Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


См.: Государственное право Германии. Т. 2. С. 180. 4 страница




Русские либеральные юристы считали необходимым условием
существования государства, основанного на праве, солидарность об-
щества (Б. Кистяковский, С. Котляревский, П. Новгородцев). По-


 

§ 2. Приоритет прав человека


 


следний расширил сферу факторов, необходимых для существования
правового государства: «Новые задачи правового государства более
чем какие-либо иные требуют укрепления и поддержки со стороны
факторов нравственных (курсив мой. — Е. Л.), средств воспитания
и всяких способов общественного воздействия на умы и характеры
людей, долженствующими свободными усилиями общества создать

более совершенное общество»1.

3. Таким образом, следует сделать следующие выводы:

Во-первых, теория правового государства не возникает сразу в
законченном виде. Она видоизменяется и трансформируется, допол-
няется новыми качествами. С появлением в ней принципа неотъемле-
мых естественных прав человека она обретает свое основное ценност-
ное качество. Для обеспечения этого принципа необходимы: разделе-
ние властей, призванное их уравновешивать; господство правового
закона; основанное на таком законе ограничение индивидуализма для
предотвращения злоупотреблений правами и свободами как самих
граждан, так и злоупотреблений, неправомерных действий госу-
дарства, всех ветвей его власти. Приоритет прав человека не снимает
с него ответственности за надлежащее использование своих прав и
свобод и одновременно налагает ответственность за обеспечение прав
человека на государство. Создается особая правовая связь: взаимная
ответственность государства и гражданина, которая не колеблет сво-
боды последнего, но лишь стремится разумно сочетать свободу всех

индивидов общества.

Во-вторых, практика формирования правового государства
сложна и противоречива. В реальности чрезвычайно трудно вопло-
тить те принципы правового государства, которые явились результа-
том поиска оптимальных ответов на основной вопрос — как строить
отношения индивида и государства. Правовое государство развивает-
ся в преодолении трудностей и противоречий как чисто правового
свойства, так и находящихся вне правового поля.

Формирование правового государства не одномоментая акция,
а поэтапный процесс, который не имеет конечных границ. Федераль-
ный конституционный суд Германии отметил: «Принцип правового
государства, неполно сформулированный Конституцией, не содержит

1 Новгородцев П. Указ. соч. С. 370.


 

Глава II. Права человека и правовое государство


 


всесторонне определенных рекомендаций и запретов; он требует
конкретизации в зависимости от реальных обстоятельств; при этом
должны, конечно, сохраняться в целом основополагающие элементы
правового государства и государственности»1.

В-третьих, правовое государство для выполнения своей основ-
ной функции — защиты и охраны прав и свобод граждак-^^должно
быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гаранти-
рующих субъективные права на основе объективного, основанного на
праве порядка государственной деятельности. Эти процедуры, меха-
низмы, институты не являются неизменными, они находятся в дина-
мике, совершенствуются, приспосабливаются к изменяющимся усло-
виям жизни общества. Обширный и разнообразный набор органов, за-

? щищающих права человека, — тот механизм, без которого не может

, функционировать правовое государство. Конституционные суды
(ФРГ, Испания, Италия, Австрия, Россия), Конституционный совет

i (Франция), Верховный Суд (США); Государственный совет (Ита-
лия), административные суды, суды общей юрисдикции, омбудсмены

i (Швеция, Испания, Великобритания, Финляндия, Франция, Польша
и др.), медиатор-посредник (Франция) — вот далеко не полный
Перечень механизмов, обеспечивающих права и свободы человека.

Важное значение имеет принцип связанности законодателей
правами человека.
В абз. 3 ст. 1 Основного Закона ФРГ записано:

«Нижеследующие основные права обязывают законодателя, исполни-
теля и правосудие как непосредственно действующее право». Такой
принцип действует и в ряде других стран (Австрия, Франция, Италия
и др.).

В обеспечении прав и свобод граждан особая роль принадле-
жит не только судебным и административным процедурам, но и
процедурам предварительного контроля за правовыми актами с точки
зрения их соответствия правам человека. Важное значение имеет
процедура последующего контроля, необходимая при возникновении
спорной ситуации и по жалобе отдельных граждан, а также особая
процедура, связанная с изменением или ограничением прав граждан,
которая носит сложный, специально оговоренный в конституциях
порядок.

i Государственное право Германии. Т. 1. М., 1994. С. 54.


 

§ 3. Права человека в условиях реформ


 


В-четвертых, правовое государство невозможно создать в обще-
стве, раздираемом социальными противоречиями, конфронтацией,
политической борьбой, выходящей за пределы права. Как уже отме-
чалось, правовое государство может существовать и успешно разви-
ваться в обществе, где есть согласие граждан относительно общих
принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права
человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к госу-
дарственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы,
солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти
неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к
правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны
принципы правового государства, их никогда не удавалось воплотить
в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной дегра-
дации общества. Цель правового государства — защитить права чело-
века, обеспечить достоинство личности как неотъемлемый компо-
нент культуры общества, воплотившей многовековые представления
о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия,
унижения. В обеспечении достоинства индивида огромная роль при-
надлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при ко-
тором человек выступает не как объект команд и распоряжений, а как
равноправный партнер государства, участвующий в предусмотренных
законом формах контроля за деятельностью властных структур, осво-
божденный от жесткой опеки государственной власти.

§ 3. Права человека и формирование правового государства
в условиях реформирования политического
и экономического строя России

1. Часть 1 ст. 1 Конституции РФ провозглашает Российскую
Федерацию демократическим правовым государством с республи-
канской формой правления. Смысл правового государства раскрыва-
ется через ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина — обязанность государства».

Признавая значимость этих конституционных записей, следует
однако отметить, что Россия сегодня не является правовым госу-
дарством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали
высшей ценностью. И это факт закономерный, определяемый как


76 Глава II. Права человека и правовое государство

предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой
оказалась современная Россия. Поэтому формирование правового го-
сударства и уважение прав человека — задача чрезвычайно трудная и
ее решение возможно лишь в результате многих лет (а может быть, и
десятилетий) усилий всего общества, связанных с преодолением как
наследия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были до-
пущены в последние годы.

Выше уже отмечалось, что создание правового государства тре-
бует постепенности, преодоления трудностей, постоянно возника-
ющих на пути к этой цели, перехода от одного этапа к другому, по-
следовательность решения задач, определяемых как общими требова-
ниями, предъявляемыми к государству, основанному на праве, так и
конкретно возникающими ситуациями.

Остановимся на причинах трудностей формирования правового
государства в Россй117^которые~(Гбмогут^а'метить способы преодоле-
ния и устранения препятствий на пути постепенного становления
свойств и принципов, необходимых для характеристики государства
как правового.

Одна из основных трудностей — это исторические традиции
России, которые были несовместимы с демократией и свободой. Рос-
сия — страна, в которой господствовал системоцентристский подход
во взаимоотношениях личности и власти. Идеи свободы и прав чело-
века, всеобщего равенства и справедливости, получившие широкое
распространение в государствах Европы и в США в XVII—XVIII вв. и
ставшие универсальным лозунгом буржуазных революций, сплотив-
шим общество в борьбе против феодализма, не были чужды политиче-
ской мысли России. Однако возникли они во второй половине XVIII в.
(А. Н. Радищев, С. Е. Десницкий, Н. И. Новиков и др.). К сожалению,
эти идеи не могли быть восприняты общественным сознанием народа,
отсталого и безграмотного, задавленного крепостным правом и само-
державием, безграничной верой в «доброго царя». Нельзя не вспом-
нить, что под влиянием французских просветителей Екатерина II со-
здала комиссию для подготовки «Наказов», однако идеи «Наказов» не
нашли должного сочувствия в русском обществе, привилегированная
часть которого стремилась к сохранению сословных благ. Защита
крепостничества стала на пути попыток реформирования общества.
Позднее, после выхода в свет книги А. Н. Радищева «Путешествие из
Петербурга в Москву», где резко критиковалось крепостничество и


§ 3. Права человека в условиях реформ 77

абсолютизм, Екатерина отправила автора в ссылку, указав, что в его
книге излагаются идеи, «от которых Франция вверх дном поставле-
на». Тем более недоступны были взгляды А. Н. Радищева народным
массам, отлученным от просвещения и культуры. В России не было
демократических традиций и правовых документов типа Великой
хартии вольностей. Декларации независимости. Декларации прав че-
ловека и гражданина. Либеральные идеи начали проникать в полити-
ко-правовую мысль во второй половине XIX — начале XX в.
Стремление осмыслить опыт Французской революции, корни которой
были заложены в Реформации, характерно для большой плеяды
русских юристов и историков. Отсюда и идеи естественного права и
правового государства, которые исследуются в трудах Б. Н. Чичери-
на, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского, В. М. Гессена, Л. И. Пет-
ражицкого и др. Они являются пока еще не оцененным вкладом в со-
здание идеала права, обеспечение свободы личности и ее прав. Одна-
ко эти либеральные идеи замыкались в узкой среде профессионалов,
они остались чуждыми общественному сознанию не только народных
масс, но даже интеллигенции. Об этом с горечью писал Б. Кистяков-
ский: «Наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала
правовой личности. Обе стороны этого идеала — личности, дисцип-
линированной правом и устойчивым правопорядком, и личности, на-
деленной всеми правами и свободно пользующейся ими, чужды со-
знанию нашей интеллигенции»1.

Б. Кистяковский глубоко раскрыл непонимание сути демокра-
тии и права российской интеллигенцией, в частности Кавелиным и
Михайловским, которые отказались отстаивать «хоть бы минимум
правового порядка»2. Об этом свидетельствуют методы террора и на-
силия, использовавшиеся партией «Народная воля», идеология всего
народнического движения, которое не опиралось на либеральные
идеи, утверждавшие ценность человеческой личности и неприкосно-
венность ее прав.

Такое же пренебрежение к праву сформировалось у русской
интеллигенции, объединившейся в социал-демократическую партию,
осуществившую революцию 1917 г. Б. Кистяковский отмечает в этой

1 Кистяковскш. Б. Л. В защиту права (Интеллигенция и правосознание). С. 53.

2 Там же. С. 56.


78 Глава II. Права человека и правовое государство

связи позицию Г. В. Плеханова, который ранее активно разоблачал
народнические иллюзии русской интеллигенции и являлся наиболее
видным теоретиком партии. Выступая на Втором очередном съезде
Российской социал-демократической рабочей партии, он, отметив от-
носительность всех демократических принципов, заявил: «Если бы в
порыве революционного энтузиазма народ выбрал очень хороший
парламент... то нам следовало бы стараться сделать его долгим
парламентом;
а если бы выборы оказались неудачными, то нам нуж-
но было бы стараться разогнать его не через два года, а если можно, то
через две недели». Оценивая смысл такого подхода, Б. Кистяковский
писал: «Провозглашенная в этой речи идея господства силы и захват-
ной власти вместо «господства принципов права» прямо чудовищна»1.

К сожалению, идея «господства силы и захватной власти» ока-
залась определяющей в идеологии большевистской партии и ее глав-
ного вождя и теоретика В. И. Ленина. Рецепт, предложенный Г. В. Пле-
хановым, был применен к Учредительному собранию, которое, по
выражению В. И. Ленина, «не смогло не встать поперек пути Ок-
тябрьской революции и Советской власти»2.

Главным в большевистской концепции оказался пафос разру-
шения, а это означало прежде всего решительный разрыв с правом,
правовыми началами, правами личности. Подготовка к этому нача-
лась задолго до революционного переворота и выразилась в яростном
отрицании реформаторства и утверждении в сознании масс необходи-
мости революции, осуществляемой путем захвата власти и насилия,
ломки буржуазного права и законности. Ленин считал лицемерием
«относиться чисто реформистски к тем зачаткам, росткам, проявле-
ниям роста революции, каковыми являются всякие выступления
масс, ломающих новые законы, выходящих из всякой легальности»3.
Он разоблачал как «социальное уродство», как «идеологию мещанст-
ва»4 стремление вести борьбу в парламентских рамках, не нарушая
закона. «Плох тот революционер, — писал Ленин, — который в мо-
мент острой борьбы останавливался перед незыблемостью закона»5.

1 Кистяковский Б. А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание). С. 58.

2 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 35. С. 233.

3 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 103.

4 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. И. 385.

5 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 504.


§ 3. Права человека в условиях реформ 79

Принципы прав и свобод человека и неприкосновенности лич-
ности не могли вписаться в главную концепцию революции — дикта-
туру пролетариата, опирающуюся на насилие и не связанную ника-
кими законами1. Диктатура пролетариата — это антипод правового
государства, поскольку она отрицает юридическое равенство и, по
выражению Ленина, «дает ряд изъятий из свободы»2 по отношению к
лицам, принадлежащим к «чуждым классам». Речь идет, по сути де-
ла, о массовом подавлении индивидов, а по собственному признанию
Ленина, там, где есть подавление, есть насилие, нет свободы, нет де-
мократии.

Режим, установленный после Октябрьской революции, ис-
торически явился шагом назад, поскольку он отверг главные де-
мократические ценности — свободу, господство права, права челове-
ка, правовое государство. Авторитаризм, полное нивелирование ин-
дивидуальности и самобытности человека, отрицание его права на
свободу выбора и самоопределения стали универсальными правилами
новой жизни.

Последующий период, связанный с деятельностью Сталина,
утвердил разрыв с демократическими идеями прав и свобод личности
и упрочение жестких тоталитарных начал.

Процессы, произошедшие после победы Октября, не были слу-
чайными отклонениями в развитии страны. Они были закономерны
для России с ее общинной, антииндивидуалистической идеологией, со
слепым подчинением власти, с массовым психологическим неприяти-
ем любых личностных проявлений, с авторитарностью лжеколлекти-
визма. Правильно пишет А. Оболонский: «Годы революции да и по-
следующий период были временем исторической жатвы плодов, посе-
янных и выращенных раньше, отрезком времени, когда кризисная си-
туация лишь проявила в предельно обостренной политической форме
те общие социально-этические и психологические стереотипы, ко-
торые складывались и развивались в течение десятилетий, а по неко-
торым важнейшим параметрам — и столетий»3.

Безраздельное господство марксистской идеологии в годы со-
ветской власти в значительной мере способствовало утверждению в

1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 87—90.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 384.

3 Оболонский А. Указ. соч. С. 235.


80 Глава II. Права человека и правовое государство

обществе лжеколлективистских начал. Рассматривая главное проти-
воречие марксистской доктрины, Н. Бердяев отметил, что «марксизм
не хочет видеть за классом человека, он хочет увидеть за каждой
мыслью и оценкой человека класс с его классовыми интересами»1. Ис-
ходя из такого подхода, общество, провозгласившее себя освободите-
лем всего человечества от угнетения, подавляло человека, любые
проявления его самобытности, если они не вписывались в стереотип
«нового советского человека». Формально не отрицая прав и свобод
граждан и даже включая их каталог в свои конституции, власть даже
не пыталась обеспечить политическую свободу, плюрализм, возмож-
ность для каждого человека иметь свои мнения и убеждения. Унифи-
цированность сознания и стандартизация поведения стали неизбежны
в условиях казарменного режима. Преследование любых проявлений
инакомыслия было органично для сложившегося политического строя
и сохранялось долгие годы после ликвидации сталинского режима.

Перестройка явилась важным переломным этапом в отношении
прав человека и правового государства. И хотя это были первые роб-
кие и непоследовательные шаги по пути свободы, недооценивать их
нельзя.

Нынешняя Россия оказалась на развалинах тоталитарного
режима, где сохранились живучие традиции недооценки человека,
его прав и свобод. Выдвижение идеи прав человека и правового госу-
дарства было неизбежно для власти, объявившей о полном разрыве с
тоталитарным прошлым, но у нее не хватило подлинно демократи-
ческих ориентиров и уважения достоинства человека как одного из
основных слагаемых культуры. И это не случайно, так как многие
представители этой власти — выходцы из бывшей руководящей эли-
ты и они привнесли в нашу жизнь тот дух пренебрежения и лице-
мерия по отношению к правам человека, который господствовал в об-
ществе десятилетия. Это — одна из причин явного неблагополучия с
правами человека в современной России.

Необходимо длительное время для того, чтобы не на словах, а
на деле руководствоваться правами человека как высшей ценностью,
чтобы эти права и свободы действительно определяли смысл, со-
держание и применение законов, деятельность законодательной и ис-
полнительной власти, местного самоуправления и обеспечивались

1 Бердяев Н. Указ. соч. С. 299.


§ 3. Права человека в условиях реформ 81

правосудием. Ji настоящее время должностные лица, нарушающие
права и свобдди^раждаи, практически-нечтес.ут никакой отведствен-
ности7'что еще больше развязывает "им руки". Пока ещ& торжествует
системоцейтристский подход, определяющий приоритет властных
структур и сросшихся с ними сильных экономических группировок.

Задача состоит в том, чтобы сделать Конституцию РФ с ее
ориентацией на личность подлинным, реально действующим Основ-
ным Законом, чтобы системой мер — правовых, организационных,
нравственных — создавать в обществе глубокое уважение к правам
личности. Конституция предусматривает в системе гарантий охрану
законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений вла-
стью (ст. 52), а также право на возмещение государством вреда,
причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов
государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Системо-
центристская либо сугубо эгоистическая групповая ориентация долж-
ностных лиц — свидетельство их низкой правовой культуры. И это
еще одна проблема на пути создания правового государства.

2. Низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая
отсутствием реальной ответственности за отступление от права, ярче
всего проявляется в неуважении права и пренебрежении им. Права
человека — категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто
согласно Конституции призван обеспечивать их незыблемость. Наи-
более наглядным доказательством этому является отношение к самой
Конституции как к некоему декору, необходимому в обществе, про-
возгласившем себя демократическим и правовым.

Низка юридическая культура и самих граждан, которые не
привыкли отстаивать свои права, использовать правовые формы су-
дебной защиты, обращаться в государственные органы с петициями и
жалобами в порядке административного обжалования. Вероятнее все-
го, это результат неверия в реальность любых попыток защитить себя
от беззакония. Р. Иеринг стремление отстаивать свое право сопрягал с
чувством достоинства личности. «Кто не чувствует, что в том случае,
когда беззастенчиво нарушают и попирают его право, вопрос идет не
просто об объекте этого права, но о его собственной личности, кто в
подобном положении не испытывает стремления защитить себя и свое
право, тот уже человек безнадежный...»1

((1 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 3.


82 Глава II. Права человека и правовое государство

Покорность и непротивление при нарушении права со стороны
человека — характерная черта общественного правосознания народа,
доставшаяся нам в наследство от вековых антиличностных традиций.
В обыденном сознании человек, отстаивающий свое право, получает
ярлык склочника и сутяги. При таком состоянии общественной пси-
хологии и правосознания невозможно установить правовой порядок в
обществе, поскольку это процесс не спонтанный, не автоматический,
он требует усилий каждого. «Вся жизнь права, взятая в целом, являет
перед нами такое же зрелище неустанного напряжения и труда со
стороны всей нации, какое представляет деятельность последней в об-
ласти экономического и духовного производства. Всякое отдельное
лицо, которому приходит нужда отстаивать свое право, имеет свою
долю участия в этой национальной работе, по мере своих сил способ-
ствует осуществлению на земле идеи права»1.

Приоритет прав человека и правового государства требует уси-
лий всех граждан России, которые должны способствовать утвержде-
нию в своем обществе «идеи права». Необходимо подготовлять людей
к «борьбе за право» как проявлению их гражданского долга, осущест-
влять пропаганду законодательства, которая в настоящее время
предана забвению, отброшены хорошие традиции в данной области,
сформировавшиеся в 60—80-е гг. Массовое практическое участие
граждан в борьбе за утверждение порядка, основанного на праве, —
необходимое условие формирования правового государства. Нынеш-
няя апатия, безверие, аполитичность создают почву для правового
беспредела, полной незащищенности человека и его прав. Сплочение
российского общества в «борьбе за право» — неотложная задача со-
временной России и важнейшая предпосылка создания правового го-
сударства.

Известно, что соединить большое число людей легче всего в
отрицании чего-либо (власти, собственности, свободы и т. д.). Пози-
тивная сплоченность во имя идеи права — задача чрезвычайно
трудная, поскольку либеральные демократические правовые идеи и
принципы, как уже отмечалось, в силу исторических обстоятельств
чужеродны нашему обществу. Однако без их массового освоения, без
правовых убеждений невозможно реформирование общества. При от-
сутствии правовой опоры общество обречено на анархию и деграда-

1 Мерит Р. Указ. соч. С. 5.


§ 3. Права человека в условиях реформ 83

цию. И если не остановить эти процессы, если не сделать право фун-
даментом всех политических, экономических и социальных процес-
сов, у России нет возможностей осуществить демократические преоб-
разования, создание свободных экономических отношений. В нынеш-
ней России практически каждый чувствует правовую незащищен-
ность, а «народ, который бы молча перенес подобное нарушение свое-
го права, подписал бы этим свой собственный смертный приговор»1.
Отстаивание идей права в нашем обществе есть долг морального и на-
ционального самосохранения народа.

Выше уже указывалось на необходимость солидарности и
нравственности для успешного поэтапного продвижения к правовому
государству. Однако противостояние политических страстей, непри-
миримость позиций, готовность некоторых политических сил пойти
вновь на насильственные меры для установления своей власти крайне
пагубны для преодоления той драматической ситуации, в которой на-
ходится современная Россия. В условиях массовых беззаконий,
утраты ценности человеческого достоинства и значимости самой жиз-
ни человека, разгула преступности и бессилия государства в борьбе с
этим злом трудно говорить об объединении людей в борьбе за право.
Но необходимо такую работу начинать, используя в этих целях
средства массовой информации, которые почти не отводят места
проблемам права и правового воспитания, развивать правовое обуче-
ние и, наконец, вышедшую из моды пропаганду Конституции и
российского законодательства. Воспитание правосознания народа —
необходимая предпосылка восстановления духовного здоровья наро-
да, его веры в справедливость и закон.

3. В последние годы произошло ослабление российской госу-
дарственности,
а это — движение в сторону, противоположную об-
ществу, основанному на праве. Стремление разрушить тоталитарное
государство не было подкреплено четкими представлениями о
принципах создания нового, демократического государства. Неприя-
тие тоталитарного государства и негативное отношение к нему было
распространено на государство вообще, что привело к его ослабле-
нию, разрегулированности его органов и механизмов. Была предана
забвению простая истина, что без сильной государственности невоз-
можно совершить коренную перестройку, ломку устоев общества —

1 Мерит Р. Указ. соч. С. 15.


84 Глава II. Права человека и правовое государство

политических, экономических, социальных, нравственных. Свобод-
ный рынок, частная собственность, цивилизованные формы демокра-
тии несовместимы с распущенностью и эгоистическим своеволием.
Необходимо содействие государства в реформировании общества, а не
восприятие государства как враждебной силы, противостоящей ин-
тересам общества. Поэтому реформированию подлежит прежде всего
само государство, все его звенья, а затем построенное на новых прин-
ципах государство выступает одним из основных факторов экономи-
ческих и социальных преобразований, становясь гарантом права и
свободы и удерживая новые общественные процессы в границах
права.

Российское государство в условиях реформирования действова-
ло в соответствии с Конституцией РФ 1978 г. Наши неудачи в рефор-
мировании общества объяснялись тем, что эта Конституция тормози-
ла общественное развитие. Когда была принята новая Конститу-
ция РФ, стало ясно, что причины наших неудач не в структурах вла-
сти или не только в них, а в том, что эти структуры не могут удержи-
вать свою деятельность в конституционных рамках. К тому же новая
Конституция не отвела представительным органам достойного места в
системе государства, не наделила их контрольными функциями, в
частности, в такой важнейшей сфере, как права человека. Поэтому
главная задача состоит в том, чтобы государство стало конституцион-
ным, строго придерживалось границ Основного Закона.

Перед Россией встали задачи невиданной трудности — разгосу-
дарствления собственности, создания частной собственности, свобод-
ного рынка. И на этом крутом переломе у нас возобладали ли-
бертарные концепции, которые связаны с требованиями «минимиза-
ции» государства, его невмешательства в экономические процессы.
Такие позиции по отношению к государству были характерны для
раннебуржуазных идеологов (А. Смит, Д. Локк, Дж. С. Милль и др.).
Дальнейшее развитие буржуазных государств показало, что «мини-
мизация» роли государства не всегда плодотворна даже в сфере эконо-
мики, так как это порождает жесткую борьбу интересов, которая без
государственного воздействия может выйти за пределы права. И
современные государства рыночной экономики не отстранены от воз-
действия на нее, поскольку через бюджет, налогообложение, соци-
альные программы они оказывают эффективное влияние на экономи-
ческие процессы. Но для решения этих задач необходимо сильное го-
сударство, основанное на праве.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 383 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.