Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


F 1. Права человека и общественные отношения




Общая теория прав человека

Руководитель авторского коллектива
и ответственный редактор
доктор юридических наук
Е. А. Лукашева

Москва,1996

Раздел первый
Права человека, общество, государство

Глава I. Права человека: понятие,
сущность, структура

§ 1. Права человека как нормативная форма
взаимодействия индивидов, общества, государства

1. Права человека неотделимы от социальной деятельности лю-
дей, от их общественных отношений, способов бытия индивида.
Права человека органично вплетены в общественные отношения, они
являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения
их
связей, координации их поступков и деятельности, предотвраще-
ния противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу?/
они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельно- 1
сти людей, которые объективно необходимы для обеспечения
нормального функционирования индивида, общества, государства.
Такие права, как право на жизнь^ на достоинство, неприкосновен-
ность ^пичности, свободу, совести, мнений, убеждений, автономию
личной жизни, право на_ участие в политических процессах и др., яв-
ляются необходимыми условиями устроения жизни человека в циви-
лизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и
охраняемы государством. "^

К содержанию прав человека и их распределению в обществе
необходимо подходить конкретно-исторически. Современный каталог
прав человека, зафиксированный в международно-правовых доку-
ментах, — результат длительного исторического становления этало-
нов и стандартов, которые стали нормой современного общества. Ре-
шающим
этапом в развитии прав человека явились буржуазно-де-
мократические революции XVII—XVIII вв., которые выдвинули не
только широкий набор прав человека, но и принцип формального
равенства, ставший основой универсальности прав человека, придав^
ший им подлинно демократичеЪсое звучание. Права человека, осно-
ванные на формальном равенстве, стали одним из главных ценност--
ных ориентиров общественного развития, они оказали огромное влия-


Глава I. Права человека: понятие, сущность, структура

Ние на характер государства,сделались ограничителями еговсевла-стия, способствовали установлению демократического взаимодейст- вия между государственной властьюи индивидом, освободив послед- него от чрезмерной опеки и подавления его воли и интересовсостороны властных структур. Формирование правового государства былобы невозможно безутверждения в общественном'сознаний ч практикеправ, человека.

Однако этому предшествовал процесс длительного и мучитель-
ного
поиска способов взаимоотношений индивидов в государственно-
организованном обществе как с властью, так и между собой. Этот по-
иск
никогда не замыкался в сугубо правовом пространстве. Поэтому
права человека изначально носили нравственно-этическое, духовно-
культурное и религиозное наполнение.

Права человека формировались из многократно повторяющих-
ся актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых
форм отношений. В
процессе человеческой деятельности, включаю-
щей множество индивидов со своими интересами, потребностями, це-
лями, неизбежно столкновение и противоборство этих зачастую
разнонаправленных ориентиров поведения людей. Однако при всем
разнообразии поступков и действий участников общественного взаи-
модействия кристаллизуются определенные устойчивые нормы, эта-
лоны,
ценности, которые способны упорядочивать процесс взаимо-
действия людей, сочетать интересы различных индивидов с учетом
исторически складывающегося бытия с его способом производства,
духовной культурой, государственностью. Каждый человек имеет
притязания на определенный объем благ (материальных и духовных),
получению которых должны содействовать общество и государство,

Объем этих благ исторически всегда определялся положением
индивида в классовой структуре общества, в системе материального
производства. Эти блага, которыми наделялся.индивид ^условно мо-
\ 'гут быть названы правами человека. Такая условность определяется

реэкой поляризацией общества на различных этапах его развития
(рабовладение,
феодализм), своеобразием цивилизаций (европейской,
азиатской и др.), которые не давали возможности правам человека
обрести признак универсальности на основе принципа формального
равенства, получить современное звучание.

Однако само зарождение идеи прав человека в V—IV вв. до н. э.
в древних полисах
(Афинах, Риме), появление принципа гражданст-
ва было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе.


f 1. Права человека и общественные отношения

Неравномерность распределения прав человека между различными /
классовыми
и сословными структурами, а то и полное лишение этих.
прав рабов было неизбежным
для тех этапов общественного развития.
Каждая новая ступень
такого развития добавляла новые качества
правам человека, распространяла их на более широкий круг субъек-
тов. И происходило это не стихийно, а благодаря борьбе классов и со-
словий за свои
права, за свободу, ее расширение и обогащение.

Процесс исторического творчества человека в значительной
мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его соци-
альные возможности и блага, обеспечивающие характер
жизнедея-
тельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в об-
ществе. Поэтому
проблема прав человека всегда была предметом
острых классовых битв, которые велись за обладание правами,
расширение прав, фиксировавших положение человека в обществе. И
каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и
расширения свободы. История показывает ^ что каждому поколению"^
нужно вновь и вновь защищать права человека, что человечеству еще
незнакома ситуация, при которой не требуется усилий для под-
держания и защиты
прав и свобод человека. Каждое поколение отве-
чает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой вели-
кой ценности, как свобода и права человека. < ".

Культурный прогресс общества невозможен, если он не вносит
принципиально нового в положение личности,
если человек не полу-
чает с каждой
новой ступенью развития минимум свободы, хотя бы
классово-исторически ограниченной, но все же расширяющейся от од-
ной общественно-исторической формации к другой. Этот важнейший
аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гу-
манного начала в морали, праве, религии, философии по мере естест-
венно-исторического развития общества- Античный раб свободнее
первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее антично-
го раба, а наемный рабочий раннебуржуазного общества свободнее
средневекового крепостного. И хотя развитие общества по пути свобо-
ды не было поступательным наращиванием только прогрессивных на-
чал, исторический
прогресс — явление объективно детерминирован-
ное, пробивающее себе дорогу через все случайности и хаотические
нагромождения
социального развития.

Права человека, их генезис, социальные корни, назначение, —
одна из «вечных» проблем социально-культурного развития челове-
чества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся ц






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 930 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2312 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.