Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


См.: Государственное право Германии. Т. 2. С. 180. 3 страница




\f Кистяковский Б. Государство правовое и социалистическое//Вопросы фило-
софии.1990. № 6. С. 143.

(•2'См.: Кистяковский Б. Социальные науки и право. М., 1916. С. 490.


 

§ 1. Генезис идей прав человека и правового государства


 


дарства могли удержать высокую планку демократии и прав челове-
ка.

В условиях одной и той же формации могут существовать

различные отношения к правам человека и правовому государству.
Поэтому такие глобальные для человечества проблемы следует
рассматривать в контексте цивилизованного подхода. Формация
характеризует лишь стадию социально-экономического развития и
положение классов, социальных групп в обществе. Формационный
подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, ката-
лог его естественных и неотчуждаемых прав. Индивид во всех его
сложных связях и зависимостях раскрывается только в рамках циви-
лизованного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идеи
ценности человека, его права на свободу, его блага, опоры общества
на право, обеспечивающее притязания индивида на гуманное отно-
шение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для
европейской цивилизации.

Цивилизация характеризуется определенным уровнем культу-
ры как способа человеческой жизнедеятельности, философией, систе-
мой ценностей, общественно значимыми идеалами, стилем творчест-
ва, обобщенным мировоззрением. Основной принцип жизни цивили-
зации «представляет собой исходные основы жизни народа, его мо-
раль, убежденность, определяющее отношение к самому себе, поведе-
ние, верования и надежды. Основной принцип жизни объединяет лю-
дей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство и сохра-
няемость на протяжении всей собственной истории»1.

Европейская цивилизация породила высокую гуманистическую
культуру, в ней зародились представления о ценности индивида, о
ценности права и основанного на нем порядка, обеспечивающего сво-
боду личности. Идея ценности человека была выдвинута в античном
обществе. И если вначале точкой отсчета был полис, то уже с эпохи
эллинизма ею становится индивид. При феодализме религиозное со-
знание заслонило человеческую индивидуальность. Однако в новое
время культура вновь делает человека мерилом всех вещей2. Буржу-
азные революции совершались не только в связи с развитием произ-
водительных сил общества, но и потому, что в доктринах просвети-

1 Формация или цивилизация? (Материалы «круглого стола») //Вопросы философии. 1989. №10. С. 47.

2 См. там же. С. 48.


62 Глава II. Права человека и правовое государство

телей были развиты идеи ценности человека, несовместимой с
неравенством и сословными ограничениями.

Разумеется, и в рамках одной цивилизации возможно времен-
ное расхождение в выдвижении и практическом применении ценно-
стей, однако речь идет о столбовом пути развития той или иной циви-
лизации, при котором в конечном счете утверждаются основополага-
ющие ценности ее культуры.

Характеризуя наиболее емкие проявления идеологии взаимо-
отношения личности и власти, А. Оболонский выделил персоноцент-
ризм, где индивид является высшей точкой, «мерилом» всех вещей, и
системоцентризм, где индивид либо вообще отсутствует, либо рас-
сматривается как нечто вспомогательное, способное принести боль-
шую или меньшую пользу лишь для достижения неких надличност-
ных целей1.

В эту классификацию могут быть включены различные типы
цивилизаций. Однако персоноцентристской, по всей вероятности, ос-
тается до настоящего времени только европейская цивилизация. В
значительной мере это объясняется неразрывной связью цивилизации
и религии. Как справедливо подчеркивает Н. Хлебников, «основой и
фоном всякой цивилизации есть, без всякого сомнения, религия» и
«все цивилизации покоятся на религиозных началах»2.

Воздействие религиозных идей на эволюцию общества, его
культуру, этику, экономическую деятельность было глубоко и все-
сторонне исследовано М. Вебером3.

А. Тойнби, анализируя историю цивилизаций (древних и
средневековых, западных и восточных), считает, что в основе опреде-
ленного типа цивилизации лежит религия. «Если проанализировать
цивилизации, дожившие до наших дней, мы увидим, что каждая из
них имеет в своем фоне какую-то универсальную церковь. Так, за-
падная и православная христианская цивилизация с ветвью право-
славного христианства в России через христианскую церковь восхо-
дит к эллинистической цивилизации; дальневосточная цивилизация
и ее ветвь в Корее и Японии через махаяну связана с древнекитайской

^См.: Оболонский А. В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994. С. 9.

2 Хлебников Ю. Право и государство в их обоюдных отношениях. Варшава, 1874. С. 58,68.

3 См.: Weber М. Soziologie, weltgeschichfflche Analysen, Poliflk. Stuttgart, 1956.


§ 1. Генезис идей прав человека и правового государства 63

цивилизацией; индусская цивилизация связана через индуизм с инд-
ской, а иранская и арабская через ислам с древнесирийской»1.

Рассматривая проблемы цивилизационного подхода к изуче-
нию государства и права, Н. Крашенинникова справедливо отмечает,
что история государства и права не может проходить мимо существо-
вания крупных этноконфессиональных общностей, на протяжении
длительных исторических периодов скрепляемых общей системой
ценностей, которые оказывают непосредственное влияние на госу-
дарство и право. «Наиболее ярко выявляются различия региональных
цивилизации именно как носителей региональной традиционной
культуры, мировой религии ("исламский мир", «христианский мир»
и проч.)»2.

Так, господство индусской религии определило особый тип ин-
дусской цивилизации. Индусская религия представляла собой систе-
му педантично разработанных правил, детально регламентирующих
всю общественную жизнь, предписывала определенный образ жизни
и поведения, исключала возможность разумной оценки обычаев и
традиций. Наряду с другими социальными причинами (экономиче-
ская и национальная раздробленность, замкнутость общин) это в зна-
чительной мере повлияло на аморфность, обезличенность человека,
испытавшего безусловную власть общины, касты3.

Мусульманская религия породила ближневосточную (арабо-
иранско-турецкую) цивилизацию. В странах распространения ислама
особенность регулирования поведения индивида состоит в том, что его
целью являются интересы «правоверных», ислама в целом. Человек,
противопоставивший себя этому целому, становился отступником от
ислама, подвергался тяжким наказаниям. Мусульманское право но-
сило религиозный характер, и поэтому осуществление его норм ста-
новилось в глазах правоверных религиозной обязанностью. Мусуль-
манское право призвано детально регулировать не только внешнее
поведение мусульман, но и лежащую в основе их постулатов
внутреннюю мотивацию4. Это определяет добровольное, сознатель-

1 Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 304.
? Крашенинникова Н. А. Цивилизационные подходы к изучению истории государства и права//Методологические проблемы правоведения. Изд-во Московского ун-та. 1994. С. 10.

з См.: Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и современность. М., 1983. С. 43.

•< См.: СюкияйненЛ. Р. Мусульманское право. М., 1986. С. 47.


64 Глава II. Права человека и правовое государство

ное подчинение индивида общности, основанной на предписаниях ис-
лама, который является одновременно и «верой в государство*. Вы-
движение идеи прав человека как его притязаний к власти в контек-
сте исламской культуры, означало бы посягательство на незыбле-
мость религиозных установлений.

Европейская цивилизация, основанная на христианской рели-
гии, оставляла больше свободы выбора индивиду, носила зачатки пер-
сонодентризма. Человеку был дан выбор между добром и злом, от-
крыт путь к совершенствованию своих качеств, трансформированы
представления о труде как о постыдном занятии, сложившиеся в
рабовладельческую эпоху. Христианская религия немало способство-
вала этой перемене, расценивая труд как необходимый способ суще-
ствования человека.

Христианство выдвигает идею равенства всех людей перед Бо-
гом, равенство всех как грешников. «Как ни парадоксально, но это
равенство послужило не объединению людей, но еще большему их
разъединению, вело к формированию идеологии и психологии инди-
видуализма, идеи личного спасения»1. Если в раннем иудаизме,
религии в основном общинно-родового скотоводческого общества, пробле-
ма отношения с Богом ставилась как «Бог — народ», что отражало
господствующие принципы коллективного мышления, то с диффе-
ренциацией общественных форм жизни и выделением индивида в
этой системе данная идея трансформируется в идею личного воз-
награждения праведника, в идею личного воздаяния и спасения.

По мнению Ф. Хайека, индивидуализм, выросший из элемен-
тов христианства и античной философии, стал основным признаком
западноевропейской цивилизации2.

Христианство преодолевает национальную ограниченность
иудаизма, поскольку личное спасение уготовано не избранному
народу, а избранной праведной личности независимо от ее принад-
лежности к какому-либо народу. Разумеется, индивидуализация че-
ловека не была признанием его богатой субъективности, он выступал
лишь элементарной частицей огромного «христианского мира». Спа-
салась бессмертная душа, которую Бог вдохнул в каждого индивида3.

1 Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М., 1985. С. 217.

2 См.: Хайек. ф. Дорога к ра6ству//Новый мир. 1991. № 7. С. 183.

3 См.- Яковлев Е. Г. Указ. соч. С. 220.


§ 1. Генезис идей прав человека и правового государства 65

Н. Бердяев, выступая против «мертвящей схоластики» богосло-
вия, которая принизила идею Бога, писал: «Бог есть свобода, а не не-
обходимость, не власть над человеком и миром, не верховная причин-
ность, действующая в мире. То, что теологи называют благодатью,
сопоставляя ее с человеческой свободой, есть действие в человеке бо-
жественной свободы. Можно сказать, что существование Бога есть
Хартия вольностей человека, есть внутреннее его оправдание в борьбе
с природой и обществом за свободу»1,

Официальные религии стремились воздействовать на человека,
они боролись за каждую человеческую душу, что было косвенным
признанием значимости человеческой индивидуальности. Н. Бердяев
писал: «Старая тирания с кострами инквизиции больше оставляла
простора для человеческой индивидуальности, более считалась с ней.
Самая страшная нетерпимость может быть все-таки выражением ува-
жения к человеческой индивидуальности, к духовной жизни челове-
ка. Когда церковь отлучает и анафемствует еретика, она признает
бесконечную ценность души человеческой и внимательна к ее непов-
торимой индивидуальной судьбе»2.

Идея свободы и относительной индивидуализации человека в
христианской религии заложила основы персоноцентристского уче-
ния. Однако подлинный духовный смысл христианства в значитель-
ной мере был заслонен внешними ритуалами, и религия утрачивала
эти ростки персоноцентризма. Тем не менее христианство в своей по-
длинной сущности обращено было к свободной воле человека, откры-
вало ему пути к совершенствованию, сознанию значимости своего вы-
бора.

Особенности христианской религии подготовили общественное
сознание к идее свободы, ответственности за свои действия. Однако
теологическое мировоззрение средневековья сковывало инициативу
человека, церковь, по сути дела, сливалась с государством. Поэтому
церковные догмы утверждали незыблемость монархической власти,
феодального сословного деления. Буржуазные революции произвели
коренную ломку сложившихся устоев. Произошел разрыв с теологи-
ческим мировоззрением средних веков. Сформировалось «юридичес-

1 Бердяев Н. Указ. соч. С. 242.

3 Бердяев Н. философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Париж, 1970. С. 143—144.


 

Глава II. Права человека и правовое государство


 


кое мировоззрение» буржуазии, ще «место догмы, божественного
права заняло право человека, а место церкви — государство»1.

Таким образом, совершился определенный исторический
парадокс. Раннее христианство, выдвинув идею равенства всех перед
Богом, затем в период средневековья догматизировало и ритуализи-
ровало религию, омертвив ее содержание отрицанием индивидуаль-
ности человека. И поэтому выдвинуть идею прав человека как его
притязаний на свободу можно было путем разрыва с теологическим
мировоззрением и утверждением принципов равенства, братства и
справедливости (не божественной, а человеческой). Это потребовало
и отделения церкви от государства. Однако ростки персоноцентрист-
ского начала в христианстве явились большим вкладом в развитие
европейской цивилизации и создали уникальные явления этой циви-
лизации — права человека и государство, основанное на праве.

Разумеется, нельзя напрямую связывать христианство с подго-
товкой предпосылок для развития идеи прав человека. Ведь при всей
значимости религии цивилизацию определяют и философия, и куль-
тура, и психология, и образ жизни народа. Европейская цивилизация
покоится на учениях Античности, Возрождения, Реформации, и это
наследие неповторимо по своей ценности для утверждения свободы
личности, ее индивидуальности, для исторического прогресса в це-
лом. Сформировавшийся в Европе цивилизационный архетип прояв-
ляет способность к пространственному расширению. Возникший в
центре Европы тип цивилизации постоянно расширялся, охватывая
Скандинавский регион, Юго-Восточную и Восточную Европу. Он
оказался способным распространить свои ценности на США, Канаду,
Австралию. Эти ценности с переменным успехом распространяются и
на некоторые страны Латинской Америки. Во второй половине XX в.
осуществляется постепенная адаптация к ценностям европейской ци-
вилизации традиционных восточных обществ (Японии, Южной
Кореи, Индии, Китая и др.). Происходят начальные стадии «размы-
вания» традиционных структур и ценностных стереотипов2.

Ценности европейской цивилизации очень медленно, с больши-
ми трудностями начинают внедряться в России, которая не может
быть отнесена к какому-то определенному типу цивилизации, в том

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 21. С. 491, 498.

2 См.: Формация или цивилизация? (Материалы «круглого стола»). С. 45.


§ 1. Генезис идей прав человека и правового государства 67

числе и европейской. Одна из важнейших составляющих европейской
цивилизации начиная с XVII в. — идея прав человека никогда не бы-
ла значимой в политических доктринах мыслителей России и поэтому
не могла завоевать общественного сознания и стать целью социально-
го развития. Исследуя историю взаимоотношения системы и индивида
в России, А. Оболонский следующим образом формулирует свою по-
зицию: «В основных ветвях российской народности господство сис-
темоцентристской этики на протяжении абсолютного большинства
столетий ее исторического существования было практически безраз-
дельно. Оппозиция "общество—личность" практически даже не воз-
никала. Но причиной этому, конечно, была отнюдь не гармония меж-
ду этими двумя уровнями социального бытия, не отсутствие проти-
воречий между индивидом и социальным целым, а совершенно одно-
значный, само собой разумеющийся вектор разрешения противоре-
чий между ними — apriori в пользу целого»1.

Поэтому и попытки «даровать населению незыблемые основы
гражданской свободы на началах действительной неприкосновеннос-
ти личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» в Манифесте
17 октября 1905 г. не могли изменить ситуацию в России, дать ей но-
вые ориентиры — права человека и свободу личности. Вековые тра-
диции подавления инакомыслия и индивидуальности после провоз-
глашения «дарованных» свобод вылились в массовые политические
репрессии, был упущен исторический шанс на цивилизованное
развитие общества, в основу которого были бы положены идеи прав и
свобод человека. Все последующее развитие России подтвердило «осо-
бость» ее пути, усугубило поглощение личности коллективом, подав-
ление индивидуализма, жесткое пресечение любых попыток пойти
наперекор системе.

Н. Бердяев пишет, что в России рецепция идей демократии бы-
ла оторвана от идеи прав человека и гражданина. «Идея демократии в
той прямолинейной и упрощенной форме, которая была у нас
принята, породила целый ряд нравственных последствий. Отвлечен-
но-демократическая общественная идеология сняла ответственность с
личности, с духа человеческого, а потому и лишила личность автоно-
мии и неотъемлемых прав»2.

1 Оболонский А. Указ. соч. С. 9, 20.

2 Бердяев Н. Указ. соч. С. 212.


68 Глава II. Права человека и правовое государство

Торжество системоцентристского мировоззрения проявилось в
отношении к человеку как к «винтику» сложной государственной ма-
шины. А какие права могут быть у «винтика», единственное назначе-
ние которого — безотказное выполнение отведенных ему функций?
Идея коллективизма в послереволюционной России была представле-
на в интерпретации, несовместимой с автономией и самобытностью
личности. Права и свободы, официально «дарованные» человеку со-
ветскими конституциями, явились декорацией, скрывавшей фасад то-
талитаризма, а правовое государство объявлялось хитрым измышле-
нием буржуазной идеологии, направленным на обман масс.

Тяжкий исторический груз, ломка глубоко укоренившихся
стереотипов мешают современной России войти в русло правовой го-
сударственности, преодолеть тоталитарные начала, сделать индивида
с его правами и свободами главным ориентиром и целью обществен-
ного развития.

§ 2. Приоритет прав человека
как определяющий принцип правового государства

1. О сущности и признаках правового государства написано
много. Различные исследователи выделяют различное количество
признаков такого государства. Однако в эти признаки неизменно
включаются права человека, господство права, разделение властей.

Русский либеральный юрист Б. Кистяковский отмечал, что
главное и самое существенное содержание права составляет свобода и
право есть только там, где есть свобода личности. «Если мы
сосредоточим свое внимание на правовой организации конституцион-
ного (правового. — Е. Л.) государства, то для уяснения его природы
наиболее важным является именно эти свойства права. Поэтому
правовой порядок есть конституционная система отношений, при ко-
тором все лица данного общества обладают наибольшей свободой дея-
тельности и самоопределения»1.

П. Новгородцев, анализируя природу правового государства,
основанного на свободе и правах человека, подчеркивал, что именно в
этом качестве государство сохранило практическую ценность необхо-

- ^ Кистяковский Б. А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание)//Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1990. № 3. С. 56.


§ 2. Приоритет прав человека 69

димой и целесообразной организации, оказывающей человечеству
элементарные, но незаменимые услуги1.

Современный немецкий юрист Е. Шмидт-Асман полагает, что
конкретными проявлениями правовой государственности выступают
основные права, а также законодательство об управлении и правосу-
дии с соответствующими рабочими гипотезами. Они выражают прин-
цип правового государства как сочетание субъективных прав и объек-
тивного порядка государственной деятельности2.

В. С. Нерсесянц к числу отличительных признаков правового
государства относит: верховенство правового закона, реальность прав
и свобод индивида, организацию и функционирование суверенной су-
дебной власти на основе принципа разделения властей, правовую
форму взаимоотношений личности и общества3.

Можно приводить и другие определения понятия правового го-
сударства, однако при различиях конкретных структурных элемен-
тов, включенных в это понятие, неизменным элементом выступает
свобода личности, объективированная в системе ее неотъемлемых
прав. К этому главному определяющему элементу привел многовеко-
вой поиск нормальных отношений между личностью и государством,
которое в своей первоначальной сущности «нависало» над индивидом,
подавляло его, ограничивало его свободу, навязывая ему стандарты
поведения, удобные прежде всего государству. На самых ранних эта-
пах существования государства этой цели служило божественное
обоснование государственной власти, наделение его качествами,
определяющими первичность государства по отношению к индивиду
(патернализм, забота о подданных и т. д.). И в этом смысле законы не
давали свободы даже правящим привилегированным классам и слоям,
поскольку власть изначально не знала ограничений и самоограниче-
ний. Законы государства в добуржуазную эпоху не опирались на
прицип формального равенства и, следовательно, ставили в различ-
ные позиции по отношению к власти представителей различных со-
циальных образований.

Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно
возникло на путях поиска свободы и в свою очередь стремится быть

1)См.: Новгородцев П. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 388.

2 См.: Шмидт-Асман Е. Правовое государство//Государственное право Германии. Т. 1. М., 1994. С. 55.

См.: Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993. С. 15.


70 Глава II. Права человека и правовое государство

гарантом этой свободы. «Всемирная история, — писал Гегель, — это
прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объек-
тивной истины, так и во внешней объективации достигнутых ступе-
ней познания в государственно-правовых формах»1. Правовое госу-
дарство в современных условиях — высшая ступень развития свободы
и ее выражения в определенных государственно-правовых кате-
гориях.

2. Правовое государство есть форма ограничения притязаний
власти правами и свободами человека. Права и свободы индивида —
важнейший противовес всесилию государственной власти, призван-
ный обеспечить ее ограничение и самоограничение.
Поэтому приори-
тет прав человека по отношению к государству является первичным
определяющим, системообразующим признаком правового государст-
ва, с которым связаны иные его признаки, служащие осуществлению
свободы и прав человека: построение государственной и обществен-
ной жизни на принципах права, разделение властей, взаимная ответ-
ственность индивида и государства. Цель правового государства —
обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения
пространства свободы, очерченного правом, запрет применения на-
сильственных мер, не основанных на праве. Права человека под-
держивают «дистанцию» между индивидом и государством. Однако
государство дистанцируется не только от индивида, но и от борьбы об-
щественных сил для возвращения групповых интересов в сферу права
в случаях, когда борьба общественных сил перехлестывает правовые
границы. И в этом отношении правовое государство призвано обеспе-
чивать в обществе разумный компромисс, предотвращая социальные
катаклизмы и перевороты.

В исторических реалиях не было еще идеального правового го-
сударства, выражавшего его первоначальный замысел и предназначе-
ние. С начальных периодов формирования правового государства не-
обходимо было искать и находить ответы на важнейшие вопросы: ка-
ким должно быть государство, чтобы обеспечить справедливый поря-
док отношений между государством и индивидом; как ограничить
самовластие государства и обеспечить автономию и свободу личности;

каковы должны быть условия и гарантии, обеспечивающие уверен-
ность человека в предсказуемости действия властей; как соблюсти ба-

1 Гегель. Соч. Т. 8. М.—Л., 1934. С. 98—99.


§ 2. Приоритет прав человека 71

ланс в обеспечении свободы личности и ограничении ее эгоизма и
произвола; наконец, как ограничить государственную власть, не сни-
зив ее властных полномочий в обеспечении порядка и организации
общества. Каждый из этих вопросов несет в себе противоречия, под-
час очень глубокие и труднопреодолимые. Ведь речь идет о поисках
тончайших граней, переступив которые государство может стать то-
талитарным либо, напротив, ввергнет общество в анархическую не-
управляемость, противоборство антагонистических сил и своеволие
эгоистических страстей.

Исследуя в начале века причины кризиса идей правового госу-
дарства, П. Новгородцев писал: «Опыт жизни показал, что идеальные
начала правового государства не только не могли быть немедленно
осуществлены, но еще и заключали в себе, вместо полной гармонии,
известный антагонизм, который вообще делал их неосуществимыми в
чистом и безусловном выражении»1. Поэтому и в конце века, когда
мы говорим о правовых государствах Германии, Испании, Австрии,
Швейцарии, Франции и др., следует учитывать трудности осущест-
вления всех принципов правового государства, их зависимость от со-
стояния экономики и расстановки политических сил, от уровня куль-
туры общества и степени солидарности общественных интересов, от
внешних факторов и взаимоотношений в мировом сообществе, от на-
циональных и исторических особенностей страны, ее персоноцент-
ристской либо системоцентристской ориентации. Б. Кистяковский пи-
сал, что «нет единых и одних и тех же идей свободы личности, право-
вого строя, конституционного государства, одинаковых для всех наро-
дов и времен, как нет капитализма или другой хозяйственной и обще-
умственной организации, одинаковой для всех стран. Все правовые идеи
в сознании каждого отдельного народа получают своеобразную окрас-
ку и свой собственный оттенок»2.

Такое своеобразие проявляется и в особенностях правового го-
сударства различных стран мира, в особенностях правовых институ-
тов и процедур защиты прав человека. Поэтому для постижения пра-
вовой государственности кроме таких конституционных определений,
процедур, механизмов необходим учет традиций, правовых представ-

1 Новгородцев П. Указ. соч. С. 18.

2 Кистяковский Б. А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание). С. 52.


72 Глава II. Права человека и правовое государство

лений, особенностей правосознания народа, его социальной психоло-
гии.

Провозглашение правовой государственности не есть конститу-
ционная констатация уже достигнутого и завершенного процесса, но
переход ее от одной ступени формирования к другой.

Трансформацию представлений о правовом государстве можно
наблюдать, анализируя смену теории Руссо, считавшего народную
волю, выражаемую непосредственно и объективируемую в обще-
ственном договоре, основой государства, теорией представительства
Монтескье, который утверждал, что народ не способен к управлению,
а представительство должно состоять из людей лучших, стоящих вы-
ше обычного уровня.

Теория народного суверенитета, выдвинутая Руссо, была видо-
изменена: общая воля, по мнению Монтескье, Локка, раскрывается в
решениях представительных (законодательных) органов, наряду с ко-
торыми независимо существуют исполнительная и судебная власти.
Это создает условия для того, чтобы в отношениях «индивид—госу-
дарство» отдавать приоритет правам и свободам человека.

Если народный суверенитет Руссо построен на отчуждении
личностью своих прав в пользу общности, то у Локка и Монтескье не-
отчуждаемые права и свободы становятся ограничителями власти,
первичны по отношению к ней. Если народный суверенитет у Руссо
неотчуждаем и неделим, то сторонники теории разделения властей
считают его наряду с правами человека необходимым условием
ограничения всевластия государства и сохранения свободы личности.

Однако сторонники теории правового государства понимали не-
возможность отъединения юридических свойств правового государст-
ва от состояния взаимоотношений индивидов и социальных общнос-
тей. Локк выдвигает принцип «согласия» как условие общественного
договора, Монтескье отстаивает принцип «политической свободы»,
которая необходима для обеспечения безопасности гражданина или
уверенности гражданина в своей безопасности. Кант, считая респуб-
лику наиболее приемлемым и прочным государством, основанном на
правовом законе, подчеркивает важность гражданской свободы, ра-
венства, самостоятельности. Для Гегеля государство воплощает не
только юридические начала, но и разум, и свободу.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 382 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.