Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Про­ро­че­ст­ва о Рож­де­ст­ве Хри­с­то­вом и о Хри­с­те




По­сле опи­са­ния при­зва­ния про­ро­ка с 7-й гла­вы на­чи­на­ет­ся ряд ве­ли­ких про­ро­честв. Пер­вое из них, по­ка­зы­ва­ю­щее, как нач­нет­ся ис­пол­не­ние бо­же­ст­вен­но­го Со­ве­та, – это про­ро­че­ст­во о рож­де­нии Хри­с­та от Де­вы (Ис. 7:14). Исторический контекст этого пророчества следующий. Из­ра­иль­ский царь Фа­кей и царь Си­рий­ский Ре­цин идут на Ие­ру­са­лим с тем, что­бы его раз­ру­шить. Из кни­ги Царств из­ве­ст­но, что они на­нес­ли иу­дей­ским вой­скам до­ста­точ­но зна­чи­тель­ное по­ра­же­ние при пер­вой же встре­че, но не смогли завоевать Иерусалим (4 Цар. 16:5). «И ска­зал Гос­подь Иса­ии: вый­ди ты и сын твой Ше­ар-ясув на­вст­ре­чу Аха­зу, к кон­цу во­до­про­во­да верх­не­го пру­да, на до­ро­гу к по­лю бе­лиль­ни­чь­е­му»(Ис. 7:3). Возвестив царю избавление от врагов, пророк предложил ему просить знамения от Бога. Но Ахаз, ко­то­рый был идо­ло­по­клон­ни­ком, не же­ла­ет да­же это­го, он не хочет получать от Бога ни­ка­ко­го зна­ме­ния, что­бы не­на­ро­ком не при­шлось ему от­ка­зать­ся от сво­е­го идо­ло­по­клон­ст­ва. И тог­да про­рок Иса­ия го­во­рит та­кие сло­ва: «слу­шай­те же, дом Да­ви­дов! раз­ве ма­ло для вас за­труд­нять лю­дей, что вы хо­ти­те за­труд­нять и Бо­га мо­е­го?» (Ис. 7:13). Эти сло­ва обыч­но вы­зы­ва­ют не­ко­то­рое не­до­уме­ние.

Что зна­чит за­труд­нять лю­дей и за­труд­нять Бо­га? Жи­те­ли Ие­ру­са­ли­ма и Иу­деи про­ти­вят­ся и не да­ют про­ро­кам воз­ве­щать во­лю Бо­жию, не да­ют про­ро­кам слу­жить к ис­прав­ле­нию на­ро­да. И вот те­перь Ахаз пы­та­ет­ся вос­пре­пят­ст­во­вать Са­мо­му Бо­гу, Ко­то­рый го­тов дать зна­ме­ние на­зи­да­тель­ное, пы­та­ет­ся Са­мо­му Бо­гу вос­пре­пят­ст­во­вать в ис­прав­ле­нии са­мо­го се­бя, ис­прав­ле­нии все­го на­ро­да [12, ч. 2, с. 225]. И тог­да про­рок Иса­ия ему воз­ве­ща­ет: «Итак Сам Гос­подь даст вам зна­ме­ние: се, Де­ва во чре­ве при­имет и ро­дит Сы­на, и на­ре­кут имя Ему: Ем­ма­ну­ил. Он бу­дет пи­тать­ся мо­ло­ком и ме­дом, до­ко­ле не бу­дет ра­зу­меть от­вер­гать ху­дое и из­би­рать до­б­рое; ибо преж­де не­же­ли этот мла­де­нец бу­дет ра­зу­меть от­вер­гать ху­дое и из­би­рать до­б­рое, зем­ля та, ко­то­рой ты стра­шишь­ся, бу­дет ос­тав­ле­на обо­ими ца­ря­ми ее»(Ис. 7:14-16).

Еврейское слово «аль­ма» мо­жет обо­зна­чать как «де­ва», так и «мо­ло­дая жен­щи­на». Семь­де­сят тол­ков­ни­ков пе­ре­ве­ли его как «де­ва», что под­тверж­да­ет новозаветное по­ни­ма­ние это­го ме­с­та вет­хо­за­вет­ной цер­ко­вью. Для нас это весь­ма важ­но.

Здесь это рож­де­ние со­от­не­се­но с опу­с­то­ше­ни­ем зем­ли. Ви­ди­мо, речь о том, что че­рез не­ко­то­рое вре­мя ас­си­рий­цы со­кру­шат и Из­ра­иль, и Си­рию. Это поз­во­ля­ло и поз­во­ля­ет не­ко­то­рым тол­ко­ва­те­лям ут­верж­дать, что про­рок Иса­ия со­об­щил Аха­зу о том, что ка­кая-то мо­ло­дая жен­щи­на ро­дит ре­бе­н­ка в Ие­ру­са­ли­ме и, по­ка он еще бу­дет ма­лень­кий, про­изой­дут зна­чи­тель­ные со­бы­тия, свя­зан­ные с ос­во­бож­де­ни­ем от опас­но­с­ти. Про­ти­во­по­лож­ное мне­ние вы­ска­зы­ва­ли свя­тые от­цы. У свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го на­хо­дим сле­ду­ю­щее: «Уди­ви­тель­но ли, что од­на из мно­гих жен­щи­на, жи­ву­щая с му­жем, ста­ла ма­те­рью от­ро­ка? И как бы рож­ден­ное “от по­хо­ти плот­ския” мог­ло быть на­и­ме­но­ва­но Ем­ма­ну­и­лом? По­это­му, ес­ли да­ру­е­мое есть зна­ме­ние, то и рож­де­ние да бу­дет не­о­бы­чай­но. А ес­ли об­раз рож­де­ния От­ро­ка обык­но­вен­ный, то не на­зы­вай и зна­ме­ни­ем, не име­нуй и Ем­ма­ну­и­лом» [12, ч. 2, c. 226].

Да­лее про­рок Иса­ия го­во­рит о рож­де­нии сы­на, и по ука­за­нию Бо­жию да­ет­ся имя это­му сы­ну Ма­гер-ше­лал-хаш-баз, то есть «спе­шит гра­беж, ус­ко­ря­ет до­бы­ча» (Ис. 8:1). Как ви­ди­те, слу­же­ние про­ро­ка не за­кан­чи­ва­ет­ся да­же в сте­нах соб­ст­вен­но­го до­ма, так что сво­их де­тей он на­зы­ва­ет с оп­ре­де­лен­ной це­лью. Это имя должно свидетельствовать, что преж­де, не­же­ли ди­тя бу­дет уметь вы­го­во­рить «отец мой» и «мать моя», бо­гат­ст­ва Да­ма­с­ка и до­бы­чи са­ма­рий­ские по­не­сут пе­ред ца­рем ас­си­рий­ским. Однако и здесь мы не мо­жем ог­ра­ни­чить­ся бук­валь­ным смыс­лом. Ес­ли в 7-й гла­ве речь идет о Рож­де­ст­ве, то и здесь сле­ду­ет по­ни­мать так же. Свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий го­во­рит, что при­сту­пил он в ви­де­нии и ви­дел ис­пол­не­ние обе­то­ва­ния. Про­ро­чи­цей на­зва­на Бо­го­ро­ди­ца, так как со­шел на Нее Свя­той Дух, и вос­пе­ва­ла Она про­ро­че­с­кую песнь. Сын – Хри­с­тос, вне­зап­но рас­хи­тив­ший «ко­ры­с­ти» ди­а­во­ла – пле­нен­ных им лю­дей. «И при­сту­пих к про­ро­чи­це и во чре­ве за­чат, и ро­ди сы­на. И ре­че Гос­подь мне: нар­цы имя ему: ско­ро пле­ни, на­гло рас­хи­ти» (Ис. 8:3). «То есть, ду­хом и пред­ве­де­ни­ем бу­ду­ще­го при­бли­зил­ся я к про­ро­чи­це. Ибо по­стиг, как бы сбли­зил­ся про­ро­че­с­ким ра­зу­ме­ни­ем, из­да­ле­ка уви­дел ее за­ча­тие, пре­дуз­рев по­сред­ст­вом про­ро­че­с­ко­го да­ро­ва­ния, что Она ро­ди­ла Сы­на, о Ко­то­ром ска­зал Гос­подь “ на­ре­че­ши имя Ему: ско­ро пле­ни, на­гло рас­хи­ти [ спе­шит гра­беж, ус­ко­ря­ет до­бы­ча ]”. Ско­ро пле­нил креп­ко­го, сте­ре­гу­ще­го свое до­сто­я­ние, то есть про­дан­ных под грех и со­дер­жи­мых во узах смер­ти. И его пле­нил, а ко­ры­с­ти его раз­де­лил соб­ст­вен­ным сво­им си­лам, от­дав вер­ных в хра­не­ние и со­блю­де­ние свя­тым Ан­ге­лам, о ко­то­рых Сам ска­зал: “ вы­ну ви­дят ли­це От­ца Мо­е­го не­бес­но­го ” (Мф. 18:10). Ибо Сей есть на­гло рас­хи­тив­ший; о Нем на­пи­са­но “ вос­шед на вы­со­ту, пле­нил плен, при­ял до­сто­я­ние в че­ло­ве­цех ” (Пс. 67:19)» [12, ч. 2, с. 235]. Похожим образом толкует это место и святитель Кирилл Александрийский [40а, с.235-236[s1] ].

Си­ла Да­ма­с­ко­ва – ве­ру­ю­щие из языч­ни­ков, ко­ры­с­ти Са­ма­рий­ския – уве­ро­вав­шие от об­ре­за­ния. «Еже ско­ро пле­не­ние со­тво­ри ко­ры­с­тей, при­спе бо» (Ис. 8:1). «Ибо уче­ние Еван­гель­ское бы­ло ско­ро бы­с­т­рее вся­кой мол­нии, до­шло до пре­де­лов все­лен­ной; оно отъ­ем­лет ко­ры­с­ти у кня­зя ве­ка се­го, и пле­нен­ных им при­во­дит в по­слу­ша­ние Хри­с­то­во» [12, ч. 2, c. 236].

Да­лее про­рок го­во­рит о том, что Иу­дея долж­на упо­вать на Бо­га, а не на во­ен­ные со­ю­зы, не на ук­реп­лен­ные го­ро­да, не на свою соб­ст­вен­ную во­ин­скую си­лу. Гос­подь го­во­рит, что «бу­дет Он ос­вя­ще­ни­ем и кам­нем пре­тк­но­ве­ния, и ска­лою со­блаз­на для обо­их до­мов Из­ра­и­ля, пет­лею и се­тью для жи­те­лей Ие­ру­са­ли­ма» (Ис. 8:14). Упо­ва­ние на Бо­га – это един­ст­вен­ное, что мо­жет спа­с­ти и за­щи­тить Иу­дею, ни­ка­кие идо­лы, ни­ка­кие во­ен­ные со­ю­зы, ни­что дру­гое не по­мо­жет им, как не по­мог­ли, ска­жем, Са­ма­рии. Са­ма­рия для сво­е­го вре­ме­ни бы­ла ве­ли­ко­леп­но ук­реп­лен­ным го­ро­дом, да­же ас­си­рий­ская ар­мия по­тра­ти­ла не­ма­лое вре­мя, что­бы этот го­род взять, но тем не ме­нее, взя­ла, срав­ня­ла с зем­лей, так что ни­ка­кие ухи­щ­ре­ния ей не по­мог­ли. Про­ро­че­с­ки здесь изо­б­ра­жа­ет­ся спа­си­тель­ное упо­ва­ние на Хри­с­та.

И да­лее в 9-й гла­ве со­дер­жит­ся про­ро­че­ст­во о воз­вы­ше­нии Га­ли­леи язы­че­с­кой: «На­род, хо­дя­щий во тьме, уви­дит свет ве­ли­кий; на жи­ву­щих в стра­не те­ни смерт­ной свет вос­си­я­ет» (Ис. 9:2), ко­то­рое ци­ти­ру­ет­ся в Еван­ге­лии от Мат­фея (Мф. 4:16), и свет вос­си­я­ет, не про­сто сол­неч­ный свет, а Тот, Ко­то­рый про­све­ща­ет всех, то есть явит­ся Хри­с­тос. «Ибо Мла­де­нец ро­дил­ся нам – Сын дан нам; вла­ды­че­ст­во на ра­ме­нах Его, и на­ре­кут имя Ему: Чуд­ный, Со­вет­ник, Бог креп­кий, Отец веч­но­с­ти, Князь ми­ра» (Ис. 9:6), или в сла­вян­ской Биб­лии: «Ве­ли­ка Со­ве­та Ан­гел, Чу­ден Со­вет­ник, Бог креп­кий, Вла­с­те­лин, Князь ми­ра, Отец бу­ду­ща­го ве­ка; при­ве­ду бо мир на кня­зи, мир и здра­вие ему». Эти сло­ва нам из­ве­ст­ны по бо­го­слу­же­нию. «Чуд­ный, Ве­ли­ко­го Со­ве­та Ан­гел», Со­ве­та, оче­вид­но, то­го са­мо­го, о ко­то­ром идет речь в 6-й гла­ве, и Хри­с­тос здесь на­зы­ва­ет­ся дей­ст­ви­тель­но Ан­ге­лом, воз­ве­с­тив­шим о его ис­пол­не­нии. Раз­би­рая за­ко­но­по­ло­жи­тель­ные кни­ги, мы го­во­ри­ли о яв­ле­нии Ан­ге­лов, через которые открывался Сын Божий. И тогда мы ссылались на эти слова пророка Исаии, где Хри­с­тос прямо на­зван Ан­ге­лом. И еще «От­цом бу­ду­ще­го ве­ка». То есть жизнь бу­ду­ще­го ве­ка, ко­то­рую мы с ва­ми ча­ем и вос­пе­ва­ем в Сим­во­ле Ве­ры, яв­ле­на че­рез Хри­с­та. «Бог сый ми­ра, Отец ще­д­рот, ве­ли­ка­го со­ве­та Тво­е­го Ан­ге­ла, мир по­да­ва­ю­ща по­слал еси нам. Тем бо­го­ра­зу­мия к све­ту на­ставль­ше­ся, от но­щи ут­ре­ню­ю­ще, сла­во­сло­вим Тя, че­ло­ве­ко­люб­че!»[45].

В 11-й гла­ве го­во­рит­ся о да­рах Свя­та­го Ду­ха. Хри­с­тос на­зы­ва­ет­ся от­рас­лью от кор­ня Иес­се­е­ва: «И про­изой­дет от­расль от кор­ня Иес­се­е­ва, и ветвь про­из­ра­с­тет от кор­ня его; и по­чи­ет на нем Дух Гос­по­день, дух пре­му­д­ро­с­ти и ра­зу­ма, дух со­ве­та и кре­по­с­ти, дух ве­де­ния и бла­го­че­с­тия; и стра­хом Гос­под­ним ис­пол­нит­ся, и бу­дет су­дить не по взгля­ду очей Сво­их и не по слу­ху ушей Сво­их ре­шать де­ла. Он бу­дет су­дить бед­ных по прав­де, и де­ла стра­даль­цев зем­ли ре­шать по ис­ти­не; и жез­лом уст Сво­их по­ра­зит зем­лю, и ду­хом уст Сво­их убь­ет не­че­с­ти­во­го» (Ис. 11:1–4). Эти по­след­ние сло­ва пророка Исаии ци­ти­ру­ет апо­с­тол Па­вел (2 Фес. 2:8). По­че­му Дух Гос­по­день дол­жен по­чи­вать на том, кто есть Бог? По­то­му что че­рез Не­го Он от­кро­ет­ся, че­рез Не­го дей­ст­вия Ду­ха, на­ко­нец, ста­нут до­ступ­ны­ми для всех лю­дей, и да­ры Ду­ха, ко­то­рые в со­вер­шен­ст­ве по­чи­ют на Хри­с­те, бу­дут пе­ре­да­вать­ся ве­ру­ю­щим.

Таким образом, мы видим, что на протяжении пяти глав, следующих за описанием видения Господа Саваофа, разворачивается замечательная пророческая картина, изображающая Боговоплощение и его спасительные последствия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2414 - | 2335 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.