Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Об­ли­че­ние кня­зей и лже­про­ро­ков. На­ка­за­ние и уте­ше­ние




Сле­ду­ю­щее об­ли­че­ние об­ра­ще­но к гла­вам стра­ны, к кня­зь­ям: «И ска­зал я: слу­шай­те гла­вы Иа­ко­ва и кня­зья до­ма Из­ра­и­ле­ва: не вам ли долж­но знать прав­ду? А вы не­на­ви­ди­те до­б­рое и лю­би­те злое; сди­ра­е­те с них ко­жу их и плоть с ко­с­тей их, еди­те плоть на­ро­да Мо­е­го и сди­ра­е­те с них ко­жу их, а ко­с­ти их ло­ма­е­те и дро­би­те, как бы в гор­шок, и плоть – как бы в ко­тел. И бу­дут они взы­вать ко Гос­по­ду, но Он не ус­лы­шит их и со­кро­ет ли­це Свое от них на то вре­мя, как они зло­дей­ст­ву­ют» (Мих. 3:1–4). В то вре­мя, как лю­ди, об­ле­чен­ные вла­с­тью, в пер­вую оче­редь долж­ны за­бо­тить­ся о бла­го­че­с­тии на­ро­да, они де­ла­ют сов­сем иное, из-за че­го весь на­род раз­вра­ща­ет­ся.

Вто­рая груп­па, к ко­то­рой об­ра­ще­но об­ли­че­ние, – это лже­про­ро­ки: «Так го­во­рит Гос­подь на про­ро­ков, вво­дя­щих в за­блуж­де­ние на­род Мой, ко­то­рые гры­зут зу­ба­ми сво­и­ми и про­по­ве­ду­ют мир, а кто ни­че­го не кла­дет им в рот, про­тив то­го объ­яв­ля­ют вой­ну. <…> И ус­ты­дят­ся про­зор­лив­цы, и по­срам­ле­ны бу­дут га­да­те­ли, и за­кро­ют ус­та свои все они, по­то­му что не бу­дет от­ве­та от Бо­га» (Мих. 3:5–7). Здесь ска­за­но, что со­дер­жа­ние лже­про­ро­честв на­пря­мую за­ви­сит от той мзды, ко­то­рую за них по­лу­ча­ют. По-ви­ди­мо­му, это объ­яв­ле­ние вой­ны свя­за­но с тем, что ес­ли кто-то пы­та­ет­ся им про­ти­во­ре­чить, они, при­кры­ва­ясь сво­им про­ро­че­с­ким да­ром, ста­ра­ют­ся это­го че­ло­ве­ка по­гу­бить. Кро­ме то­го, про­по­ве­дуя мир и бе­зо­пас­ность, они не да­ют воз­мож­но­с­ти ура­зу­меть на­дви­га­ю­ще­е­ся бед­ст­вие, тем са­мым при­бли­жая его.

Корыстолюбие поразило всех, кого Господь поставил следить за благочествием и справедливостью. Некому больше вести народ. «Слу­шай­те же это, гла­вы до­ма Иа­ков­ле­ва и кня­зья до­ма Из­ра­и­ле­ва, гну­ша­ю­щи­е­ся пра­во­су­ди­ем и ис­крив­ля­ю­щие все пря­мое, со­зи­да­ю­щие Си­он кро­вью и Ие­ру­са­лим — не­прав­дою! Гла­вы его су­дят за по­дар­ки и свя­щен­ни­ки его учат за пла­ту, и про­ро­ки его пред­ве­ща­ют за день­ги, а меж­ду тем опи­ра­ют­ся на Гос­по­да, го­во­ря: “не сре­ди ли нас Гос­подь? Не по­стиг­нет нас бе­да”. По­се­му за вас Си­он рас­па­хан бу­дет, как по­ле, и Ие­ру­са­лим сде­ла­ет­ся гру­дою раз­ва­лин, и го­ра до­ма се­го бу­дет ле­си­с­тым хол­мом» (Мих. 3:9–12).

Это про­ро­че­ст­во упо­ми­на­ет­ся в кни­ге про­ро­ка Ие­ре­мии (Иер. 26:18), и по­лу­ча­ет там ис­то­ри­че­с­кий кон­текст. Ког­да про­рок Ие­ре­мия че­рез сто лет по­сле про­ро­ка Ми­хея го­во­рит про­тив Ие­ру­са­ли­ма и про­тив хра­ма, его хо­тят убить. Но не­ко­то­рые из слу­ша­ю­щих вспо­ми­на­ют, что во вре­ме­на ца­ря Езе­кии все­му на­ро­ду воз­ве­щал о том же са­мом пророк Ми­хей и что царь и весь на­род по­слу­ша­ли его и не уби­ли его, но при­нес­ли по­ка­я­ние (Иер. 26:19).

Но за­тем сра­зу, как это свой­ст­вен­но кни­ге про­ро­ка Ми­хея, да­ет­ся уте­ши­тель­ное обе­то­ва­ние: «И бу­дет в по­след­ние дни: го­ра до­ма Гос­под­ня по­став­ле­на бу­дет во гла­ву гор и воз­вы­сит­ся над хол­ма­ми, и по­те­кут к ней на­ро­ды. И пой­дут мно­гие на­ро­ды и ска­жут: “при­иди­те, и взой­дем на го­ру Гос­под­ню и в дом Бо­га Иа­ков­ле­ва, и Он на­учит нас пу­тям Сво­им, и бу­дем хо­дить по сте­зям Его, ибо от Си­о­на вый­дет за­кон и сло­во Гос­под­не – из Ие­ру­са­ли­ма. И бу­дет Он су­дить мно­гие на­ро­ды и об­ли­чит мно­гие пле­ме­на в от­да­лен­ных стра­нах; и пе­ре­ку­ют они ме­чи свои на ора­ла и ко­пья свои – на сер­пы, не под­ни­мет на­род на на­род ме­ча, и не бу­дут бо­лее учить­ся во­е­вать» (Мих. 4:1–3). Здесь пол­ное сов­па­де­ние со 2-й гла­вой кни­ги про­ро­ка Иса­ии (Ис. 2:1–4). «Но каж­дый бу­дет си­деть под сво­ею ви­но­град­ною ло­зою и под сво­ею смо­ков­ни­цею, и ни­кто не бу­дет ус­т­ра­шать их, ибо ус­та Гос­по­да Са­ва­о­фа из­рек­ли это» (Мих. 4:4). Это про­ро­че­ст­во о Церк­ви, ко­то­рая изо­б­ра­жа­ет­ся го­рой до­ма Гос­под­ня, ко­то­рая воз­вы­сит­ся над всем ми­ром, по при­вле­че­нии всех на­ро­дов в цер­ковь, «и пой­дут мно­гие на­ро­ды и ска­жут: “при­иди­те, и взой­дем на го­ру Гос­под­ню, и Он на­учит нас пу­тям Сво­им”», и о том ми­ре, ко­то­рый бу­дут иметь ве­ру­ю­щие во Хри­с­та. «В тот день, говорит Господь, со­бе­ру хром­лю­щее и со­во­куп­лю ра­зо­гнан­ное и тех, на ко­го Я на­вел бед­ст­вие. И сде­лаю хром­лю­щее ос­тат­ком и да­ле­ко рас­се­ян­ное силь­ным на­ро­дом, и Гос­подь бу­дет цар­ст­во­вать над ни­ми на го­ре Си­о­не от­ны­не и до ве­ка» (Мих. 4:6–7).

Как же свя­за­ны между собой уг­ро­зы и уте­ше­ния? Че­рез на­ка­за­ние при­дет ис­це­ле­ние. Про­рок го­во­рит: «Стра­дай и мучь­ся бо­ля­ми, дщерь Си­о­на, как рож­да­ю­щая, ибо ны­не ты вый­дешь из го­ро­да и бу­дешь жить в по­ле, и дой­дешь до Ва­ви­ло­на: там бу­дешь спа­се­на, там ис­ку­пит те­бя Гос­подь от ру­ки вра­гов тво­их» (Мих. 4:10). За 150 лет до пле­на про­рок Ми­хей уже пред­ска­зы­вал, что это бу­дет имен­но ва­ви­лон­ский плен, хо­тя в это вре­мя о Ва­ви­ло­не ни­че­го не бы­ло слыш­но, это был период возвышения и расцвета Ас­си­рии. Здесь важ­но то, что имен­но в пе­ре­се­ле­нии Гос­подь со­вер­шит не­что значительно для спа­се­ния Израиля. Эту мысль впос­лед­ст­вии тщет­но пы­тал­ся до­ве­с­ти до сво­их соп­ле­мен­ни­ков про­рок Ие­ре­мия.

Рож­де­ст­во Хри­с­то­во

Спа­се­ние Израиля пророк связывал с явлением Христа. «И ты Ви­ф­ле­ем-Еф­ра­фа [это преж­нее на­зва­ние Ви­ф­ле­е­ма, по име­ни то­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый ос­но­вал это ме­с­то], мал ли ты меж­ду ты­ся­ча­ми Иу­ди­ны­ми? из те­бя про­изой­дет Мне Тот, Ко­то­рый дол­жен быть Вла­ды­кою в Из­ра­и­ле и Ко­то­ро­го про­ис­хож­де­ние из на­ча­ла, от дней веч­ных» (Мих. 5:2). Здесь ука­зы­ва­ет­ся ме­с­то рож­де­ст­ва То­го, Чье про­ис­хож­де­ние от на­ча­ла дней веч­ных, то есть Пре­веч­но­го Бо­га. О том, что это про­ро­че­ст­во все­гда по­ни­ма­лось имен­но как про­ро­че­ст­во о Рож­де­ст­ве Хри­с­та, мы ви­дим из Еван­ге­лия (Мф. 2:6). Книж­ни­ки, приглашенные Иродом, ме­с­том Рож­де­ст­ва на­зы­ва­ют Ви­ф­ле­ем. Про­ро­че­ст­во на этом не завершается: «По­се­му Он ос­та­вит их до вре­ме­ни, до­ко­ле не ро­дит, име­ю­щая ро­дить; тог­да воз­вра­тят­ся к сы­нам Из­ра­и­ля и ос­тав­ши­е­ся бра­тья их. И ста­нет Он, и бу­дет па­с­ти в си­ле Гос­под­ней, в ве­ли­чии име­ни Гос­по­да Бо­га Сво­е­го, и они бу­дут жить бе­зо­пас­но, ибо тог­да Он бу­дет ве­ли­ким до кра­ев зем­ли» (Мих. 5:3–4). За­га­доч­ное ука­за­ние, что Он ос­та­вит их до вре­ме­ни, до­ко­ле не ро­дит име­ю­щая ро­дить, тол­ко­ва­те­ли обыч­но по­ни­ма­ли, как до­пол­не­ние к про­ро­че­ст­ву Иса­ии, со­вре­мен­ни­ка Ми­хея, о рож­де­нии Хри­с­та от Де­вы (Ис. 7:14). Ми­хей уточ­ня­ет его, указывая, где это про­изой­дет, по­это­му здесь он да­же не объ­яс­ня­ет, кто это та­кая и Ко­го она долж­на ро­дить, но от­сы­ла­ет нас к со­от­вет­ст­ву­ю­ще­му про­ро­че­ст­ву Иса­ии. Хри­с­тос здесь пред­ста­ет пе­ред на­ми в образе па­с­ты­ря. «Рождаемые ею, говорит пророк, вступят в единение с уверовавшими из Израиля; <…> из тех и других будет единая Церковь и в них сущий из Вифлеема Господь» [74, ч. 4, с. 369].

«И будет остаток Иакова среди многих народов как роса от Господа, как ливень на траве, и он не будет зависеть от человека и полагаться на сынов Адамовых» (Мих. 5:7), – в этих и следующих словах пророк изображает апостольскую проповедь, наполнившую землю живительной влагой евангельского учения [74, ч. 4, с. 371]. Но благие обетования относятся только к уверовавшим. Пребывающие же в неверии будут лишены царства.

«В тот день... ис­треб­лю ко­ней тво­их из сре­ды тво­ей и унич­то­жу ко­лес­ни­цы твои, ис­треб­лю го­ро­да в зем­ле тво­ей и раз­ру­шу все ук­реп­ле­ния твои, ис­торг­ну ча­ро­де­я­ния из ру­ки тво­ей, и га­да­ю­щих по об­ла­кам не бу­дет у те­бя; ис­треб­лю ис­ту­ка­нов тво­их... и со­вер­шу во гне­ве и не­го­до­ва­нии мще­ние над на­ро­да­ми, ко­то­рые бу­дут не­по­слуш­ны» (Мих. 5:10–15). Блаженный Феодорит, впрочем, указывает на благие последствия наказания, поскольку Израиль очистится от мерзости идолослужения [74, ч. 4, ст. 372].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 353 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2241 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.