и мы ни во что ста­ви­ли Его» (Ис. 53:1–3). Этот текст очень ва­жен, так как оп­ро­вер­га­ет рас­про­ст­ра­нен­ное сре­ди со­вре­мен­ных ис­сле­до­ва­те­лей мне­ние о том, что про­ро­ки все­гда го­во­ри­ли толь­ко то, что бы­ло яс­но и оче­вид­но для их слу­ша­те­лей, в свя­зи с чем не сто­ит от­но­сить их про­ро­честв к но­во­за­вет­ным вре­ме­нам. Про­рок Иса­ия сам со­мне­ва­ет­ся в том, что кто-то смо­жет про­ник­нуть в смысл дан­но­го ему от­кро­ве­ния. О чем здесь речь? О том, что иудеи во Христе не узнали Своего Избавителя. Они Его ждали, как воинственного Царя, Который должен явиться во славе, а Христос пришел в образе странствующего проповедника: «Вот, Раб Мой бу­дет бла­го­ус­пе­шен, воз­вы­сит­ся и воз­не­сет­ся, и воз­ве­ли­чит­ся. Как мно­гие изум­ля­лись, смо­т­ря на Те­бя, – столь­ко был обе­зо­б­ра­жен па­че вся­ко­го че­ло­ве­ка лик Его, и вид Его – па­че сы­нов че­ло­ве­че­с­ких! Так мно­гие на­ро­ды при­ве­дет Он в изум­ле­ние; ца­ри за­кро­ют пред Ним ус­та свои, ибо они уви­дят то, о чем не бы­ло го­во­ре­но им, и уз­на­ют то, че­го не слы­ха­ли» (Ис. 52:13–15).

Иной суд че­ло­ве­че­с­кий, и иной суд Божий. «Мои мыс­ли – не ва­ши мыс­ли, ни ва­ши пу­ти – пу­ти Мои, го­во­рит Гос­подь. Но как не­бо вы­ше зем­ли, так пу­ти Мои вы­ше пу­тей ва­ших, и мыс­ли Мои вы­ше мыс­лей ва­ших» (Ис. 55:8–9). По­не­сен­ное Пра­вед­ни­ком стра­да­ние не есть на­ка­за­ние за грех: «Он взял на Се­бя на­ши не­мо­щи и по­нес на­ши бо­лез­ни; а мы ду­ма­ли, что Он был по­ра­жа­ем, на­ка­зу­ем и уни­чи­жен Бо­гом. Но Он изъ­язв­лен был за гре­хи на­ши, и му­чим за без­за­ко­ния на­ши; на­ка­за­ние ми­ра на­ше­го бы­ло на Нем, и ра­на­ми Его мы ис­це­ли­лись. Все мы блуж­да­ли, как ов­цы, со­вра­ти­лись каж­дый на свою до­ро­гу: и Гос­подь воз­ло­жил на Не­го гре­хи всех нас. Он ис­тя­зу­ем был, но стра­дал до­б­ро­воль­но и не от­кры­вал уст Сво­их; как ов­ца, ве­ден был Он на за­кла­ние, и как аг­нец пред стри­гу­щим Его без­гла­сен, так Он не от­вер­зал уст Сво­их. От уз и су­да Он был взят; но род Его кто изъ­яс­нит? ибо Он от­торг­нут от зем­ли жи­вых; за пре­ступ­ле­ния на­ро­да Мо­е­го пре­тер­пел казнь. Ему на­зна­ча­ли гроб со зло­де­я­ми, но Он по­гре­бен у бо­га­то­го, по­то­му что не сде­лал гре­ха, и не бы­ло лжи в ус­тах Его. Но Гос­по­ду угод­но бы­ло по­ра­зить Его, и Он пре­дал Его му­че­нию; ког­да же ду­ша Его при­не­сет жерт­ву уми­ло­с­тив­ле­ния, Он уз­рит по­том­ст­во дол­го­веч­ное, и во­ля Гос­под­ня бла­го­ус­пеш­но бу­дет ис­пол­нять­ся ру­кою Его. На по­двиг ду­ши Сво­ей Он бу­дет смо­т­реть с до­воль­ст­вом; че­рез по­зна­ние Его Он, Пра­вед­ник, Раб Мой, оп­рав­да­ет мно­гих и гре­хи их на Се­бе по­не­сет. По­се­му Я дам Ему часть меж­ду ве­ли­ки­ми, и с силь­ным бу­дет де­лить до­бы­чу, за то, что пре­дал ду­шу Свою на смерть, и к зло­де­ям при­чтен был, тог­да как Он по­нес на Се­бе грех мно­гих и за пре­ступ­ни­ков сде­лал­ся хо­да­та­ем» (Ис. 53:4–12). Это пророчество – од­на из вы­со­чай­ших вер­шин вет­хо­за­вет­но­го от­кро­ве­ния, сокровенная тайна Божественного домостроительства, открытая пророку. Мы ви­дим всю внеш­нюю сто­ро­ну подвига Христа: пол­ное Его уни­чи­же­ние, казнь со зло­де­я­ми, по­зор­ную гроб­ни­цу и по­гре­бе­ние с бо­га­ты­ми. Од­но­вре­мен­но рас­кры­ва­ет­ся и глу­бо­чай­ший смысл про­ис­хо­дя­ще­го, тай­на Пред­веч­но­го Со­ве­та, в ко­то­рую по­свя­щен был про­рок (и нель­зя по­это­му от­де­лять 53-ю гла­ву от 6-й).

Но и здесь сквозь мрак Гол­го­фы уже све­тит свет Вос­кре­се­ния. До­б­ро­воль­но при­няв стра­да­ние и смерть, Он взи­ра­ет с до­воль­ст­вом на де­ло рук Сво­их. Смерть Им не об­ла­да­ет; Он ­при­ни­ма­ет эту смерть для то­го, что­бы оп­рав­дать че­рез это мно­гих. О до­бы­че мы уже го­во­ри­ли в свя­зи с сим­во­ли­че­с­ким име­нем Ма­гер-Ше­лал-Хаш-Баз (Ис. 8:3).

Цер­ковь

По­сле опи­са­ния ис­ку­пи­тель­ной жерт­вы Христа сле­ду­ют про­ро­че­ст­ва о со­зда­нии Церк­ви и о при­ше­ст­вии Цар­ст­вия Бо­жь­е­го как о пло­дах этой жерт­вы.

«Воз­ве­се­лись, не­плод­ная, не­рож­да­ю­щая; вос­клик­ни и воз­гла­си, не­му­чив­ша­я­ся ро­да­ми; по­то­му что у ос­тав­лен­ной го­раз­до бо­лее де­тей, не­же­ли у име­ю­щей му­жа, го­во­рит Гос­подь. Рас­про­ст­ра­ни ме­с­то ша­т­ра тво­е­го, рас­ширь по­кро­вы жи­лищ тво­их; не стес­няй­ся, пу­с­ти длин­нее вер­ви твои и ут­вер­ди ко­лья твои; ибо ты рас­про­ст­ра­нишь­ся на­пра­во и на­ле­во, и по­том­ст­во твое за­вла­де­ет на­ро­да­ми и на­се­лит опу­с­то­шен­ные го­ро­да. Не бой­ся, ибо не бу­дешь по­сты­же­на; не сму­щай­ся, ибо не бу­дешь в по­ру­га­нии: ты за­бу­дешь по­срам­ле­ние юно­с­ти тво­ей и не бу­дешь бо­лее вспо­ми­нать о бес­сла­вии вдов­ст­ва тво­е­го» (Ис. 54:1–4). О чем здесь речь? Гос­подь на­зы­ва­ет Се­бя су­пру­гом Из­ра­и­ля, и вот ока­зы­ва­ет­ся, что по­сле Вос­кре­се­ния ос­тав­лен­ная, не­плод­ная, язы­че­с­кая цер­ковь при­об­ре­та­ет се­бе мно­же­ст­во де­тей – че­рез смерть и Вос­кре­се­ние Хри­с­то­во от­кры­ва­ет­ся спа­се­ние для все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Вспом­ним пророчество патриарха Ноя о Иа­фе­те, который все­лит­ся в ша­т­ры Си­мо­вы (Быт. 9:27).

Эта тема присутствует и в другом месте книги. Возрожденный Сион, не могущий вместить всех сыновей своих, вопрошает Господа: «кто мне родил их? я была бездетна и бесплодна, отведена в плен и удалена; кто же возрастил их? вот, я оставалась одинокою; где же они были?» (Ис. 49:21). На что Бог отвечает: «вот Я подниму руку мою к народам и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах» (Ис. 49:22).

Кро­вью Хри­с­то­вою бу­дет ут­верж­ден Но­вый За­вет. «Жаж­ду­щие! Иди­те все к во­дам; да­же и вы, у ко­то­рых нет се­ре­б­ра, иди­те, по­ку­пай­те и ешь­те; иди­те, по­ку­пай­те без се­ре­б­ра и без пла­ты ви­но и мо­ло­ко. <…> При­кло­ни­те ухо ва­ше и при­ди­те ко Мне: по­слу­шай­те, и жи­ва бу­дет ду­ша ва­ша, и дам вам за­вет веч­ный, не­из­мен­ные ми­ло­с­ти, обе­щан­ные Да­ви­ду» (Ис. 55:1, 3). Что же это за во­ду, ви­но и мо­ло­ко без се­ре­б­ра да­ет Гос­подь? «Сия есть Кровь Моя Но­во­го За­ве­та» (Мф. 26:28). Без вся­кой за­слу­ги со сто­ро­ны че­ло­ве­че­ст­ва да­ет­ся Но­вый За­вет и в нем – об­нов­ле­ние и уто­ле­ние вся­кой бла­гой жаж­ды. «Вот, Я дал Его сви­де­те­лем для на­ро­дов, вож­дем и на­став­ни­ком на­ро­дам. … Ищи­те Гос­по­да, ког­да мож­но най­ти Его; при­зы­вай­те Его, ког­да Он близ­ко. Да ос­та­вит не­че­с­ти­вый путь свой и без­за­кон­ник – по­мыс­лы свои, и да об­ра­тит­ся к Гос­по­ду, и Он по­ми­лу­ет его, и к Бо­гу на­ше­му, ибо Он мно­го­ми­ло­с­тив» (Ис. 55:4, 6–7). От­кры­тие Но­во­го За­ве­та да­ет воз­мож­ность каж­до­му че­ло­ве­ку ис­пра­вить­ся и всту­пить в за­вет с Бо­гом и да­ром об­ре­с­ти спа­се­ние. Здесь уместно вспом­нить от­кро­ве­ние о тра­пе­зе Пре­му­д­ро­с­ти в кни­ге Прит­чей Со­ло­мо­но­вых (Притч. 9:1–6).

Возвещая спасение, пророк одновременно призывает людей к покаянию, поскольку именно грехи и беззакония препятствуют милосердию Божию излиться на них. «Все мы ре­вем, как мед­ве­ди, и сто­нем, как го­лу­би; ожи­да­ем су­да, и нет [его], спа­се­ния, но оно да­ле­ко от нас. Ибо пре­ступ­ле­ния на­ши мно­го­чис­лен­ны пред То­бою, и гре­хи на­ши сви­де­тель­ст­ву­ют про­тив нас; ибо пре­ступ­ле­ния на­ши с на­ми, и без­за­ко­ния на­ши мы зна­ем. Мы из­ме­ни­ли и со­лга­ли пред Гос­по­дом, и от­сту­пи­ли от Бо­га на­ше­го; го­во­ри­ли кле­ве­ту и из­ме­ну, за­чи­на­ли и рож­да­ли из серд­ца лжи­вые сло­ва. И суд от­сту­пил на­зад, и прав­да ста­ла вда­ли, ибо ис­ти­на пре­тк­ну­лась на пло­ща­ди, и че­ст­ность не мо­жет вой­ти. И не ста­ло ис­ти­ны, и уда­ля­ю­щий­ся от зла под­вер­га­ет­ся ос­кор­б­ле­нию» (Ис. 59:11–15). Народ Божий не явил правды Его. Но Сам Бог, придя на землю, очистит мир от зла и греха.«И Гос­подь уви­дел это, и про­тив­но бы­ло очам Его, что нет су­да. И ви­дел, что нет че­ло­ве­ка, и ди­вил­ся, что нет за­ступ­ни­ка; и по­мог­ла Ему мыш­ца Его, и прав­да Его под­дер­жа­ла Его. И Он воз­ло­жил на Се­бя прав­ду, как бро­ню, и шлем спа­се­ния на гла­ву Свою; и об­лек­ся в ри­зу мще­ния, как в одеж­ду, и по­крыл Се­бя рев­но­с­тью, как пла­щом. По ме­ре воз­мез­дия, по этой ме­ре Он воз­даст про­тив­ни­кам Сво­им – яро­с­тью, вра­гам Сво­им – ме­с­тью, ос­т­ро­вам воз­даст долж­ное. И убо­ят­ся име­ни Гос­по­да на за­па­де и сла­вы Его – на вос­хо­де солн­ца. Ес­ли враг при­дет как ре­ка, ду­но­ве­ние Гос­по­да про­го­нит его. И при­дет Ис­ку­пи­тель Си­о­на и [сы­нов] Иа­ко­ва, об­ра­тив­ших­ся от не­че­с­тия, го­во­рит Гос­подь. И вот, за­вет Мой с ни­ми, го­во­рит Гос­подь: Дух Мой, Ко­то­рый на те­бе, и сло­ва Мои, ко­то­рые вло­жил Я в ус­та твои, не от­сту­пят от уст тво­их и от уст по­том­ст­ва тво­е­го, и от уст по­том­ков по­том­ст­ва тво­е­го, го­во­рит Гос­подь, от­ны­не и до ве­ка» (Ис. 59:15–21).

При­зва­ние языч­ни­ков

Даль­ше го­во­рит­ся о том, что спа­се­ние бу­дет от­кры­то для всех на­ро­дов че­рез яв­ле­ние сла­вы Ие­ру­са­ли­ма: «Вос­стань, све­тись, [Ие­ру­са­лим], ибо при­шел свет твой, и сла­ва Гос­под­ня взо­шла над то­бою»(Ис. 60:1). Эти слова легли в основу 9-й пести канона Пасхи. Эта но­вая сла­ва Ие­ру­са­ли­ма пе­ре­кли­ка­ет­ся уже с тем, что го­во­рит­ся в Апо­ка­лип­си­се о сла­ве Но­во­го го­ро­да: «Ибо вот, тьма по­кро­ет зем­лю, и мрак – на­ро­ды; а над то­бою вос­си­я­ет Гос­подь, и сла­ва Его явит­ся над то­бою»(Ис. 60:2). Про­изой­дет раз­де­ле­ние греш­ни­ков и пра­вед­ни­ков. По слову святителя Иоанна Златоуста, явления тьмы и мрака будут происходить не по необходимости и насилию, но будут добровольными [29, т. 5, с. 362]. О том же говорится и в Евангелии: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). «И при­дут на­ро­ды к све­ту тво­е­му, и ца­ри – к вос­хо­дя­ще­му над то­бою си­я­нию. Воз­ве­ди очи твои и по­смо­т­ри во­круг: все они со­би­ра­ют­ся, идут к те­бе; сы­но­вья твои из­да­ле­ка идут и до­че­рей тво­их на ру­ках не­сут. … бо­гат­ст­во мо­ря об­ра­тит­ся к те­бе, до­сто­я­ние на­ро­дов при­дет к те­бе» (Ис. 60:3–5).

«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Ис. 60:10–12). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «все, что возвещено в этой главе, было обетованиями, которые должны были исполниться после возвращения из плена; если же что не исполнилось, то это совершилось по причине их недостоинства… На самом же деле, это исполнилось в Церкви, так как врата ея открыты всегда, и никогда не затворяются» [29, т. 5, с. 362].

В цен­т­ре все­мир­ной про­по­ве­ди – Хри­с­тос. «Дух Гос­по­да Бо­га на Мне, ибо Гос­подь по­ма­зал Ме­ня бла­го­ве­ст­во­вать ни­щим, по­слал Ме­ня ис­це­лять со­кру­шен­ных серд­цем, про­по­ве­до­вать плен­ным ос­во­бож­де­ние и уз­ни­кам от­кры­тие тем­ни­цы» (Ис. 61:1). Это те сло­ва, ко­то­рые Хри­с­тос Сам чи­тал в си­на­го­ге в На­за­ре­те пе­ред тем, как про­по­ве­до­вать (Лк. 4:18).

Разрушающий узы ада Спаситель является как грозный воин. «Кто это идет от Едо­ма, в черв­ле­ных ри­зах от Во­со­ра, столь ве­ли­че­ст­вен­ный в Сво­ей одеж­де, вы­сту­па­ю­щий в пол­но­те си­лы Сво­ей? “Я – из­ре­ка­ю­щий прав­ду, силь­ный, что­бы спа­сать”. От­че­го же оде­я­ние Твое крас­но, и ри­зы у Те­бя, как у топ­тав­ше­го в то­чи­ле? “Я топ­тал то­чи­ло один, и из на­ро­дов ни­ко­го не бы­ло со Мною; и Я топ­тал их во гне­ве Мо­ем и по­пи­рал их в яро­с­ти Мо­ей; … ибо день мще­ния – в серд­це Мо­ем, и год Мо­их ис­куп­лен­ных на­стал. Я смо­т­рел, и не бы­ло по­мощ­ни­ка; ди­вил­ся, что не бы­ло под­дер­жи­ва­ю­ще­го, но по­мог­ла Мне мыш­ца Моя; … и по­прал Я на­ро­ды во гне­ве Мо­ем, и со­кру­шил их в яро­с­ти Мо­ей …”» (Ис. 63:1–6). Под эти­ми на­ро­да­ми Едо­мом, Во­со­ром, ко­то­рые по­пи­ра­ли Ие­ру­са­лим, и под от­мще­ни­и им по­ни­ма­ет­ся по­пра­ние ди­а­во­ла и все­го во­ин­ст­ва его и ос­во­бож­де­ние лю­дей от их вла­с­ти. Омы­тие одежд кро­вью – вос­ста­нов­ле­ние че­ло­ве­че­с­кой при­ро­ды: «Вос­при­ем­ле­му Те­бе Хри­с­те от го­ры Мас­лич­ныя, си­лы зря­ще, друг дру­гу во­пи­я­ху: кто есть Сей? И гла­го­лет к ним: Сей есть дер­жав­ный и силь­ный, Сей есть силь­ный в бра­ни, Сей есть во­ис­тин­ну Царь сла­вы. И поч­то Ему черв­ле­ны ри­зы? Из Во­со­ра при­хо­дит, еже есть пло­ти. Ты же Сам яко Бог одес­ную сед ве­ли­че­ст­вия, по­слал еси нам Ду­ха Свя­та­го, да на­ста­вит и спа­сет ду­ши на­ша»[47]. Это пророчество тесно связано с мессианским благословением патриарха Иакова Иуде, в котором сказано, что он «моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49:11).

Та­ким об­ра­зом, все вра­ги Цар­ст­ва Не­бес­но­го ока­зы­ва­ют­ся по­пран­ны­ми, и Гос­подь го­во­рит: «Я топ­тал то­чи­ло один, и из на­ро­дов ни­ко­го не бы­ло со Мною» (Ис. 63:3, ср. 51:18). На кре­с­те Гос­подь один со­вер­шил это спа­се­ние, которого никто не был достоин.

«Все мы сделалиськак нечистый, и вся праведность нашакак запачканная одежда» (Ис. 64:6). Поэтому Господь снова обращается с призывом к людям с тем, чтобы создать для себя новый народ. «Я от­крыл­ся не во­про­шав­шим обо Мне; Ме­ня на­шли не ис­кав­шие Ме­ня. “Вот, Я! вот, Я!” – го­во­рил Я на­ро­ду, не име­но­вав­ше­му­ся име­нем Мо­им. Вся­кий день про­сти­рал Я ру­ки Мои к на­ро­ду не­по­кор­но­му..., к на­ро­ду, ко­то­рый по­сто­ян­но ос­кор­б­ля­ет Меня в лицо» (Ис. 65:1–3). Те, кто откликнутся на призыв и станут новым Израилем и примут новое имя. «Рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины» (Ис. 65:14–16). «Вот, Я тво­рю но­вое не­бо и но­вую зем­лю, и преж­ние уже не бу­дут вос­по­ми­на­е­мы и не при­дут на серд­це. А вы бу­де­те ве­се­лить­ся и ра­до­вать­ся во­ве­ки о том, что Я тво­рю: ибо вот, Я тво­рю Ие­ру­са­лим ве­се­ли­ем и на­род его ра­до­с­тью. И бу­ду ра­до­вать­ся о Ие­ру­са­ли­ме и ве­се­лить­ся о на­ро­де Мо­ем» (Ис. 65:17–19).

Итак, пе­ред на­шим взо­ром уже пред­ста­ют но­вое не­бо и но­вая зем­ля, наполненные божественной славой. «Не­бо [48] – пре­стол Мой, а зем­ля – под­но­жие ног Мо­их; где же по­ст­ро­и­те вы дом для Ме­ня, и где ме­с­то по­коя Мо­е­го? Ибо все это со­де­ла­ла ру­ка Моя... А вот на ко­го Я при­зрю: на сми­рен­но­го и со­кру­шен­но­го ду­хом и на тре­пе­щу­ще­го пе­ред сло­вом Мо­им» (Ис. 66:1–2). Ветхозаветные жертвы уподобляются различным мерзостям (Ис. 66:3) по сравнению с чистым и духовным служением смиренных сердец в духе и истине (Ин. 4:23). То, что от­кры­ва­ет­ся про­ро­ку, от­но­сит­ся к ре­аль­но­с­ти бу­ду­ще­го ве­ка. Об этом сви­де­тель­ст­ву­ет От­кро­ве­ние св. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва: «И уви­дел я но­вое не­бо и но­вую зем­лю, ибо преж­нее не­бо и преж­няя зем­ля ми­но­ва­ли, и мо­ря уже нет. И я, Ио­анн, уви­дел свя­тый го­род Ие­ру­са­лим, но­вый, схо­дя­щий от Бо­га с не­ба, при­го­тов­лен­ный как не­ве­с­та, ук­ра­шен­ная для му­жа сво­е­го. И ус­лы­шал я гром­кий го­лос с не­ба, го­во­ря­щий: се, ски­ния Бо­га с че­ло­ве­ка­ми, и Он бу­дет оби­тать с ни­ми; они бу­дут Его на­ро­дом, и Сам Бог с ни­ми бу­дет Бо­гом их. И от­рет Бог вся­кую сле­зу с очей их, и смер­ти не бу­дет уже; ни пла­ча, ни во­пля, ни бо­лез­ни уже не бу­дет, ибо преж­нее про­шло. И ска­зал Си­дя­щий на пре­сто­ле: се, тво­рю все но­вое. И го­во­рит мне: на­пи­ши; ибо сло­ва сии ис­тин­ны и вер­ны» (Откр. 21:1–5).

Одно из пророчеств этой части книги пророка Исаии: «Еще не му­чи­лась ро­да­ми, а ро­ди­ла; преж­де, не­же­ли на­сту­пи­ли бо­ли ее, раз­ре­ши­лась сы­ном» (Ис. 66:7), – преподобный Иоанн Дамаскин относит к Божией Матери, родившей Бога Слова «без истления», то есть страдания [26, с. 278].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 316 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2492 - | 2164 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.