Круг рассматриваемых проблем и понятий: Сущность социализации, её концептуальное осмысление в социологии молодежи. Факторы социализации. Особенности социализации современной молодежи. Социализация и самоидентификация. Социализация и социальная адаптация. Сущность и основные характеристика социальной адаптации.
•
Проблема социализации личности молодого человека является одной из основных в социологии молодежи. В рамках этой проблемы изучаются действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению, соотношение процессов и институтов социализации. Социальная мысль всегда в тех или иных формах рефлексировала процессы взросления новых поколений, освоение ими норм, традиций, ценностей, поведенческих стратегий, их включение в систему социальных взаимодействий.
Человеку «нужны правила поведения. У него есть идеалы, стремления, желания, цели... В нем борются мысли и чувства, ища ответ на вопрос: «Что делать?» Этих ответов два: «приспособляйся к условиям окружающей тебя жизни»; «приспособляй к себе условия окружающей тебя жизни».
Учитывая роль и значение социализации в становлении молодого человека (а соответственно и в социологии молодежи), обратим внимание на методологические аспекты анализа этого сложного и противоречивого процесса. Истоки современных теорий социализации восходят к теоретическим дискуссиям периода становления социологии как самостоятельной научной дисциплины.
Большое влияние на развитие этих теорий имела концепция К. Маркса. «Сущность человека, - писал он, - не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть ансамбль всех общественных отношений»1. Тем самым, по Марксу, формирующая человека социальная среда одновременно выступает и условием, и результатом его деятельности. Люди в процессе своей деятельности и посредством нее изменяют и внешние обстоятельства, и самих себя. Такой подход позволил раскрыть противоречивую природу социализации, ее социокультурный смысл.
В теории Э. Дюркгейма основная функция социализации - приобщение индивидов к «коллективному сознанию». По его мнению, «группа чувствует, мыслит, действует иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разделены». Ядром его концепции социализации стала теория морали как системы объективных правил поведения, отличительный признак которых - их императивность, обязательность
Н.К. Михайловский, русский социолог Ркс к., Энгельс Ф. Соч. T.42. С.265.
зательность: «Право и нравственность - это совокупность уз, привязывающих нас друг к другу и обществу, делающих из массы индивидов единый связный агрегат». Общественные функции морали Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого
- формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. При этом он не переоценивал роль воспитания, отводя определяющее значение воздействию общества как такового: воспитание «не больше, как образ и подобие общества. Оно подражает ему, воспроизводит его, но не создает его»1..
Роль социализации как процесса подражания молодых взрослым была он чена и даже абсолютизирована Г. Тардом. Он первым попытался описать процесс освоения молодым человеком норм через социальное взаимодействие, обращая особое внимание на его психологические механизмы. Отношение «учитель
- ученик» рассматривалось им как типовое во всем многообразии социальных отношений. Это сказывалось на его трактовке сущности общества и перспектив его развития: «общество - это подражание»; «самой природе человека присуща потребность в однообразии. Общество движется к этикету, торжеству полного однообразия»2.
В теории социального действия М. Вебера акцентируется внимание на двух аспектах социализации - субъективный смысл и направленность на другого: «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Особый интерес представляет идея Вебера об ориентации поведения на установленный порядок и возможных вариантах «неправильного» поведения, о реальном поведении индивида, которое может быть ориентировано на несколько систем установлений, противоречащих друг другую
Родоначальник психоанализа З.Фрейд выдвинул идею: на повседневное поведение индивида влияют и неосознаваемые мотивы, лежащие в глубинах психики. По его мнению, сфера психики человека сложна, включая бессознательное («Оно»), сознание индивида («Я») и проявления коллективного сознания («Сверх -Я»). Социализация - противоречивый и конфликтный процесс: личность изнутри раздирают две силы - инстинкты, влечения, стремление остаться самим собою, отдаться удовлетворению своих желаний, следуя «принципу удовольствия», а с другой стороны, - влияние общества, его требований, законов, запретов и табу,
' Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1998. C.45I
2 См.: Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.
J См.: Всбср М. Избранные произведения. М., 1990.
аправленных на подавление его желаний, на подчинение социальным нормам, следование «принципу реальности». Преодолевая чисто просветительский подход к культуре, Фрейд отметил, что развитие цивилизации навязывает индивидам ограничения: «всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений»'. Фрейд подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями, с помощью которых культурные ценности конституируются в личности. По Фрейду, основными в социализации личности являются стадии психосексуального развития, при котором происходит «развертывание» врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества. Фрейд считал: социализация ограничивается первыми 5-6 годами жизни, что вместе с его отрицанием позитивной роли социального окружения критиковалось более поздними исследователями этой проблемы.
ЗАДАНИЕ 2.12. Выделите в идеях классиков социологии основные моменты, раскрывающиезсаракгпф _________
Широкое применение на Западе понятие «социализация» получило только с 1930-х гг, в связи с повышением интереса к отношениям «человек - культура», с началом систематического исследования противоречий между практикой воспитания детей, подростков, молодежи и требованиями общества. К нему стали обращаться в социальной философии, социологии, социальной психологии для объяснения поведения в тех или иных ситуациях не только детей и молодежи, но и взрослых представителей различных социальных групп.
Потребность в исследовании процессов социализации в первой половине XX в. связана с тем, что в этот период в науке и массовом сознании начинает утверждаться совершенно новый взгляд на место личности в обществе. Традиционное противопоставление автономной нравственной личности «Левиафану» теперь сосуществует с пониманием социума как сложно организованной системы, выполняющей в отношении личности роль «поддерживающей среды». Глубже осознается социальная природа человека. С социально-исторической точки зрения речь идет о глобальном процессе вовлечения в активное социальное творчество ранее исключенных из него социальных групп. Что касается науки, наивные представления о социальных институтах как плодах «общественного договора» или подавления одних классов другими сменяются основательным функциональным анализом их природы.
!*? 3- Неудовлетворенность культурой// Тексты по истории социологии XIX-XX веков. Хрестоматия. **». С.247-249.
Теории и исследования социализации с самого начала их возникновения приобретали междисциплинарный статус. Большинство из них относилось к общей и социальной психологии. Особенно значимы концепции последователей 3. Фрейда - Ж. Пиаже, Л. Колберга, Г. Олпорта, Э.Эриксона. Среди российских ученых обращают внимание работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, С.Л. Ру. бинштейна. В рамках психологического и социально-психологического подхода, процесс социализации человека исследуется, прежде всего, через изучение его «внутреннего мира», представленного совокупностью эмоций, чувств, познавательных и иных психических процессов, изменение индивидуальных и социально-психологических особенностей личности1. Это ограничивало возможности науки s исследовании роли социальной среды, социальных механизмов развития индивида в процессе социализации.
В социологии эволюция теоретических взглядов на проблему социализации приобрела особую интенсивность в XX в. в трудах Д. Дьюи, Ф. Знанецкого, Ч. Кули, Д. Мида, Т. Парсонса, Б.Ф. Скиннера, У. Томаса, Ю. Хабермаса и др. Они выступали за новое понимание сущности социализации. Подчеркивалось, что процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации принятых норм. Принятие социально значимых и профессиональных норм даст возможность молодому человеку более легко интегрироваться в общество.
Дискуссии о проблемах социализации продолжаются. Не останавливаясь на всем многообразии высказанных в этих дискуссиях идей, выделим некоторые из них, на наш взгляд наиболее значимые для развития социологии молодежи: • идея: субъектом социализации человек становится объективно (У. Томас и Ф. Знанецкий, социологи, США). Они выдвинули положение: социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей2. Изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, рассматривать их как субъектов социальной жизни. На протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, то есть проявляет свою субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие);
1 См.: Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход. М., 2003.
2 Томас У., Знанецкнй Ф. Методологические заметки II Американская социологическая мысль. М., 1994.
идея детерминированности «социального поведения» существующими в обществе ценностями и нормами (Т. Парсонс). Сущность социализации он видел в становлении людей членами общности, достижении ими определенного социального статуса1. Содержательно процесс социализации рассматривается им как механизм передачи следующему поколению ценностных ориентации и других компонентов культуры2. Ценности и нормы составляют те стандарты, которые определяют желаемое направление действия каждого человека («актора» - деятеля) - в виде целей и образцов его поведения: «Нормативная ориентация имеет такое же фундаментальное значение для схемы действия, как пространство для классической физики». «Главная функция процесса воспитания, - по Парсонсу, - всячески проповедовать и разъяснять адаптивную роль общества, необходимость адаптации индивидов к социальной среде, их изменения с точки зрения нормального функционирования». Основной результат социализации соответственно понимался как достижение консенсуса, согласия, интеграции. В предложенной Пар-сонсом концепции социализации особое внимание уделяется обществу, которое обретает устойчивость благодаря саморегуляции, функциональной взаимообусловленности всех процессов, посредством интеграции мотивов социального поведения3. Основным механизмом такой интеграции Т. Парсонс называет процесс усвоения социальных ролей через нормативные культурные стандарты. Гармонизация ролей осуществляется через систему социального контроля. Особое значение он придавал интериоризации индивидом социально признанных систем ценностей. Именно на основе их усвоения большинством общества обеспечивается его стабильность, эффективное функционирование всех элементов социальной структуры. Именно культура выступает в качестве своеобразного посредника между личностью и социальной системой.
Структурный функционализм Парсонса был воспринят и адаптирован в отечественной юнологии. Л.С. Выготский видел во включении в человеческую культуру главное содержание процесса социализации4. Б.Д. Парыгин подчеркивал значимость
Глава 3 работы П.Л. Бергера и Б. Бергер «Социология. Биографический подход», отразившая подход Париса, носит характерное название «Становление члена общества - социализация». Их основное положение: "Процесс, проходя через который индивид обучается быть членом общества, именуется социализацией»; «социализация есть наложение социальных паттернов (образцов) на повеление» (Личностно-ориентированная социология. М„ 2004. С.76). j ИаРс°"с Т. О структуре социального действия. М., 2000. С. 438-440.
арсонс Т. Обучение социально-ролевым ожиданиям и механизмы социализации и мотивации// Т. Парсонс и социальных системах. М., 2002. С. 303-359. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //'Собр.соч. В 6 т. Т. 3, М., 1983
мость для социализации индивида освоения им определенных ролей и функций1. И.С. Кон трактовал создание личности как усвоение индивидом социального опыта2. И хотя даже употребление «западного» термина «социализация» наталкивалось в отечественной науке 1970-х гг. на серьезные трудности, поиск этих исследователей свидетельствует о более высокой (чем иногда принято считать) степени интегрированное™ советской социологии в мировую;
• идея разнообразия способов приспособления людей к целям и нормам в процессе социализации (Р. Мертон, социолог, США). В процессе социализации человек может принимать или отвергать ценности («культурные цели»), следовать или отклоняться от норм («институциализированные средства»). На этой основе он различал основные типы приспособления:
«+» - принятие культурных целей, общепризнанных средств; «-» - их отвержение; _______ «-+» - отвержение господствующих целей, сре д ств и замена их новыми. _________
ЗАДАНИЕ 2.13. Определите, какой тип адаптивного поведения характерен для вас, для вашего ближайшего окружения, для современной российской молодежи. Сопоставьте эти три оценки. _________.^_________
• идея значимости для социализации взаимодействия людей (Ч. Кули, Дж.Мид, социальные психологи, США). Социолог должен изучать не отдельных] индивидов, а индивидов в группе. Но что это значит? С одной стороны, - способность выделять себя из группы, сознавать свое «Я», свою личность. С другой, -посмотреть на себя со стороны. Это и отразилось в теории «зеркального Я»3, под которым понимался образ Я, основанный на наших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других:
Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. С.123-124. ! Кои И.С. Социология личности. М., 1967; Кон И.С. Открытие «Я». М., 1987.
' См.: Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. М., 1994; Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.
особую значимость для человека приобретает «первичная группа» (для молочу что чаще всего - группа сверстников). Это те, с кем мы непосредственно
заимодействуем, о ком можем сказать - «Мы» (отделяя их от «Они»). «Инди-. писал Мид, - познает себя как такового не прямо, но лишь косвенно, с точки
оения других членов данной социальной группы или с обобщенной точки зрения всей группы». «Я» - часть личности индивида, складывающаяся из самосознания и образа «Я», рассматривается Дж. Мидом как продукт социального опыта. По мнению Мида, «Я» развивается лишь в процессе взаимодействия человека с другими людьми. Социальная интеракция предполагает, что мы смотрим на себя чужими глазами, - процесс, который Мид назвал «принятием роли другого»1. Ключ к развитию «Я» - научение принимать роль другого. Маленькие дети, не имея собственного социального опыта, могут это делать только через имитацию, копирование поведения без понимания лежащих в его основе намерений. С овладением языком и с помощью других символов «Я» проявляется через игру, где принимаются роли значимых других (родителей). Таким образом, малыш представляет мир с точки зрения родителей. Постепенно дети учатся принимать сразу несколько ролей. Примерно к 7 годам приобретенный социальный опыт позволяет детям участвовать в командных видах спорта, играх. Последняя стадия в развитии «Я» связана с тем, что социальная жизнь требует взгляда на себя с точки зрения широко распространенных социальных, культурных норм (с позиции обобщенного другого, по выражению Дж. Мида), которые индивид использует в качестве системы координат для оценки себя2. Вне зависимости от числа воздействующих на нас событий и обстоятельств мы остаемся творческими существами. Поэтому, по мнению Мида, индивид играет главную роль в своей собственной социализации; • «критическая теория социализации» (Ю. Хабермас, социальный философ, ФРГ)- Социализация охватывает не всего человека, а только «часть» его личности, представляющую общественную сущность человека и обеспечивающую ему Функционирование в обществе. Другая же его «часть» дает ему возможность «Держать некоторую дистанцию» по отношению к господствующей в обществе системе ролей, норм, ценностей, позволяет критически относиться к элементам социальной среды, мешающим человеку самоутверждаться. Взаимодействие личности с социальной средой, осознание личностью необходимости полного развития своих способностей и потенций делают возможной «ненасильственную социализацию»;
' Ми" п ' ИкгсРнал1П0в*нные другие и самость II Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 226. мид дж. Ази, и дмерихансая социологическая мысль. М„ 1994. С. 230.
• идея ресоциализации (Н. Смелзер, социолог, США) - усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших; i
• идея успешной и неуспешной социализации (Н. Смелзер): «Общество не может сохраниться, если его ценности и нормы не усваиваются его новыми членами. Однако социализация никогда не может быть эффективной на сто процентов. Дети оказывают сопротивление усилиям взрослых и изменяют процесс социализации на многих этапах своего развития. Иногда социализация терпит полное фиаско... Однако такие неудачи могут послужить основой для социальных пе- ] ремен в жизни грядущих поколений»1;
Анализ сущности, направленности и содержания социализации - основа для её | категориального определения. Многогранность этого социального процесса опре- J деляет разнообразие определений (и тут значимее, что сказано, а не кто сказал: I
• Социализация «означает включение молодых людей в общество, освоение ими ролей, ценностей, стандартов и убеждений, распространенных в данном I обществе», и одновременно - «процесс их второй индивидуации, скачок в их индивидуальном развитии»2;
• Социализация - «процесс становления личности, усвоения индивидом ценно-] стей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, соци-1 альной группе»3;
• Социализация - «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психоло- J гических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе»4;
• Социализация - «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит»5;
• Социализация - «процесс становления личности, обучение и усвоение индием- j дом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному общест-1 ву, социальной общности, группе»6;
• Социализация - «процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей) и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях»7;
' Смелзер Н. Социология. М., 1993. С. 126.
1 Социальные отклонении. М., 1989. С.70.
' Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. С. 328.
1 Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. С. 479.
• Современная западная социология. Словарь. М.,1990. С.316. " Краткий словарь по социологии. М., 1988. С.318.
Зборовский Г.Е. Общая социология. Екатеринбург, 1999. С.508.
Социализация - «процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы 0го группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности»1;
, Социализация - «процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом»; «процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом»2;
. социализация - «процесс, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, процесс, делающий возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению»3;
• Социализация - «есть воспроизводство культуры, освоение соответствующих образцов поведения, обычаев, ценностей, установок, социальных ролей, надежд и ожиданий». «Личность характеризуется включенностью в социальные отношения, их освоением. В этом процессе социализации формируется индивидуальность человека, развиваются его социальные силы»4;
• Социализация - «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям»5;
• Социализация - это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «нормативного» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание6;
• «Социализация есть продукт пересечения действия 3 факторов: врожденных механизмов; социальных условий; сознательного, направленного образования, обучения и воспитания»7.
, Фролов С.С. Социология. М., 1998. С.81., Тощенко Ж.Т. Социология. М.. 1994. С.228.
, Лберкромби Н„ Хилл С, Тернер Б.С. Социологический словарь. М.,1999. С.293. Вишневский Ю.Р., Шапко ВТ. Социология. Курс лекций для технических вузов. Екатеринбург, 2000.
6 Смелэер Н. Социология. М., 1993. С.652.
, Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 1999. С. 188. Волков ЮГ., Добренькое В.И. и др. Социология молодежи. Ростов н/Д, 2001. С. 100.
ЗАДАНИЕ 2.14. Сопоставьте определений социализации различных отечественных и зарубежных авторов. На их основе попытайтесь разработать ев инте аративное опред еле ние
В значительной степени проблемы и противоречия социологического анализа социализации личности определяются двойственностью объекта исследования «личность-общество», что с самого начала формирования социологических парадигм в этой области приводило к возникновению противоположных взглядов на природу и механизмы социализации, роль личности в ее успешности.
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что они условно могут быть разделены на две группы в зависимости от понимания роли самого человека в процессе социализации.
К первой группе могут быть отнесены исследователи, отводящие человеку пассивную роль в процессе социализации и сводящие ее к процессу приспособления личности к обществу, которое само формирует требования к своим членам. Такой подход может быть определен как субъект-объектный. Еще О.Конт, решая проблемы развития личности, отдавал приоритет обществу и ставил задачу подчинения индивидуального общественному. Этот подход продолжили и развили Дюркгейм и Парсонс.
Представители второго подхода, который можно назвать «субъект- субъектным», утверждают, что человек активен в процессе социализации, которая, наряду с адаптационными процессами, включает в себя и активную субъектную позицию самого человека, его влияние на общество, свои жизненные обстоя-1 тельства. Основоположниками этого подхода можно назвать Кули и Мида.
При всех фундаментальных расхождениях базовых концептуальных положений представителей первой и второй группы ученых в их взглядах на социализацию много общего. Разумеется, содержательно механизм социализации через интеракции и освоение социальных ролей отличается, поскольку различен источник нормативных установок. Но с точки зрения индивида формы этого процесса сходны. И в том, и в другом случае подчеркиваются ценностно-нормативные основания процесса, роль культуры.
Многие социологи сосредоточили внимание на тех изменениях, которые произошли в социальном статусе и социализации молодежи в послевоенные годы и особенно с конца 1960-х гг. Такой интерес определялся рядом целевых установок: • Важно было осмыслить изменения в положении молодежи под влиянием НТР, перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.необходимо было найти объяснение причин молодежного протеста, который для большинства социологов оказался неожиданным.
. требовалось понять причины и факторы «бархатных» революций, краха социализма, постсоциалистических трансформаций и роль в этом молодежи., Актуализировалась и проблема глобализации - через призму анализа роли и места молодежи в этом противоречивом процессе, социальных последствий глобализации для молодежи, ее социализации.
На формирование облика, стиля и образа жизни современной молодежи оказывают влияние разнообразные факторы. Трудно найти социологов, которые не касались бы этих проблем. Отсюда огромное многообразие высказываемых мнений, серьезные различия в понимании роли разных факторов, их влияния и иерархии. Специфика социологического анализа социализации состоит в выделении социально типического в многообразных процессах интеграции индивидов в общество. Поэтому наиболее плодотворен интегративный подход, в рамках которого обобщаются наиболее типичные позиции и оценки.
Чем же характеризуется социализация в современном обществе? Какие основные изменения она претерпевает?
• формализация социальных отношений: от «индивидов» - к «исполнителям ролей»;
• нарастание влияния групп сверстников, молодежной субкультуры; превращение группы сверстников в доминантную референтную группу, на чьи нормы и образцы поведения ориентируется молодой человек,
• НТР, ускорение социодинамики, быстрое устаревание не только опыта старших поколений, но и инноваций; «футурошок» - молодежь не поспевает за быстрыми изменениями;
* возрастание роли досуга в социальной жизни молодежи, быстрая смена доминантных досуговых занятий (чтение - кино, TV - музыка - видео - компьютер);
* рост технологичности, функциональности социальной жизни (информатизация, компьютеризация и т.д.), появление у части молодых иллюзий о легком и быстром овладении социальными ролями и функциями взрослого;
* рост потребности в личностной самореализационной форме социализации, слабое обучение молодых методам самооценки, самопознания;
ослабление роли традиционных институтов социализации (церковь, се-мья, школа) и влияния классической культуры;
усиление возрастной сегрегации, нарастание обособленности различных возрастных групп, автономизация молодежи;
• утверждение современного спортивного духа, развитие спорта как особого социокультурного феномена, формирующего стиль жизни, образцы поведения,] культ победителя, супермена;
• рост масштабов высшего образования, удельного веса и социальной роли ] студенчества;
• превращение насилия (войны и локальные конфликты, терроризм, преступ-] ность) в привычный фон современной жизни. Синдромы Вьетнама, Афганистана. Чечни, Югославии, Ирака...;
• удлинение детства и продолжительности периода молодости. Акселера- ] ция и растущий разрыв между ранним половым созреванием и более поздним достижением социальной зрелости;
• превращение СМИ и массовой культуры в ведущий фактор социализа- | ции. СМИ = развлечения и навязывание образцов и моделей поведения, культа звезд экрана, эстрады, поп-культуры, спорта;
• рост материальной обеспеченности и уровня образования, растущие • жизненные запросы и притязания молодых;
• возрастание роли молодежи в сфере потребления - рост запросов и
• масштабов потребительских расходов, молодежь - «законодатель» моды;
• растущая социальная мобильность молодежи и усиление ее маргинала ности (жизнь на стыке старой и новой социокультурной среды);
• возрастание роли ВПК, армии, силовых структур в жизни общества и их противоречивое влияние на социализацию молодежи.
ЗАДАНИЕ 2.15. Общая характеристика тенденций имеет свои плюсы (краткость, концентрация) и минусы (недостаточная конкретность). Понятно, что эти общие процессы по-разному проявляются в различных регионах, странах, в разных группах молодежи. На конкретных примерах покажите влияние тех или иных факторов на социализацию современной молодежи.
Социализация многогранна, она не сводится к приспособлению, адаптации молодежи к обществу взрослых. Не менее важна и другая ее сторона - индивидуализация, мера проявления и развития каждым молодым человеком своих склонностей и способностей, реализация им своих потребностей и интересов. Во многом индивидуально уже понимание молодым человеком тех или иных взрослых ролей, которые ему предстоит освоить. Еще
Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я не такой, как все». И ужас: «Вдруг я такой, как все» Е. Винокуров
сильнее молодые люди различаются по готовности и желанию эти роли осваивать, по уровню и продолжительности их освоения. В социологии молодежи утверждается понимание: «между возрастом и социальными возможностями индивида существует взаимозависимость. Хронологический возраст, а точнее - предполагаемый уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы»'. Весьма неодинакова по продолжительности реализация разных задач социализации (выбор профессии и первичная профподготовка, получение общего и специального образования, создание молодой семьи, достижение относительной материальной и жилищно-бытовой самостоятельности, обретение статуса гражданина с его набором прав и обязанностей и т.д.). Различно по времени и наступление зрелости по разным параметрам:
• индивидуальное развитие - физическая зрелость;
• становление личности - гражданская зрелость;
• формирование субъекта познания и труда - трудоспособность, умственная зрелость2.
До 1960-х гг., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия XX в. детство и молодость перестали быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость. Именно поэтому глубокие исследования социализации молодежи все более приобретают общесоциологическое значение. Так отраслевая социология обогащает общую социологию.
Важным ориентиром в трактовке социализации является положение отечественных социологов: «Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация». Сегодня в изучении социализации больший акцент делается на активную роль самой молодежи, осваивающей разнообразные взрослые социальные роли и
! Социология молодежи / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996. С.82.
праведливо мнение Л.С.Яковлева: «Мы исходим из признания рубежом между- детством и молодостью
озраста 14-1 б лет. Целесообразно выделять далее юношеский подвозраст, до 18-19 лет. Оканчивается мо-
дость вступлением в зрелый возраст, в 30-33 года. Фиксировать временные интервалы более точно было
искУсствснно, поскольку индивидуальные, а также детерминируемые принадлежностью к различным
3 пР°Фсссиональным группам, темпы обретения социальной зрелости существенно различны».
олков Ю.Г., Добренькое В.И. и др. Социология молодежи. Ростов н/Д.. 2001. С.100.
функции. Соответственно на первый план выходят проблемы самоопределения, самоидентификации молодежи. Ее суть удачно выразил американский юнолог Ф.Э. Фриденберг: «Орудием самоопределения молодежи служит конфликт между молодым человеком и обществом. Самоопределение, индивидуализация, пер-сонализация молодого человека будут плодотворны лишь тогда, когда он вписывается в общество, формируется по социальным стандартам»1. Имеет глубокий смысл и высказывание И.С. Кона: «Для одних людей взрослость означала расширение своего «Я», обогащение сферы деятельности, повышение уровня самоконтроля и ответственности, короче, самореализацию, другие же подчеркивают момент вынужденного приспособления к обстоятельствам, утрату свободы в выражении чувств и т.д. За этими оценками стоят два разных типа «Я»: воплощенное и овеществленное»2.
В социологии сложилось понимание идентификации как происходящего в ходе социализации процесса отождествления индивидом себя - с другим человеком, группой, образцом. В результате этого процесса приобретаются или усваиваются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид3.
Особую роль в осмыслении самоопределения молодежи сыграла «теория идентичности» Э. Эриксона4. Идентичность в его понимании - субъективное чувство, а также объективно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности (постоянства), соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность (постоянство) некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми. По мнению Эриксона, главная задача индивида заключается в том, чтобы, переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность (хотя результат может быть и негативным). Им выделено восемь стадий, охватывающих всю жизнь человека как единое временное пространство социализации. Каждой стадии соответствует свой психосоциальный кризис. По Эриксону, каждая следующая стадия и каждый следующий кризис
1 «Проблема социальной самоидентификацни молодежи раскрывается через обнаружение определенных мотивов и ценностных ориентации. Совокупность всех этих элементов составляет общий механизм идентификации. Последняя проявляется через развитие их самосознания, саморефлексии относительно места, роли каждого, главного предназначения в жизни и осуществляется на многих уровнях: социально-профессиональном, семейиом, национальном, идеологическом, родовом, половом, духовном и т.д., которые тесно связаны со структурой сознания» (Шевченко ДА. Социальная самоидентификация лучших выпускников // Социс. 2004. № 1. С. 134). J Кон И.С. Открытие «Я». М., 1976. С.348.
J Ковалева А.И. Социализация личности: нормы и отклонения. М., 1996; Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория //Социс. 2003. Mil. 4 См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
имеют определенную связь с одним из базисных институциональных стремлений поеека по той простой причине, что жизненный цикл человека и социальные ин-итуты развивались одновременно. Безусловным преимуществом и достоинст-модели Э.Эриксона является то, что она позволяет осмыслить социализацию как процесс, «растянутый» на всю жизнь, и показывает влияние различных социальных институтов, «агентов» социализации на формирование личности.
Таблица 2.2 Этапы жизни и самоидентификации по Э. Эриксону
Ятапы жизни | Позитивные результаты | Негативные результаты |
"1 Младенчество | Достижение доверия к миру | Недоверие |
2. Раннее детство | Достижение чувства автономности и личной ценности | Стыд, сомнение |
3. Игровой возраст | Достижение чувства инициативы | Чувство вины |
4 Школьный возраст | Достижение чувства способности | Чувство неполноценности |
5.Юность | Достижение идентичности | Идентификационная диффузность |
6. Молодость | Достижение интимных отноше- | Чувство изоляции V одиночества |
нии с другими людьми | ||
7. Взрослость | Достижение творческой деятельности и чувства продуктивности | Стагнация |
8. Зрелый возраст | Достижение чувства удовлетвон ренности, полноты жизни, исполненного долга | Отчаяние и разочарова ние |
«Кризис подросткового возраста» приходится, по Эриксону, на 12-18 лет. Возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Наряду с семьей важную роль начинает играть социальная микросреда, общение с другими подростками. В рамках этого этапа начинается выбор профессии, путей достижения карьеры, что является очень существенным для дальнейшей социализации. По оценкам Эриксона, юность - период «нормативного кризиса», для которого характерны колебания силы Я и вполне нормально усиление конфликтов. Обретая идентичность, подросток становится как бы жертвой этого процесса. Основная задача подростка - сформировать чувство идентичности и избежать ролевой и идентификационной диффузности. Для этого ему важно оце-нить свои сильные и слабые стороны и научиться использовать их, чтобы полу-чить ясное представление о себе и о том, каким он хочет стать в будущем. К числу особенностей классификации Э.Эриксона. привлекающих к ней внимание социологов, следует отнести:
• распространение процесса социализации на весь период жизни человека;
• привлечение внимания ученых к влиянию различных социальных инсти (семья, образовательные учреждения, СМИ) на формирование личности;
• возложение ответственности за социализацию на каждом этапе развития лицЛ ности не только на родителей и общество, но и на самого человека;
• возможность компенсации неудачи на одной стадии развития человека достц-i жениями на других.
ЗАДАНИЕ 2.16. Опираясь на характеристику Эриксоном юности, попы] таитесь конкретизировать основные идентификационные проблемы молодости
Одну из попыток разрешить это противоречие сделала еще три десятилетия на-1 зад В.ПАндреенкова, которая выделила следующие периоды: первичной социа- I лизации ребенка, маргинальной социализации подростка, устойчивой (концепту-j альной) социализации юности1. Эта схема привлекает идеей социального возрас-1 та, интегрирующего показатели психического и социального развития индивида, j но для более детальной разработки проблемы она требует дальнейшего внут-j реннего структурирования, выделения критериев и показателей перехода лично- ] сти в своем развитии от одного периода жизни к другому. |
Социализация связана с социальной адаптацией. В понимании социальной адаптации современная социологическая и психологическая теория выделяет ряд | существенных моментов, которые должны учитываться при анализе любых ее конкретных проявлений:
• адаптация (от лат. adapto - приспособляю, фр. adaptation - приспособление) - j приспособление личности, социальной группы к условиям внешней среды;
• адаптация - социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды, в ходе которого происходит взаимное приспособление - и личности, социальной группы - к требованиям социальной среды, и социальной среды к запросам и установкам личности, социальной группы. Тем самым, выделяются как бы две взаимосвязанные стороны адаптации - адаптивность (приспосабливаемое^) личности, социальной группы и адаптируемость (приспособление, изменение) социальной среды. Преодолевается акцент на преимущественно пассивный характер адаптации субъекта к социальной среде, что закрепляется в получающей все большее распространение теории личности как «актбра» (от англ-'
' Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности Л Социальные исследования. М., 1970. С. 19-21-
act - действовать), когда активность рассматривается как атрибутивное, неотъемлемое качество каждого человека (хотя степень развития этого качества и может быть различной у каждого субъекта социального действия);
• адаптация - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее как реальный уровень, так и потенциальные тенденции развитая среды и субъекта1. В данном аспекте трактовки адаптации особую значимость приобретает акцент на согласование притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Это позволяет избежать гипертрофированного понимания активности личности (что вольно или невольно присутствовало в пропаганде в прошлые годы - «нам нет преград ни в море, ни на суше», «мы рождены, чтоб сказку сделать былью»; -и способствовало формированию у части молодежи психологии «чуда», «вседозволенности»). С другой стороны, взаимодействие и согласование установок и требований личности и социальной среды предстает не в статике, а в динамике, что позволяет выделить еще один очень важный аспект адаптации - процессу-альность. Выход за рамки реального, нынешнего уровня взаимодействия к потенциальному (могущему развиваться в разных направлениях) превращает процесс социальной адаптации из стихийного в управляемый (в том числе - для организаторов работы с молодежью) и самоуправляемый (для конкретного молодого человека, для конкретных молодежных сообществ). Процессуальность предполагает разграничение между процессом (человек адаптируется) и результатом (человек адаптировался). Граница эта весьма подвижна и - во многом - индивидуальна, что определяет разный во временном интервале темп адаптации;
• важный момент, углубляющий трактовку адаптации как взаимодействия личности, социальной группы и социальной среды, - понимание самой социальной среды. И здесь в современной науке происходит определенная переориентация: °т широкого понимания среды как того, что нас окружает, «среди» чего мы живем,
• к более конкретному пониманию социальной среды, в котором подчеркивается взаимодействие человека и внешних условий его жизнедеятельности. В социальной среде - и это очень важно в конкретном анализе - выделяют разные компоненты: материально-вещественный и личностный (люди, группы, кол-лективы). В зависимости от характера взаимодействия (опосредованное или непосредственное) разграничиваются разные по масштабам виды социальной
РИДЫ: макросреда и микросреда (среда ближайшего окружения). Но границы между
«Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С.9.
ними весьма подвижны. Разные социальные институты могут выступать (и не выступать) компонентом микросреды человека - все зависит от его деятельн сти. Тем самым важно подчеркнуть: диапазон социальной среды зависит от чело-! века. Такой подход (от человека) углубляет представление об адаптации взаимодействии;
• адаптация многогранна уже потому, что разнообразны компоненты соци ной среды и их составляющие. Применительно к студенчеству, например, пер-курсник, живший в среднем и малом городе, селе, должен адаптироваться и к разу жизни в крупном городе. Для выпускников специализированных классов, ги_ назий, колледжей (где сегодня широко распространены многие вузовские фор-организаций учебного процесса) данный аспект адаптации в целом гораздо бог облегчен. Для окончивших учреждения начального или среднего профессионал^ ного образования по профилю вуза адаптация к будущей профессии, специальности начинается до поступления в институт и потому, как правило, идет безболез-, неннее и быстрее. Многогранность адаптации связана и с неоднозначной сот; альной значимостью тех или иных компонентов социальной среды или протекающих в ней социальных процессов. Поэтому даже у конкретного первокурсника i адаптация к учебному процессу, к новым формам культурно-досуговой де ности, к особенностям студенческой жизни (особенно - для проживающих в обще-; житии или на частной квартире), к новому коллективу (группы, специальности, фа-j культета, института) идет разными темпами и завершается неодновременно1.
Исследователи социальных проблем молодежи выделяют основные характеристики социальной адаптации2:
• адаптационный комплекс - система реальных и потенциальных адаптацион- ■ ных возможностей субъектов, находящихся в постоянно изменяющейся среде;
• адаптационный потенциал - совокупность нераскрытых и не проявленных (достаточной мере адаптационных способностей и возможностей субъекта;
• адаптационный кризис - противоречия, затрудняющие или препятствую успешному осуществлению адаптации субъектов;
• «адаптационный синдром» - ситуация резкого ограничения или истощения
__________________
' Поэтому столь важна разработка адаптационной стратегии личности, группы, поя которой понимаете* «поведение социальных субъектов, обусловленное ценностно-мотивационными установками, имеющимися ресурсами и специфическими обстоятельствами кризисно-аномийного состояния в обществе и направленное на приспособление к изменяющимся социальным условиям» (Попова И.П., Седова Н.Н. Дополнительна занятость в успешных адаптационных стратегиях населения// Социс. 2004. №2. С.31). 2 Социология молодежи: Учебник / Под ред. д-ра социол. наух, проф., чл.-кор. РАН В.Н. Кузнецова. М1 2005. С.45.
ационных возможностей субъектов в силу их устойчивой приверженности
аоевшим образцам поведения, стереотипам и отсутствия ресурсов для приспособления к новым условиям жизни;
«адаптационный барьер» - предельный уровень адаптационной активности пичности, определеяемый причинами объективного и субъективного характера.
Сегодня важно разграничивать разные типы социальной адаптации личности - социальное творчество и конформизм. Типология моделей социальной адаптации Р. Мертона описывает возможные варианты взаимодействия индивида и социума через отношение личности к социальным ценностям и способам их достижения (конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, бунт). Существующую типологию моделей социальной адаптации необходимо дополнить парадигмой творческой адаптации: индивид отвергает (не принимает) систему общественных ценностей, но при этом утверждает новую шкалу ценностей, применяет не только новые, но рационально использует имеющиеся признанные нормы поведения. Современные социально-психологические исследования свидетельствуют: девиантное поведение в своей основе все больше становится рациональным. В социальных новациях индивиды все больше опираются на знания и творческую интуицию. Социальное творчество - это новаторская деятельность, направленная на оптимизацию институциональных связей, формирование качественно новых форм социальных отношений. Из этого теоретического положения вытекает важный для практики воспитания вывод: основным критерием успешности, оптимальности адаптации является не только освоение молодыми людьми институциональных норм и традиций, но и то, насколько в процессе адаптации развивался, обогащался их творческий потенциал, насколько полно удалось его реализовать.
задание 2.17. С учетом отмеченных характеристик адаптации проана-
лизируйте те конкретные варианты адаптации, которые вам уже приходи лось проходить. Что е вашем опыте адаптации вы оцениваете как ин-
ивидуальное, а что - как типичное? Приходилось ли вам в процессе
аптации сталкиваться с адаптационным кризисом или барьером? Оцените», насколько полно вам удалось реализовать свой адаптационный по-
Потенциал
Тема 5.