Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали
преимуществ одному члену рода перед другим, т. е. закрепляли
«первобытное равенство», характерное для потестарных обществ. Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в
жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консерватив-
ности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и от-
ношения. Эта «нормативная избыточность» свойственна обществам с
относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей яв
ляется поддержание ровновесия, «социостаза». Б. В. Поршнев, отме-
чая внутреннюю порабощенность человека первобытного общества, под-
тверждает эти выводы исследованиями Тамаса Штрелова, проживав-
шего среди австралийского племени аранда. По наблюдению этого ис-
следователя, религиозная традиция и «тирания» стариков (ее храни-
телей) сковывали всякое творчество и воображение туземцев, приво-
дили к апатии и умственному застою1. К этим выводам приходят и
другие исследователи — С- А. Токарев, А. И. Першиц, А. Элькин
и др.
Поэтому идеализация первобытного равенства, демократии в7
потестарных обществах, системы регуляции поведения членов перво-
бытных сообществ, единства прав и обязанностей связана с иг-
норированием полного поглощения человека общиной, отсутствием
свободы выбора, застойности традиций и обычаев, суть которых со-
стояла в создании своего рода гомеостаза, недопущения каких-либо
перемен. Однако возникновение мононорм было свидетельством
грандиозной эволюции человечества, вышедшего из животного царст-'2'
ва. Сам факт появления норм – это признак сугубо человеческого
бытия, его социальности. Через освоение мононорм культивировались
формы поведения, которые были необходимы человеческому сообще-
ству для дальнейшего прогресса. Ведь даже самые консервативные и
жесткие социальные нормы пришли на смену стадным инстинктам и
свидетельствовали об осознании человеческими сообществами осо-
бенности своего существования по отношению к остальному миру и
необходимости поддержания и сохранения своей общности. В рамках
первобытной морали, обычаев, традиций, ритуалов, выраставших из
мононорм, происходило становление человеческой социальности. Лю-
ди на практическом опыте убеждались в полезности и целесо-
образности определенных правил, запретов, предписаний.
См.: Поршнев Б. В. Социальная психология и история. М-, 1966. С- 197.
6 Глава I. Права человека: понятие, сущность, структура
На последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпо-
ху классообразования возникают нормы права. Однако формирование
норм права и прав человека явления разновременные. Правовые сис-
темы большинства регионов мира формируются в связи с крупными
общественными разделениями труда, ростом его производительности,
которые создали возможность появления избыточного продукта и
сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировав-
шейся привилегированной верхушки, осуществлявшей процесс уп-
равления в родовых организациях. Они были основаны преимущест-
венно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителя-
ми верховной власти по отношению к большинству общества.
Уровень свободы был минимальный и охватывал правящую верхуш-
ку. В таких условиях притязания индивидов на обеспечение нор-
мальной жизнедеятельности были нереальны. Люди видели в
представителях верховной власти ставленников Бога на земле либо
просто владык, требовавших беспрекословного подчинения,
Формы рабовладельческого государства были разнообразныи определялись различным соотношением сил между группировками господствующего класса (военная,религиозная, бюрократическая верхушка), соотношениемобщественно-частного, храмового и госу- дарственного секторовэкономики, влиянием сословно-кастовых пере- городок.Своеобразной формой рабовладельческого государства была деспотия,которая органично вырасталаиз замкнутости и малопод- вижности общиннойжизни1.
Специфичной разновидностью рабовладельческого государства
была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой
демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила
первые ростки явления, которые могут быть названы правами челове-
ка2. Это связано с возникновением определенного пространства сво-
боды, которое создало условия для появления равных политических
прав у лиц, являющихся гражданами. В VI в. до н. э. архонт Солон
разработал Конституцию, закреплявшую некоторые элементы де-
мократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственно-
сти государственных чиновников. Были введены в обиход идеи естест-
венного права.