Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


МИКРОСОЦИОЛИНГВИ́СТИКА. См. СОЦИОЛИНГВИСТИКА




 

МИ́МЕЗИС (МИ́МЕСИС) (от др.-греч. μιμησις – ‘подражание’), – приём имитации чьей-л. речевой манеры, особенностей стиля (идиостиля); «намеренное воспроизведение характерных элементов чужой речи» [Хазагеров, Ширина 1999: 247]. М. используется в целях пародирования, передразнивания, высмеивания. Такая разновидность М. обозначается термином гипокри́зис (от др.-греч. ὺπόκριsις − ‘притворство’). Напр.: В это время из дамских благовонных уст к нему устремилось множество намёков и вопросов, проникнутых насквозь тонкостию и любезностию. «Позволено ли нам, бедным жителям земли, быть так дерзкими, чтобы спросить вас, о чём мечтаете?» – «Где находятся те счастливые места, в которых порхает мысль ваша?» – «Можно ли знать имя той, которая погрузила вас в эту сладкую долину задумчивости?» (Н. Гоголь); Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать её?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова. «Священную и древнюю столицу России!» – вдруг заговорил он сердитым голосом, повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов (Л. Толстой); <…> Москали обнаглели донельзя, желают песенки спивать на своем азиатском диалекте <…>. Я так полагаю, что це дило треба разжуваты (НезГ. 15.07.2000).

М. часто составляет стилистическую основу анекдотов и других малоформатных комических жанров. Напр., анекдот: Рассказывает «новый русский» сыну вечернюю сказку: – Ну, значит, сына, настучали дедке за «бабки» по репке (КП. 20.10.2002); комическая заметка: Глава администрации Ненецкого автономного округа установил абсолютный, типа, рекорд по конкретным разборкам: прокуратура возбудила против него 7 (седьмое) за последние годы уголовное дело – на сей раз за избиение гаишника. Нервишки чисто шалят…. Тяжело тянуть губернаторские, в натуре, срока! (АиФ. 2003. № 35).

Средствами выражения М., кроме повтора фрагмента чужой речи, является особая интонация, находящая отражение в небуквенных графических средствах: кавычках, многоточии, восклицательном и вопросительном знаках, скобках, курсиве, разрядке, скандировании (разбиении слова на слоги через дефисы) и нек. др.

Лит.: Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М., 2007; Старичёнок В.Д. Большой лингвистический словарь. Ростов н/Д, 2008; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика и Словарь риторических приёмов. Ростов н/Д, 1999; Ширина Л.С. Мимезис и средства его языкового выражения // Риторика и перспективы её изучения в школе и вузе. Ростов н/Д, 1990.

А.П. Сковородников

 

МИФОЛОГЕ́МА – первоэлемент сознания (индивидуального, коллективного или массового), с помощью которого человек познаёт, объясняет и структурирует окружающую его действительность. Это некая прототипическая формула, заключающая в себе универсальную идею-образ, которая затем может получить национальное наполнение. Напр., М. недосягаемости высокого творчества реализуется через мифотопонимы Олимп, Парнас или метафору башня из слоновой кости.

М. являются инструментом и способом упорядочивания мира: неизвестное знание с их помощью переводится в знание известное, обыденное, усвоенное и одобренное социумом. М. обычно противопоставлено научное знание, зиждущееся на рациональном, логическом восприятии мира.

М. вербально может выражаться через слово-имя, словесную формулу (словосочетание или предложение) и целый текст. Но в любом случае М. – это нарратив, история с определённым сюжетом и героями, действующими в архетипических ситуациях.

М. используются во многих сферах общественной жизни: в культуре, политике, массовой коммуникации, рекламе, т.е. М. бытуют в определённом социальном пространстве (контексте). Попадая в различные контексты, они получают различные измерения.

М. в контексте культуры. Культура – питательная среда, порождающая М. В контексте культуры (живопись, театр, литература и т.п.) М. – составная часть художественной картины мира.

Человек свои первые знания о мире «вложил» в мифы. Миф – это фрагмент коллективного знания о мире, облечённый в художественную форму.

Первоначально функция древнего мифа была когнитивной, с течением времени когнитивная функция вытеснилась поэтической функцией. Мифы сконструировали образ донаучного мира, в котором не противопоставлялись действительные события вымышленным.

Мифы имеют национальную специфику, но базируются на универсальных архетипических антиномиях: добро/зло, герой/злодей, космос/хаос, память/забвение, любовь/ненависть и других архетипах сознания (подвиг, жертва, время, место и т.п.). М. – общие структурные схемы, по которым строится конкретный миф (напр., герой – Геракл, Один, Илья Муромец – совершает подвиг или М. возвращение на круги своя, реализуется в нарративах о блудном сыне или в одиссее Одиссея), то есть М. – это «морфология» мифа (В.Я. Пропп).

М. – это первообраз искусства, давший толчок развитию науки (философии, истории, культурологии) и идеологии.

С помощью М. происходит канонизация реальных исторических событий, поэтизация и героизация повседневности. Миф – это не просто рассказанная история, а регламентация и санкционирование определённой модели поведения (напр., героизация самопожертвования в мифе о Прометее). Именно поэтому М. широко используются в идеологическом дискурсе.

М. в идеологическом контексте. М. в контексте идеологии используется и как собственно культурный феномен (как прецедентное имя и прецедентная ситуация) и как Идеологема (см.).

Сущность М. и идеологемы одинакова: сложные явления, укладываясь в устойчивую словесную формулу, с помощью неё редуцируются до «общепонятных идей» (Э. Дюркгейм). Такие формулы легко укореняются в массовом сознании с помощью стереотипных номинаций и становятся «предметом веры, а не рассуждения» (Л. Леви-Брюль). Как М., так и идеологемы включают в себя эмоциональную составляющую, воздействующую на чувства людей, т.е. обладают суггестивностью.

И миф, и идеологема базируются на некритическом восприятии действительности и служат для консолидации социума. Только миф аккумулирует исторический опыт человечества, а идеологема нацелена в будущее: она ориентирует массовое сознание в заданном направлении (Н. Клушина). Напр., лозунг «Украина – это Европа!», широко используемый во время оппозиционного протеста в Киеве в декабре-январе 2013-2014 гг., совмещает в себе буквальный (географический) смысл с идеологическими и мифологическими представлениями украинских масс. «Украина – это Европа» является, с одной стороны, идеологемой оппозиционной части украинских политиков и их электората, объявивших курс на евроинтеграцию, а с другой стороны, эта же словесная формула является в то же время М., т.к. упрощает сложный исторический путь развития украинского народа до эмоционально ёмкого прецедентного выражения, в котором не разграничиваются мечта, реальность и вымысел, а воспринимаются симультанно, как призыв. Таким образом, идеологема – это М., используемая в идеологических целях.

М. в медийном контексте. В медийном контексте М. можно рассматривать с точки зрения теории мемов. С развитием интернета в медиапространстве появились новые способы структурирования массового сознания – мемы. Мем в различных теориях трактуется по-разному: как идеологический код, как единица информации, которая содержится в сознании, как разновидность архетипов сознания, использующихся в массовой коммуникации и др. Особенностью мема является скорость распространения и массовость (связанные с особенностями интернет-коммуникации), обеспечивающие быстрое его внедрение в массовое сознание.

Мем можно считать медийным измерением М., поскольку он имеет общую с ней природу и общие функции: это образная, имплицитно эмоциональная идея, выраженная вербально или иконически, способная воздействовать на массовое сознание в заданном направлении, поскольку не предполагает критического восприятия, а усваивается как растиражированный стереотип помимовольно, подсознательно, за счёт частотности его использования. Новейшие исследования российской политической жизни вскрывают виртуальную борьбу идей как борьбу мемов (интернет-М.), которые оказывали вполне реальное воздействие на политическую жизнь общества. Напр., «раскрученным» через Интернет в 2012 году (год выборов президента России) «оппозиционным» мемам «партия жуликов и воров», «белые ленточки», «честные выборы» и т.п. противостояли «проправительственные» мемы «революция норковых шуб», «политика реальных дел», «сетевые хомячки» и т.п. (А. Столяров).

М. – необходимый элемент массового, коллективного и индивидуального сознания, поскольку рационализм человеческого мышления не исключает веры – как интуитивного, скрытого, ещё не достигнутого знания. Контекстные измерения М. позволяют увидеть в ней культурные, идеологические или медийные смыслы, которые составляют эмерджентность этого сложного феномена и его многофункциональность в жизни социума.

Лит.: Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996; Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М., 2008; Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и В.В. Петуховой. М., 1980; Столяров А.А. «Facebook-революция» в медиапространстве России // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы. Мат-лы Международной научно-практической конференции (26-27 апреля 2013 г.). М., 2013; Шульга Н.В. Мифологема в структуре массового политического сознания: КД. Омск, 2006; Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 2006.

 

Н.И. Клушина





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 580 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2604 - | 2280 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.