Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


При­зва­ние про­ро­ка Иса­ии




До это­го ме­с­та мы все же мог­ли бы ска­зать, что, по срав­не­нию с уже изу­чен­ны­ми кни­га­ми ма­лых про­ро­ков, мы ни­че­го прин­ци­пи­аль­но но­во­го не уви­де­ли. Но это толь­ко на­ча­ло. Со­гла­си­тесь, что уже пер­вые пять глав мог­ли бы со­ста­вить от­дель­ную про­ро­че­с­кую кни­гу.

В 6-й гла­ве опи­сы­ва­ет­ся при­зва­ние про­ро­ка Иса­ии. Призвание обязательно для пророческого служения, но описано оно не всеми пророками. Почему о призвании говорится не в начале книги, а после произнесения ряда пророчеств? Возможно, здесь идет речь не о первоначальном призвании к служению, но о явлении, предварявшем собой целый ряд высоких и таинственных откровений. Рас­смо­т­рев про­ро­че­ст­ва, со­дер­жа­щи­е­ся в сле­ду­ю­щих пя­ти гла­вах, мы уви­дим, что это дей­ст­ви­тель­но так.

«Ви­дел я Гос­по­да, си­дя­ще­го на пре­сто­ле вы­со­ком и пре­воз­не­сен­ном, и края риз Его на­пол­ня­ли весь храм. Во­круг Не­го сто­я­ли Се­ра­фи­мы; у каж­до­го из них по ше­с­ти крыл: дву­мя за­кры­вал каж­дый ли­це свое, и дву­мя за­кры­вал но­ги свои, и дву­мя ле­тал. И взы­ва­ли они друг ко дру­гу и го­во­ри­ли: Свят, Свят, Свят Гос­подь Са­ва­оф! вся зем­ля пол­на сла­вы Его! И по­ко­ле­ба­лись вер­хи врат от гла­са вос­кли­ца­ю­щих, и дом на­пол­нил­ся ку­ре­ни­я­ми» (Ис. 6:1–4). Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что Бог от­кры­ва­ет­ся про­ро­ку в хра­ме.

Мы ви­де­ли, что Гос­подь тре­бу­ет от лю­дей прав­ды, ми­ло­сер­дия, сни­с­хож­де­ния к вдо­ве и си­ро­те. У та­ких про­ро­ков, как Амос и Осия, это яв­ля­ет­ся цен­т­ром про­по­ве­ди. В ка­кой-то мо­мент да­же скла­ды­ва­ет­ся та­кое ощу­ще­ние, что Гос­подь есть Бог со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­с­ти, что Он за­нят толь­ко ре­ше­ни­ем ка­ких-то че­ло­ве­че­с­ких про­блем, раз­бо­ром не­правд и так да­лее. От­сю­да ино­гда вы­те­ка­ет на­ив­ный (и бо­го­слов­ски без­гра­мот­ный) во­прос: «Что же де­лал Бог до то­го, как со­тво­рил мир?». И вот мас­шта­бы ви­де­ний про­ро­ка Иса­ии со­вер­шен­но не да­ют нам сде­лать та­кой ошиб­ки. Ис­пол­не­ние не­ба и зем­ли сла­вой Бо­жи­ей, слу­же­ние Ему Се­ра­фи­мов и Хе­ру­ви­мов по­ка­зы­вают бо­же­ст­вен­ное все­мо­гу­ще­ст­во, не­вме­с­ти­мость и не­по­сти­жи­мость ми­ром Бо­га, не­воз­мож­ность к Не­му да­же при­бли­зить­ся. Ког­да Иса­ия ви­дит это, он вос­кли­ца­ет: «го­ре мне, по­гиб я! ибо я че­ло­век с не­чи­с­ты­ми ус­та­ми, и жи­ву сре­ди на­ро­да так­же с не­чи­с­ты­ми ус­та­ми, – и гла­за мои ви­де­ли Ца­ря, Гос­по­да Са­ва­о­фа» (Ис. 6:5). «Пророк называет себя " окаянным ", сначала со стороны своей природы, говоря: " о, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый ", а потом со стороны душевного состояния: " с нечистыми устами ". Он назвал свои уста нечистыми, как я думаю, в противоположность с теми огненными устами чистых сил, с их совершеннейшим служением. Не останавливаясь на этом, он произносит исповедание и за весь народ, присовокупляя: " и живу среди народа также с нечистыми устами ". Почему же он осуждает здесь свои уста? Он выражает свою нерешительность. Так и три отрока, находясь в пещи, говорили почти тоже самое: " несть нам отверзти уст " (Дан. 3:33). И теперь, когда было время песнопения и славословия, и когда пророк видел горние силы делавшими это, он справедливо обращает слово к устам, которые призваны особенно к такому служению. По этой причине он назвал нечистыми свои уста, но уста народа – не по этому, а потому, что иудеи были исполнены беззакония» [29, т. 6, с. 79].

И тем не ме­нее, про­рок Иса­ия де­ла­ет­ся при­ча­ст­ни­ком этой сла­вы, ког­да один из Се­ра­фи­мов при­но­сит го­ря­щий угль и ка­са­ет­ся уст про­ро­ка и го­во­рит: «вот, это кос­ну­лось уст тво­их, и без­за­ко­ние твое уда­ле­но от те­бя, и грех твой очи­щен» (Ис. 6:7). Ког­да свя­щен­ни­ки и ди­а­ко­ны при­ча­ща­ют­ся в ал­та­ре, то, при­ча­с­тив­шись, они це­лу­ют свя­той по­тир и го­во­рят: «Се при­кос­ну­ся уст­нам мо­им, и оти­мет без­за­ко­ния моя и гре­хи мои очи­с­тит». Это те же са­мые сло­ва; они говорят о дей­ст­вии си­лы Бо­жи­ей, ко­то­рая ис­прав­ля­ет и очи­ща­ет че­ло­ве­ка, ко­то­рый сам сво­ею во­лею, сво­ею си­лою не спо­со­бен бы­ва­ет к Бо­гу при­бли­зить­ся. Кле­щи, ко­то­ры­ми Се­ра­фим бе­рет уголь от пре­сто­ла, про­об­ра­зу­ют Бо­го­ро­ди­цу, Ко­то­рой был при­не­сен бо­же­ст­вен­ный уголь Те­ла Хри­с­то­ва: «Очищается Исаия, от Серафима угль прием, старец вопияше Богоматери, ты якоже клещами руками просвещаеши мя, подавая, его же носиши, света невечерняго и миром владычествующа»[44].

«И ус­лы­шал я го­лос Гос­по­да, го­во­ря­ще­го: ко­го Мне по­слать? и кто пой­дет для Нас? И я ска­зал: вот я, по­ш­ли ме­ня» (Ис. 6:8). Эти сло­ва ча­с­то от­но­сят не толь­ко к посылаемому на проповедь про­ро­ку Иса­ии, но и к Сы­ну Бо­жию, к Пред­веч­но­му Со­ве­ту, ког­да ре­ша­ет­ся во­прос о спа­се­нии че­ло­ве­ка, и Сын Бо­жий при­ни­ма­ет на Се­бя обя­за­тель­ст­во, через кре­ст­ную смерть и Вос­кре­се­ние, спа­с­ти род че­ло­ве­че­с­кий. Так­же эти сло­ва при­ме­ни­мы к са­мо­му про­ро­ку Иса­ие и его слу­же­нию: «пой­ди и ска­жи это­му на­ро­ду: слу­хом ус­лы­ши­те – и не ура­зу­ме­е­те, и оча­ми смо­т­реть бу­де­те – и не уви­ди­те. Ибо ог­ру­бе­ло серд­це на­ро­да се­го, и уша­ми с тру­дом слы­шат, и очи свои со­мк­ну­ли, да не уз­рят оча­ми, и не ус­лы­шат уша­ми, и не ура­зу­ме­ют серд­цем, и не об­ра­тят­ся, что­бы Я ис­це­лил их» (Ис. 6:9–10). Сно­ва про­об­раз. Слу­же­ние про­ро­ка Иса­ии пред­ва­ря­ет яв­ле­ние Бо­га во­пло­щен­но­го, по­то­му что имен­но в Его яв­ле­нии эти сло­ва и ис­пол­ня­ют­ся в пол­ной ме­ре. Бог Сам сто­ит и про­по­ве­ду­ет лю­дям, и они смы­ка­ют свои гла­за и за­ты­ка­ют уши, и не же­ла­ют, не хо­тят Его слы­шать, и не хо­тят ис­це­лить­ся. Ведь так и ска­зал Хри­с­тос: «И сбы­ва­ет­ся над ни­ми про­ро­че­ст­во Иса­ии, ко­то­рое го­во­рит: слу­хом ус­лы­ши­те и не ура­зу­ме­е­те …» (Мф. 13:14). А свя­той еван­ге­лист Ио­анн, при­во­дя эту ци­та­ту, до­бав­ля­ет: «Сие ска­зал Иса­ия, ког­да ви­дел сла­ву Его и го­во­рил о Нем» (Ин. 12:41). Итак, это­го яв­ле­ния он спо­доб­ля­ет­ся пе­ред тем, как ему бы­ла от­кры­та тай­на Бо­го­во­пло­ще­ния.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2414 - | 2335 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.