Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эс­ха­то­ло­ги­че­с­кие про­ро­че­ст­ва: «ве­ли­кий апо­ка­лип­сис» Иса­ии




Далее речь сно­ва идет о су­де (24 – 27 глл.). Все­лен­ский мас­штаб про­по­ве­ди снова про­яв­ля­ет­ся в том, что про­рок воз­ве­ща­ет суд не толь­ко про­тив Са­ма­рии, не толь­ко про­тив Ие­ру­са­ли­ма, но и про­тив всех на­ро­дов. Так Иса­ия го­во­рит и о Да­ма­с­ке, о мо­а­ви­тя­нах, о фи­ли­с­тим­ля­нах, о Ти­ре – дей­ст­вие Бо­жие рас­про­ст­ра­ня­ет­ся на все на­ро­ды и на все цар­ст­ва. Этот раз­дел ино­гда на­зы­ва­ют апо­ка­лип­си­сом Иса­ии, по­сколь­ку пророчество о су­де над народами переходит к изображению победы над смертью и диаволом и всеобщего воскресения.

Да­вай­те по­смо­т­рим, в ка­ких чер­тах этот суд пред­став­лен. «Вот, Гос­подь опу­с­то­ша­ет зем­лю и де­ла­ет ее бес­плод­ною; из­ме­ня­ет вид ее и рас­се­и­ва­ет жи­ву­щих на ней. <...> Ужас и яма и пет­ля для те­бя, жи­тель зем­ли! Тог­да по­бе­жав­ший от кри­ка ужа­са упа­дет в яму; и кто вый­дет из ямы, по­па­дет в пет­лю; ибо ок­на с не­бес­ной вы­со­ты рас­тво­рят­ся, и ос­но­ва­ния зем­ли по­тря­сут­ся. Зем­ля со­кру­ша­ет­ся, зем­ля рас­па­да­ет­ся, зем­ля силь­но по­тря­се­на; ша­та­ет­ся земля, как пья­ный, и ка­ча­ет­ся, как ко­лы­бель, и без­за­ко­ние ее тя­го­те­ет на ней; она упа­дет, и уже не вста­нет. И бу­дет в тот день: по­се­тит Гос­подь во­ин­ст­во вы­спрен­нее на вы­со­те и ца­рей зем­ных на зем­ле. И бу­дут со­бра­ны вме­с­те, как уз­ни­ки, в ров, и бу­дут за­клю­че­ны в тем­ни­цу, и по­сле мно­гих дней бу­дут на­ка­за­ны. И по­крас­не­ет лу­на и ус­ты­дит­ся солн­це, ког­да Гос­подь Са­ва­оф во­ца­рит­ся на го­ре Си­о­не и в Ие­ру­са­ли­ме, и п­ред ста­рей­ши­на­ми его бу­дет сла­ва» (Ис. 24:1, 17–23). Об­ра­тим на это вни­ма­ние: мно­го­крат­но у про­ро­ков го­во­рит­ся о пред­сто­я­щем во­ца­ре­нии Гос­по­да на Си­о­не. Но смо­т­ри­те, ка­кие со­бы­тия это­му пред­ше­ст­ву­ют: зем­ля рас­ка­чи­ва­ет­ся, как ко­лы­бель, рас­па­да­ет­ся, со­би­ра­ют­ся вме­с­те пре­вы­с­прен­ные, то есть не­бес­ные во­ин­ст­ва и ца­ри зем­ные в один ров, на суд. По­нят­но, что это во­ца­ре­ние, ко­неч­но, не про­сто при­ше­ст­вие та­ко­го мес­сии-ца­ря, о ко­то­ром меч­та­ли иу­деи, ко­то­рый бу­дет пра­вить в го­ро­де Ие­ру­са­ли­ме, а языч­ни­ки бу­дут при­но­сить да­ры, как да­лее у про­ро­ка Иса­ии го­во­рит­ся: прах под но­га­ми у иу­де­ев и т.д. (Ис. 49:23). Все го­раз­до страш­нее вы­гля­дит.

Ре­зуль­тат всех этих по­тря­се­ний бу­дет та­ков: «И сде­ла­ет Гос­подь Са­ва­оф на го­ре сей для всех на­ро­дов, – об­ра­ти­те вни­ма­ние: для всех на­ро­дов, – тра­пе­зу из туч­ных яств, тра­пе­зу из чи­с­тых вин... и унич­то­жит на го­ре сей по­кры­ва­ло, по­кры­ва­ю­щее все на­ро­ды, по­кры­ва­ло, ле­жа­щее на всех пле­ме­нах» (Ис. 25:6–7) (воз­мож­но, это то по­кры­ва­ло, о ко­то­ром го­во­рит апо­с­тол Па­вел: «Но умы их ос­леп­ле­ны: ибо то же са­мое по­кры­ва­ло до­ны­не ос­та­ет­ся не­сня­тым при чте­нии Вет­хо­го За­ве­та, по­то­му что оно сни­ма­ет­ся Хри­с­том» (2 Кор. 3:14).

«По­гло­ще­на бу­дет смерть на­ве­ки, и от­рет Гос­подь Бог сле­зы со всех лиц, и сни­мет по­но­ше­ние с на­ро­да Сво­е­го по всей зем­ле; ибо так го­во­рит Гос­подь» (Ис. 25:8). По­треб­ле­на, унич­то­же­на бу­дет смерть на­ве­ки в ре­зуль­та­те это­го су­да Бо­жь­е­го, в ре­зуль­та­те Его яв­ле­ния.

Следующий текст упо­треб­ля­ет­ся за бо­го­слу­же­ни­ем в ка­че­ст­ве пя­той биб­лей­ской пес­ни ка­но­на на ут­ре­не. Про­ци­ти­рую от­дель­ные сти­хи.

«В тот день бу­дет вос­пе­та песнь сия в зем­ле Иу­ди­ной: го­род креп­кий у нас; спа­се­ние дал Он вме­с­то сте­ны и ва­ла. От­во­ри­те во­ро­та; да вой­дет на­род пра­вед­ный, хра­ня­щий ис­ти­ну. <…> Он нис­про­верг жив­ших на вы­со­те, вы­со­ко сто­яв­ший го­род; по­верг его, по­верг на зем­лю, бро­сил его в прах. <…> Ду­шею мо­ею я стре­мил­ся к Те­бе но­чью, и ду­хом мо­им я бу­ду ис­кать Те­бя во вну­т­рен­но­с­ти мо­ей с ран­не­го ут­ра: ибо ког­да су­ды Твои со­вер­ша­ют­ся на зем­ле, тог­да жи­ву­щие в ми­ре на­уча­ют­ся прав­де. <…> Гос­по­ди! Ты да­ру­ешь нам мир; ибо и все де­ла на­ши Ты ус­т­ро­я­ешь для нас. <…> Как бе­ре­мен­ная жен­щи­на, при на­ступ­ле­нии ро­дов, му­чит­ся, во­пит от бо­лей сво­их, так бы­ли мы пред То­бою, Гос­по­ди. Бы­ли бе­ре­мен­ны, му­чи­лись – и рож­да­ли как бы ве­тер; спа­се­ния не до­ста­ви­ли зем­ле, и про­чие жи­те­ли все­лен­ной не па­ли. Ожи­вут мерт­ве­цы Твои, вос­ста­нут мерт­вые те­ла! Вос­пря­ни­те и тор­же­ст­вуй­те, по­вер­жен­ные в пра­хе: ибо ро­са Твоя – ро­са рас­те­ний ( вслав.: ис­це­ле­ние им есть), и зем­ля из­верг­нет мерт­ве­цов» (Ис. 26:1 - 2, 5, 9, 12, 17-19).

В этой пес­ни го­во­рит­ся о том, что ре­зуль­та­том всех про­мыс­ли­тель­ных дей­ст­вий Бо­жи­их бу­дет то, че­го не мог­ли до­стичь са­ми лю­ди: ис­прав­ле­ние грешников и вос­кре­се­ние. Вос­ста­нут пра­вед­ни­ки и воз­ра­ду­ют­ся с Бо­гом.

Хочу обратить ваше внимание на стихи, мы слы­шим на ут­ре­ни Ве­ли­ким По­стом на «Ал­ли­луйя» после мирной ектении. «От но­щи ут­рен­ню­ет дух мой к Те­бе, Бо­же, за­не свет по­ве­ле­ния Тво­е­го на зем­ли:/ прав­де на­учи­те­ся, жи­ву­щие на зем­ли;/ за­висть [46] при­имет лю­ди не­на­ка­зан­ные,/ при­ло­жи им зла, Гос­по­ди, при­ло­жи зла, сла­вным зем­ли» (Ис. 26:9, 11, 15). Пре­по­доб­ный Иси­дор Пе­лу­си­от, объ­яс­няя это ме­с­то, говорит, что речь идет о тех, «ко­то­рые от­кры­то вы­ра­жа­ют­ся ве­ли­че­ст­вен­но и ве­ли­ча­ют Бо­же­ст­вен­ное, а втай­не де­ла­ют то­му про­тив­ное, как мно­го­мудр­ст­ву­ю­щие на сло­вах, а не на де­ле. <…> Про­ро­че­с­ки­ми оча­ми ви­дел он пре­выс­шее вся­ко­го сло­ва при­ше­ст­вие Спа­си­те­ля во пло­ти, ко­то­рое при­об­ре­ло че­ло­ве­че­с­ко­му ро­ду тьмо­чис­лен­ные и пре­вы­ша­ю­щие вся­кое удив­ле­ние бла­га, а му­чи­те­ля при­ве­ло в бес­си­лие. И взы­вал: «На­учи­тесь тво­рить прав­ду; му­чи­тель пе­ре­стал на­па­дать на вся­ко­го му­жа и на вся­кую же­ну. Все те­перь в бе­зо­пас­но­с­ти, кро­ме тех, ко­то­рые са­ми се­бя до­б­ро­воль­но пре­да­ют и под­вер­га­ют его пре­ле­с­ти; по­то­му что он мо­жет обо­ль­щать, а не ов­ла­де­вать на­силь­но» [35, т. 2, с. 435 – 436].

Объясняя эти строки Писания, святитель Кирилл Александрийский [40а, с.79-89[s2] ] говорит, что ночь – это время, предшествовавшее пришествию Спасителя. Научиться правде люди должны через евангельскую проповедь просвещающего всех Света-Христа. Те же, кто возвеличивает себя сам, не взыскую славы от Бога, и противится Христу, постыдится и понесет наказание. Та­ким об­ра­зом видно, речь в этих сти­хах, как и в стихах «Бог Гос­подь», идет о при­ше­ст­вии Спа­си­те­ля, толь­ко здесь это да­но не в тор­же­ст­вен­ном, но в по­ка­ян­ном клю­че.

В этой же про­ро­че­с­кой ре­чи го­во­рит­ся о том, что «в тот день по­ра­зит Гос­подь ме­чом Сво­им тя­же­лым, и боль­шим и креп­ким, ле­ви­а­фа­на, змея пря­мо бе­гу­ще­го, и ле­ви­а­фа­на, змея из­ги­ба­ю­ще­го­ся, и убь­ет чу­до­ви­ще мор­ское» (Ис. 27:1). Под ле­ви­а­фа­ном в Свя­щен­ном Пи­са­нии по­ни­ма­ет­ся ди­а­вол: «Он взял дра­ко­на, змия древ­не­го, ко­то­рый есть ди­а­вол и са­та­на» (Откр. 20:2).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 543 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2096 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.