Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


III. Комплексы В: уклончивость смысла




20.8. Бесконечная метафора

По сравнению с открытыми и отчужденными комплек­сами А комплексы В кажутся несколько более чистыми; в самом деле, в них нет «овеществляющего» именования оз­начаемого, в них Мода остается денотативной значимостью; они отчуждаются во внешнем мире лишь благодаря ритори­ке одежды (к тому же, как мы видели, скудной)2 и ритори­ке значения (преображающей решения Моды в Закон или Факт); да и то преображение это не постоянно, а лишь случайно связано с тем или иным высказыванием. Иными словами, комплексы В не «лгут»: в них одежда открыто означает Моду. Такая чистота — или откровенность - обус­ловлена двумя предпосылками. Первая из них — образуе­мая модной коннотацией крайняя диспропорция между чис­лом означающих и означаемых: в комплексах В означаемое одно-единственное3 - это всегда и везде сама Мода, а озна­чающих очень много, это всевозможные вариации одежды,

' G W F Hegel, Lefons sur la philosophic de I 'histoire, trad Gibehn, Paris, Vnn, 1946, 413 p,p 213

2 См выше, 17, 2

1 В структурном плане это означаемое является двойным модное / старомодное (иначе не было бы и смысла), но второй термин аннулиро ван, отброшен в диахронию

изобилие модных черт; перед нами механизм бесконечной метафоры, вольно варьирующей означающие одного-един-ственного означаемого1. Разумеется, немаловажно, что эта диспропорция образуется именно в пользу означающего: любая система, имеющая мало означающих и много означа­емых, порождает тревогу, так как каждый ее знак может чи­таться по-разному; напротив, любая система с обратным уст­ройством (с большим числом означающих и небольшим чис­лом означаемых) вызывает эйфорию, и чем больше такая дис­пропорция, тем сильнее эйфория - таковы перечни метафор с одним означаемым, на которых основана умиротворяющая поэзия (например, в литаниях); итак, по самой своей семиоло-гической структуре метафора выступает как «успокоительный» оператор, и, поскольку Мода в комплексах В метафорична, она оказывается эйфорическим объектом, несмотря на гроз­но-произвольный закон, которым создается.

20.9. Уклончивость смысла

Метафорический процесс (в данном случае особенно радикальный, поскольку означаемое только одно) - лишь первая из предпосылок той «чистоты» комплексов В, о ко­торой сказано выше. Вторая предпосылка связана с самой природой означаемого, заложенного во всех высказывани­ях Моды, где говорится только об одежде (как и обстоит дело в комплексах В); это означаемое по сути тавтологично - Мода может определяться лишь сама через себя, так как Мода — это всего лишь некоторая одежда, а модная одежда - всего лишь то, что Мода объявляет таковой; таким образом, меж­ду означающими и означаемыми происходит чистое взаи­моотражение, в процессе которого означаемое как бы опус­тошается от всякого содержания, но при этом ничуть не утрачивает свою силу обозначения; благодаря такому про­цессу вещь становится означающим чего-то такого, что на самом деле есть сам факт этого становления. Или, если описать этот феномен еще точнее, означающее (то есть выс­казывание Моды) непрестанно распространяет смысл че­рез знаковую структуру (через объекты, суппорты, вариан­ты и иерархии матриц), но в конечном счете этот смысл -не что иное как само же означающее. Таким образом, Мода выступает как парадоксальная диковинка - семантическая

1 Та же тенденция (но лишь как тенденция) действует и в комплек­сах А, в форме пансемии (см. выше, 14, 7 и 8).

система, единственной целью которой является уклончи­вость обильно вырабатываемого ею смысла; такая систе­ма отказывается от смысла, но ничуть не поступается са­мим зрелищем знакового процесса2. У такой рефлексив­ной деятельности есть мысленная модель - это формаль­ная логика. Подобно логике, Мода характеризуется как бесконечная вариация одной и той же тавтологии; подоб­но логике, Мода стремится устанавливать отношения эк­вивалентности, валидности, а не истины; наконец, подоб­но логике, Мода бессодержательна, но не бессмысленна. Это своеобразная машина, поддерживающая смысл, но не фиксирующая его; это сплошной уклончивый смысл, но все же смысл; лишенная содержания, Мода зато фун­кционирует как зрелище - в ней люди демонстрируют себе свое умение делать незначимое значимым; тем са­мым она предстает как образцовая форма акта сигнифи-кации вообще и в этом сближается с основной задачей литературы — раскрывать читателю в вещах значение, но не смысл3; оттого она становится знаком «собственно че­ловеческого». Этот ее сущностный статус отнюдь не бес­плотен: обнаруживая свою чисто формальную природу, система Моды-описания воссоединяется со своими глубо­чайшими экономическими основами; именно процесс ак­тивной, но пустой сигнификации придает модному жур­налу институциональную устойчивость; поскольку для такого журнала говорить - значит упоминать в речи, а упоминать - значит делать значимым, то речь журнала есть самодостаточный социальный акт, каким бы ни было ее содержание; такая речь может длиться бесконечно, ибо она пуста и вместе с тем значима, — ведь если бы журна­лу было что сказать, он попал бы в такой ряд, где целью является именно высказать это «что-то» до конца; напро­тив того, ведя свою речь как чистое значение без всякой содержательной основы, журнал вступает в процесс, ко-

' Decevoir [уклоняться, разочаровывать] этимологически значит йё-prendre [не даваться, быть неухватным].

2 Судя по всему, это понимал Малларме: его «Последняя Мода» не содержит практически ни одного полноценного означаемого - одни лишь означающие Моды; возвращая «безделушкам» их чистую имманентность, Малларме стремился создать, насколько это доступно человеку, чисто реф­лексивную семантическую систему: мир означает, но его значение - «нич­то»; он пуст, но не абсурден.

! Как мы уже видели, значение (в отличие от смысла) есть процесс.

торый состоит в чистом поддержании равновесия и тео­ретически не имеет конца1.

20.10. Настоящее время Моды

Формальную чистоту и закрытость комплексов В под­держивает совершенно специфическая темпоральность Моды. Конечно, в комплексах А эквивалентность одежды и внешнего мира также подчинена Моде — то есть тому мсти­тельному настоящему времени, которое ежегодно приносит в жертву знаки прошлого года; набивная ткань равнознач­на скачкам лишь сегодня; однако, открывая свои знаки во внешний мир в форме функций и рациональных оправда­ний, Мода как бы подчиняет время более природному по­рядку; настоящее в ней становится немым, словно стыдли­вым, его вместе со всей Модой увлекает коннотация. А в комплексах В всякое натуралистическое алиби исчезает, настоящее время Моды гарантирует собой открытую произ­вольность системы: эта система потому так и замкнута в своей синхронии, что каждый год вся разом отбрасывается в небытие прошлого; знаки более не защищены ни рацио­нальностью, ни природностью, а значит, системе дозволено все, и прежде всего - открытое убийство прошлого. Тем самым комплексы В - или, если угодно, Мода-логика -также нагляднейшим образом утверждают совмещение на­стоящего времени и структуры; с одной стороны, модное сегодня беспримесно чисто, оно уничтожает все вокруг себя, яростно отрекается от прошлого, цензурирует будущее, если только это будущее выходит за пределы текущего сезона; но с другой стороны, каждое из таких сегодня представляет собой торжествующую структуру, порядок которой шире (или внеположен) времени2, так что Мода приручает новое еще прежде, чем создает его, и парадоксальным образом

1 Пресса или Мода - культурные объекты с устойчивой формой и неус­
тойчивым содержанием, которые, как представляется, мало изучены с этой
точки зрения; символом подобных объектов можно было бы считать корабль
Арго, каждая деталь которого постепенно заменялась и который тем не менее
оставался кораблем Арго; злоба дня становится здесь формой - а значит, это
особенно перспективный материал для семиологического анализа.

2 Как уже сказано, Моде свойственна систематическая неверность.
Между тем как верность (привязанность к прошлому), так и неверность
(разрушение этого прошлого) обе равно невротичны, если принимают форму
в одном случае - законного или религиозного долга (наподобие эринний),
а в другом - естественного права «жить».

являет нам «новое» непредсказуемым, но в то же время законодательно упорядоченным; одним словом, Мода одо­машнивает непредусмотренное, но не лишает его непредус­мотренное™; каждая Мода и необъяснима и регулярна. Итак, отменив память о далеком прошлом, сведя время к оппозиции изгоняемого и установляемого, чисто логичес­кая Мода (в комплексах В) представляет собой не что иное как беспамятную подмену прошлого настоящим1. Можно говорить едва ли не о неврозе Моды, но этот невроз воплоща­ется в прогрессивной страсти - в производстве смысла; Мода неверна лишь постольку, поскольку разыгрывает смысл.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 503 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.