Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


См.: Государственное право Германии. Т. 2. С. 180. 1 страница





§ 2. Правовой статус: понятие и структура 37

структуры, институт омбудсмена и др., а также устанавливаются
^конкретные юридические механизмы и процедуры такой защиты.
Каждая из стран обладает своим набором процедур и механизмов за-
щиты прав и свобод личности, своей системой органов такой защиты.
Арсенал этих средств богат и многообразен. Правовое государство ни-
когда не ограничивается юридической фиксацией прав гражданина. Провозглашая права и свободы личности, государство должно'гаран-
тировать их осуществление не только правовыми, но и экономически-
ми, политическими, культурными средствами.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан,
государство имеет право требовать от них правомерного поведения,
которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юриди-
ческих нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к
индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридичес-
кой ответственности за их невыполнение. Государство как носитель
политической власти располагает специальными механизмами обес-
печения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность——.это объективно необходимое, должное поведе-
ние человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объектив-
ная необходимость определенного поведения не всегда субъективно
осознается индивидом, а это может привести к отступлению от
требований нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так
и возможное поведение. Человек совершает свой выбор не только в
сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут
влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направ-
ленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязан-
ность — это возможное поведение и потому, что и при благо-
приятном, позитивном отношении личности ее реализация в объек-
тивно необходимом поведении наступает лишь при определенных
условиях, предусмотренных правовой нормой.

Государство в системе обязанностей указывает целесообраз-
ный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Одна-
ко, как уже отмечалось, свобода выбора включает множество фак-
торов и не замыкается в пределах правовых эталонов. Поэтому воз-
можно поведение, которое основано на иной нормативной ориента-
ции, так как человек может избрать нормы, противоречащие
требованиям, заключенным в обязанности.


38 Глава I. Права человека: понятие, сущность, структура

Часть обязанностей как элемент правового статуса распро-
страняются на всех лиц, проживающих в государстве. Так, Конститу-
ция РФ устанавливает обязанность каждого платить законно уста-
новленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружа-
ющую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Наряду с этим обязанность, закрепленная в ст. 59, четко формули-
рует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражда-
нина РФ.

Включение обязанностей в правовой статус индивида не колеб-
лет принципов свободы и правового государства, поскольку права од-
них лиц, не подкрепленные обязанностями других, не могут быть
реализованы.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязан-
ностей — это «пространство свободы», основанное на свободе выбора,
самоопределении и ответственности личности перед обществом и сво-
ими согражданами. Свобода и ответственность выражают объектив-
ную необходимость определенных эталонов поведения и их выполне-
ния в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими ин-
тересами, государство требует выполнения обязанностей и определя-
ет последствия, связанные с ненадлежащим использованием прав и
свобод, противоречащим интересам общества и государства, правам
других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Все-
общей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанно-
сти перед обществом, в котором только и возможно свободное и пол-
ное развитие личности».

4. В этой связи возникает важная для прав человека проблема
индивидуализма, его границ, с одной стороны, и коллективизма, со-
лидарности — с другой, которые зачастую рассматривают как кате-
гории несовместимые, противостоящие друг другу.

Известно, что права человека в период буржуазных революций
были неотделимы от идей индивидуализма, связанных в основном со
свободой и автономией личности в экономической сфере. Это опреде-
лялось стремлением класса буржуазии освободиться от феодальной
опеки и свободно распоряжаться своими способностями в сфере про-
изводства. Сторонники индивидуализма (А. Смит, Дж. С. Милль,
Б. Констан, Д. Локк), понимая, что неограниченная индивидуальная
свобода неизбежно приведет к нарушению принципа равенства, тем
не менее считали такую свободу приоритетной ценностью. По мере


§ 2. Правовой статус: понятие и структура 39

развития буржуазного общества стали обнаруживаться небла-
гоприятные социальные и моральные последствия безудержного ли-
берального индивидуализма — резкая поляризация общества,
нарушение принципа равенства. Стало очевидно, что произошла
переоценка принципа либерального индивидуализма и практически
все свелось не к выявлению подлинной индивидуальности человека, а
к свободе в распоряжении собственностью.

Теория либерального индивидуализма в правовой сфере нашла
выражение в теории «негативной свободы», т. е. права на свободу от
власти, «изъятия» из-под ее воздействия и вмешательства духовных и
материальных интересов личности. Права индивидуальной свободы
стали известны под названием прав свободы1.

Индивидуализм стал девизом либерального общества. Н. М. Кор-
кунов писал, что «вся новая история представляет собой трагическую
борьбу индивидуальности с общественным авторитетом»2. В своей
лекции «Общественное значение права» Н. М. Коркунов видел глав-
ное назначение права оберегать все частное, индивидуальное, окру-
жать индивида, как предохранительной сеткой, целой системой
юридических норм3, поскольку личность должна ограничить себя от
все возрастающей солидарности.

Крайний индивидуализм связан был с отрицанием обязанно-
стей человека перед обществом, поскольку это выглядело посягатель-
ством на автономию личности. Дальнейшее развитие индивидуализ-
ма показало, что полная независимость человека от общества так же
неблагоприятна, как и подчинение личности коллективу. Начался по-
иск компромисса между индивидуализмом и принципом соли-
дарности, который необходим для нормального развития общества без
катаклизмов и потрясений. В конце XIX в. принцип индивидуализма
был потеснен, произошло, по выражению Л. Дюги, «умаление инди-
видуалистической доктрины»4.

Это отнюдь не значит, что настало время «авторитарного кол-
лективизма». Речь идет о другом: в современном обществе люди дол-
жны осознавать ответственность друг перед другом, они должны

См,: Тарановский Ф. М. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917. С. 789.

2 Коркунов Н. М. Общественное значение права. СПб.. 1898. С. 67.

3 См. там же. С. 78.

4 Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право, преобразование госу-
дарства. М., 1909. С. 72.


40 ____ Глава 1. Права человека, понятие, сущность, структура

вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Проповедь
крайнего индивидуализма неплодотворна для прав человека, она
ориентирует на эгоистическое, анархическое своеволие и снимает
значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и
ответственность личности перед обществом.

Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с
другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к
обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность
столь же важный и необходимый элемент правового статуса индиви-
да, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут сущест-
вовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает
нравственное взаимодействие между людьми. Статья I Всеобщей де-
кларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются сво-
бодными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и
должны поступать в отношении друг друга в духе братства»,

Связь прав и обязанностей — категория не только правовая, но
и моральная, вводящая человека в пространство добра и свободы.

5. Исходя из принципов права, нравственности, солидарности
между людьми, следует рассмотреть вопрос о возможности ограниче-
ния прав и свобод человека и гражданина и оснований этого ограни-
чения.

Пользование правами сопряжено с ответственностью человека,
с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами
свободы, установленными правом, принципами гуманности, соли-
дарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Все-
общей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и
свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограниче-
ниям, какие установлены законом исключительно с целью обеспече-
ния должного признания и уважения прав и свобод других и удовлет-
ворения справедливых требований морали, общественного порядка и
общего благосостояния в демократическом обществе».

Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного
пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей
право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений,
выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способа-
ми по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими
правами налагает особую обязанность и особую ответственность.
«Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограниче-
ниями, которые, однако, должны быть установлены законом и явля-
ются необходимыми:


§ 2. Правовой статус: понятие и структура 41

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного
порядка, здоровья или нравственности населения».

В Международном пакте о гражданских и политических правах
предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных
действий: пропаганды войны, всяких выступлений в пользу нацио-
нальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой
подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20).
Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совме-
стимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способ-
ствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).

В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ также установлены основания
ограничений прав и свобод; «Права и свободы человека и гражданина
могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая
пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, на-
циональную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового,
национального, религиозного или иного превосходства.

Законодательство РФ устанавливает ответственность за нару-
шение этих запретов (например, ст. 74 УК РСФСР предусматривает
уголовную ответственность за нарушение национального и расового
равноправия; ст- 70 — за призывы к насильственному изменению
конституционного строя, а также призывы, основанные на возбужде-
нии социальной розни; ст. 71 — за пропаганду войны, в основе ко-
торой могут быть и национальные, и социальные, и религиозные мо-
тивы). Запрет на пропаганду религиозной вражды или религиозного
превосходства подкрепляется ст. 14 Конституции РФ, в которой го-
ворится, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной».

В Законе РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25 октября
1991 г. записано, что «недопустима пропаганда вражды и пренебре-
жения к любому языку, создание противоречащих конституционно
установленным принципам национальной политики препятствий,
ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения
законодательства о языках народов РСФСР и республик в составе
РСФСР». Стагья 28 этого Закона указывает, что действия юридичес-


42_____________ Глава I. Права человека: понятие, сущность, структура

ких и физических лиц, нарушающих законодательство РСФСР о язы-
ках народов РСФСР, влекут за собой ответственность и обжалуются в
установленном порядке в соответствии с законодательством РСФСР и
республик в составе РСФСР».

Российское законодательство содержит и иные запреты, связан-
ные с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют
указанным выше международным стандартам. Так, ст. 228 УК
РСФСР предусматривает ответственность за изготовление и сбыт
порнографических предметов; ст. 2281 — за изготовление или
распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и
жестокости. Совершение таких действий является угрозой нравствен-
ности и здоровью населения.

Необходимым ограничением свободы слова, введенным для за-
щиты чести, достоинства и репутации граждан и объединений, явля-
ется ст. 7 ГК РСФСР, согласно которой гражданин или организация
вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь и досто-
инство сведений, если распространяющий такие сведения не докажет,
что они соответствуют действительности.

Статья 62 Закона «О средствах массовой информации» от 27 де-
кабря 1991 г. предусматривает, что моральный (неимущественный)
вред, причиненный гражданину в результате распространения сред-
ствами массовой информации не соответствующих действительности
сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинив-
ших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда
средствами массовой информации, а также виновными должностны-
ми лицами и гражданами в размере, определенном судом.

6. Таким образом, правовой статус человека и гражданина как
система прав, свобод и обязанностей целенаправленно воздействует
на создание гармоничных, сбалансированных способов взаимодей-
ствия людей друг с другом и формирование нормальных отношений
гражданина и государства.

В правовой статус включается все многообразие прав, охваты-
вающих самые различные стороны его деятельности. В соответствии
со сферами деятельности человека можно определить структуру и
характер прав, составляющих правововой статус. Такая структура
вытекает из Всеобщей декларации прав человека и особенно из Меж-
дународных пактов по правам человека и включает: гражданские
(личные) права; политические парава; культурные права; социаль-
ные и экономические права.


§ 2. Правовой статус: понятие и структура 43


 


Как уже отмечалось, гражданские (личные) права определяют
свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства. К гражданским
правам относится право частной собственности, право на охрану
семьи, материнства и детства, свобода совести, весь комплекс прав,
обеспечивающих личную безопасность и неприкосновенность челове-
ка, гарантирующих эффективные меры судебной защиты каждому
человеку в случае нарушения его прав, право на свободное передви-
жение и свободный выбор местожительства и др. Цель этих прав со-
стоит в охране и защите частной сферы, в которой проявляются инди-
видуальность и личностное своеобразие человека. Иными словами,
речь идет об ограждении автономии личности, пространства действия
индивидуальных, частных интересов. К закреплению этих прав осо-
бенно стремился класс буржуазии, борясь против сословных приви-
легий и всепоглощающей опеки государства.

Хотя в конституциях Советского государства провозглашались
личные права, однако это было не более чем декларация. Прежде все-
го, в условиях всеобщего огосударствления общественной и личной
жизни из этой категории прав исключалось право частной собствен-
ности, без которого человек лишался самостоятельности и инициати-
вы, полностью подпадал под опеку государства-

Государство оказывало огромное давление на личные убежде-
ния, что вело к ограничению свободы совести, преследованию людей
за религиозные убеждения. Тоталитарный режим сводил на нет такие
важнейшие права, как право на личную неприкосновенность и без-
опасность, судебную защиту прав человека в случае их нарушения
Да и вообще вся сфера личных прав рассматривалась как нечто
второстепенное, второсортное в общей иерархии прав человека, пер-
вое место в которой занимали экономические права (не потому, что
они были реально обеспечены, а потому, что это «ранжирование»
прав использовалось в качестве пропагандистского средства в идеоло-
гической борьбе вокруг прав человека).

Гражданским правам в посттоталитарном обществе должен
быть возвращен их подлинный первоначальный смысл, состоящий в
обеспечении автономии личности, ограждении ее индивидуальных
интересов, обособлении их от государственного вмешательства и по-
давления.

Следует иметь в виду, что не всегда при классификации прав то
или иное право может быть безоговорочно отнесено именно к данной
категории прав. Любое разделение прав на категории в какой-то мере


44 Глава I. Права человека: понятие, сущность, структура

условно. Так, право собственности является не только личным пра-
вом, обеспечивающим стартовые возможности самостоятельности
личности, но и правом социальным, экономическим, связанным с
удовлетворением материальных притязаний человека.

Политические права граждан выражают возможности индиви-
да на участие в политической жизни и осуществление госу-
дарственной власти. К числу данной категории прав относятся: право
на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих
мнений, право на свободу искать, получать и распространять ин-
формацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций,
право на участие в ведении государственных дел как непосредствен-
но, так и через своих представителей, право избирать и быть избран-
ным и др. Политические права граждан являются непременным усло-
вием функционирования всех других видов прав, поскольку они со-
ставляют органическую основу системы демократии и выступают как
средство контроля за властью, как ценности, на которые власть долж-
на ориентироваться, ограничивать себя этими правами, признавать и
гарантировать их.

Значимость прав человека в контроле за властью определяет
стремление тоталитарных режимов ограничить эти права и тем са-
мым освободить себя от демократических форм контроля. Чем в боль-
шей мере удается тоталитарному режиму ограничить политические
права человека, тем более свободной в своих действиях становится
власть, тем более эфемерно разделение властей, тем большее место
занимают в нем насильственные методы, применяемые государством.

Октябрьская революция 1917 г сопровождалась широковеща-
тельными заявлениями об установлении подлинной демократии. Од-
нако Конституция 1918 г. провозгласила политические права в пол-
ном объеме только для рабочего класса, значительно ограничила
права крестьянства и полностью лишила прав свергнутые революцией
классы, исключив их из политической жизни. Тем самым был сделан
шаг назад по сравнению с принципом универсальности прав, выдви-
нутым буржуазными революциями. Жесткий классовый подход к
пользованию правами непосредственно вытекал из стремления новой
власти освободиться от любых форм контроля со стороны членов об-
щества, имевших опыт политического участия в решении госу-
дарственных дел.

Конституция 1936 г. формально ликвидировала эти ограниче-
ния, Однако в условиях тоталитарного сталинского режима, массовых
репрессий права человека остались фикцией.


S 2. Правовой статус: понятие и структура 45

В обществе четко проявилась одна из закономерностей анти-
демократического режима: устранение граждан от контроля за вла-
стью может осуществляться путем все возрастающего насилия, при-
нуждения, подавления любых проявлений инакомыслия. Логика
развития насилия состоит в том, что его невозможно удержать либо
локализовать в «классовых» рамках. Насилие и подавление рас-
пространяются постепенно на все социальные слои общества, все
шире захватывая и представителей правящего класса, и даже правя-
щей элиты. Власть все больше освобождается от системы сдержек и
противовесов, вся структура государственной власти существует вне
проверенной человеческим опытом системы контроля: прав человека,
разделения властей, верховенства права, выборов на многопартийной
основе, референдума и т. д.

Одним из важнейших направлений современного развития Рос-
сии является стремление к демократизации государственной и обще-
ственной жизни. Это очень сложная задача в обществе, пережившем
десятилетия тоталитаризма, отсекавшем богатый опыт демократи-
ческого развития зарубежных государств. Процесс этот протекает бо-
лезненно и противоречиво.

В значительной мере все это связано с тяжелой кризисной ситу-
ацией в стране, падением производства, политической и психологиче-
ской усталостью народа, пережившего эйфорию первых лет пере-
стройки. Возвращение политическим правам их подлинного места в
жизни общества — необходимое условие его оздоровления, оживле-
ния демократии, без которой невозможно решение тех сложных за-
дач, которые стоят перед посттоталитарным обществом.

Культурные права гарантируют доступ человека к благам
культуры, свободу художественного, научного, технического твор-
чества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждения-
ми культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные
потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без ко-
торой человек не может полноценно осуществить свои личные и по-
литические права.

Социальные и экономические права призваны обеспечить чело-
веку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный вы-
бор работы, право на равную оплату за равный труд, право на соци-
альное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на
образование. Необходимый перечень этих прав закреплен в Между-
народном пакте об экономических, социальных и культурных правах»
определяющем планку, ниже которой цивилизованное государство не
должно опускаться.


46 Глава II. Права человека и правовое государство


 


Глава П. Права человека и правовое государство

§ 1. Генезис идей прав человека и правового государства

1. История становления и развития государственности неотде-
лима от поиска оптимальных параметров взаимоотношения власти и
человека, которые всегда являлись стержневыми, определяющими в
государствах любой формации. На ранних этапах развития госу-
дарственности в зависимости от социально-классовой принадлежнос-
ти человек либо получал возможность воздействия на власть, либо
выступал в качестве бесправного лица, несущего бремя обязанностей.
Неравенство правовых позиций индивида было свидетельством
ограниченности свободы, отсутствия демократии и в конечном итоге
неразвитости государственности, низкого уровня культуры общества.
Установление формального правового равенства явилось важнейшим
историческим прорывом к свободе, праву, новому этапу развития го-
сударственности — правовому государству.

История становления идей правового государства насчитывает
тысячелетия Она включает те прогрессивные представления о циви-
лизованном государстве, несовместимом с произволом и насилием,
которые начали формироваться еще в античном мире, в древних госу-
дарствах-полисах, достигших в тот период (V—IV вв. до н. э.) высо-
ких ступеней политического и культурного развития.

В своем исследовании истории идей правовой государственнос-
ти В. С. Нерсесянц правильно отмечает: «В содержательном смысле
ряд идей правовой государственности появился^уже в аитичдрммиое,
а теоретически развитые концепции и доктрины правового госу-
дарства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к
капитализму и возникновения нового социально-политического
строя»1.

Характерно, что развитие идей и доктрин правовой госу-
дарственности неотделима отстановления~прёдставдений~"о'"правах
Человека, которые в конечном счете и явились тем центральнымзве-
1_выстраивались

йом, вокруг которого иво имя коюрор&развпвалнс

-^принципы правового государства.

Нерсесянц В. С История идей правовой государственности Академический правовой ун-т при Институте гос-ва и права РАН. М., 1993 С 3.


§ 1. Генезис идей прав человека и правового государства 47

Гражданскаяидея^т. е. представление о гражданине^ наделен-
ном определённым комплексом прав и обязанностей, вп^ншдта в VI—
V вв. довГэ. Она оылгГсвязана с тем регионом мира, где сформирова-
лась наиболее высокая духовная культура — политическая мысль,
формы государственной организации, искусство, литература и т. д.
Речь идет об античных полисах, в частности об Афинах и Риме.

Полис — первая в истории человечества форма сообщества, ко-
торую можно определить как гражданский коллектив. Один из наибо-
лее глубоких исследователей истории древнего полиса — С. Л. Утчен-
ко отмечает; «Благодаря именно этим своим особенностям полис су-
мел выработать и затем передать в наследство грядущим поколениям
огромное духовное богатство, идеи гражданства, демократии, респуб-
ликанизма»1.

Вполне понятно, что сложившиеся в условиях древнего полиса
идеи гражданства, гражданственности и демократии претерпели весь-
ма существенную трансформацию за более чем двухтысячелетнгою
историю своего существования и развития.

Древние государства, даже опиравшиеся на демократические
традиции, в большей степени подчиняли индивида, чем последу-
ющие. Гражданин полиса должен был жить для государства. Частная
жизнь, обеспеченная рабством, служила ему только средством испол-
нения гражданских обязанностей. По Аристотелю, человек только в
государстве, под управлением правды и закона, становится в истин-
ном смысле человеком. Поэтому человек по природе своей есть «жи-
вотное политическое».

Однако уже в этот период «личность начала предъявлять свои
права, и это повело к разложению органического взгляда на госу-
дарство, а вместе и к падению основанного на нем политического бы-
та»2.

Для правильной трактовки первоначальной идеи гражданства
следует учитывать, что в условиях древних полисов прав гражданина
были лишены не только рабы, составляющие подавляющее большин-
ство в этих государствах, но и некоторые категории свободных. Кроме
того, институт гражданства знал градации — граждане по рождению
и лица, получившие гражданство. Институт гражданства носил замк-

Утненко С. Д. Политические учения Древнего Рнма. М., 1977. С. 41.
2 Чичерин 5. Уки. соч. Часть вторая. С 161.


48 Глава II. Права человека и правовое государство

нутый, классово ограниченный характер, охранялся законодатель-
ством, т. е. властью.

Однако уже в своем первичном, начальном звучании утверж-
дение гражданина как носителя определенных прав было крупным
шагом в области развития духовной культуры человечества на его пу-
ти познания свободы. При всей их классовой ограниченности, вытека-
ющей из социальных позиций классов в условиях рабовладельческого
общества, права человека были прогрессивны по своей природе, со-
здавая у лиц, обладающих статусом гражданина, чувство причаст-
ности к решению общегосударственных дел, очерчивая принципы их
взаимоотношений с властью.

Сама по себе идея гражданства явилась катализатором борьбы
угнетенных, бесправных классов, и эта борьба неизбежно должна бы-
ла впоследствии вылиться в движение эксплуатируемых за равнопра-
вие-
Идеи о правах человека и гражданина органично включались в
политические и философские концепции представителей античности.
Уже прогрессивная политическая мысль древних демократий выдви-
гала идею равноправия (Перикл, Демосфен). В этой связи интересно
высказывание Демосфена в речи «Против Лептина»: «Закон устраня-
ет все противоречащее ему, чтобы относительно каждого (обстоятель-
ства) среди существующих имелся один закон, чтобы закон не
приводил в смущение рядовых граждан и чтобы они не оказывались в
невыгодном положении сравнительно с тем, кто знает все законы. За-
кон должен быть таким, чтобы давать одно и то же ясное и полное
знание о том, что является правом^-1,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 559 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2514 - | 2318 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.